|
|
|
Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями Данная редакция действовала до внесения изменений от 20 декабря 2004 г. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 3) Глава 2. Государственное регулирование вопросов социальной и (статьи 4 - 8) медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и медико-педагогической (статьи 9 - 14) коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями Глава 4. Права детей с ограниченными возможностями, права и (статьи 15 - 17) обязанности их родителей и иных законных представителей Глава 5. Заключительные положения (статьи 18 - 19) В оригинале оглавление отсутствует Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности. Глава 1. Общие положения Статья 1. Термины и определения, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения: 1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями - деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; 2) ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке; 3) ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 4) физический недостаток - стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки; 5) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений; нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении; 6) сложный недостаток - любое сочетание психического и физического недостатков; 7) тяжелый недостаток - психический и (или) физический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания, элементарными знаниями об окружающем мире и простыми трудовыми навыками или узкой профессиональной подготовкой; 8) раннее вмешательство (ранняя поддержка) - социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей раннего возраста (до трех лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую психолого-педагогическую диагностику, лечение, развивающее обучение; 9) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 10) социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям в реализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функционированию; 11) скрининг - массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы "риска"; 12) медицинская и психолого-педагогическая диагностика - комплексная междисциплинарная оценка психофизического развития детей для выявления различных недостатков и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания; 13) медицинская реабилитация - комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма; 14) специальные образовательные программы - программы, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями; 15) специальное образование - образование, предоставляемое детям с ограниченными возможностями с созданием специальных условий; 16) специальные образовательные условия - условия для получения специального образования, включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями; 17) специальные организации образования - организации, созданные для диагностики и консультирования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другие организации; 18) специальные коррекционные организации - организации для детей с ограниченными возможностями в развитии: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с умственной отсталостью; с задержкой психического развития; с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со cлепоглухотой; 19) психологическое обследование - определение особенностей психического состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями; 20) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста; 21) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельности детей; 22) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста; 23) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом имеющегося психического и (или) физического недостатка; 24) индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - перечень медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры; 25) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральные исполнительные органы, осуществляющие руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями 1. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора. 3. Отношения, связанные с государственной поддержкой детей-сирот, детей с психическими заболеваниями, малообеспеченных семей и иных категорий лиц, нуждающихся в государственной поддержке, регулируются настоящим Законом лишь в той части, в какой это связано с социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями. Статья 3. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями, ее цели, задачи и принципы 1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения. 2. Целями социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются: 1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от нормального развития; 2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности; 3) снижение уровня детской инвалидности; 4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной их социальной адаптации. 3. Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются: 1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями; 2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги; 3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями; 4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями; 5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку; 6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями. 4. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах: 1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям; 2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку; 3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса; 4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки. Глава 2. Государственное регулирование вопросов социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) утверждает программы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями; 2) определяет государственные стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями; 3) по представлению уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан утверждает бесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями; 4) определяет порядок разработки, утверждения государственных общеобязательных образовательных стандартов специального дошкольного и специального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан Уполномоченный орган в области охраны здоровья граждан: 1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы "риска" в родовспомогательных учреждениях, детских поликлиниках, учреждениях первичной медико-санитарной помощи и направления выявленных детей группы "риска" и с ограниченными возможностями в психолого-медико-педагогические консультации; 2) определяет порядок организации диагностики, лечения различных видов патологии детей с физическими и (или) психическими недостатками; 3) обеспечивает совместно с уполномоченным органом в области образования подготовку врачей общей практики, педиатров и средних медицинских работников по вопросам раннего выявления детей группы "риска"; 4) способствует использованию международного опыта по диагностике и лечению детей с ограниченными возможностями. Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования: 1) устанавливает государственные образовательные стандарты специального дошкольного и общего образования; 2) определяет единые принципы и нормативы специальных образовательных условий для всех организаций образования; 3) определяет предельную наполняемость специальных классов (групп), где обучаются дети с ограниченными возможностями; 5) устанавливает обязательные минимальные требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями; 6) определяет методики аттестации обучающихся; 7) совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальной защиты разрабатывает и утверждает нормативные требования на технические средства обучения детей с ограниченными возможностями; 8) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению организаций образования разной ведомственной подчиненности; 9) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области специального образования; 10) совместно с другими заинтересованными государственными органами организует научное сопровождение программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями; 11) разрабатывает и обеспечивает реализацию программ обучения на дому. Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения Уполномоченный орган в области социальной защиты: 1) координирует деятельность уполномоченных органов в вопросах социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 2) разрабатывает программу социальной поддержки детей с ограниченными возможностями; 3) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним, оказывает методическую помощь социальным работникам; 4) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальных услуг; 5) организует мониторинг республиканских, местных программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями совместно с органами здравоохранения и образования на основе государственной статистической отчетности; 6) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб разной ведомственной подчиненности; 7) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания; 8) организует повышение квалификации и переподготовку социальных работников. Статья 8. Компетенция органов местного государственного управления 1. Местные представительные органы: 1) утверждают региональные программы по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями; 2) осуществляют контроль за исполнением программ по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями. 2. Местные исполнительные органы: 1) разрабатывают и представляют на утверждение маслихатов программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями; 2) осуществляют материально-техническое обеспечение государственных организаций образования, медицинских государственных организаций, занятых вопросами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 3) организуют скрининг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, детских поликлиниках, родовспомогательных учреждениях; 4) обеспечивают с согласия родителей и иных законных представителей направление выявленных в результате скрининга детей группы "риска" в психолого-медико-педагогические консультации; 5) организуют обучение детей с ограниченными возможностями в специальных организациях образования и создают условия для их обучения в других организациях образования; 6) осуществляют контроль за качеством специального образования; 7) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации и аттестацию кадров, работающих в специальных организациях образования и в сфере выявления, учета и коррекции психических и (или) физических недостатков; 8) координируют деятельность по организации и оказанию социальной помощи по уходу за детьми с тяжелыми недостатками; 9) обеспечивают реализацию прав на гарантированное медицинское обслуживание и бесплатное образование с соблюдением общегосударственных стандартов, а также получение социальной помощи и специальных социальных услуг; 10) обеспечивают защиту прав и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями; 11) содействуют в трудоустройстве детей с ограниченными возможностями. 3. Решениями акимов областей (города республиканского значения, столицы) поэтапно, в течение трех лет, психолого-медико-педагогические консультации создаются на шестьдесят тысяч детского населения, реабилитационные центры - в городах республиканского и областного значения, кабинеты психолого-педагогической коррекции - в районных центрах. Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями Статья 9. Организации, оказывающие медицинские, специальные образовательные и специальные социальные услуги детям с ограниченными возможностями 1. Медицинские услуги осуществляют: организации охраны материнства и детства, организации первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностические поликлиники, медицинские реабилитационные центры, независимо от организационно-правовых форм. 2. К медицинским услугам относятся: 1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявления детей группы "риска" (скрининг); 2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии; 3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии; 4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации: психолого-медико-педагогические консультации, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании. 4. К специальным образовательным услугам относятся: 1) углубленное и комплексное обследование детей с целью выявления особенностей их интеллектуального развития и определения их возможностей для выбора вида и формы обучения и воспитания; 2) психолого-педагогическая коррекция, обучение и воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями; 3) трудовое воспитание, профессиональная диагностика; 4) профессиональное образование; 5) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 5. Организации, оказывающие специальные социальные услуги: учреждения социальной защиты населения, организации по производству протезно-ортопедических изделий, изготовлению технических и вспомогательных средств. 6. К специальным социальным услугам относятся: 1) оказание социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов; 2) предоставление услуг по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями; 3) обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами; 4) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями; 5) предоставление услуг социальных работников. Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами Республики Казахстан. Статья 10. Психолого-медико-педагогические консультации 1. Психолого-медико-педагогические консультации являются государственными учреждениями, осуществляющими проведение диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации. 2. Психолого-медико-педагогические консультации направляют детей с ограниченными возможностями в специальные коррекционные и другие организации для получения медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг только с согласия родителей и иных законных представителей. Статья 11. Организация образования детей с ограниченными возможностями 1. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное образование с трехлетнего возраста, начальное и основное общее образование с семи-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного общего образования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менее десяти лет. При наличии показаний по заключению психолого-медико-педагогических консультаций воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями может осуществляться на дому. 2. Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании. Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями. См.также: Правила о порядке организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования Республики Казахстан. Статья 12. Государственная статистическая отчетность Государственная статистическая отчетность по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями определяется уполномоченным органом по статистике в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 13. Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Статья 14. Трудовая подготовка и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями 1. Дети с ограниченными возможностями могут получать профессиональное образование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовании. 2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, в специальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональная диагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования. 3. Начальное профессиональное образование детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных организациях образования, коррекционных организациях начального профессионального образования, в организациях профессионального образования и иных организациях. Глава 4. Права детей с ограниченными возможностями, права и обязанности их родителей и иных законных представителей Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями 1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на: 1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации; 4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 5) получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций; 6) бесплатное, на конкурсной основе, профессиональное образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ; 7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. 2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов и кредитов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования. 3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке. Статья 16. Права родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможностями Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право: 1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации; 2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг; 3) на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 4) на возмещение затрат на воспитание и обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан. Статья 17. Обязанности родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможностями 1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимо обязанностей, установленных законодательством, должны обеспечивать своим детям содержание, воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать их права и интересы, участвовать в реализации индивидуальной программы реабилитации. 2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями за уклонение от выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесение вреда их здоровью несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Глава 5. Заключительные положения Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года. Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |