|
|
|
Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2008 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 09 февраля 2009 г.
Глава 1 Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2 Права и обязанности населения в области (статьи 7 - 9) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 3 Компетенция государственных органов в области (статьи 10 - 13) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 4 Предупреждение чрезвычайных ситуаций (статьи 14 - 18) природного и техногенного характера Глава 5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного (статьи 20 - 23) Глава 6 Экспертиза и государственный учет в области (статьи 25 - 26) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 7 Материальное и финансовое обеспечение в (статьи 27 - 29) области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 8 Контроль в области чрезвычайных (статьи 30 - 32) ситуаций природного и техногенного характера Глава 9 Ответственность за нарушение законодательства (статьи 33 - 35) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 10 Разрешение споров в области чрезвычайных (статья 36) ситуаций природного и техногенного характера Глава 11 Международное сотрудничество и международные (статьи 37 - 39) договоры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера По всему тексту Закона: слова «, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности,», «независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности», «независимо от формы собственности,» исключены; слова «центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям», «о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям», «центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям», «Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям», «центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям» заменены соответственно словами «уполномоченным органом», «об уполномоченном органе», «уполномоченного органа», «Уполномоченный орган», «уполномоченный орган»; слово «Полномочия» заменены словом «Компетенция»; слова «и надзор», «и надзора» исключены в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.) В тексте Закона после слова «Глава» цифры «I - XI» заменены соответственно цифрами «1 - 11» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики. Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. См.: Мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (приложение № 1 к постановлению Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 04 сентября 1996 г. № 26)
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений; катастрофа - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба; стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация; бедствие - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация; декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации; уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; зона чрезвычайной ситуации - определенная территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация. По масштабу распространения и объему причиненного ущерба чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на объектовые, местные, региональные и глобальные; чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях; чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций; предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера. Статья 3. Основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: - гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации; - заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; - обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. Статья 4. Участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.) Статья 5. Обязанности организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Организации обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения; - предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; - обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; - проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами; - в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организации представляют в уполномоченный орган декларации безопасности промышленных объектов в порядке, установленном законами Республики Казахстан. Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются уполномоченным органом. Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу. Статья 6. Участие общественных объединений в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией. Глава 2 Права и обязанности населения в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.) Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности; - обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими; - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан; - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; - на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при привлечении их для выполнения обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; - на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных социальных пособиях; - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования; - информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки; - принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования. Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Заголовок главы 3 изменен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Глава 3 Компетенция государственных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; - организует разработку программ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов; - рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; - утверждает положение об уполномоченном органе; - утверждает технические регламенты; - образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них; - устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций; - организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям; - определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - организует государственную экспертизу и государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций; - определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - принимает решения о ликвидации последствий глобальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования; - осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан; - создает аварийно-спасательные службы (в том числе аэромобильные отряды). В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.); Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.) См. изменения - Закон РК от 04.12.08 г. № 97-IV (вводится в действие с 1 января 2010 года) Статья 11. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: - координирует работу центральных и местных исполнительных органов и научных организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - утверждает или согласовывает нормативные правовые акты, за исключением технических регламентов, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; - руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям; - руководит органами государственной противопожарной службы, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров; - руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций; - обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций; - осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - осуществляет государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - проводит аттестации субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выдает государственным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу; - организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций; - по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций; - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций в соответствии с действующим законодательством; - осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций; - разрабатывает программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обеспечивает деятельность аварийно-спасательных служб (в том числе аэромобильных отрядов); - оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим, в том числе работникам аварийно-спасательных служб, в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - разрабатывает технические регламенты в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 12. Компетенция центральных государственных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Центральные государственные органы в пределах своей компетенции: - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в уполномоченный орган; - разрабатывают технические регламенты и принимают участие при их разработке; - образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы; - руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - организуют отраслевой государственный контроль, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации; - участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций. См.также: Функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 1996 г. № 553 «О Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.05.00 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2006 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введен в действие с 1 января 2009 года) (см. стар. ред.) См. изменения - Закон РК от 04.12.08 г. № 97-IV (вводится в действие с 1 января 2010 года) Статья 13. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения столицы) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей (подведомственной) территории: - заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; - вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций местного масштаба; - участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций; - обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных медицинских и других ресурсов; - обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. Глава 4 Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся: - научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций; - анализ технических регламентов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. См.: Постановление Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. № 1218 «О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль обстановки и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Статья 16. Гласность и информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям. См. Порядок работы Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям со средствами массовой информации.
В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (см. стар. ред.) Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации. Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в организациях послесреднего и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы. См.: Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций.
В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.) Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия: - сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений; - гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия; - усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте; - защитные мероприятия по опасным производственным объектам; - мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; См.: Совместный приказ Министерства здравоохранения РК № 962, Министерства транспорта и коммуникаций РК № 307-I, Агентства РК по чрезвычайным ситуациям № 231 от 23 октября 2001 г. Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению биотерроризма, Совместный приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан № 1026 от 12 ноября 2001 г. О реализации решения совместного совещания Министерства здравоохранения РК и Министерства сельского хозяйства РК «Организация совместных профилактических и противоэпидемических мероприятий по зооантропонозным инфекциям». - другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально уполномоченных органов, имеющими обязательную силу. Деятельность организаций и граждан, связанная с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит страхованию в соответствии с требованиями законодательных актов Республики Казахстан об обязательных видах страхования. Например см. решение Акима ВКО от 15 января 1999 года № 635 «Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Решение Акима Актюбинской области от 25 мая 1999 года № 85 «Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Актюбинской области».
Глава 5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Статья 19. Исключена в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.) В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.) Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации. При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |