|
|
|
Пояснительная записка к проекту Конституционного закона РК "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" (май, 2003 г.)
Министерство юстиции Республики Казахстан 12 мая текущего года внесло проект Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" (далее - Проект) в Правительство Республики. Данный Проект обсуждался на ПДС 28 марта 2003 года. Однако рекомендации, выработанные участниками ПДС нашли свое отражение частично, большинство же важных рекомендаций были вообще не учтены, либо внесены в искаженном виде, также отражены нормы, которые противоречат принципу ПДС. В таком виде, как было внесено в Правительство Республики, Проект не меняет сущность действующего Закона "О выборах в Республике Казахстан", который по прежнему дает возможность власти вмешиваться в избирательный процесс, оставляя избирательных органов государственными и при формировании избирательных комиссий соответствующими маслихатами предусматривая учет мнений вышестоящих избирательных комиссий, органов местного государственного управления, также ограничивая права наблюдателей и доверенных лиц кандидатов в депутаты, запрещая возможности для осуществления независимого, общественного мониторинга выборов на всех стадиях их проведения, в том числе во время голосования и подведения его итогов. Тем более Проект содержит такие антиконституционные и не соответствующие международным стандартам моменты как: - голосование избирателем за другого избирателя при наличии доверенности, заверенной нотариально; - запрещение деятельности во время выборов социологов, проводящих опросы общественного мнения, а также независимых наблюдателей, журналистов Республике Казахстан, финансируемых международными организациями. В связи с чем, необходимо внести изменения и дополнения в некоторые статьи проекта Конституционного закона РК "О внесении изменений и дополнении в Конституционный закон РК "О выборах в Республике Казахстан" содержащие в себе следующие принципиально важные моменты: 1) прямое голосование, гласность, тайное голосование, справедливость, законность и недопущение любого незаконного вмешательства в избирательный процесс; 2) выведение избирательных комиссий всех уровней из системы государственных органов и недопущение включения в их состав государственных служащих, что существенно может повысить их независимости; 3) сокращение срока полномочий нижестоящих от Центризбиркома избирательных комиссий и сведение его к периоду подготовки и проведения выборов; 4) отказ от участия в формировании нижестоящих от Центризбиркома избирательных комиссий государственных органов различных уровней и отнесение данного права к компетенции соответствующих маслихатов; 5) предоставление кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим свои избирательные списки, права представлять соответствующим государственным органам для обязательного включения в состав Центральной, территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий по одному своему представителю; 6) расширение уровня открытости (прозрачности) деятельности избирательных комиссий посредством, в частности, предоставления возможности всем желающим участникам избирательного процесса присутствовать на рабочих заседаниях избирательных комиссий любого уровня с правом совещательного голоса; 7) наличие равных стартовых возможностей абсолютно всех кандидатов посредством предоставления им соответствующими избирательными комиссиями равной суммы денежных средств на проведение своей избирательной кампании; 8) введение статуса и расширение полномочий отечественных и зарубежных (международных) наблюдателей на выборах. Предложенный проект изменений и дополнений в Конституционный закон РК "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" обоснованы и необходимы так как в изменениях и дополнениях предусмотрены демократические стандарты организации и проведения выборов. Проект Конституционный Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (25 июня 2003 года) См. проект закона, представленного для всенародного обсуждения - июль 2003 г. Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г. № 17-18, ст. 114; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г. № 12, ст. 192; 1998 г. № 7-8, ст. 71; № 22, ст. 290; 1999 г., № 10, ст. 340; № 15, ст. 593) следующие изменения и дополнения: 1. пункт 4 статьи 4 исключить; 2. пункт 3 статьи 5 изложить в следующей редакции: "3. Кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах.". 3. в статье 9: абзац четвертый подпункта 2) пункта 1 исключить. пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. При выборах депутатов маслихатов применяется следующая система подсчета голосов: избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании."; в главу 2 внести следующие изменения: Глава 2. Избирательные комиссии Статья 10. Статус избирательных комиссий 1. Избирательной комиссией является коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий на основе Конституции Республики Казахстан и настоящего Конституционного Закона подготовку и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. 2. Единую систему избирательных комиссий образуют: а) Центральная избирательная комиссия республики; б) территориальные избирательные комиссии; в) окружные избирательные комиссии; г) участковые избирательные комиссии. 3. Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим органом. Председатель, заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии осуществляют свои полномочия в течение пяти лет. Остальные члены Центральной избирательной комиссии осуществляют свои полномочия в течение срока подготовки и проведения выборов в соответствующие государственные органы. 4. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии создаются и действуют без статуса юридического лица в течение срока подготовки и проведения выборов в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления. 5. Избирательные комиссии всех уровней в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 11. Порядок образования и состав избирательных комиссий 1. Центральная избирательная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики Казахстан. 2. Каждая политическая партия имеет право представлять Президенту Республики Казахстан для включения в состав Центральной избирательной комиссии по одному своему представителю. 3. В случае отклонения Мажилисом Парламента любых предложенных Президентом Республики Казахстан кандидатов для избрания их членами Центральной избирательной комиссии Президент Республики Казахстан имеет право по собственному усмотрению либо по повторному представлению соответствующих политических партий, если отклоненные Мажилисом Парламента кандидаты в члены Центральной избирательной комиссии были их представителями, представить Мажилису Парламента новых кандидатов для избрания их членами Центральной избирательной комиссии. 4. Территориальные избирательные комиссии образуются решением маслихатов областей, города республиканского значения и столицы республики, районов, городов областного значения по представлению политических партий и общественных объединений. Председатель и секретарь соответствующих избирательных комиссий избираются на заседаниях соответствующих избирательных комиссий. 5. Окружные избирательные комиссии образуются совместным решением маслихатов областей, города республиканского значения и столицы республики, районов, городов областного значения, территория которых полностью либо частично совпадает с территорией соответствующего избирательного округа. 6. Участковые избирательные комиссии образуются решением: а) на территории столицы республики, города республиканского значения, городов областного значения - решением соответствующих маслихатов; б) на территории городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов - решением маслихатов соответствующих районов. 7. В состав территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий входят председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены комиссии. 8. Общее количество членов избирательных комиссий составляет а) Центральной - не менее тринадцати человек; б) территориальных - не менее одиннадцати человек; в) окружных - не менее девяти человек; г) участковых - не менее семи человек. 9. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий избираются членами соответствующих комиссий. 10. Маслихаты областей, города республиканского значения, столицы республики, районов, городов областного значения имеют право назначить в соответствующие избирательные комиссии по собственному усмотрению не более пяти человек. 11. Политические партии, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан, имеют право представлять соответствующим маслихатам для обязательного включения в состав территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий по одному своему представителю. 12. В состав территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий не могут входить лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов, государственные служащие, депутаты Парламента, маслихатов, члены органов местного самоуправления. Не могут также входить родственники (родители, супруги, братья, сестры, дети, свойственники братья, сестры, родители и дети супругов): а) родственники кандидатов в Президенты Республики Казахстан - в состав избирательных комиссий любого уровня; б) родственники кандидатов в депутаты Сената Парламента - в состав соответствующих территориальных избирательных комиссий; в) родственники кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, маслихатов и в члены органов местного самоуправления - в состав соответствующих окружных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего избирательного округа. После регистрации кандидатов, баллотирующихся в государственные органы и органы местного самоуправления, их родственники, входящие в состав соответствующих избирательных комиссий, слагают с себя полномочия членов избирательных комиссий. 13. Государственные органы, должностные лица, участвующие в образовании избирательных комиссий, имеют право в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав, в том числе по представлению политических партий, если эти изменения касаются представителей указанных политических партий в соответствующих избирательных комиссиях. 14. Информация о составе избирательных комиссий всех уровней публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через семь дней после назначения (объявления) выборов. 6. пункт 3 статьи 13 исключить 7. в статье 14: подпункте 3) дополнить словами следующего содержания: "обращается соответствующий маслихат либо в суд с заявлением о прекращении деятельности нижестоящих избирательных комиссий, допустивших нарушения настоящего Конституционного закона"; в подпункте 5) слова "и инициативные группы" исключить; дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания: "6-1) устанавливает единую нумерацию участков для голосования"; в подпункте 11) слова "и инициативные группы" исключить; 8. пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции: "1. Окружные избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах."; 9. в статье 16: подпункт 4) исключить; в подпункте 5) слова "и инициативные группы" исключить; 11. статью 19 изложить в следующей редакции: "Статья 19. Статус члена избирательной комиссии 1. Члены избирательных комиссий являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. 2. Правовое положение членов избирательных комиссий определяется Конституцией, настоящим Конституционным законом и иными законодательными актами Республики Казахстан. 3. Члены избирательной комиссии в период проведения выборов не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведены на другую работу; 4. Член избирательной комиссии: 1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; 2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться и получать любые документы и материалы избирательной комиссии, членом которой он является, осуществлять проверки деятельности нижестоящей избирательной комиссии по уполномочию, подтвержденным двумя третями голосов членов избирательной комиссии, в которой он состоит; 5) обязан соблюдать требования Конституции, настоящего Конституционного закона и иного законодательства республики, нормы служебной этики; 6) должен добросовестно выполнять служебные обязанности, решения и указания избирательной комиссии и ее председателя, вышестоящей избирательной комиссии; 7) обязан обеспечивать соблюдение и защиту избирательных прав и законных интересов граждан, проявлять беспристрастность и независимость при принятии решений, а также воздерживаться от публичной оценки деятельности кандидатов и политических партий, выдвинувших партийный список; 8) не связан с решениями политической партий либо иного общественного объединения, представителем которого он является, и не имеет право отстаивать их интересы. 6. Член избирательной комиссии освобождается от своих обязанностей по истечении установленного срока полномочий избирательной комиссии, при прекращении ее деятельности, а также по решению сформировавшего его представительного органа (маслихата) в случаях: 1) подачи заявления об освобождении от обязанностей по собственному желанию; 2) утраты гражданства Республики Казахстан; 3) выезда на постоянное место жительства за пределы административно-территориальный единицы, на территории которой сформирована соответствующая избирательная комиссия. 4) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; 5) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; 6) его смерти. 7. В случае грубого нарушения членом комиссии должностных полномочий или ненадлежащего выполнения обязанностей он освобождается от должности вышестоящей избирательной комиссией. 8. Избирательная комиссия не должна состоять из работников органов исполнительной власти и управления. 12. в статье 20: пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: "Особое мнение незамедлительно доводится до сведения вышестоящей избирательной комиссии"; пункт 6 изложить в следующей редакции: "6. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение 15 дней со дня принятия решения или совершения действия, если иные сроки обжалования не установлены настоящим Конституционным законом. По истечении указанных сроков жалоба на решения или действия избирательных комиссий рассмотрению не подлежит. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. В жалобе обязательно излагаются обстоятельства, послужившие основанием для подачи жалобы, и указываются доказательства, которыми заявитель жалобы обосновывает свои требования. Жалобы без соблюдения данного условия не рассматриваются и возвращаются заявителю. При одновременном рассмотрении жалобы в избирательной комиссии и суде, избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и вступлении в законную силу решения суда по результатам ее рассмотрения. В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, или вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями"; пункт 8 дополнить предложением следующего содержания: "Дополнительная оплата труда членам избирательной комиссии за счет средств, выделенных на проведение выборов, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан"; пункт 9 изложить в следующей редакции: "9. Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента, маслихатов, члены органов местного самоуправления не могут быть членами избирательных комиссий. Доверенные лица кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в подчинении, не могут состоять в избирательных комиссиях, обеспечивающих непосредственную организацию и проведение в избирательном округе выборов, в которых участвует данный кандидат. Указанные лица приостанавливают свою деятельность в избирательной комиссии со дня регистрации соответствующего кандидата до отмены регистрации или прекращения избирательной кампании."; 13. дополнить статьей 20-1 следующего содержания: "Статья 20-1. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. 2. Избирательные комиссии создают условия для свободного ознакомления всех заинтересованных лиц с решениями избирательных комиссий, которые размещаются в общедоступных телекоммуникационных сетях, а в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом подлежат иному опубликованию. 3. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты или их доверенные лица, представители средств массовой информации при наличии удостоверения и задания редакции. 4. В день голосования, с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования, при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждого кандидата, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии удостоверения и задания редакции, а также по одному наблюдателю от каждой политической партии, общественного объединения или иной некоммерческой организации республики и наблюдатели иностранных государств и международных организаций. 5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме с указанием даты выборов, его фамилии, имени, отчества, номера избирательного участка (наименования избирательной комиссии). Данный документ заверяется печатью организации его выдавшей и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии для регистрации наблюдателя. 6. Наблюдатели, доверенные лица, представители средств массовой информации имеют право: а) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий любого уровня с правом совещательного голоса; в) знакомиться со списками избирателей, включенных в списки для голосования, получать информацию о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе в голосовании вне помещения для голосования; г) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, включая избирательные участки, образованные на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящиеся в день выборов в плавании, в воинских частях, отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, во время проведения голосования и подсчета голосов; д) находиться в транспортном средстве для перевозки урны при выездном голосовании; е) присутствовать при предъявлении председателем участковой избирательной комиссии урн для голосования перед их опечатыванием и перед их вскрытием после завершения голосования; ж) наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии, в том числе при выдаче избирателям избирательных бюллетеней и подсчете голосов в условиях обеспечивающих четко видеть и читать содержания бюллетеней; з) присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности избирателей по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам прибыть в помещение для голосования; и) присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней; к) делать фото-, киносъемки, аудио-, видеозаписи; л) знакомиться с протоколами участковых избирательных комиссий об итогах голосования и получать их заверенные копии; м) обращать внимание председателя и других членов участковой избирательной комиссии на замеченные ими нарушения настоящего Конституционного Закона во время проведения голосования и подсчета голосов письменно или устно, и требовать от них устранения этих нарушений; Замечания наблюдателей должны заноситься в протокол участковых избирательных комиссии. н) присутствовать на заседаниях территориальных и (или) окружных избирательных комиссий во время подведения итогов голосования на территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) соответствующего избирательного округа; о) обжаловать решения, действия или бездействие соответствующей избирательной комиссии и (или) ее членов в вышестоящей избирательной комиссии или в судебном порядке. 7. В случае выявления наблюдателями нарушений настоящего Конституционного Закона во время проведения голосования и подсчета голосов ими составляется акт о выявлении соответствующего нарушения, который в обязательном порядке прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования. 8. Наблюдатели, доверенные лица, представители средств массовой информации обязаны: 1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия; 2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией, не предпринимать действий, препятствующих работе избирательной комиссии; 3) выполнять требования членов избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке; 4) основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; 5) сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии; 6) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан. 9. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций а также иностранные представители средств массовой информации аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Частные лица из иностранных государств Центральной избирательной комиссией не аккредитуются. 10. Центральная избирательная комиссия выдает наблюдателям удостоверение установленного образца, являющегося основанием для их деятельности в период проведения избирательной кампании. Срок аккредитации наблюдателей иностранных государств и международных организаций заканчивается за пятнадцать дней до дня голосования. 11. Финансовое и организационное обеспечение деятельности наблюдателей производится за счет средств сторон, направивших наблюдателей. 12. В случае нарушения наблюдателями законодательства Республики Казахстан или общепризнанных норм международного права Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию. 14. в статье 24: пункт 4 после слов "указываются фамилия, имя, отчество" дополнить словами "идентификационный код, указанный в удостоверении личности,"; в пункте 5: второе предложение абзаца первого исключить; дополнить абзацами следующего содержания: "Учет избирателей осуществляет по распоряжению соответствующего акима специально уполномоченный орган или должностное лицо местного исполнительного органа на основании сведений, представляемых соответствующими органами, осуществляющими учет населения. Должностные лица местных исполнительных органов несут ответственность за достоверность данных об избирателях, представленных избирательной комиссии. Сведения об избирателях предварительно сверенные с данными других компетентных органов и организаций представляются местным исполнительным органом на электронных и бумажных носителях в соответствующие избирательные комиссии к 1 июля и 1 января каждого года. пункт 10 изложить в следующей редакции: "10. Внесение уточнений в списки избирателей (выборщиков) прекращается за день до дня голосования, за исключением исполнения решения суда или вышестоящей избирательной комиссии." 15. пункт 1 статьи 26 изложить в следующей редакции: 1. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным по месту жительства граждан, за пятнадцать дней до дня голосования представляются избирателям для ознакомления, а также публикуются местными исполнительными органами в печатных изданиях без указания места жительства избирателя. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в воинских частях, на судах, принадлежащих республике и находящихся в день выборов в плавании, в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах представляются для всеобщего ознакомления за пять дней до дня голосования; по избирательным участкам, образованным при проведении выборов членов органов местного самоуправления - за семь дней до дня голосования." в пункте 4: во втором предложении слова "не позднее чем в трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно" заменить словами "в день подачи заявления"; в четвертом предложении слова "в течение трех дней, а накануне и в день выборов - безотлагательно" заменить словами "в день ее подачи"; в пятом предложении слово "дополнительный " исключить; 16. в статье 27: пункт 1 дополнить предложением следующего содержания: "При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов"; в пункте 2: после слова "агитация" дополнить словами следующего содержания "это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за того или иного кандидата, политической партии, которая" в подпункте 2) слова "и членов инициативных групп" исключить; дополнить пунктом 3-1 следующего содержания: 3-1. Акимы, иные должностные лица органов местного государственного управления привлекаются к административной либо уголовной ответственности за использование преимуществ своего должностного или служебного положения в целях избрания кандидата, партийного списка. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Конституционном законе понимается: 1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости к осуществлению в служебное время предвыборной агитации за кандидата, партийный список; 2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности способствующей избранию кандидата, если иным кандидатом не будет гарантировано использование указанных помещениях на таких же условиях; 3) использование телефонной, факсимильной связи, оргтехники органов государственного управления для проведения предвыборной агитации; 4) бесплатное либо на льготных условиях использование транспортных средств органов государственного управления для осуществления деятельности способствующей избранию кандидата; 5) проведение предвыборной агитации во время служебных командировок."; дополнить пунктами 4-1, 4-2 следующего содержания: "4-1. Средства массовой информации независимо от форм собственности обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и репутацию того или иного кандидата или политической партии; не распространять информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им служебных (должностных) обязанностей в период предвыборной агитации; предоставлять возможность указанным лицам опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и репутации в ближайшем номере печатного издания или передаче на телевидении либо радио. Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщений, установленных настоящим Конституционным законом. Нарушение требований настоящего пункта является основанием для приостановления деятельности средства массовой информации, допустившего нарушение, по решению суда. 4-2. Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона."; пункт 5 изложить в следующей редакции: "5. Ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денежных средств либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании. Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещается. С момента объявления (назначения) выборов кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации пунктов бесплатного общественного питания, зрелищных и спортивных мероприятий."; дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания: "6. Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников. 7. Нарушение кандидатом, политической партией, выдвинувшей партийный список, а также их доверенными лицами правил, установленных пунктами 5 и 6 настоящей статьи Конституционного закона влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата, партийного списка.". 17. в статье 28: пункт 1 дополнить словами следующего содержания: "в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Казахстан. Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования"; пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания: "Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации"; пункт 3 изложить в следующей редакции: "Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату наравне с другими кандидатами предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме, не более двух печатных листов Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией в устанавливаемом ею объеме времени. Негосударственные средства массовой информации на договорной основе представляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимуществ тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условия и порядок предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов местного самоуправления. Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувшим партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений. Запрещается журналистам прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении, по радио и в печатных изданиях."; в пункте 4: предложения второе, третье, четвертое исключить; дополнить абзацами следующего содержания: "Местные органы государственного управления и органы местного самоуправления по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии обязаны предоставлять на платной основе для встреч кандидатов с избирателями помещение, находящееся в их коммунальной собственности, и определить время, на которое предоставляется данное помещение. Окружные избирательные комиссии согласно полученным заявкам от кандидатов составляют график встреч кандидатов с избирателями и публикуют его в средствах массовой информации. Условия предоставления помещения единые для всех кандидатов. Кандидаты вправе на средства избирательного фонда на договорной основе арендовать здания и помещения независимо от формы собственности для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других массовых агитационных мероприятий с обязательным предоставлением копий договоров в избирательные комиссии до начала их проведения.";
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |