|
|
|
Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 года № 118-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2018 г.)
Принят Палатой представителей 29 мая 2002 года Одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года
Настоящий Кодекс устанавливает правовые, экономические и организационные основы судоходства по внутренним водным путям Республики Беларусь.
Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Кодексе Для целей настоящего Кодекса применяются следующие основные термины и их определения: акватория порта - обособленный участок внутреннего водного пути, используемый для обеспечения деятельности порта; багаж - имущество, сданное перевозчику пассажиром, которое перевозчик обязан доставить в пункт назначения и на основании багажной квитанции выдать; база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс объектов (объект) на сухопутной территории и акватории, предназначенный для стоянки (хранения) и (или) обслуживания 10 и более маломерных судов, за исключением портов и судоходных гидротехнических сооружений; внутренние водные пути - естественные либо искусственно созданные участки водоемов и водотоков, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства; внутренний водный транспорт - вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания, а также используемый в целях судоходства с участием маломерных судов; внутренний водный транспорт общего пользования - внутренний водный транспорт, выполняющий перевозки пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам; грузовладелец - грузоотправитель и (или) грузополучатель; грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые от своего имени либо на основании договора перевозки внутренним водным транспортом вверяют перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи грузополучателю; грузополучатель - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, уполномоченные на получение груза на основании договора перевозки внутренним водным транспортом или на иных законных основаниях; грузы - материальные ценности, принятые перевозчиком для перевозок внутренним водным транспортом в пункт назначения; коносамент - товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза или договора буксировки внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза; лоцманская проводка - деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей; маломерные суда - суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы, за исключением построенных или оборудованных для промыслового рыболовства, оказания услуг по перевозке грузов и (или) пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнений и засорений, а также принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, военных, военно-вспомогательных, пограничных и других судов, находящихся в государственной собственности и эксплуатируемых исключительно в некоммерческих целях; навигационное оборудование - система специальных сигнальных средств, предназначенных для обеспечения безопасного судоходства; навигация - период времени, в течение которого внутренние водные пути открыты для судоходства; пассажир - физическое лицо, имеющее проездной документ (билет), удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира внутренним водным транспортом, либо перевозимое судном внутреннего плавания на иных законных основаниях; перевозчик - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании договора перевозки или на иных законных основаниях доставку пассажиров, грузов, багажа, а также плавучих объектов в пункт назначения; плавучий объект - плавучее искусственное сооружение, не являющееся судном и не используемое в целях судоходства; порт - специально отведенный участок сухопутной территории и акватории внутренних водных путей, предназначенный для обслуживания пассажиров и судов, приема, погрузки, выгрузки, хранения и выдачи грузов и багажа, а также выполнения иных работ и услуг, обычно оказываемых в порту; порт общего пользования - порт, осуществляющий прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам; путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские работы, а также содержание навигационного оборудования на внутренних водных путях; ручная кладь - вещи и предметы пассажира, по своим свойствам, габаритным размерам и массе отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь и перевозимые бесплатно под личную ответственность пассажира; судно - самоходное или несамоходное плавучее искусственное сооружение, используемое в целях судоходства; судно внутреннего плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по внутренним водным путям, за исключением маломерного судна; судно смешанного (река-море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по морским и внутренним водным путям, за исключением маломерного судна; судовладелец - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие судно от своего имени независимо от того, являются они собственниками судна или используют его на ином законном основании; судоводитель маломерного судна (далее - судоводитель) - физическое лицо, управляющее маломерным судном, за исключением лица, обучаемого управлению моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил) (далее - моторное маломерное судно), или сдающего практический экзамен на право управления моторным маломерным судном. К судоводителю приравнивается лицо, обучающее управлению моторным маломерным судном или принимающее практический экзамен на право управления моторным маломерным судном и при этом находящееся на нем; судовой билет - документ, подтверждающий право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на маломерное судно и право плавания данного судна под Государственным флагом Республики Беларусь; судовой ход - пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте; судоходные гидротехнические сооружения - сооружения на внутренних водных путях, предназначенные для обеспечения судоходства; судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки пассажиров, грузов, багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения, а также для подъема затонувшего имущества, санитарного и иного контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей; транспортный аварийный случай - аварийный случай, связанный с движением судов (судна).
Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства по внутренним водным путям Республики Беларусь, определяет основные права, обязанности и ответственность субъектов отношений в области внутреннего водного транспорта. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на: внутренние водные пути Республики Беларусь и расположенные на них сооружения; порты, пристани, причалы, базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, расположенные на внутренних водных путях Республики Беларусь; суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания, маломерные суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Республики Беларусь. Действие настоящего Кодекса, за исключением случаев, специально в нем предусмотренных, не распространяется на военные, военно-вспомогательные, пограничные и другие суда, находящиеся в государственной собственности и эксплуатируемые или используемые исключительно в некоммерческих целях.
Статья 3. Законодательство Республики Беларусь в области внутреннего водного транспорта Законодательство Республики Беларусь в области внутреннего водного транспорта основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в этой области.
Статья 4. Международные договоры Республики Беларусь Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Статья 5. Субъекты отношений в области внутреннего водного транспорта Субъектами отношений в области внутреннего водного транспорта являются Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, другие государства, юридические лица, включая иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в этой области.
Глава 2 Государственное регулирование деятельности в области внутреннего водного транспорта
Статья 6. Основы государственного регулирования деятельности в области внутреннего водного транспорта Государственное регулирование деятельности в области внутреннего водного транспорта осуществляется в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках по внутренним водным путям, обеспечения безопасности судоходства и создания условий, необходимых для развития рынка транспортных работ и услуг. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта включает: определение и реализацию государственной политики в области внутреннего водного транспорта; принятие (издание) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области внутреннего водного транспорта; заключение международных договоров в области внутреннего водного транспорта; разработку и реализацию программ развития и использования внутреннего водного транспорта; проведение тарифной политики в области внутреннего водного транспорта; подтверждение соответствия транспортных работ и услуг в области внутреннего водного транспорта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; установление требований по обеспечению безопасности деятельности в области внутреннего водного транспорта и охраны окружающей среды.
Статья 7. Органы государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование в сфере безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь, и иными органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 71. Полномочия Президента Республики Беларусь в области внутреннего водного транспорта Президент Республики Беларусь в области внутреннего водного транспорта определяет единую государственную политику, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области внутреннего водного транспорта Правительство Республики Беларусь в области внутреннего водного транспорта: утверждает программы развития и использования внутреннего водного транспорта; определяет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, компетенцию органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, контроль за безопасностью судоходства, технический надзор за судами, их классификацию; устанавливает порядок государственной регистрации и классификации, технического освидетельствования маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; устанавливает порядок обучения и проверки знаний гражданами правил управления моторными маломерными судами; утверждает Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок; утверждает Правила государственной регистрации судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания; утверждает перечень портов, закрытых для захода и обслуживания иностранных судов; устанавливает порядок организации и выполнения перевозок воинских грузов внутренним водным транспортом; осуществляет межправительственное сотрудничество в области внутреннего водного транспорта; решает иные вопросы в области внутреннего водного транспорта в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия республиканского органа государственного управления в области внутреннего водного транспорта Республиканский орган государственного управления в области внутреннего водного транспорта: организует разработку и реализацию программ развития и использования внутреннего водного транспорта, за исключением маломерных судов; проводит экономическую, научно-техническую и социальную политику в области внутреннего водного транспорта, за исключением маломерных судов; утверждает Правила перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), Правила перевозок грузов внутренним водным транспортом (далее - Правила перевозок грузов), Правила буксировки судов, плотов и плавучих объектов (далее - Правила буксировки); утверждает Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов; утверждает Правила технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений; устанавливает порядок публикации перечней организаций, относящихся к внутреннему водному транспорту общего пользования; устанавливает порядок взимания портовых платежей; утверждает Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, устанавливает порядок организации лоцманской проводки; устанавливает перечень и границы внутренних водных путей Республики Беларусь, открытых для судоходства, по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами; утверждает Устав службы на судах внутреннего водного транспорта, Положение о дипломировании и аттестации плавсостава судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях, за исключением маломерных судов, Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, за исключением маломерных судов; устанавливает категорию средств навигационного оборудования и сроки его действия; устанавливает гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы шлюзов; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 91. Полномочия республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование в сфере безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь Республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование в сфере безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь: обеспечивает осуществление контроля за безопасностью судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь, а также за эксплуатацией этих судов и баз (сооружений) для их стоянок на внутренних водных путях Республики Беларусь; устанавливает требования к эксплуатационному состоянию маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок на внутренних водных путях Республики Беларусь; определяет классификацию транспортных аварийных случаев с участием маломерных судов, порядок их расследования; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Подтверждение соответствия транспортных работ и услуг в области внутреннего водного транспорта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Подтверждение соответствия транспортных работ и услуг в области внутреннего водного транспорта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Статья 11. Тарифы на внутреннем водном транспорте Тарифы на перевозку по внутренним водным путям пассажиров, грузов, багажа, буксировку судов, плотов и иных плавучих объектов, а также тарифы на иные работы и услуги внутреннего водного транспорта устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Глава 3 Внутренние водные пути
Статья 12. Собственность на внутренних водных путях Внутренние водные пути составляют исключительную собственность государства. Реки, озера, водохранилища, каналы и иные поверхностные водные объекты являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в целях судоходства полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное водопользование. В собственности юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут находиться искусственные сооружения на внутренних водных путях, не отнесенные законами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства. Искусственные сооружения на внутренних водных путях, находящиеся в собственности государства, за исключением сооружений для регулирования уровня воды, а также сооружений, используемых для перехода судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них, для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, могут передаваться частному партнеру во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование. При этом термин «частный партнер» используется в значении, определенном пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года «О государственно-частном партнерстве» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2340). Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения предназначены для использования любыми юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. За проход судов по шлюзованной системе могут устанавливаться платежи за шлюзование. Размер платежей за шлюзование судов, а также порядок их взимания определяются законодательством Республики Беларусь.
Статья 13. Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Путевые работы, в том числе устройство и содержание рейдов в портах общего пользования, и содержание судоходных гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасного судоходства осуществляются республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей за счет республиканского бюджета в пределах средств, определяемых для этих целей законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Путевые работы могут выполняться также за счет доходов от хозяйственной деятельности республиканских унитарных предприятий внутренних водных путей и за счет других источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Путевые работы, устройство и содержание навигационного оборудования на подходах и у причалов портов, в затонах осуществляются за счет средств лиц, в собственности или пользовании которых они находятся. Дноуглубительные и выправительные работы, за исключением неотложных, выполняются по согласованию с территориальными органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Неотложные дноуглубительные и выправительные работы на внутренних водных путях выполняются республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей с соблюдением законных прав и интересов других водопользователей и немедленным уведомлением об этом местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Статья 14. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях (мостов, причалов, дамб, плотин, каналов, надводных и подводных переходов, водозаборов, водоспусков, запаней, затонов, линий электрической связи и передачи и др.), безвозвратное извлечение нерудных строительных материалов осуществляются по согласованию с республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей, территориальными органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за счет собственных средств устанавливать и обеспечивать действие навигационных знаков в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации по согласованию с республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны разводить и поднимать их по графику, согласованному с республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей. Владельцы мостов обязаны за счет собственных средств устанавливать и содержать устройства и приспособления, необходимые для безопасного прохода судов и плотов, а также выполнять дноуглубительные и дноочистительные работы после постройки и ремонта мостов. Владельцы гидроэлектростанций и других водоподпорных сооружений обязаны поддерживать необходимые для судоходства уровни воды, согласованные с республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта, на участках выше и ниже этих сооружений. Эксплуатация гидроузлов и водохранилищ комплексного назначения, регулирование в них уровней воды осуществляются по согласованию с республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта.
Статья 15. Условия пользования акваториями и землями Для выполнения работ, связанных с судоходством, на внутренних водных путях вне населенных пунктов организациям внутреннего водного транспорта предоставляется в постоянное пользование полоса отвода земли (береговая полоса) шириной 20 метров от уреза воды или от бровки берега (на крутых берегах) в глубь материка или острова. В постоянное пользование республиканским унитарным предприятиям внутренних водных путей предоставляются земельные участки, занимаемые зданиями социального и производственного назначения и сооружениями. Республиканские унитарные предприятия внутренних водных путей имеют право: пользоваться береговой полосой для выполнения работ по обеспечению судоходства; устанавливать на береговой полосе навигационные знаки; производить в соответствии с законодательством Республики Беларусь об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и законодательством Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира рубку, удаление, пересадку древесно-кустарниковой растительности, произрастающей в границах береговой полосы, в целях обеспечения безопасности судоходства, видимости береговых навигационных знаков. При необходимости установка береговых навигационных знаков, рубка, удаление, пересадка древесно-кустарниковой растительности в целях обеспечения видимости этих знаков могут производиться за границами береговой полосы в соответствии с законодательством Республики Беларусь; использовать безвозмездно для выполнения работ грунт, камень, гравий, а также древесно-кустарниковую растительность, находящиеся в пределах береговой полосы. Устройство временных приспособлений для причаливания, швартовки и стоянки судов, плотов или иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки и высадки пассажиров осуществляется по согласованию с республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей. Установка на береговой полосе источников светового излучения без ограждения их со стороны судового хода щитами, кроме огней навигационного оборудования, запрещается. Пользование водными участками для нужд промышленного рыболовства в местах, где они используются для нужд судоходства, допускается по согласованию с республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта и иными органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Право пользования береговой полосой не распространяется на полосу отвода железной дороги и другие участки земли, на которых расположены устройства и сооружения железнодорожного транспорта, полосы отвода автомобильных дорог, на охранную зону надводных и подводных переходов, участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Предоставление земельных участков в зоне действия навигационного оборудования и возведение на них каких-либо сооружений осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по согласованию с республиканскими унитарными предприятиями внутренних водных путей. Пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей на участках пограничной зоны Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и по согласованию с Государственным пограничным комитетом. Лица, использующие береговую полосу для выполнения временных работ, после их окончания обязаны очистить и обустроить ее.
Статья 16. Возмещение вреда, причиненного объектам организаций внутреннего водного транспорта Лица, причинившие вред судовому ходу, а также навигационному оборудованию, судоходным гидротехническим сооружениям и иным объектам организаций внутреннего водного транспорта или уничтожившие такие объекты, обязаны возместить причиненный вред в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 17. Общие положения о портах Имущество порта может находиться в государственной или частной собственности. Перечень портов с указанием портов общего пользования, видов выполняемых ими операций, тарифных расстояний между ними и сроков навигации публикуется для общего сведения в порядке, устанавливаемом республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта. Решение о закрытии порта для захода и обслуживания иностранных судов принимается Правительством Республики Беларусь.
Территория порта включает акваторию порта и сухопутную территорию. Сухопутную территорию порта составляют земли, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. Акватория порта обособляется в соответствии с водным законодательством Республики Беларусь.
Статья 19. Государственная администрация порта В целях государственного регулирования деятельности портов по решению республиканского органа государственного управления в области внутреннего водного транспорта в порту создается государственная администрация порта. Государственная администрация порта является юридическим лицом либо его обособленным подразделением и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта. Основными обязанностями государственной администрации порта являются: организация обслуживания пассажиров; организация выполнения погрузочно-разгрузочных работ; обеспечение безопасности судоходства на акватории порта; организация и выполнение работ в случае загрязнения акватории порта; организация обращения с судовыми отходами; взимание портовых платежей; организация и выполнение работ по спасанию на акватории порта судов и ликвидации пожаров на судах, находящихся в порту.
Статья 20. Основные требования по эксплуатации порта Владельцы причалов портов должны обеспечивать безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у причалов. В зависимости от назначения порта на причалах должны быть склады, весоизмерительные приборы, устройства и оборудование для перегрузки грузов, устройства для посадки, высадки и пребывания пассажиров. Перегрузочное оборудование, эксплуатируемое в портах, должно соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации внутреннего водного транспорта, утверждаемых республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта. Контроль за содержанием, своевременным ремонтом этого оборудования и безопасным выполнением работ осуществляется владельцем порта. Эксплуатация порта должна осуществляться с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства Республики Беларусь.
Для регулирования деятельности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на территории порта, а также находящихся на его акватории судов государственная администрация порта по согласованию с заинтересованными органами и иными организациями определяет: порядок входа судов в порт и выхода их из порта; правила плавания судов на акватории порта и стоянки их в порту; правила обеспечения безопасности в порту; правила пользования средствами связи; противопожарный режим в порту; порядок и условия загрузки, разгрузки и обслуживания судов, находящихся в порту; порядок и условия доставки в порт и отправления из порта грузов железнодорожным, автомобильным или водным транспортом; порядок и условия хранения грузов на складах порта; порядок и условия обслуживания пассажиров, а также осуществления других видов деятельности в порту. При установлении в порту пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь пограничный, санитарно-карантинный и другие виды контроля осуществляются, а таможенный контроль проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством Таможенного союза.
В портах могут устанавливаться следующие портовые платежи с судов: корабельный (судовой); канальный; причальный; лоцманский; якорный; за прием с судов в переработку нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых вод и отходов. Размер портовых платежей определяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Глава 41 Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов
Статья 221. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов могут эксплуатироваться юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - эксплуатант). База (сооружение) для стоянки маломерных судов имеет территорию, которая включает сухопутную территорию и акваторию. Имущество баз (сооружений) для стоянок маломерных судов может находиться в государственной собственности и (или) частной собственности как их эксплуатантов, так и иных юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Пользование эксплуатантом имуществом баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, находящимся в собственности иных юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляется на праве аренды или ином законном основании. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов допускается после их регистрации. Эксплуатант базы (сооружения) для стоянки маломерных судов должен обеспечивать ее соответствие требованиям к эксплуатационному состоянию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь, устанавливаемым республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование в сфере безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь, а также не допускать угрозы технического состояния базы (сооружения) для стоянки маломерных судов безопасности судоходства, окружающей среде.
Статья 222. Регистрация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов в целях их учета подлежат регистрации эксплуатантами в реестре баз (сооружений) для стоянок маломерных судов. Регистрация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и ведение соответствующего реестра осуществляются государственным учреждением «Государственная инспекция по маломерным судам» (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных процедурах. Форма реестра баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, сведения, подлежащие внесению в реестр баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, устанавливаются республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование в сфере безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |