|
|
|
Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года № 2768-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.04.2020 г.)
О внесении изменений см.: Закон Украины от 31.03.20 г. № 552-IX (вступает в силу 1 июля 2021 г.); Закон Украины от 17.06.20 г. № 711-IX (см. сроки вступления в силу).
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Земля - основное национальное богатство 1. Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. 2. Право собственности на землю гарантируется. 3. Использование собственности на землю не может причинять вред правам и свободам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
1. Земельные отношения - это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. 2. Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. 3. Объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).
Статья 3. Регулирование земельных отношений 1. Земельные отношения регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. 2. Земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются настоящим Кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат настоящему Кодексу.
Статья 4. Земельное законодательство и его задача 1. Земельное законодательство включает настоящий Кодекс, иные нормативно-правовые акты в области земельных отношений. 2. Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства, рационального использования и охраны земель.
Статья 5. Принципы земельного законодательства Земельное законодательство базируется на следующих принципах: а) сочетания особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства; б) обеспечения равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства; в) невмешательства государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом; г) обеспечения рационального использования и охраны земель; ?) обеспечения гарантий прав на землю; д) приоритета требований экологической безопасности.
Глава 2. Полномочия Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в области земельных отношений
Статья 6. Полномочия Верховной Рады Украины в области земельных отношений К полномочиям Верховной Рады Украины в области земельных отношений относится: а) принятие законов в области регулирования земельных отношений; б) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель; в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель; г) установление и изменение границ районов и городов; г) согласование вопросов, связанных с изменением целевого назначения особо ценных земель государственной и коммунальной собственности, прекращением права постоянного пользования ими в соответствии с настоящим Кодексом; д) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
Статья 7. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений на территории республики относится: а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад; б) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; в) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации в пределах территории Автономной Республики Крым; г) утверждение и участие в реализации республиканских программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель; г) исключен д) координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области земельных отношений; е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; є) координация осуществления контроля за использованием и охраной земель; ж) исключен; з) установление и изменение границ сел, поселков, не входящих в состав соответствующего района; и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 8. Полномочия областных советов в области земельных отношений К полномочиям областных советов в области земельных отношений на территории области относится: а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад; б) исключен в) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; г) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации на соответствующей территории; ?) утверждение и участие в реализации региональных программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель; д) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; е) организация землеустройства; є) исключен; ж) установление и изменение границ сел, поселков, не входящих в состав соответствующего района или в случае, если районный совет не создан; з) разрешение земельных споров; и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 9. Полномочия Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений К полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений на их территории относится: а) распоряжение землями территориальной громады города; б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом; в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом; г) изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; ?) выкуп земельных участков для общественных нужд города; д) прекращение права пользования земельными участками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; е) принятие решения об освобождении самовольно занятых земельных участков; є) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков из земель государственной собственности, которые производятся органами исполнительной власти; ж) установление и изменение границ сел, поселков, районов в городах; з) организация землеустройства; и) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; ?) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства; ї) ограничение, временное запрещение (приостановление) либо прекращение использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства; й) информирование населения о предоставлении, изъятии (выкупе) земельных участков; к) исключен; л) разрешение земельных споров; м) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 10. Полномочия районных советов в области земельных отношений К полномочиям районных советов в области земельных отношений на территории района относится: а) распоряжение землями на праве совместной собственности соответствующих территориальных громад; б) исключен в) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; г) обеспечение реализации государственной политики в области охраны и использования земель; ?) организация землеустройства и утверждение землеустроительных проектов; д) исключен; е) разрешение земельных споров; е1) установление и изменение границ сел, поселков, входящих в состав соответствующего района; є) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 11. Полномочия районных в городах советов в области земельных отношений Полномочия районных в городах советов в области земельных отношений определяются городскими советами.
Статья 12. Полномочия сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов в области земельных отношений К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится: а) распоряжение землями территориальных громад; б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом; в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом; г) изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом; ?) выкуп земельных участков для общественных нужд соответствующих территориальных громад сел, поселков, городов; д) организация землеустройства; е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; є) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства; ж) ограничение, временное запрещение (приостановление) использования земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства; з) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом; и) установление и изменение границ районов в городах с районным делением; ?) информирование населения об изъятии (выкупе), предоставлении земельных участков; ї) внесение предложений в районный совет об установлении и изменении границ сел, поселков, городов; й) разрешение земельных споров; к) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом. К полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов принадлежат: 1) предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в соответствии с законом; 2) решения других вопросов в отрасли земельных отношений в соответствии с законом.
Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти в области земельных отношений
Статья 13. Полномочия Кабинета Министров Украины в области земельных отношений К полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится: а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом; б) реализация государственной политики в области использования и охраны земель; в) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом; г) координация проведения земельной реформы; ?) разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель; д) организация ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществление землеустройства; е) установление порядка проведения мониторинга земель; е-1) внесение в Верховную Раду Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов; є) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 14. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области земельных отношений К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области земельных отношений относится: а) участие в разработке общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель; б) участие в формировании государственной политики в области охраны и рационального использования земель; в) организация мониторинга земель; г) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 141. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в области земельных отношений К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в области земельных отношений относится: а) участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель; б) участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв; в) координация и обеспечение осуществления оценки воздействия на окружающую среду; г) внесение предложений по формированию государственной политики в области охраны и рационального использования земель; г) осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны земель; д) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 142. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в области земельных отношений К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в области земельных отношений, относится осуществление государственного контроля за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, а также иностранными юридическими лицами требований законодательства об использовании и охране земель по: консервации деградированных и малопродуктивных земель; сохранение водно-болотных угодий; выполнение экологических требований при предоставлении в собственность и пользование, в том числе в аренду, земельных участков; осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами; соблюдение режима использования земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения; соблюдение экологических нормативов по вопросам использования и охраны земель; установки и использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдение режима использования их территорий; решение других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
Статья 15. Полномочия центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере земельных отношений К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере земельных отношений, относятся: а) осуществление нормативно-правового обеспечения в сфере земельных отношений; б) обеспечение проведения земельной реформы; в) разработка и обеспечение реализации общегосударственных, региональных программ использования и охраны земель; г) обеспечение осуществления землеустройства, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель; г) обеспечение проведения государственной экспертизы документации по землеустройству в случаях и порядке, определенных законом, ведения и администрирования Государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений; д) разработка экономического механизма регулирования земельных отношений; е) участие в разработке мероприятий по развитию рынка земель; е) международное сотрудничество в области земельных отношений; i) Исключен; ж) решение других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
Статья 151. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, относятся: а) внесение в установленном порядке предложений относительно распоряжения землями государственной и коммунальной собственности, установления границ области, района, города, района в городе, села и поселка, регулирования земельных отношений; б) участие в разработке и выполнении государственных, отраслевых, региональных и местных программ по вопросам регулирования земельных отношений, рационального использования земель, их воспроизводства и охраны, установления границ области, района, города, района в городе, села и поселка, в проведении мониторинга земель, территориальном планировании; в) организация проведения работ, связанных с реализацией земельной реформы; г) проведение в соответствии с законодательством мониторинга земель и охраны земель; г) ведения и администрирования Государственного земельного кадастра; д) участие в государственном регулировании планирования территорий; е) проведения государственной экспертизы землеустроительной документации; е) осуществление мероприятий по совершенствованию порядка ведения учета и подготовки отчетности по регулированию земельных отношений, использования и охраны земель, формирования экосети; е-1) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом; е-2) участие в формировании и реализации государственной политики в сфере национальной инфраструктуры геопространственных данных; ж) решение других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
Статья 152. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в сфере земельных отношений К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в сфере земельных отношений, относится организация и осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности, в том числе по: ведением государственного учета и регистрации земель, достоверностью информации о наличии и использовании земель; выполнением условий снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы при проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, своевременным проведением рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных соответствующим рабочим проектом землеустройства; соблюдением требований земельного законодательства при приобретении права собственности на земельные участки по договорам купли-продажи, мены, дарения, залога и другим гражданско-правовым соглашениям; соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и установленного порядка приобретения и реализации права на землю; соблюдением правил, установленного режима эксплуатации противоэрозионных, гидротехнических сооружений, сохранением защитных насаждений и межевых знаков; проведением землеустройства, выполнением мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, в частности за соблюдением собственниками и пользователями земельных участков требований, определенных в проектах землеустройства; размещением, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов, отрицательно влияют или могут повлиять на состояние земель; осуществлением мероприятий, предусмотренных соответствующими рабочими проектами землеустройства, относительно защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, засоления, солонцювання, высушивания, уплотнения и других процессов, приводящих к ухудшению состояния земель, а также по недопущению владельцами и пользователями земельных участков порчи земель путем их загрязнение химическими и радиоактивными веществами и сточными водами, засорение промышленными, бытовыми и другими отходами, зарастания кустарниками, мелколесьем и сорняками; соблюдением сроков своевременного возврата временно занятых земельных участков и обязательным выполнением мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; соблюдением порядка определения и возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; использованием земельных участков в соответствии с целевым назначением; соблюдением требований земельного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам передачи земель в собственность и предоставление в пользование, в том числе в аренду, изменения целевого назначения, изъятие, выкупа, продажи земельных участков или прав на них на конкурентных началах; решением других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
Статья 16. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в области земельных отношений К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым в области земельных отношений относится: а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом; б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и республиканских программ по вопросам использования и охраны земель; в) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель; г) подготовка заключений о предоставлении или изъятии (выкупе) земельных участков; ?) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом; д) осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков; д-1) внесение в Кабинет Министров Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов; е) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 17. Полномочия местных государственных администраций в области земельных отношений К полномочиям местных государственных администраций в области земельных отношений относится: а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом; б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ по вопросам использования и охраны земель; в) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель; г) подготовка заключений о предоставлении или изъятии (выкупе) земельных участков; ?) выкуп земельных участков для общественных нужд в пределах, определенных настоящим Кодексом; д) подготовка заключений об установлении и изменении границ сел, поселков, районов, районов в городах и городов; е) осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков; є) координация деятельности государственных органов земельных ресурсов; є-1) внесение в Кабинет Министров Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов в порядке, определенном законом; ж) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Статья 17-1. Полномочия государственных органов приватизации в области земельных отношений Государственные органы приватизации осуществляют продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.
Глава 4. Состав и целевое назначение земель Украины
Статья 18. Состав земель 1. К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории. 2. Категории земель Украины имеют особый правовой режим. 3. Украина за пределами ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.
1. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилищной и общественной застройки; в) земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; ?) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; е) земли лесохозяйственного назначения; є) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. 2. Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование граждан либо юридических лиц, могут находиться в запасе. См. приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23 июля 2010 года № 548 «Об утверждении Классификации видов целевого назначения земель»
Статья 20. Установление и изменение целевого назначения земельных участков 1. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода. 2. Изменение целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение об утверждении проектов землеустройства по отводу земельных участков и передаче этих участков в собственность или предоставления в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса. 3. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности производится: относительно земельных участков, расположенных в пределах населенного пункта, - сельским, поселковым, городским советом; относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, - районной государственной администрацией, а по земельным участкам, расположенных за пределами населенных пунктов, не входящих в территории района, или в случае если районная государственная администрация не образована, - Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией. Проект отвода земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу собственника земельного участка без предоставления разрешения Советом министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку. Проект отвода земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом. Проект отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса. Совет министров Автономной Республики Крым, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласованного в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса, принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и изменение ее целевого назначения. Отказ Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд. 4. Исключена. 5. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются его владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству. Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в пределах требований относительно пользования землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 настоящего Кодекса. Земельные участки, которые относятся к землям обороны, используются исключительно в соответствии с Законом Украины «Об использовании земель обороны». 6. Изменение целевого назначения особо ценных земель допускается для размещения на них объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости, отнесение земель, указанных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения. Отнесение особо ценных земель государственной или коммунальной собственности, определенных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям других категорий осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины. Согласования материалов места расположения объекта предполагается разместить на земельном участке особо ценных земель государственной или коммунальной собственности с изменением ее целевого назначения, осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины в порядке, определенном статьей 151 настоящего Кодекса. 7. Изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
Статья 21. Последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для: а) признания недействительными решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; б) признания недействительными сделок относительно земельных участков; в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; г) привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.
Глава 5. Земли сельскохозяйственного назначения
Статья 22. Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции или предназначенные для этих целей. |