|
|
|
Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 года № 2542-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.07.2010 г.)
Утратил силу в соответствии с Бюджетным кодексом Украины от 8 июля 2010 года № 2456-VI
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые Бюджетным кодексом Украины 1. Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.
Статья 2. Определение основных терминов 1. В настоящем Кодексе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении: 1) бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода; 2) бюджеты местного самоуправлениябюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений; 3) бюджетная классификация - единое систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами; 4) бюджетная программа систематизированный перечень мер, направленных на достижение единой цели и задач, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями; 5) бюджетная система Украины совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права; 6) бюджетное учреждение - орган, учреждение либо организация, определенная Конституцией Украины, а также учреждение либо организация, созданная в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления, которая полностью содержится за счет соответственно государственного бюджета либо местных бюджетов. Бюджетные учреждения являются неприбыльными; 7) бюджетное ассигнование полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на принятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета; 8) бюджетное обязательство - какое-либо осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги либо осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем; 9) бюджетное назначение - полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств настоящим Кодексом, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, которое имеет количественные и временные ограничения и разрешает предоставлять бюджетные ассигнования; 10) бюджетный запрос - документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения с соответствующими обоснованиями по объему бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период; 11) бюджетный процесс регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением и контролем за их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины; 12) бюджетная роспись - документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года в соответствии с бюджетной классификацией; 13) расходы бюджета - средства, которые направляются на осуществление программ и мер, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврат излишне уплаченных в бюджет сумм; 14) расходы бюджета - расходы бюджета и средства на погашение основной суммы долга; 15) главные распорядители бюджетных средств - бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса получают полномочия путем установления бюджетных назначений; 16) государственный долг (долг Автономной Республики Крым либо долг местного самоуправления) - общая сумма задолженности государства (Автономной Республики Крым либо местного самоуправления), состоящая из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (Автономной Республики Крым либо местного самоуправления), включая долговые обязательства государства (Автономной Республики Крым либо местных советов), вступающие в действие в результате выданных гарантии по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства либо договора; 17) дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами; 18) дотация выравнивания - межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает; 19) доходы бюджета - все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты); 20) закон о Государственном бюджете Украины закон, утверждающий полномочия органам государственной власти осуществлять исполнение Государственного бюджета Украины в течение бюджетного периода; 20-1) остаток бюджетных средств - объем средств на счетах соответствующего бюджета и распорядителей средств этого бюджета на конец дня; 21) заимствования - операции, связанные с получением бюджетом средств на условиях возврата, платности и срочности, в результате которых возникают обязательства государства, Автономной Республики Крым либо местного самоуправления перед кредиторами; 22) кредитование за вычетом погашения операции, связанные с предоставлением средств из бюджета на условиях возврата, платности и срочности, в результате которых возникают обязательства перед бюджетом, и операции, связанные с возвратом этих средств в бюджет; 23) корзина доходов бюджетов местного самоуправления - налоги и сборы (обязательные платежи), которые закреплены настоящим Кодексом на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов; 24) коэффициент выравнивания коэффициент, применяемый при расчете объема дотаций выравнивания и средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, с целью укрепления доходной базы бюджетов местного самоуправления; 25) межбюджетные трансферты - средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой; 26) местные бюджеты - бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления; 27) местный финансовый орган - учреждение, которое в соответствии с законодательством Украины осуществляет функции по составлению, исполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета. Для целей настоящего Кодекса Министерство финансов Автономной Республики Крым отнесено к местным финансовым органам; 28) поступления в бюджет - доходы бюджета и средства, привлеченные в результате принятия долговых обязательств органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления; 29) финансовый норматив бюджетной обеспеченности гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных ресурсов уровень финансового обеспечения полномочий Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и исполнительных органов местного самоуправления, используемый для определения объема межбюджетных трансфертов; 30) органы взыскания - налоговые, таможенные и другие государственные органы, которым в соответствии с законом предоставлено право взыскания в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений; 31) платеж - погашение обязательства, возникшего в текущем или предыдущих бюджетных периодах; 32) полномочия на будущие бюджетные обязательства - полномочия на принятие бюджетного обязательства осуществлять платежи в бюджетном периоде, который наступает после окончания текущего бюджетного периода; 33) проект бюджета - проект плана формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода, который является неотъемлемой частью проекта закона о государственном бюджете или проекта решения соответствующего совета о местном бюджете; 34) профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами; 35) решение о местном бюджете нормативно-правовой акт Верховной Рады Автономной Республики Крым либо соответствующего совета, изданный в установленном законодательством Украины порядке, который содержит утвержденные полномочия соответственно Совету министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации или исполнительному органу местного самоуправления осуществлять исполнение местного бюджета в течение бюджетного периода; 36) распорядители бюджетных средств бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, принятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета; 37) субвенции - межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции; 38) финансирование бюджета - поступления и расходы в связи с изменением объема долга, а также изменением остатка наличных средств по бюджету, которые используются для покрытия разницы между доходами и расходами бюджета.
1. Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и истекает 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января не является основанием для установления иного бюджетного периода. 2. В соответствии с Конституцией Украины бюджетный период для Государственного бюджета Украины при особых обстоятельствах может быть иным, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи. 3. Особыми обстоятельствами, при которых Государственный бюджет Украины может быть принят на иной, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи, бюджетный период, являются: 1) введение военного положения; 2) объявление чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях; 3) объявление отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, необходимость устранения природных либо техногенных катастроф. 4. В случае принятия Государственного бюджета Украины на иной, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи, бюджетный период местные бюджеты могут быть приняты на такой же период.
Статья 4. Состав бюджетного законодательства 1. Нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в Украине, являются: 1) Конституция Украины; 2) настоящий Кодекс; 3) закон о Государственном бюджете Украины; 4) другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса; 5) нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, принятые на основании и во исполнение настоящего Кодекса и других законов Украины, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи; 6) нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти, принятые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов Украины и нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи; 7) решения органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятые в соответствии с настоящим Кодексом, нормативно-правовыми актами, предусмотренными пунктами 3, 4, 5 и 6 части первой настоящей статьи. 2. При осуществлении бюджетного процесса в Украине положения нормативно-правовых актов применяются лишь в части, не противоречащей положениям Конституции Украины, настоящего Кодекса и закона о Государственном бюджете Украины. 3. Если международным договором Украины, представленным на ратификацию, установлены иные положения, чем в соответствующих нормах бюджетного законодательства Украины, такие положения принимаются отдельными законами о внесении изменений в соответствующие законы и рассматриваются Верховной Радой Украины одновременно с ратификацией международного договора Украины, которым такие положения предусмотрены. 4. Рассмотрение законопроектов, влияющих на доходную или расходную часть бюджетов, осуществляется по особой процедуре, определяемой статьей 27 настоящего Кодекса.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 5. Структура бюджетной системы Украины 1. Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов. 2. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений. 3. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
1. Сводный бюджет является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства. 2. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя. 3. Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения. 4. Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области. 5. Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района. 6. Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, входящих в его состав. В случае, если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки либо села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.
Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины 1. Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах: 1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности; 2) принцип сбалансированности полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период; 3) принцип самостоятельности Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты; 4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления; 5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макро показателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами; 6) принцип эффективности - при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств; 7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю; 8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями; 9) принцип справедливости и непредвзятости - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами; 10) принцип публичности и прозрачности Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами; 11) принцип ответственности участников бюджетного процесса каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.
Статья 8. Бюджетная классификация 1. Бюджетная классификация Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей. 2. С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины. 3. Бюджетная классификация имеет следующие составные части: 1) классификация доходов бюджета; 2) классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета; 3) классификация финансирования бюджета; 4) классификация долга.
Статья 9. Классификация доходов бюджета 1. Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты. 2. Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. 3. Неналоговыми поступлениями признаются: 1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности; 2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи; 3) поступления от штрафов и финансовых санкций; 4) другие неналоговые поступления. 4. Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Статья 10. Классификация расходов бюджета 1. Расходы бюджета классифицируются по: 1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов); 2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов); 3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов); 4) по бюджетным программам (программная классификация расходов). 2. Функциональная классификация расходов имеет следующие уровни детализации: 1) разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления; 2) подразделения и группы, в которых конкретизируются направления направленности бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления. 3. По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины. 4. Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств. 5. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.
Статья 11. Классификация финансирования бюджета 1. Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга). 2. Классификация финансирования бюджета осуществляется по следующим признакам: 1) финансирование по типу кредитора - по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств; 2) финансирование по типу долгового обязательства - по средствам, используемым для финансирования дефицита или профицита.
Статья 12. Классификация долга 1. Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления. 2. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Статья 13. Составные части бюджета 1. Бюджет может состоять из общего и специального фондов. 2. Общий фонд бюджета включает: 1) все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд; 2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета; 3) финансирование общего фонда бюджета. 3. Специальный фонд бюджета включает: 1) бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений; 2) гранты или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель; 3) разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета. 4. Деление бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о Государственном бюджете Украины. Источники формирования специального фонда определяются исключительно законами Украины. 5. Основанием для решения соответствующего совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины. 6. Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решения соответствующего совета. 7. Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших в этот фонд на соответствующую цель. 8. Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.
ЗАИМСТВОВАНИЯ
Статья 14. Дефицит и профицит бюджета 1. Принятие Государственного бюджета Украины или местных бюджетов на соответствующий бюджетный период с дефицитом разрешается при наличии обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета с учетом особенностей, определенных статьей 72 настоящего Кодекса. 2. Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга и на обеспечение сохранения размера оборотной кассовой наличности.
Статья 14-1. Остаток бюджетных средств 1. Оборотная кассовая наличность - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, формируемая на начало планового бюджетного периода с целью покрытия временных кассовых разрывов. 2. Сохранение размера оборотной кассовой наличности на конец бюджетного периода должно быть обязательным. 3. Оборотная кассовая наличность устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается соответственно в законе о Государственном бюджете Украины и решении о местном бюджете. 4. Разница между остатком средств общего фонда бюджета и оборотной кассовой наличностью на конец бюджетного периода составляет свободный остаток бюджетных средств, который не подлежит изъятию и используется на проведение расходов согласно решению соответствующего совета.
Статья 15. Источники финансирования дефицита бюджета 1. Источниками финансирования дефицита бюджетов являются государственные внутренние и внешние заимствования, внутренние заимствования органов власти Автономной Республики Крым, внутренние и внешние заимствования органов местного самоуправления а также свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных настоящим Кодексом. 2. Кабинет Министров Украины может брать займы в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины. Заимствования не используются для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов государства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия. 3. Министр финансов Украины с учетом требований части второй настоящей статьи с целью экономии средств и эффективности их использования имеет право выбрать кредитора, вид займа и валюту заимствования. 4. Расходы на погашение обязательств по долгу осуществляются в соответствии с кредитными соглашениями, а также нормативно правовыми актами, по которым возникают государственные долговые обязательства и долговые обязательства Автономной Республики Крым или местного самоуправления, независимо от объема средств, предусмотренных на эту цель в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете. 5. Если расходы на обслуживание и погашение государственного долга превысят объем средств, предусмотренный в законе о Государственном бюджете Украины на такую цель, Министр финансов Украины безотлагательно информирует об этом Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины безотлагательно информирует об ожидаемом превышении таких расходов Верховную Раду Украины и представляет в двухнедельный срок предложения о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины. 6. Эмиссионные средства Национального банка Украины не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.
Статья 16. Право на осуществление заимствований 1. Право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований в пределах и на условиях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице Министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. 2. Исключительно Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы имеют право осуществлять внутренние заимствования (за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса). Внешние заимствования могут осуществлять лишь городские советы городов с численностью населения свыше восьмисот тысяч жителей по официальным данным государственной статистики на момент принятия решения об осуществлении заимствований.
Статья 17. Гарантии по выполнению долговых обязательств 1. Кабинет Министров Украины в лице Министра финансов Украины, Совет министров Автономной Республики Крым в лице Министра финансов Автономной Республики Крым и городские советы в лице руководителей их исполнительных органов могут предоставлять гарантии по выполнению долговых обязательств субъектам исключительно в пределах полномочий, установленных соответственно законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете. 2. Гарантии предоставляются лишь на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов. 3. Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств, относятся к платежам по долгу. 4. В случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению и обслуживанию предоставленных на условиях возвратности кредитов, привлеченных государством или под государственные гарантии, других гарантированных государством обязательств, и взыскания задолженности перед Государственным бюджетом Украины за предоставленные предприятиям и организациям займы из государственного бюджета, займы, предоставленные за счет средств, привлеченных государством или под государственные гарантии, плату за пользование этими займами органы взыскания применяют механизм взыскания этой задолженности в порядке, предусмотренном законом для взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, включая погашение такой задолженности за счет имущества должников.
Статья 18. Предельный объем долга 1. Предельный объем внутреннего и внешнего государственного долга, долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления, предельный объем предоставления гарантий устанавливается на каждый бюджетный период соответственно законом о Государственном бюджете Украины либо решением о местном бюджете. 2. Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 процентов фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. 3. В случае превышения предельной величины, определенной частью второй настоящей статьи, Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения этой величины в соответствие с положениями настоящего Кодекса.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ
Статья 19. Стадии бюджетного процесса 1. Стадиями бюджетного процесса признаются: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах; 3) исполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решения о местных бюджетах; 4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему. 2. На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль, аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.
Статья 20. Участники бюджетного процесса и их полномочия 1. Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями. 2. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Статья 21. Распорядители бюджетных средств 1. Для осуществления программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня. 2. Средства бюджета, которые получают физические лица и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств), предоставляются им только через распорядителя бюджетных средств. 3. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в какой бы то ни было форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины.
Статья 22. Главные распорядители бюджетных средств и их основные функции 1. Главными распорядителями бюджетных средств могут быть исключительно: 1) по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о Государственном бюджете Украины, органы, уполномоченные соответственно Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины обеспечивать их деятельность, в лице их руководителей, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, Государственная судебная администрация Украины; учреждения и организации, которые определены Конституцией Украины или входят в состав Кабинета Министров Украины, а также специально уполномоченные законом органы на осуществление разведывательной деятельности, Национальная академия наук Украины, Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины в лице их руководителей; 2) по бюджетным назначениям, предусмотренным бюджетом Автономной Республики Крым, - уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), обеспечивающие деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, а также министерства и другие органы власти Автономной Республики Крым в лице их руководителей;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |