|
|
|
З А К О Н
О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2010 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон определяет статус и организацию работы Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.
Статья 1. Статус и правовая основа деятельности Высшего Судебного Совета Республики Казахстан 1. Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее — Совет) — учреждение без образования юридического лица, создаваемое в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. 2. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
1) обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенности судей; 2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидата на вакантную должность судьи местного и другого суда; по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда; 3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда; рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность; 4) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуру на вакантную должность судьи Верховного Суда; рекомендует кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента; 5) рассматривает кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда; рекомендует кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента; 6) рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки; рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случае упразднения суда или сокращения общего числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде; рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда в случае сокращения общего числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде; рассматривает вопрос о даче рекомендации на освобождение от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов за совершение ими дисциплинарных проступков, в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Дисциплинарно-квалификационной коллегии судей или Судебного жюри; рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда; вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента; рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председателем Верховного Суда Республики Казахстан срока пребывания в должности судьи по достижении им предельного возраста не более чем на пять лет; 7) организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями; 8) представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на арест судьи, его приводе, применении к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечении судьи к уголовной ответственности; 9) вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства, принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, системы подготовки кадров, повышению квалификации судей; 10) утверждает регламент Совета; 11) ведет учет лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи; 12) осуществляет иные полномочия, вытекающие из настоящего Закона и регламента Совета. 2. Для осуществления своих полномочий Совет имеет право: запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов, должностных лиц, организаций, граждан; заслушивать устные и истребовать письменные объяснения соответствующих должностных лиц; образовывать комиссии, рабочие группы из числа членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений, привлекать к своей работе специалистов.
Глава 2. Состав совета и полномочия членов совета
Статья 3. Состав Совета Совет состоит из Председателя, секретаря и других членов, назначаемых и освобождаемых Президентом Республики Казахстан. Должность Председателя, секретаря и члена Совета несовместима с вхождением в состав руководящего органа и наблюдательного совета коммерческой организации, занятием руководящих должностей в политической партии.
1) возглавляет и обеспечивает общее руководство Советом, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями; 2) утверждает планы работы Совета; 3) созывает заседания Совета и председательствует на заседаниях Совета; 4) подписывает рекомендации, заключения, решения и другие документы Совета; 5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета; 6) вправе участвовать на пленарном заседании Верховного Суда, совещаниях судей; 7) принимает меры, направленные на улучшение организации работы Совета, осуществляет контроль за исполнением решений Совета; 8) обеспечивает соблюдение регламента в деятельности Совета; 9) выполняет иные организационно-распорядительные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 2. В случае отсутствия Председателя Совета временное исполнение его обязанностей возлагается на секретаря Совета.
1) организует деятельность аппарата Совета; 2) формирует по предложению членов Совета перечень вопросов, выносимых для рассмотрения на предстоящем заседании, и заблаговременно докладывает о них Председателю; 3) заверяет своей подписью выписки из протоколов заседаний, рекомендаций и заключений, принятых Советом; 4) организует при необходимости проверки; 5) определяет список лиц, приглашаемых на заседание Совета, и обеспечивает их явку; 6) выполняет распоряжения Председателя и решения Совета. 2. В случае отсутствия секретаря Совета исполнение его обязанностей по поручению Председателя возлагается на одного из членов Совета.
Статья 6. Полномочия членов Совета 1) знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Совета; 2) принимать участие в исследовании и проверке материалов; 3) заявлять ходатайства, приводить мотивы и обоснования своим предложениям по рассматриваемым вопросам; 4) представлять имеющиеся у него документы; 5) участвовать в принятии решения путем голосования. 1) принимать участие в заседаниях Совета; 2) быть беспристрастным и объективным при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Совета; 3) соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него полномочий, а также тайны голосования; 4) заявлять самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение.
Статья 7. Заседания Совета 1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание Совета считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов Совета. 2. Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседания. 3. Совет рассматривает материалы не позднее трехмесячного срока со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения.
Статья 8. Порядок проведения заседания Совета 1. Порядок проведения заседаний Совета, а также иные вопросы организации работы Совета определяются регламентом, принимаемым большинством голосов членов Совета. 2. Заседание Совета ведет его Председатель. 3. Рассмотрение материалов на заседании Совета проводится с участием лиц, претендующих на занятие соответствующих должностей или освобождаемых от занимаемых должностей. Отсутствие лица, надлежаще уведомленного о времени и месте проведения заседания, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу, если не требуется его непосредственное участие.
1. Решения Совета принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос, а также иных приглашенных лиц. 2. Решения Совета излагаются в письменной форме и должны содержать дату и место их вынесения, состав Совета, рассмотревший вопрос, мотивы принятого решения. Решения подписываются председательствующим и секретарем Совета. 3. Совет принимает решения в форме заключения, протокольного решения и (или) рекомендации. Члены Совета не вправе воздерживаться от голосования. В случае несогласия с принимаемым решением член Совета вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Совета. 4. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
Глава 4. Порядок и условия приема Квалификационного экзамена квалификационной комиссией при Совете
Статья 10. Квалификационная комиссия при Совете 1. Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний осуществляет Квалификационная комиссия при Совете (далее — Комиссия). 1) председатель Комиссии и пять специалистов из числа преподавателей права, ученых-юристов, назначаемых Советом; 2) трое судей, делегируемых Судебным жюри из своего состава, на ротационной основе. 3. Председатель и члены Комиссии назначаются или делегируются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии должен быть назначен или делегирован не позднее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии. 4. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать профессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом работы по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию. 5. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляют аппарат Совета и уполномоченный орган, осуществляющий организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов.
Статья 11. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов 1. Комиссия проводит свои заседания по приему квалификационных экзаменов по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. 2. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. 3. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены, и приглашенные лица извещаются не позднее, чем за десять календарных дней.
Статья 12. Порядок и условия приема (сдачи) квалификационных экзаменов 1. Порядок приема документов, сдачи квалификационных экзаменов в Комиссии определяется регламентом Совета. 2. Прием квалификационных экзаменов у кандидатов в судьи осуществляется после прохождения гражданами специальной проверки. 3. Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее трех лет и в течение шести лет со дня увольнения изъявившие желание вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи в связи с невыполнением возложенных требований, вступлением в законную силу обвинительного приговора суда либо за совершение дисциплинарных проступков. 4. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, которые были уволены с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы за порочащие проступки и нарушения законодательства Республики Казахстан при исполнении служебных обязанностей. 5. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение шести лет со дня сдачи экзамена. 6. Лица, не сдавшие квалификационные экзамены, допускаются к их повторной сдаче не ранее чем через год.
Статья 13. Отказ в приеме квалификационных экзаменов Отказ в приеме квалификационных экзаменов допускается в случаях, когда кандидаты в судьи не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательными актами Республики Казахстан. В случае отказа в приеме квалификационных экзаменов Комиссия обязана выдать гражданину в течение месяца со дня подачи заявления мотивированный ответ.
Глава 5. Вынесение рекомендации о назначении на должность судьи местного и другого суда
Статья 14. Конкурс на должность судьи 1. Рекомендация Совета о назначении на должность судьи местного и другого суда дается по результатам конкурсного рассмотрения. 2. Основанием для проведения конкурса Советом является представление уполномоченного органа, осуществляющего организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов, об открытии вакансии на должность судьи. 3. Сообщение о сроках и месте проведения конкурса по подбору кандидатур для занятия вакантной должности судьи публикуется уполномоченным органом, осуществляющим организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов, не менее чем за один месяц до конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации на казахском и русском языках.
Статья 15. Участники конкурса на должность судьи 1. Для участия в конкурсе на должность судьи местного и другого суда необходимо подать в аппарат Совета заявление и другие документы, перечень которых установлен регламентом Совета. 2. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи районного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». 3. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи областного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.
Статья 16. Порядок отбора кандидатов на вакантные должности 1. Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности судей осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключающих вмешательство в его деятельность. 2. Основными критериями отбора кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда являются высокий уровень знаний, морально-нравственные качества и безупречная репутация. При этом приоритет отдается лицам: 1) сдавшим квалификационный экзамен в специализированной магистратуре; 2) имеющим стаж работы не менее пяти лет по юридической специальности в государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы, правоохранительных органах и адвокатуре; 3) по результатам сдачи квалификационного экзамена. 3. При проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи областного и приравненного к нему суда учитываются следующие критерии: 1) стаж работы в должности судьи; 2) безупречная репутация и качество отправления правосудия; 3) стаж работы в государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы; 4) стаж работы в правоохранительных и иных государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы, в адвокатуре; 5) наличие ученой степени или ученого звания. 4. По итогам отбора кандидатов на вакантные должности секретарь Совета направляет участникам конкурса соответствующее уведомление о результатах конкурса в течение десяти рабочих дней со дня его завершения.
Глава 6. Вынесение рекомендации о назначении на должности председателей судебных коллегий и судей верховного суда, председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов
Статья 17. Порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов 1. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий, областных и приравненных к ним судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. 2. Кандидатура на вакантную должность председателя районного и приравненного к нему суда рассматривается Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда. 3. К представлению Председателя Верховного Суда прилагаются материалы на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании соответствующего суда на альтернативной основе.
Статья 18. Условия рассмотрения кандидатур на вакантные должности 1. Для получения рекомендации Совета на должности председателя и председателя судебной коллегии областного и приравненного к нему суда представляются граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет. 2. Для получения рекомендации Совета на должность судьи Верховного Суда представляются граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет. Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляются из числа судей Верховного Суда. 3. По итогам рассмотрения кандидатур для назначения на должности председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов помимо критериев, предусмотренных пунктом 3 статьи 16 настоящего Закона, рекомендация выносится с учетом: 1) организаторских способностей кандидата; 2) показателей качества отправления правосудия — для действующих председателей судов и судебных коллегий.
Глава 7. Принятие рекомендации об освобождении от должности судьи
Статья 19. Основания для рассмотрения вопроса об освобождении от должности судьи 1. Основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобождении судьи от должности является представление Председателя Верховного Суда. Представление об освобождении судьи от должности за совершение им дисциплинарных проступков, в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения Дисциплинарно-квалификационной коллегии судей или Судебного жюри. 2. Совет после получения материалов проверяет в порядке, установленном регламентом, содержащиеся в них сведения путем получения письменного объяснения от судьи и других лиц, истребования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, организаций и граждан. 3. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.
Статья 20. Ознакомление судьи с результатами проверки 1. Судья, в отношении которого проводилась проверка, должен быть ознакомлен со справкой и материалами проверки. При этом он может дать дополнительные объяснения, ходатайствовать о проверке определенных обстоятельств. 2. В случае отказа судьи, в отношении которого проводилась проверка, от ознакомления со справкой и с материалами проверки об этом составляется протокол, который подписывают лица, проводившие проверку.
Статья 21.Рассмотрение вопроса об освобождении судьи от должности 1. При рассмотрении вопроса об освобождении судьи от должности Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого получено представление Председателя Верховного Суда. Неявка судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы. 2. Решение Совета должно содержать обстоятельства, положенные в основу принятия рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должности судьи либо отказа в ее принятии со ссылкой на конкретные материалы доказательства.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 22. Аппарат Совета 1. Обеспечение деятельности Совета осуществляется аппаратом Совета. 2. Деятельность аппарата Совета регламентируется законодательством и регламентом Совета. 3. Работники аппарата Совета являются сотрудниками Администрации Президента Республики Казахстан.
Статья 23. Переходные и заключительные положения 1. Результат сдачи квалификационного экзамена в Квалификационную коллегию юстиции Республики Казахстан сохраняет свое действие в течение шести лет после введения в действие настоящего Закона. 1) Закон Республики Казахстан от 28 мая 2001 года «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 10, ст. 144); 2) Закон Республики Казахстан от 11 июля 2001 года «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 15-16, ст. 235).
Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 17 ноября 2008 года № 79-IV ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |