|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Постановление Мажилиса Парламента РК о подготовке заключения по проекту Закона РК 3. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 14 апреля 2011 года № 23/II-362 к проекту Закона РК 4. Прогнозы последствий принятия Закона РК 8. Проект постановления Мажилиса Парламента РК о проекте Закона РК 10. Сравнительная таблица по проекту Закона РК 11. Новости, обсуждения по проекту 12. Закон РК от 28 декабря 2011 года № 521-IV
З А К О Н РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 14 апреля 2011 года № 414
В связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан, руководствуясь принципом гуманизма, принят настоящий Закон.
Статья 1. Освободить от наказания осужденных за преступления небольшой и средней тяжести: 1) несовершеннолетних; 2) женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, а также мужчин, являющихся единственным родителем несовершеннолетних детей; 3) инвалидов I, II и III групп; 4) женщин и мужчин в возрасте соответственно пятидесяти лет и шестидесяти трех лет и старше; 5) участников Великой Отечественной войны; лиц, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане; лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии в Чернобыле; вдов военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщин, имеющих мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц.
Статья 2. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, не подпадающих под действие статьи 1 настоящего Закона, если они отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания.
Статья 3. Освободить от наказания лиц, не подпадающих под действие статей 1, 2 настоящего Закона: 1) осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, которым по приговору суда наказание в виде лишения свободы назначено с применением статьи 63 Уголовного кодекса Республики Казахстан, лиц, освобожденных от отбывания назначенного судом наказания на основании статьи 70, 73 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также лиц, которым назначенное судом наказание заменено более мягким видом наказания с применением статьи 71 Уголовного кодекса Республики Казахстан; 2) осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, мужчин, в одиночку воспитывающих малолетних детей, которым в соответствии со статьей 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан исполнение приговора суда отсрочено; 3) лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести к наказаниям, не связанным с лишением свободы, если это наказание применено в виде основного.
Статья 4. Сократить наполовину неотбытую часть наказания лицам, осужденным к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, которые не подлежат освобождению от наказания на основании статей 1, 2, 3 настоящего Закона.
Статья 5. Отказать в возбуждении уголовного дела и прекратить производством все уголовные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенные до введения в действие настоящего Закона, за которые предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы или наказание, не связанное с лишением свободы. Военнослужащие, совершившие самовольное оставление части или места службы до введения в действие настоящего Закона, за которое предусмотрено наказание частью 1 статьи 372 Уголовного кодекса Республики Казахстан, освобождаются от уголовной ответственности. Прекращение дела не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания или постановлением оправдательного приговора.
1) к лицам, указанным в подпункте 1) статьи 1 настоящего Закона, относятся лица, на момент совершения преступления, не достигшие восемнадцатилетнего возраста; 2) к лицам, указанным в подпункте 2) статьи 1 настоящего Закона, относятся женщины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, в том числе усыновленных, либо взятых под опеку, не достигших восемнадцатилетнего возраста на день введения в действие настоящего Закона, мужчины, которые на момент введения в действие настоящего Закона являются единственным родителем несовершеннолетних детей и не лишены родительских прав, женщины, имеющие беременность на день введения в действие настоящего Закона; 3) к лицам, указанным в подпункте 3) статьи 1 настоящего Закона, относятся инвалиды I, II и III групп, признанные в установленном законодательством порядке таковыми до введения в действие настоящего Закона; 4) к лицам, указанным в подпункте 4) статьи 1 настоящего Закона, относятся женщины и мужчины, которым исполнилось соответственно пятьдесят лет и шестьдесят три года и старше до введения настоящего Закона в действие; 5) к лицам указанным в подпункте 5) статьи 1 настоящего Закона, относятся лица, имеющие официальные документы, подтверждающие их участие в Великой Отечественной войне, боевых действиях в Афганистане, ликвидации последствий аварии в Чернобыле, а также вдов военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, женщин, имеющих мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц.
Статья 7. Действие настоящего Закона не распространяется на лиц: 1) осужденных за совершение тяжких или особо тяжких преступлений; 2) согласно приговору суда, совершивших преступления при опасном или особо опасном рецидиве.
Статья 8. Наличие документов, подтверждающих статус лиц, перечисленных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5) статьи 1 настоящего Закона, обязательно для применения амнистии в отношении них.
Статья 9. Установить, что предусмотренное статьями 2, 4 настоящего Закона отбытие части срока наказания исчисляется на день введения в действие настоящего Закона.
Статья 10. При совокупности преступлений, если одно из них является тяжким или особо тяжким, амнистия не применяется.
Статья 11. Лица, подпадающие под амнистию, освобождаются от основного наказания.
Статья 12. При применении настоящего Закона снятие судимости производится на общих основаниях, установленных статьей 77 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Статья 13. Возложить исполнение настоящего Закона: 1) по применению статей 1, 2, 3, 4 настоящего Закона - на суды по месту отбывания наказания осужденными; 2) по применению статьи 5 настоящего Закона - на органы, ведущие уголовный процесс.
Статья 14. Органы, ведающие исполнением приговоров, в целях обеспечения своевременного исполнения настоящего Закона обязаны представить в суды следующие документы: 1) представление начальника исправительного учреждения, исполняющего наказание; 2) выписку из приговора суда (с внесенными в него изменениями, если таковые имели место); 3) сведения об отбытом и оставшемся сроке наказания на момент введения настоящего Закона в действие; 4) сведения о поощрениях и взысканиях; 6) другие документы, необходимые для решения вопроса о применении амнистии.
Статья 15. Амнистия не применяется в случае, если лицо, в отношении которого может быть применена амнистия, против этого возражает.
Статья 16. Органам, перечисленным в статьях 13 и 14, обеспечить исполнение настоящего Закона в течение шести месяцев со дня его введения в действие.
Статья 17. Вопрос о применении амнистии к лицам, осужденным судами Республики Казахстан, но отбывающим наказание за ее пределами, решается судами Республики Казахстан на основании международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, по представлению компетентного органа государства, на территории которого осуществляется исполнение приговора суда. К лицам, переданным для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в Республику Казахстан из иностранных государств, с которыми Республикой Казахстан не заключены соответствующие международные договоры, амнистия применяется только с согласия компетентных органов государств, передавших таких лиц.
Статья 18. Правительству Республики Казахстан, акимам областей, городов Алматы и Астаны принять меры по: 1) размещению в медико-социальных учреждениях (организациях) стационарного типа инвалидов I и II групп и лиц, не способных к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом, освобожденных от наказания по амнистии и не имеющих родственников и близких; 2) передаче освобожденных несовершеннолетних под надзор родителей, органов опеки и попечительства, либо направлению их, в необходимых случаях, в детские дома, школы-интернаты или иные организации образования; 3) обеспечению контроля за продолжением лечения, назначенного по приговору суда, которое к моменту применения настоящего Закона в ходе исполнения приговора не завершено; 4) размещению освобожденных от наказания по амнистии и не имеющих определенного места жительства, в Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства.
Статья 19. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О подготовке заключения по проекту Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан»
В соответствии с пунктом 28 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: Поручить Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотреть проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан» и подготовить по нему заключение в срок до 31 октября 2011 года.
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 14 апреля 2011 года № 23/II-362 к проекту Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан»
Проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан» (далее - законопроект) разработан во исполнение протокольного решения Совета Безопасности Республики Казахстан от 15 марта 2011 года. Проведение амнистий в связи со знаменательными событиями практикуется в большинстве государств мира и, как правило, выражает великодушие государства к своим гражданам, которые в силу различных обстоятельств были ограничены в своих конституционных правах. Законопроектом предлагается проведение амнистии, в целом направленной на социально уязвимые категории граждан, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести: несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, пенсионеров, инвалидов I, II и III групп. Предусматривается также прекращение всех уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершенных до введения в действие данного Закона лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. По имеющимся расчетам под действие законопроекта подпадет около 2200 осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и 10600 лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. При принятии законопроекта его реализация не потребует дополнительных средств, так как финансовые затраты будут осуществлены в пределах выделенных средств. На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеназванный законопроект.
принятия Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан»
Принятие Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан» (далее - проект Закона) не повлечет негативных социально-экономических последствий, а направлен на гуманизацию уголовной политики, проводимой в соответствии Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. В целом проект Закона направлен на социально уязвимые категории граждан: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин, пенсионеров, инвалидов I, II и III групп. Принятие проекта Закона приведет к следующим правовым и социально-экономическим последствиям: 1) освобождение около 13 тысяч осужденных, из них 2200 осужденных отбывающих наказание в местах лишения свободы и 10600 лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества; 2) прекращение уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершенных до введения в действие данного проекта Закона лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; 3) для отдельных категорий осужденных сокращение неотбытой части срока наказания лицам. При введении в действие реализация проекта Закона не потребует дополнительных средств, так как финансовые затраты будут осуществлены в пределах выделенных средств.
Письмо Министерство образования и науки Республики Казахстан Республиканское государственное предприятие «Казахский национальный университет имени Аль-Фараби» от 9 марта 2011 года № 1-9-687
Министерство юстиции Республики Казахстан Комитет уголовно- исполнительной системы
В ответ на запрос от 04.03.2011 г. № 14/7-139 направляем заключение научной правовой экспертизы на проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи 20-летием Независимости Республики Казахстан», подготовленное экспертами Казахского национального университета имени аль-Фараби
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАУЧНО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ПРОЕКТ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан»
1. Оценка качества, обоснованности и своевременности принятия законопроекта. Выработка научно обоснованных доводов об отсутствии необходимости или нецелесообразности принятия законопроекта На научную правовую экспертизу поступил проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан» (далее - Законопроект). Законопроект направлен на гуманизацию уголовной политики Республики Казахстан, проводимой в соответствии Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. Значимость Законопроекта заключается в том, что он направлен, прежде всего, на социально уязвимые категории граждан: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин, пенсионеров, инвалидов I и II групп, то есть наиболее незащищенные категории осужденных. Предполагается, что принятие Законопроекта может привести к следующим важным правовым и социально-экономическим последствиям: 1) будет освобождено примерно около 13 тысяч осужденных, из них 2 тысячи 200 осужденных отбывающих наказание в местах лишения свободы и 10 тысяч 600 лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Таким образом, как мы полагаем, именно такому количеству осужденных граждан государством будет дан шанс и возможность вернуться к нормальной жизни, вернуться в семьи, осознать и переосмыслить свое преступное прошлое, не возвращаться к нему и стать на путь исправления, будучи свободным; 2) прекращение уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершенных до введения в действие данного проекта Закона лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; 3) для отдельных категорий осужденных сокращение неотбытой части срока наказания лицам. По заключению разработчиков Законопроекта при введении в действие реализация Законопроекта не потребует каких-либо дополнительных средств, так как финансовые затраты предполагается осуществить в пределах выделенных средств. Важность и ценность политики гуманизации заключается в том, что в условиях казахстанской пенитенциарной системы, объективно существующих проблем в этой системе, недооценки гуманизации как эффективного способа перевоспитания и возврата в общество полноценных граждан, в Республике Казахстан, таким образом, на деле подтверждается высшая ценность - права и свободы человека. Амнистия, как один из действенных способов реализации политики гуманизации, на самом деле может иметь и воспитательный эффект, позволив осужденным к лишению свободы гражданам вернуться к полноценной жизни, стать законопослушными гражданами. С учетом всего вышеизложенного, предлагаемый законопроект вполне своевременен и актуален и какие-либо научно обоснованные доводы по нецелесообразности его принятия отсутствуют.
2 и 6. Проверка законопроекта на соответствие Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан. Выявление необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство при условии принятия данного законопроекта Исходя из содержания законопроекта, он соответствует Конституции Республики Казахстан и иным законодательным актам Республики Казахстан. Каких-либо противоречий законопроекта действующим международным обязательствам Казахстана не обнаружено.
3-4. Оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия законопроекта. Определение возможной эффективности законопроекта Суть амнистии, также как и помилования заключается в том, что оба этих акта, как правило, не отменяют уголовного закона, которым устанавливается ответственность за те или иные преступления, не отменяют также сам приговор судебного органа, но, вместе с тем, освобождают от уголовной ответственности или наказания либо заменяют назначенное судебным органом наказание более мягким. Акт амнистии, таким образом, следует признавать одним из самых цивилизованных и гуманных актов, принимаемым в правовом государстве, провозгласившим в качестве основной ценности именно права и свободы человека. Акт амнистии как жест доброй воли со стороны государства также можно рассматривать в качестве действенной меры по перевоспитанию осужденного, так как государство, таким образом, дает возможность осужденному осознать недопустимость повторного совершения противоправных деяний и возврата к нормальной жизни. Экономические последствия принятия Законопроекта заключаются, прежде всего, в том, что в случае его принятия ожидается значительное улучшение уровня материально-бытового обеспечения лиц, не подпадающих под амнистию и продолжающих отбывать наказание, снижение плотности тюремного населения, наступление возможности улучшения норм медико-санитарных требований к условиям содержания. Улучшатся также условия работы администрации и сотрудников КУИС МЮ РК по обеспечению режима в исправительных учреждениях и другие условия их службы и социальной защиты. В результате принятие Законопроекта станет возможным направить сэкономленные бюджетные средства на финансирование уголовно-исполнительной системы и внедрения международно-правовых стандартов, в том числе и к переходу к камерным типам тюрем. В этой связи, эффективность законопроекта не вызывает каких-либо сомнений и не требует дополнительных обоснований и доказательств.
5. Определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта Анализ законопроекта показал, что каких-либо явных условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с его принятием не обнаружено.
6. Характеристика научной проработанности норм законопроекта, выработка научно обоснованных предложений по улучшению Проведенный анализ законопроекта показывает, что нормы законопроекта являются в достаточной мере научно-обоснованными и достоверными. Нумерация соответствует оригиналу 8. Выявление возможных противоречий принципам соответствующей отрасли права Противоречий принципам соответствующей отрасли права не выявлено.
9. Выявление явного или скрытого ведомственного или группового интереса, обеспечиваемого законопроектом Исходя из содержания законопроекта, явного или скрытого ведомственного или группового интереса, обеспечиваемого законопроектом, не выявлено.
10. Замечания и предложения 1. Преамбулу Законопроекта целесообразно было бы сформулировать следующим образом: «Настоящий Закон принят в целях реализации гуманизации уголовного законодательства, на основании принципа гуманизма и в связи с 20-летием государственной Независимости Республики Казахстан». Данная формулировка более точно отражает основные мотив и цель принятия Законопроекта. 2. Целесообразно было бы установить следующий порядок статей в соответствии с их логической последовательностью: - Статью 6 в действующей редакции поднять выше и обозначить под статьей 2 Законопроекта; - Соответственно статья 2 в действующей редакции опускается ниже и обозначается статьей 3 Законопроекта. 3. На наш взгляд гуманизация в виде акта амнистии могла бы коснуться и лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Так, в соответствии с ч. 2 статьи 76 Уголовного кодекса Республики Казахстан акт об амнистии не распространяется на лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также наказание которым назначено при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Следовательно, учитывая менее опасный характер преступлений небольшой и средней тяжести и тот факт, что лицо впервые было привлечено к уголовной ответственности и/или впервые отбывает наказание, акт амнистии допустимо было бы распространить и на лиц, впервые совершивших и/или впервые отбывающих наказание за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. 4. Следует исключить многочисленные грамматические ошибки как синтаксического, так и орфографического характера. Данное требование предъявляется также Законом Республики Казахстан от 24.03.1998 г. «О нормативных правовых актах». Так, в пп. 5) ст. 1 законопроекта следует выделить такую грамматическую конструкцию как деепричастный оборот и поставить запятые: «5) участников ВОВ, лиц, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, и лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии в Чернобыле.». 5. В статье 3 требуется ссылаться на статьи 70, 73 («на основании статей 70,73»). 6. В части второй статьи 5 законопроекта следует поставить запятую после слов «органы военной прокуратуры или военной полиции». 7. В статье второй целесообразно усовершенствовать стилистическое изложение нормы: «Статья 2. Освободить от наказания в виде лишения свободы лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, не подпадающих под действие статьи 1 настоящего Закона, если они отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания.». 8. В части третьей предлагаем предложение «В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания или постановлением оправдательного приговора.» заменить редакцией следующего содержания: «В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке.». Данная редакция используется в п. 5 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РК в отношении невозможности прекращения уголовного дела в случае возражений подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего. Во-вторых, изменение редакции также продиктовано содержанием ст. 51 и ст. 52 Уголовно-процессуального кодекса РК, которыми закреплены положения относительно прекращения уголовного дела, а также основаниями завершения уголовного производства по делу. 9. В тексте статьи 8 предлагаем ссылаться на статью 1 проекта Закона, а не перечислять подпункты, т.к. данной статьей охватываются все 5 подпунктов, которые перечисляются ст.8 и выделение отдельных подпунктов, как правило, осуществляется, когда требуется конкретизация отдельных из них. 10. В пп. 4) ст. 14 законопроекта требуется конкретизировать, о ком предоставляются в суды сведения о поощрениях и взысканиях в целях обеспечения своевременного исполнения данного Закона. 11. Законопроектом предусмотрено освобождение от наказания осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, включая участников ВОВ, лиц принимавших участие в боевых действиях в Афганистане и лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Полагаем целесообразным расширить круг лиц, принимавших участие в боевых действиях, в связи с чем пункт 5 статьи 1 Законопроекта целесообразно изложить следующим образом: «5) участников ВОВ, лиц принимавших участие в боевых действиях в Афганистане и в других локальных вооруженных конфликтах и лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии в Чернобыле».
Выводы и предложения
Представленный на научную правовую экспертизу проект Закона «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан» может быть рекомендован к принятию с учетом отмеченных рекомендаций, предложений и замечаний.
Письмо Научно-исследовательский институт правового мониторинга, экспертизы и анализа от 5 апреля 2011 года № 01/4-897
Министерство юстиции Республики Казахстан
На Ваш № 14/7-141ҚПБҮ от 04 марта 2011 года направляем заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан».
Научно-исследовательский институт правового мониторинга, экспертизы и анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ научной антикоррупционной экспертизы проекта Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан»
Организация, проводившая научную экспертизу - Научно-исследовательский институт правового мониторинга, экспертизы и анализа
Организатор экспертизы - Министерство юстиции Республики Казахстан
Наименование проекта нормативного правового акта - проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан»
Документы, представленные для проведения научной экспертизы
Сроки проведения научной экспертизы
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
1. И.о. директора научно-исследовательского института правового мониторинга, экспертизы и анализа Кысыкова Г.Б. 2. 3. Старший научный сотрудник кандидат юридических наук Бекбаев Е.З. 4. Старший научный сотрудник кандидат экономических наук Сандрачук М.В. 5. Старший научный сотрудник кандидат юридических наук Асатов М.Ш. 6. Старший научный сотрудник кандидат юридических наук Кысыкова Г.Б. 7. Эксперт Досмаганова А.Д. 8. Эксперт Жанбурчинов Е.А.
Введение (общие положения)
Проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с 20-летием Независимости Республики Казахстан» (далее - законопроект) разработан в целях проведения амнистии в связи со знаменательными событиями, практикуется в большинстве государств мира и, как правило, выражают великодушие государства к своим гражданам, которые в силу различных обстоятельств были ограничены в своих конституционных правах. Являясь выражением гуманизма, предлагаемая амнистия традиционно направлена на наиболее незащищенные категории осужденных, к которым относятся: несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов I и II группы, пенсионеры, инвалиды I и II групп. Законопроектом предлагается освобождение значительного числа осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, то есть лиц, совершивших преступления, характер и обстоятельства которых свидетельствуют о сравнительно небольшой степени общественной опасности деяния и самих виновных. Предусматривается также прекращение всех уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершенных до введения в действие законопроекта лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Настоящий законопроект поступил для проведения научной антикоррупционной экспертизы на предмет выявления оснований и выработки предложений по устранению норм, которые напрямую или косвенно могут способствовать совершению коррупционных правонарушений должностными лицами государственных органов, в случае его принятия. Экспертиза осуществляется в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» Правилами проведения научной экспертизы, согласно которым основными задачами научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов являются: 1) выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 2) выработка предложений по устранению выявленных пробелов в рассматриваемом проекте нормативного правового акта; 3) выработка в форме рекомендаций норм проектов нормативных правовых актов, препятствующих совершению коррупционных правонарушений; 4) общая оценка последствий принятия проекта нормативного правового акта в части возможности совершения коррупционных правонарушений; 5) определение возможной эффективности. Выявление норм, содержащих в себе возможный коррупциогенный потенциал, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), одобренными 17 сентября 2007 года на 2-м заседании Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции (далее - Методика). Используемая Методика определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) с целью выявления в нормативном правовом акте (проекте) норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы законопроект необходимо рассмотреть на предмет: - широты дискреционных полномочий, завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; - отсутствия или ненадлежащего регулирования административных процедур; - отсутствия или ненадлежащего регулирования конкурсных (аукционных) процедур; - ненадлежащего определения функций, обязанностей, прав и ответственности государственных служащих (должностных лиц).
Оценка и замечания по существу (по представленным материалам)
Рассмотрев законопроект на наличие в нем коррупционных факторов и норм, создающих риск возникновения коррупции, а также положений, которые могли бы допустить двоякое толкование правовых норм, следует отметить следующее. 1. В статье 14 законопроекта имеются признаки коррупциогенного фактора «Широта дискреционных полномочий», поскольку наряду с исчерпывающим перечнем документов, предоставляемых в суды органами, ведающими исполнением приговоров, и непосредственно вытекающим из содержания рассматриваемого законопроекта, прописывается норма, устанавливающая необходимость предоставлять и «другие документы, необходимые для решения вопроса о применении амнистии». Коррупциогенность нормы состоит в том, что некие «другие документы...» по существу могут оказать большее влияние на условия амнистии или не амнистии, чем весь указанный перечень необходимых документов в совокупности. В такой ситуации неправомерно расширяется пространство свободного усмотрения должностных лиц (административное усмотрение), способствующее созданию коррупциогенных схем и механизмов. По мнению экспертов, в данном случае, для исключения коррупциогенности указанной статьи было бы целесообразным привести окончательный и завершенный перечень необходимых документов, расширив его за счет конкретных документов из пункта 6, вытекающих из содержания анализируемого законопроекта. (М. Сандрачук) 2. В соответствии со статьей 5 законопроекта, прекращение дела не допускается, если потерпевший против этого возражает. Из практики известно, что мнение потерпевшего во многом зависит от органа уголовного преследования (следователя, дознавателя), в производстве которого находится уголовное дело. Это обстоятельство может существенно повлиять на процесс реализации амнистии, в некоторых случаях способствовать коррупционным проявлениям. Эксперт предлагает абзац третий изложить в следующей редакции: «Прекращение дела не допускается, если потерпевший против этого возражает по причине того, что обвиняемый не загладил причиненный ему вред».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |