|
|
|
Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года и вопросы совершенствования правоохранительной системы[1]
Ахпанов А.Н., доктор юридических наук, профессор (Астана, Казахстан)
Позвольте выразить искреннюю признательность организаторам за приглашение на ставший уже традиционным региональный Форум экспертов в области уголовного правосудия. Значимость наших встреч выходит далеко за пределы права, оказывая влияние на другие сферы жизнедеятельности наших государств и очень важно, что они способствуют улучшению взаимопонимания, обмену опытом и сближению правовых систем. Казахстан всегда уделяет повышенное внимание как правовой стратегии, так и неотложным мерам, направленным на обеспечение законности и правопорядка, верховенства закона, совершенствование судебной и правоохранительной систем, уважение прав и свобод человека и гражданина. В этой связи примечателен тот факт, что 22 апреля 2009 года Главой государства подписан Указ № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», в котором определены приоритетные направления деятельности правоохранительных органов на ближайшую перспективу. Наглядной демонстрацией стабильности ценностей права служит тот факт, что за период суверенитета наша страна принимает уже третий программный документ, определяющий национальную модель построения правового государства на принципах преемственности, поэтапности и системности. Концепция направлена на дальнейшее совершенствование отечественной правовой системы, опирается на научно обоснованный анализ современных тенденций развития права и государства, предусматривает обновление кодифицированных отраслей права, систематизацию законодательства, в том числе посредством консолидации. В ней определены перспективы развития правовой системы страны, в том числе регулирующие деятельность правоохранительных и судебных органов. Сама правовая система должна явиться основой для выстраивания модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и подотчетности. Уверен, что юридическая общественность не только Казахстана профессионально оценит значимость и масштабность приоритетных направлений правовой политики. Концепция определяет вектор правовой политики государства на ближайшее десятилетие. Она станет основой для разработки ежегодных и перспективных планов законопроектных работ Правительства на предстоящий период, ориентиром для формирования нового поколения законодательства с учётом общепризнанных международных принципов и стандартов, ратифицированных Парламентом конвенций. И, в конечном счете, обеспечит правовую основу политической стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны. Будем признательны за конструктивные предложения, которые помогут детализировать отдельные положения Концепции. Реализация Концепции - задача не только государственных органов. Необходимо отметить, что в Казахстане на консолидированной основе широко обсуждаются наиболее эффективные пути реализации поставленных задач, с привлечением представителей институтов гражданского общества и юридической общественности. Концепция уже получает позитивную оценку независимых зарубежных экспертов. В своём выступлении хотел бы обратить внимание на ключевые вопросы реализации Концепции правовой политики, связанные с правоохранительной сферой. Гуманизация уголовной политики, в частности, коснется определенных социальных групп (людей преклонного возраста, несовершеннолетних и др.) Государство проводит последовательную политику декриминализации преступлений, не представляющих общественной опасности. Эти деяния будут переведены в категорию административных правонарушений. Это позволит создать резервы для сокращения «тюремного населения» страны. Пенитенциарная система становится все более затратной. К сожалению, положительный тренд, когда Казахстан с 4 места в международном рейтинге в 2003 году переместился на 26 позицию, изменился. На 1 января т.г. страна занимает уже 17 место. Одной из основных причин изменения ситуации является устойчивая судебная практика назначения наказания в виде лишения свободы (около 50% от количества осужденных). Данная проблема обусловлена незначительным применением альтернативных лишению свободы мер наказания, в том числе ареста ввиду отсутствия арестных домов. Не приносят ожидаемого эффекта периодически проводимые акты амнистии. В настоящее время при рецидиве преступлений, в первую очередь имущественных, доля которых превышает 40 % в структуре преступности, судьи обязаны назначать наказание в виде лишения свободы. В результате та же мелкая кража, совершенная повторно, влечет длительное лишение свободы. В этой связи, несомненно, представляет интерес опыт других стран, предусматривающий повторное лишение свободы только при совершении особо тяжкого преступления и применение наказаний, не связанных с лишением свободы, при одновременном развитии службы пробации. Должны быть сокращены сроки отбытия наказания для условно-досрочного освобождения при условии возмещения вреда потерпевшему. В то же время уголовная политика будет жесткой в отношении виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, участников организованных преступных формирований и наркобизнеса, а также при рецидиве преступлений, представляющих особую опасность. Государство и впредь будет адекватно реагировать на вызовы и угрозы преступной среды, в том числе путем криминализации отдельных видов правонарушений. В настоящее время разрабатывается законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Правительством разработаны и внесены на рассмотрение Парламента законопроекты, направленные на систематизацию административных правоотношений. Это - проект Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующий вопросы материального права, а также Административный процессуальный кодекс. В последнем прописан механизм привлечения к административной ответственности, и впервые предусматривается защита в административных судах прав физических и юридических лиц от неправомерных решений и действий должностных лиц государственных органов. Таким образом, создается новая сфера правового регулирования - административная юстиция, определяющая процедуру рассмотрения и разрешения дел об административных спорах и об административных правонарушениях. В сфере уголовного судопроизводства получит развитие ряд фундаментальных принципов, таких как состязательность и равноправие сторон, право на защиту и юридическую помощь. Гарантии правосудия и прав личности будут обеспечены совершенствованием института доследственной проверки, упрощением досудебного производства, внедрением механизма медиации, расширением полномочий стороны защиты. В частности, при упрощенном досудебном судопроизводстве дело из этапа доследственной проверки будет переходить в судебные стадии без производства дознания или предварительного следствия. По предварительной экспертной оценке, до 25% от всех зарегистрированных преступлений могут расследоваться по данной форме. Это позволит органам уголовного преследования сосредоточить свои усилия на расследовании наиболее опасных деяний. В соответствии с Концепцией правовой политики перспективы развития судебной системы связаны со специализацией судов, расширением подсудности суда присяжных, возможностью поэтапного расширения контроля на досудебных стадиях процесса. Наиболее предпочтительной может быть поэтапная передача в компетенцию суда санкционирования отдельных мер уголовно-процессуального принуждения, связанных с досудебным ограничением физической свободы лица (арест корреспонденции; принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-медицинской экспертизы; помещение несовершеннолетнего обвиняемого в специальное детское учреждение; при установлении факта психического заболевания помещение в специализированное медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, лица, в отношении которого в качестве меры пресечения ранее был применен арест) и неприкосновенности собственности (залог в качестве меры пресечения, наложение ареста на имущество). Этот вопрос требует дополнительной тщательной проработки и, прежде всего, с учетом положений Международного пакта о гражданских и политических правах (ограничение права на неприкосновенность личности только судом). Концепция правовой политики отражает насущные потребности общества и государства в совершенствовании правоохранительной системы. Для повышения эффективности организационно-управленческих механизмов осуществляется оптимизация структуры и функций правоохранительных органов. В настоящее время проводится функциональный анализ деятельности правоохранительных органов, на основе которого будут разработаны научно обоснованные нормативы штатной численности каждого уровня управления, укреплены подразделения, выполняющие основные функции, перераспределены отдельные полномочия между органами, исключены либо переданы в конкурентную среду несвойственные функции (технический осмотр и диагностирование транспортных средств, прием экзаменов на право управления автотранспортными средствами, проведение сличительных испытаний и исследований товаров; оказание консультационных услуг по методам исследования, требованиям отбора проб и образцов, условиям хранения и транспортировки грузов). В соответствии с Концепцией будут усовершенствованы критерии оценки деятельности правоохранительных органов, ориентированные на конечные результаты. Они уже отчасти отражены в стратегических планах развития каждого правоохранительного органа на 2009-2011 годы в качестве целевых индикаторов. Во главу угла при этом ставятся интересы граждан.
[1] Подготовлено специально для II Экспертного форума БДИПЧ ОБСЕ по уголовному правосудию для Центральной Азии (15-17 октября 2009 г., Иссык-Куль, Кыргызстан).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |