|
|
|
04.05.2011
РЕКОМЕНДАЦИИ КруглОГО столА
26 апреля 2011 г. Центр ОБСЕ в Астане и Министерство связи и информации Республики Казахстан провели круглый стол по обсуждению проекта закона РК «О телерадиовещании».
В работе круглого стола приняли участие депутаты Парламента РК, представители правительства, неправительственных и международных организаций, телевизионных каналов, кабельных операторов, а также журналисты.
В центре внимания круглого стола было представление анализа проекта закона РК «О телерадиовещании» в контексте Конституции Республики Казахстан, действующего законодательства о СМИ Республики Казахстан, а также международных стандартов свободы выражения мнения, подготовленного доктором филологических наук Андреем Рихтером по заказу Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации.
Участниками круглого стола были обсуждены следующие аспекты: · задачи государства в области телерадиовещания; · соответствие проекта закона РК «О телерадиовещании» принципам ОБСЕ и международным стандартам в области свободы СМИ; · защита прав телезрителей в проекте закона РК «О телерадиовещании» и предложения журналистских организаций; · а также, возможные последствия закона РК «О телерадиовещании» для общества и развития участников рынка.
В целом участники круглого стола приветствовали планируемый переход в Казахстане на регулирование телерадиовещания специальным принятым законом. Однако были также отмечены недостатки проекта закона, которые в случае принятия проекта закона в настоящем виде ухудшат ситуацию со свободой СМИ. В этой связи в ходе круглого стола были выработаны следующие рекомендации для Министерства связи и информации РК: По вопросу совершенствования редакции законопроекта «О телерадиовещании»: 1. В ряду принципов государственного регулирования указать на необходимость обеспечения права граждан на свободу слова и выражения мнения, распространения информации и политического плюрализма в сфере телерадиовещания. Предусмотреть конкретные правовые механизмы реализации этих прав. 2. Предусмотреть правовые механизмы реализации провозглашённых в Законопроекте прав граждан на свободное получение информации, создания условий для обеспечения их культурных, образовательных, духовных и иных потребностей, а также защиты прав и законных интересов потребителей услуг телерадиовещания и телерадиовещателей. 3. Указать на конкретные способы обеспечения провозглашённой в Законопроекте свободы добросовестной конкуренции. 4. Предусмотреть стратегию преобразования государственного телерадиовещания в общественное. В переходный период предусмотреть в Законопроекте позитивные обязательства государственного телерадиовещателя по служению общественным интересам. 5. Уточнить сферу действия Законопроекта через приведение понятия «телерадиовещание» в соответствие с действующим законом РК «О связи». 6. Указать на различный режим регулирования для различных платформ распространения аудиовизуальных программ. 7. Предусмотреть ясные правовые гарантии независимости органа, определяющего победителя в конкурсах на использование радиочастотного спектра для целей телерадиовещания и на вхождение в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа, от институтов государственной власти и его подотчетность гражданскому обществу. 8. Установить ясные критерии определения победителя в конкурсах на использование радиочастотного спектра для целей телерадиовещания и на вхождение в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа. Установить в Законопроекте срок, на который выдаётся лицензия, а также условия пролонгации лицензии. 9. Предусмотреть формы правовой защиты органа, определяющего победителя в этих конкурсах, от возможного конфликта интересов лицензирования и интересов бизнеса и политики, а также определить механизм его подотчетности гражданскому обществу. 10. Предусмотреть обязательность решений органа, определяющего победителя в конкурсах, для исполнительной власти. 11. Упростить процедуры лицензирования деятельности по формированию теле-, радиоканала до уровня процедуры постановки на учёт (регистрации) средства массовой информации. 12. Упростить процедуры лицензирования деятельности по распространению теле-, радиоканала посредством спутниковых и кабельных систем до уровня процедуры регистрации хозяйственной деятельности по предоставлению услуг населению. Отменить лицензирование систем коллективного приема в пределах одного здания. 13. Пересмотреть в Законопроекте нормы в отношении мер цифровизации с целью учёта в регулировании предоставления универсального доступа к новой услуге и недопущения монополизации рынка телерадиоуслуг. 14. Определить правовые меры по использованию возможностей, предоставляемых цифровым вещанием, в интересах социально уязвимых групп населения. 15. Предусмотреть гарантии государственной поддержки национальным региональным и местным вещателям при переходе на цифровое эфирное вещание, а также населению для приобретения приставок. 16. Предусмотреть в Законопроекте нормы по недопущению негативных последствий монополизма Национального оператора телерадиовещания, правила взаимовыгодного сотрудничества с частными операторами телерадиовещания, правила присоединения с целью свободного потока информации. 17. Разделить в Законопроекте понятия каналов свободного доступа и каналов, обязательных для распространения. 18. Предусмотреть в Законопроекте нормы по прозрачному и открытому для общественного контроля формированию пакетов цифровых обязательных теле-, радиоканалов и каналов свободного доступа, установить критерии соответствующего конкурса, разумный срок гарантированного распространения каналов в пакете. 19. Ограничение использования других языков, кроме казахского, следует отменить. 20. Ограничение на ретрансляцию зарубежных программ и каналов следует пересмотреть. 21. Предусмотреть обязательства по предоставлению государственного заказа на продукцию на казахском языке и на продукцию национального производства. 22. Отменить ограничения доли иностранных каналов в платном базовом пакете теле-, радиоканалов. В качестве переходной меры, ограничения иностранных программ можно оставить на каналах государственного вещания. 23. Предусмотреть в законопроекте четкие и ясные критерии проведения религиоведческой экспертизы иностранных теле-, радиоканалов религиозного направления. 24. Унифицировать все дефиниции в законопроекте «О телерадиовещании». 25. Разработать и включить в законопроект правовые нормы, которые бы наряду с обеспечением универсального доступа к национальной сети телерадиовещания, позволяли регулировать и осуществлять контроль над тарифной политикой национального оператора на доступ и присоединение к этой сети. 26. В законопроекте должна быть прямо предусмотрена обязанность государства создать все необходимые условия для сохранения местного и регионального телевещания в объемах не меньше нынешних. Конкретно прописать гарантированное включение всех имеющихся на сегодня региональных частных телеканалов в 1-ый мультиплекс для бесплатного распространения в своем регионе, местности. 27. Для создания конкуренции предоставить возможность частным вещателям, осуществляющим свою деятельность по эфирной трансляции организовать частные мультиплексы на основании действующей лицензии на эфирное распространение. 28. АО «Казтелерадио», как монополист, должен быть включен в перечень предприятий, регулируемых антимонопольным законодательством в части аренды помещений, антенно-мачтовых и фидерных комплексов, электроэнергии, теплоснабжения и обслуживания оборудования альтернативных операторов телерадиовещания. 29. АО «Казтелерадио» должен позиционироваться как оператор, обеспечивающий трансляцию по спутниковым и эфирным сетям только пакетов и мультиплексов программ свободного доступа, распространение которых финансируется государством. По вопросу перехода на цифровое вещание: 30. Разработать и представить для публичного обсуждения Концепцию перехода Республики Казахстан на цифровое вещание до 2015 года; 31. Разработать и представить для публичного обсуждения технико-экономическое, финансово-экономическое обоснование перехода на цифровое вещание.
По процессу взаимодействия Министерства связи и информации РК с неправительственными организациями, ассоциациями и заинтересованными сторонами по разработке законопроекта «О телерадиовещании»: 32. Определить график заседаний Рабочей группы по разработке законопроекта «О телерадиовещании», созданной при Министерстве связи и информации РК, и довести этот график до сведения всех участников рабочей группы. 33. Разработать и представить для публичного обсуждения проекты всех подзаконных актов, которые должны быть приняты в целях реализации проекта Закона РК «О телерадиовещании». 34. Создать интернет-площадку (на сайте МСИ РК или другом интернет-ресурсе) для публичного обсуждения проекта Закона РК «О телерадиовещании», проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам телерадиовещания» и проектов подзаконных актов, которые должны быть приняты в целях реализации проекта Закона РК «О телерадиовещании».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |