|
|
|
А. Абдирова. партнер юридической компании GRATA, член Палаты налоговых консультантов РК
ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЛОГОВЫХ КОНВЕНЦИЙ (по состоянию на 2011 год)
В данной статье мы рассмотрим общие вопросы, касающиеся налогообложения нерезидентов.
Признак резидентства юридического лица Признак резидентства физического лица Регистрация нерезидентов в налоговых органах Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан
В первую очередь, на что мне бы хотелось обратить внимание при налогообложении нерезидентов, это на наличие или отсутствие со страной нерезидента Конвенции (Соглашения) об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.
Почему это так важно? Согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора. Это означает, что при наличии Налоговой конвенции со страной нерезидента применяются нормы соответствующей Конвенции, а не Налогового кодекса. Это очень важный момент, так как в Налоговых конвенциях содержатся нормы налогообложения отличающиеся от Налогового кодекса. Кроме того, в Налоговых конвенциях установлены ставки на такие виды налогов как роялти, вознаграждения, дивиденды, а также налог на чистый доход, отличающиеся от установленных в Налоговом кодексе.
ПРИМЕР Так, согласно статье 10 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, дивиденды могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем дивидендов, то взимаемый таким образом налог не будет превышать 10% общей суммы дивидендов. Точно также согласно статье 11 той же Конвенции проценты могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый таким образом налог, не будет превышать 10% общей суммы процентов. Согласно статье 12 той же Конвенции роялти могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог взимаемый таким образом не должен превышать 10% общей суммы роялти. В соответствии же с подпунктом 6 статьи 194 Налогового кодекса дивиденды, роялти и вознаграждения облагаются по ставке 15%.
Согласно статье 199 Налогового кодекса чистый доход юридического лица - нерезидента от деятельности в РК через постоянное учреждение облагается КПН на чистый доход по ставке 15%. Согласно большинства Конвенций ставка налога на чистый доход составляет либо 10% либо 5% в зависимости от соответствующей Конвенции. Так, согласно Налоговой конвенции с Россией ставка налога на чистый доход составляет 10%, а по Конвенции с США - 5%. Основной задачей Налоговых конвенций является устранение двойного налогообложения доходов или имущества, что на практике означает, что с одного и того же полученного дохода, полученного физическим или юридическим лицом не могут быть одновременно удержаны налоги как в стране юридического резидентства, так и в стране где были получены данные доходы. Налоговая конвенция применяется как к резидентам РК, так и резидентам Договаривающегося государства, к лицам, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств, а также к другим лицам, если это специально предусмотрено соответствующей Налоговой конвенцией. Таким образом, положения Налоговых конвенций, заключенных Казахстаном с иностранными государствами, в равной степени применяются как к казахстанским резидентам, так и к резидентам государств, с которыми заключены Налоговые конвенции. Следует иметь в виду, что устранение двойного налогообложения по Налоговым конвенциям распространяется не на все налоги. В основном Налоговые конвенции применяются к налогам на доходы и капитал (имущество), в зависимости от условий конкретной Конвенции. В Казахстане такими налогами являются: подоходный налог с юридических и физических лиц и налог на имущество юридических и физических лиц. Конкретный перечень налогов, подпадающих под действия Налоговых конвенций, в каждом конкретном случае устанавливается в статье «Налоги, на которые распространяется Конвенция» соответствующих Налоговых конвенций. Так, по Налоговой конвенции с Россией налогами, на которые распространяется конвенция, являются: в Российской Федерации: I) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; II) подоходный налог с физических лиц; III) налог на имущество предприятий; IV) налог на имущество физических лиц; в Республике Казахстан: I) подоходный налог с юридических и физических лиц; II) налог на имущество юридических и физических лиц.
На 1 января 2011 года заключены 44 Налоговых конвенции и еще 4 конвенции (Объединенные Арабские Эмираты, Люксембург, Кувейт, Саудовская Аравия) находятся на ратификации и рассмотрении). В случае изменения налогового законодательства Налоговая конвенция применяется к идентичным или похожим налогам, которые взимаются после даты подписания Налоговой Конвенции в дополнение или вместо ранее оговоренных в Налоговой конвенции налогов. Так в Казахстане с 1995 года вместо налога на прибыль введен подоходный налог с юридических и физических лиц. Поскольку в Казахстане с 1 января 2002 года был введен Налоговый кодекс, то в настоящее время Налоговая Конвенция применяется к таким налогам как корпоративный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог. Вместе с тем, помимо корпоративного и индивидуального подоходных налогов, действие некоторых Конвенций распространятся и на отдельные другие виды налогов. Так, согласно Соглашение между РК и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются частности: а) в Республике Казахстан: налоги на доходы юридических и физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на сверхприбыль недропользователей. b) в Федеративной Республике Германия: подоходный налог, корпоративный налог, налог на имущество и промысловый налог, включая взимаемые к ним надбавки.
Согласно Конвенции с Туркменией существующими налогами, на которые распространяется Конвенция, являются, в частности: а) в Республике Казахстан: налог на доходы юридических и физических лиц; налог на имущество юридических и физических лиц; b) в Туркменистане: налог на прибыль (доход); подоходный налог с физических лиц; налог за пользование недрами; налог на имущество предприятий; плата за землю.
Вывод. При заключении контракта с нерезидентом необходимо определить имеется ли со страной нерезидента Налоговая конвенция об избежании налогообложения. Наличие Конвенции позволяет применить освобождение от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налога, применить сниженные ставки на такие виды налогов как налог на чистый доход при образовании постоянного учреждения, роялти, дивиденды, вознаграждения. Кроме того, во многих Конвенциях установлен иной порядок образования постоянного учреждения в РК, чем в Налоговом кодексе.
Данный вопрос очень важен, так как от его положительного или отрицательного решения зависит порядок налогообложения юридического или физического лица нерезидента РК. Согласно статье 188 Налогового кодекса резиденты РК уплачивают в РК налоги с доходов из источников в РК и за ее пределами. Иными словами резиденты уплачивают все налоги, другие обязательные платежи, действующие в РК. Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РК через постоянное учреждение, уплачивают помимо установленных в РК налогов также налог на чистый доход и налоги с доходов из источников за пределами РК, связанных с деятельностью такого постоянного учреждения. Нерезиденты, осуществляющие деятельность без образования постоянного учреждения в РК, уплачивают только налоги с доходов из источников в РК. Кроме того, резиденты и нерезиденты также уплачивают иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, в случае наличия объектов налогообложения и налоговой базы.
Признак резидентства юридического лица Согласно пункту 5 статьи 189 Налогового кодекса резидентами РК признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в РК. Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.
ПРИМЕР Иностранная компания для выхода на рынок Казахстана решила создать в Казахстане товарищество с ограниченной ответственностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Данное ТОО признается в целях налогообложения резидентом Республики Казахстан, независимо от того, что 100% уставного капитала данного ТОО составляет имущество нерезидента. Вместе с тем, данная иностранная компания - учредитель не признается резидентом РК.
Признак резидентства физического лица Следует иметь в виду, что признание физического лица резидентом РК влияет только на его налогообложение. Юридический же статус физического лица остается неизменным. Так, гражданин России может быть признан в целях налогообложения резидентом РК, оставаясь при этом гражданином России. Обращаю внимание, что согласно подпункту 41 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса к физическим лицам относятся граждане РК, а также иностранцы и лица без гражданства. В соответствии со статьей 189 Налогового кодекса резидентами РК в целях настоящего Кодекса признаются физические лица, постоянно пребывающие в РК или не постоянно пребывающие в РК, но центр жизненных интересов, которых находится в Республике Казахстан. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в РК для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
ПРИМЕР Физическое лицо - гражданин Украины в целях открытия бизнеса въехал в Казахстан 1 ноября 2009 года, о чем свидетельствует отметка в миграционной карточке и пробыло в РК по 25 декабря 2009 года включительно, что составило 55 дней. В 2010 году данное лицо опять въехало на территорию Казахстана 1 марта. Сто восемьдесят три дня для данного физического лица наступило 6 июля 2010 года. С 7 июля данное физическое лицо признается в целях налогообложения резидентом РК, что должен учитывать налоговый агент при приеме на работу или при заключении контракта с таким физическим лицом. Данное физическое лицо в свою очередь обязано встать на регистрационный учет в налоговом органе по месту пребывания (местожительства) и получить РНН.
Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в РК при одновременном выполнении следующих условий: 1) физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на проживание в РК (вид на жительство); 2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в РК; 3) наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.
Для налогового агента очень важно не пропустить день признания физического лица нерезидента РК в целях налогообложения резидентом, так как от этого зависит налогообложение доходов данного физического лица.
Для сравнения В соответствии с Конвенцией с Россией термин «резидент Договаривающего Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации или создания, или любого другого критерия аналогичного характера. Как видно из текста Конвенции определение статуса резидентства физического лица практически совпадает с определением согласно статье 189 Налогового кодекса. Однако, многие налогоплательщики, наверное, заметили, что в статье 4 Налоговой конвенции с Россией ни слова не говорится о ста восьмидесяти трех календарных днях, по истечении которых нерезидент признается в целях налогообложения, согласно, статье 189 Налогового кодекса резидентом РК, поэтому при определении резидентства физического лица необходимо руководствоваться Налоговым кодексом. Согласно статье 4 Налоговой конвенции с Россией «резидент Договаривающего Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации или создания, или любого другого критерия аналогичного характера. Вместе с тем, в самой Конвенции не дается понятие постоянного пребывания, поэтому обратимся к пункту 2 статьи 3 Конвенции, в которой говорится, что «При применении настоящей Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, будет иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется конвенция, если из контекста не вытекает иное». Многие налогоплательщики при чтении Конвенций не могут определить, кем они являются: резидентом Договаривающегося государства или резидентом другого Договаривающегося государства. Можно сказать, что, если Конвенция читается казахстанским налогоплательщиком, то он всегда будет «резидентом Договаривающегося Государства», а его контрагент «резидентом другого Договаривающегося Государства». Соответственно нерезидентами в целях налогообложения признаются физические и юридические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с вышеназванными требованиями, а также иностранцы или лица без гражданства, которые признаются нерезидентами в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения.
Регистрация нерезидентов в налоговых органах Налоговым кодексом предусмотрена обязательная регистрация в качестве налогоплательщиков отдельных категорий нерезидентов. Согласно статье 560 Налогового кодекса нерезиденты обязаны встать на регистрационный учет в налоговых органах: по месту нахождения постоянно действующего органа, указываемое в учредительных документах или свидетельстве об учетной регистрации структурного подразделения юридического лица - нерезидента (филиала, представительства); по месту нахождения юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, заявленное при регистрации в качестве налогоплательщика в налоговом органе; физическое лицо - нерезидент по месту временного пребывания, указанное в миграционной карточке. Если в соответствии с положениями международного договора не предусмотрено наличие миграционной карточки, то местом пребывания признается место преимущественного нахождения в РК, заявленное физическим лицом-нерезидентом в налоговый орган. Соответственно, если нерезидент собирается осуществлять предпринимательскую деятельность в РК, которая приводит к образованию постоянного учреждения и при этом открывает филиал или представительство, он обязан пройти регистрацию в ЦОНе (Центр обслуживания населения) по принципу «одного окна» и получить свидетельство об учетной регистрации филиалов или представительств, а также РНН (БИН). Юридическое лицо - нерезидент, осуществляющее деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, для регистрации в качестве налогоплательщика обязано в течение тридцати календарных дней с даты начала осуществления деятельности в РК через постоянное учреждение подать в налоговый орган по месту нахождения постоянного учреждения налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов: 1) учредительных; 2) подтверждающих государственную регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера государственной регистрации. Например, в США это «Сертификат о регистрации» («Certificate of Incorporation»). В нем указывается регистрационный номер и дата регистрации компании; 3) подтверждающих налоговую регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера налоговой регистрации. Например, в России это ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), в Соединенных Штатах Америке это EIN number. Нерезидент, являющийся налоговым агентом, приобретающий недвижимое имущество в РК, до приобретения имущества для регистрации в качестве налогоплательщика обязан представить в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов: 1) удостоверяющего личность физического лица-нерезидента, или учредительных документов юридического лица - нерезидента; 2) подтверждающего государственную регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера государственной регистрации (или его аналога) для юридического лица - нерезидента, иными словами документ, подтверждающий его гражданство и его регистрационный номер в стране, гражданином которой он является; 3) подтверждающего налоговую регистрацию в стране инкорпорации (гражданства) нерезидента, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при его наличии. Нерезидент, являющийся налоговым агентом, приобретающем ценные бумаги, доли участия, связанные с недропользованием в РК, подлежит регистрации в качестве налогоплательщика на основании сведений уполномоченного государственного органа о приобретении ценных бумаг или доли участия, связанных с недропользованием в РК. Таким уполномоченным государственным органом является Министерство нефти и газа РК. Зависимый агент, деятельность которого рассматривается как постоянное учреждение нерезидента, для регистрации такого нерезидента в качестве налогоплательщика обязан в течение 30 календарных дней с даты начала осуществления деятельности, представить в налоговый орган по месту жительства (нахождения) налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов: 1) договора (соглашения, контракта или иного документа), при его наличии, на предоставление полномочий на осуществление предпринимательской деятельности от имени нерезидента, подписание контрактов или на иные цели; 2) документа, удостоверяющего личность физического лица-нерезидента, или учредительных документов юридического лица - нерезидента, постоянным учреждением которого он является; 3) документа, подтверждающего государственную регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, постоянным учреждением которого он является, с указанием номера государственной регистрации (или его аналога) для юридического лица - нерезидента; 4) документа, подтверждающего налоговую регистрацию в стране инкорпорации (гражданства) нерезидента, постоянным учреждением которого он является, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при его наличии у нерезидента. Например, иностранное юридическое лицо на основании контракта с физическим лицом гражданином РК наделяет его полномочиями по поиску потенциальных клиентов, подписанию договоров на поставку товаров. Данное физическое лицо арендует склад, в котором хранит данный товар и реализует на основании соответствующих распоряжений иностранного юридического лица. Данное физическое лицо признается зависимым агентом нерезидента и обязано зарегистрировать в налоговых органах постоянное учреждение иностранного юридического лица. Нерезидент, открывающий текущие счета в банках-резидентах, обязан до открытия счета зарегистрироваться в качестве налогоплательщика. Для регистрации в качестве налогоплательщика нерезидент представляет в налоговый орган по месту нахождения банка налоговое заявление о постановке на регистрационный учет, с приложением нотариально засвидетельствованных копий вышеуказанных документов. Иностранцы и лица без гражданства, получающие доходы из источников в РК, не подлежащие налогообложению у источника выплаты обязаны в течение тридцати календарных дней с даты начала осуществления деятельности, представить в налоговый орган по месту пребывания (жительства) налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов: 1) удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства; 2) подтверждающего налоговую регистрацию в стране гражданства (резидентства), с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при наличии такого номера; 3) подтверждающего сумму дохода из источников в РК, при наличии такого документа.
Например, иностранец гражданин Англии прибыл по приглашению семьи казахстанцев в РК в качестве учителя по английскому языку для детей этой семьи. Так как члены семьи не являются налоговыми агентами, обязанность по регистрации и уплате налогов с доходов, полученных на территории РК возлагается на иностранца гражданина Англии, и он обязан самостоятельно подать соответствующие документы в налоговый орган по месту жительства. Физическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность на территории РК, которое приобрело статус резидента РК, обязано в течение 30-ти календарных дней с даты приобретения такого статуса зарегистрироваться в качестве налогоплательщика. Для регистрации в качестве налогоплательщика такое физическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего пребывания (жительства) налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий вышеназванных документов. Многие ТОО, учредителями которых являются нерезиденты, постоянные учреждения иностранных юридических лиц осуществляющие деятельность в Республике Казахстан как через филиалы, представительства так и без них, чаще всего назначают руководителем иностранца. Когда такими лицами подается заявление в ЦОН или в налоговый орган в обязательном порядке требуется наличие у руководителя регистрационного номера налогоплательщика. В этом случае, руководитель иностранец обязан получить РНН, не дожидаясь приобретения статуса резидента РК.
Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан Условно доходы нерезидента из источников в РК, подлежащие налогообложению в Республике Казахстан, можно классифицировать по нескольким группам. По признаку территориальности Первая группа - доходы нерезидентов, которые получены на территории РК. Вторая группа - доходы нерезидентов, которые получены как на территории РК, так и за ее пределами, но подлежат налогообложению в РК.
По юридическому признаку Первая и самая большая группа - доходы, получаемые как юридическими, так и физическими лицами, являющимися нерезидентами: без образования постоянного учреждения; с образованием постоянного учреждения. Вторая группа - доходы, получаемые физическими лицами нерезидентами: работающими по трудовому соглашению с работодателями (резидентами или нерезидентами); работающими самостоятельно.
По имущественному признаку - доходы, получаемые нерезидентами от реализации движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, от сдачи в аренду имущества, в форме безвозмездного получения имущества, включая доходы от такого имущества. Остальные доходы можно отнести в группу - прочие доходы.
Рассмотрим каждый вид дохода в отдельности: 1) доходы от реализации товаров на территории РК, а также доходы от реализации товаров, находящихся в РК, за ее пределами в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;
ПРИМЕР Постоянное учреждение юридического лица-нерезидента, осуществляет реализацию товаров (стройматериалов) на территории РК и кроме того поставляет стройматериалы в Киргизию в рамках внешнеторгового контракта. Полученные доходы являются доходами данного нерезидента из источников в РК и подлежат включению в совокупный годовой доход данного постоянного учреждения.
Справочно Согласно Закону РК от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» внешнеторговая деятельность - торговая деятельность, связанная с вывозом из РК и (или) ввозом товаров в РК.
2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории РК
ПРИМЕР Юридическое лицо резидент Польши, согласно контракту с ТОО «Рахмет» осуществляет услуги по монтажу уникального оборудования в Алматы. Полученные им доходы являются доходами из источников в РК и подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%.
ПРИМЕР Юридическое лицо резидент Польши, согласно контракту с ТОО «Рахмет» предоставляет последней информационные услуги через Интернет, без присутствия иностранного персонала в РК. Полученные им доходы не являются доходами из источников в Республике Казахстан, так как осуществлены на территории Польши.
3) доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите интересов в судах и арбитражных органах, а также нотариальных услуг) услуг за пределами РК резиденту или нерезиденту, имеющему постоянное учреждение в РК, если получаемые услуги связаны с деятельностью такого постоянного учреждения;
ПРИМЕР Юридическое лицо резидент Германии согласно контракту с казахстанской компанией «Рахмет» оказывает ей консультационные услуги путем направления своего персонала в Казахстан, и кроме того, дистанционно из своего офиса в Германии. Доходы данного нерезидента, полученные им за консультационные услуги, предоставленные как на территории РК, так и за ее пределами, будут являться доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан и подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%.
Справочно Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом; К сожалению, в Налоговом кодексе нет понятия управленческих и финансовых услуг. Статья 250 Налогового кодекса дает следующее понятие финансовые операции - это банковские и иные операции, осуществляемые на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций или Национального Банка РК банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, а также операции, проводимые иными юридическими лицами без лицензии в пределах полномочий, установленных законодательными актами РК.
4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, определяемом в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса, от выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров независимо от места их фактического выполнения (оказания, реализации), а также иные доходы, установленные настоящей статьей, получаемые указанным лицом от резидента и нерезидента, имеющего постоянное учреждение в РК, если получаемые работы, услуги, товары связаны с деятельностью такого постоянного учреждения;
Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2008 года № 1318 утвержден перечень государств с льготным налогообложением.
ПРИМЕР Иностранная компания, резидент Кипра оказывает информационные услуги ТОО «Рахмет» за пределами РК. Так как Кипр является государством со льготным налогообложением, то полученные нерезидентом доходы подлежат налогообложению в РК подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%.
5) доходы от прироста стоимости при реализации: Имущества, находящегося на территории РК, права на которое или сделки, по которому подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательными актами РК; Имущества, находящегося на территории РК, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательными актами РК; ценных бумаг, выпущенных резидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица-резидента, консорциума, расположенного в РК; акций, выпущенных нерезидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица - нерезидента, консорциума, если 50 и более процентов стоимости таких акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента составляет имущество, находящееся в РК; Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса не подлежат налогообложению доходы от прироста стоимости при реализации акций или долей участия за исключением: акций, выпущенных резидентом, и долей участия в уставном капитале юридического лица - резидента, являющегося недропользователем в соответствии с законодательством РК, или консорциума, участником (участниками) которого является (являются) недропользователь (недропользователи) в соответствии с законодательством РК; акций, выпущенных резидентом, и долей участия в уставном капитале юридического лица-резидента или консорциума, если 50 и более процентов стоимости уставного капитала или акций (долей участия) указанного юридического лица или консорциума на дату такой реализации составляет имущество лица (лиц), являющегося (являющихся) недропользователем (недропользователями) в соответствии с законодательством РК; акций, выпущенных нерезидентом, и долей участия в уставном капитале юридического лица - нерезидента или консорциума, если 50 и более процентов стоимости уставного капитала или акций (долей участия) указанного юридического лица - нерезидента или консорциума на дату такой реализации составляет имущество лица (лиц), являющегося (являющихся) недропользователем (недропользователями) в соответствии с законодательством РК.
ПРИМЕР Юридическое лицо - резидент Франции продает свою долю участия в уставном капитале казахстанского ТОО «Рахмет» являющегося недропользователем за 5 млн долларов США. Первоначальная стоимость вклада составила 2 млн долларов США. Соответственно разница в 3 млн долларов США, будет подлежать налогообложению в РК подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%. Статья 194 Налогового кодекса - 15%. Кто будет уплачивать налог в бюджет Согласна 15%.(не туда посмотрела). Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению подоходного налога у источника выплаты в бюджет возлагается на лицо, выплачивающее доход, в том числе нерезидента, который признается налоговым агентом.
ПРИМЕР Юридическое лицо - резидент России продает принадлежащее ему недвижимое имущество (производственный цех), находящееся на территории РК. Согласно Закону РК от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данная сделка подлежит государственной регистрации. Также подлежит налогообложению по ставке 15% положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью данного цеха, определенная в соответствии с МСФО (указать ставку, покупателя и кто будет уплачивать налог в бюджет). Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению подоходного налога у источника выплаты в бюджет возлагаются на лицо, выплачивающее доход, в том числе нерезидента, который признается налоговым агентом.
6) доходы от уступки прав требования долга резиденту или нерезиденту, осуществляющему деятельность в РК через постоянное учреждение, - для налогоплательщика, уступившего право требования;
Согласно статье 91 Налогового кодекса доходами от уступки требования долга для налогоплательщика, уступившего право требования, являются доходы в виде положительной разницы между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика.
ПРИМЕР ТОО «Заря» - резидент РК имеет непогашенную дебиторскую задолженность 200 тыс. тенге перед постоянным учреждением компанией «Рассвет» резидента России. Постоянное учреждение решает уступить данную задолженность за 250 тыс. тенге ТОО «Рахмет» резиденту Казахстана. Согласно налоговому законодательству сумма в 50 тыс. тенге будет доходом данного постоянного учреждения. Добавить, что Доход будет включен в СГД ПУ и обложен на общих основаниях. Полученный доход подлежит включению в совокупный годовой доход данного постоянного учреждения и соответственно подлежит налогообложению на общих основаниях.
7) доходы от уступки прав требования долга у резидента или нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, - для налогоплательщика, приобретающего право требования;
Согласно статье 91 Налогового кодекса доходами от уступки требования долга при приобретении права требования долга являются доходы налогоплательщика, определяемые в виде положительной разницы между суммой, выплачиваемой должником по требованию основного долга, включая суммы, выплачиваемые им сверх основного долга, и стоимостью приобретения долга налогоплательщиком.
ПРИМЕР Казахстанское ТОО «Заря» имеет непогашенную дебиторскую задолженность 200 тыс. тенге перед ТОО «Рахмет» резидентом Казахстана. ТОО «Рахмет» уступает данный долг за 200 тыс. тенге постоянному учреждению компании «Рассвет» резиденту России, которая по договору цессии требует с должника 250 тыс. тенге. При выплате данной суммы сумма в 50 тыс. тенге будет доходом данного постоянного учреждения. Добавить, что Доход будет включен в СГД ПУ и обложен на общих основаниях. Полученный доход подлежит включению в совокупный годовой доход данного постоянного учреждения и соответственно подлежит налогообложению на общих основаниях.
8) неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств резидентом или нерезидентом, возникших в ходе деятельности такого нерезидента в РК, в том числе по заключенным контрактам (договорам, соглашениям) на выполнение работ, оказание услуг и (или) по внешнеторговым контрактам на поставку товаров;
ПРИМЕР Казахстанская компания за невыполнение договорных условий выплатила постоянному учреждению нерезидента неустойку в размере 50 тыс. тенге. Эта сумма будет доходом данного постоянного учреждения. Полученный доход подлежит включению в совокупный годовой доход данного постоянного учреждения и соответственно подлежит налогообложению на общих основаниях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |