|
|
|
Источник: Прочие, Медиа-корпорации «ЗАЊ» (zanmedia.kz/)
20.06.2011 На пути совершенствования законодательства
Верховным Судом РК при содействии проекта «Поддержка правовых и судебных реформ в странах Центральной Азии» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), которое работает в Казахстане по поручению правительства Германии, на базе Актюбинского областного суда проведен региональный семинар «Судебная практика применения налогового и таможенного законодательства». В данном мероприятии приняла участие судья Верховного Суда РК Улбосын Сулейменова, которая озвучила приветственное слово от имени председателя Верховного Суда РК Бектаса Бекназарова. В нем было отмечено, что практика судов, прежде всего, влияет на применение налогового законодательства другими правоприменительными органами: налоговыми, таможенными, органами Министерства финансов. Все больше черты налогового приобретает таможенное законодательство. По мнению главы судейского сообщества, в дальнейшем следует проводить работу по совершенствованию знаний судей по гражданским делам, вытекающим из налоговых и таможенных споров, именно поэтому требуется специализация судей в этом вопросе. В связи со становлением Астаны как экономического и финансового центра республики наряду с Алматы, есть необходимость создания в будущем в столице финансово-налогового суда. В качестве экспертов в данном мероприятии также выступили судьи Верховного Суда Галия Макажанова, Айсулу Шайкенова, представители Генеральной прокуратуры и других государственных органов. Участники семинара обсудили проблемы правоприменения налогового и таможенного законодательства, а также дальнейшие перспективы его развития. Опытом судебной практики применения норм налогового законодательства поделилась судья Финансового суда г. Фрайбург, эксперт проекта Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Франческа Верт. Судья отметила, что финансовое управление обладает в Германии большой властью. Оно издает посредством налоговых платежных извещений свой собственный исполнительный титул, который приводит в исполнение собственными органами. Как средство обжалования, у налогоплательщика имеется в распоряжении, прежде всего, возражение, которое служит самоконтролю налогового управления. Если налоговое управление (местный налоговый орган) отклоняет возражение как недопустимое, то налогоплательщик может выдвинуть иск против налогового органа в финансовый суд. Франческа Верт также подчеркнула: часто налогоплательщик выдвигает претензию в финансовый суд, что налоговый орган действовал произвольно. Но по предмету дела тем не менее устанавливается, что оспаривается неправильное применение права, которое по немецкому законодательству не представляет собой злоупотребления должностью. Если вследствие нарушения должностных и служебных обязанностей носителя власти какой-то налог был установлен или взыскан в слишком низком размере или возмещение налогов было предоставлено неправомерно, то он сам может быть привлечен к ответственности персонально, если за нарушение должностных и служебных обязанностей грозит наказание. Судья Специализированного межрайонного экономического суда Павлодарской области А. Шолимова рассказала, что одним из условий, способствующих возникновению проблем в применении норм права, является недостаточно подробное, неточное изложение позиции законодателя в том или ином нормативном правовом акте. Это позволяет по-разному трактовать одну и ту же норму права в сопоставлении ее с другими нормами. Приведя несколько примеров по данной проблеме, судья обозначила несколько предложений, среди которых внесение изменений либо уточнений в правила освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Казахстан. По ее мнению, следует: - раскрыть понятие использования товаров не по целевому назначению либо отдельным пунктом оговорить условия освобождения от уплаты НДС импорта, осуществляемого оптовыми медицинскими складами; - оговорить условие о нераспространении требования о наличии государственной регистрации в Казахстане в качестве медицинской техники, изделия медицинского назначения на комплектующие для производства изделий медицинского назначения либо исключить такие комплектующие для производства изделий медицинского назначения из п. 7 ч. 1 ст. 255 Налогового Кодекса РК. О налоговом законодательстве и принципах налогообложения в республике рассказала судья Актюбинского областного суда Алтын Жакупова. Она отметила, что Республикой Казахстан заключены специальные налоговые международные соглашения, как правило, двусторонние. Среди них - соглашения о взаимодействии государств и их налоговых служб в налоговой сфере (обмен информацией о налоговом законодательстве государств; осуществление совместных контрольных мероприятий; предотвращение нарушений налогового законодательства; сотрудничество в обучении кадров и обмене специалистами); соглашения о взимании косвенных налогов; соглашения об избежании двойного налогообложения по прямым налогам. Судья подчеркнула, что в настоящее время РК заключила около 40 таких двусторонних соглашений с такими странами, как Великобритания, Франция, Пакистан, Польша и т.д. Их предметами являются прямые налоги: налог с дохода (прибыль), налог с капитала (имущества). Имеются соглашения, которые касаются лишь налога с дохода, например, с Китаем, Южной Кореей. О проблемных вопросах правоприменительной практики и оценки доказательств по спорам, касающимся возврата НДС, рассказал старший прокурор отдела 4-го департамента Генеральной прокуратуры РК М. Абишев. Он отметил, что концепция, заложенная в Налоговом кодексе РК, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижения сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков. М. Абишев высказал мнение, что некоторые правоведы полагают, что каждый отдельно взятый налогоплательщик как самостоятельное юридическое лицо не несет какой-либо ответственности за нарушения налогового законодательства со стороны поставщиков второго, третьего, четвертого и последующих уровней. Отказ налогового органа в возврате НДС по причине выявления нарушений налогового законодательства у поставщиков второго и последующих уровней, по их мнению, свидетельствует о применении принципа «круговой поруки» и «коллективной ответственности» налогоплательщиков разных уровней, не связанных между собой какими-либо отношениями и не имеющих возможности повлиять каким-либо образом друг на друга. В связи с чем считают, что такие действия налогового управления противоречат принципу презумпции невиновности и нарушают свободу частного предпринимательства. По итогам трехдневного международного регионального семинара участники и эксперты выработали ряд важных рекомендаций по решению проблемных вопросов в сфере налогового и таможенного законодательства для таких государственных органов, как Парламент РК, Правительство РК, Верховный Суд, Генеральная прокуратура, Налоговый комитет Министерства финансов и Таможенный комитет. Подробнее об этом читайте в следующем номере «ЮГ».
Подготовила Олеся Пинчук
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |