|
|
|
Источник: Прочие, Медиа-корпорации «ЗАЊ» (zanmedia.kz/)
20.06.2011 Рекомендации по решению
В предыдущем номере «Юридической газеты» в материале «Судебная практика на пути совершенствования законодательства» вашему вниманию были представлены самые интересные выступления участников регионального семинара «Судебная практика применения налогового и таможенного законодательства», который проходил на базе Актюбинского областного суда. По итогам мероприятия участниками семинара: судьями, представителями Генеральной прокуратуры, Министерства финансов, Таможенного комитета и их соответствующими областными органами, предпринимателями, учеными был выработан ряд важных рекомендаций по решению проблемных вопросов в сфере налогового и таможенного законодательства, отдельные части которых мы публикуем сегодня для обсуждения.
О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты 1. Включить в статью 4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) принцип приоритетности налогоплательщика («презумпция невиновности налогоплательщика») - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). 2. Внести дополнения в законодательство, разрешив судам назначать налоговую проверку за период, по которому произведено начисление оспариваемых налогов, при предоставлении налогоплательщиком документов, не представленных в ходе проведения налоговой проверки данного налогоплательщика. При этом также необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, а также предусмотреть, что в таком случае срок исковой давности по налоговому обязательству (5 лет) не учитывается. Вариант: Данное не представляется возможным, по следующим основаниям: - запрещается включение в налоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом; - в соответствии с ГПК результаты назначенной судом налоговой проверки вновь подлежат оценке в соответствии с ГПК с точки зрения относимости, допустимости и достоверности; - назначение налоговой проверки судом приведет к неоправданным длительным срокам рассмотрения дела; 3. Предусмотреть в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан (ГПК), или Налоговом кодексе возможность возврата заявления налогоплательщика (оставление заявления без рассмотрения), в связи с обращением заявителя к компетентному органу о проведении процедуры взаимного согласования, предусмотренной в Конвенциях, заключенных Республикой Казахстан с другими государствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы. 4. Рассмотреть возможность внесения изменения в Налоговый кодекс, которым должен быть пересмотрен режим начисления пени, поскольку меры обеспечения должны компенсировать убытки государства, но при этом не превышать исчисленный (начисленный) налог. 5. В Налоговом кодексе должно быть введено понятие налоговой ошибки, которое необходимо разграничить от налогового правонарушения. 6. Налоговые апелляции должны быть организационно отделены от органов налоговой службы, т. е. исключены из прямого подчинения Налогового комитета. 7. Унифицировать размер государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявлений об обжаловании уведомлений по результатам налоговой проверки (п.п. 4) п. 1 ст. 535 Налогового кодекса с размером государственной пошлины, уплачиваемой с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц (п.п. 3) п. 1 ст. 535 Налогового кодекса и физических лиц (п.п. 2) п. 1 ст. 535 Налогового кодекса. 8. Включить в налоговое законодательство, в качестве одного из оснований отказа в возврате НДС по оборотам облагаемых по нулевой ставке, результаты тестирования системы управления рисками (СУР) и аналитические отчеты «Пирамида по поставщикам экспортера». 9. В главу 27 ГПК РК внести изменения в части сроков рассмотрения налоговых споров в течение 2-х месяцев с момента назначения судебного разбирательства. 11. Рассмотреть вопросы о необходимости создания налоговых судов. 12. Внести изменения, либо уточнить в правилах освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1229, а именно: - понятие использования товаров не по целевому назначению, либо отдельным пунктом оговорить условия освобождения от уплаты НДС импорта, осуществляемого оптовыми медицинскими складами; - изучить возможность отражения условий о нераспространении требования о наличии государственной регистрации в Республике Казахстан в качестве медицинской техники, изделия медицинского назначения, на комплектующие для производства изделий медицинского назначения либо исключить такие комплектующие для производства изделий медицинского назначения из п. 7 ст. 255 Налогового кодекса. 2. В рамках контрактов на проведение разведки и добычи, заключенных между правительством Республики Казахстан и недропользователями, заключаются дополнительные соглашения, которые распространяют свои действия на правоотношения первоначального контракта, что порождает у таможенного органа обязанность возврата таможенных платежей, что негативно отражается на доходной части бюджета. Изучить возможность указания, что при подписании дополнительных соглашений не предавать им обратной силы по возврату.
О разъяснении Верховным Судом РК некоторых норм применения и толкования законодательства 1. В нормативном постановлении Верховного Суда дать следующие разъяснения: - в целях исчисления срока исковой давности необходимо в соответствии с Налоговым кодексом определить налоговый период для соответствующего вида начисления налога с учетом положений ст. 46 Налогового кодекса; - при применении в конвенции какой-либо термин, не определенный в конвенции, имеет то значение, которое ему дано в этот период законодательством Республики Казахстан применительно к налогам, на которые распространяется конвенция; - исполнительный лист не выписывается при решении вопроса о возврате государственной пошлины с государственного органа, поскольку данный вопрос урегулирован ст. 548 Налогового кодекса; - касающихся налогообложения беспроцентных займов, предоставленных физическими лицами хозяйствующим субъектам; - оценивая возможность применения обеспечительных мер в налоговых спорах, суду необходимо установить следующие факты: 1) невозможность налогоплательщика единовременно оплатить предъявленные налоговым органом суммы без ущерба для хозяйственной деятельности; 2) достаточность имущества налогоплательщика для взыскания сумм налогов, штрафов и пени в случае отказа в удовлетворении заявления. При этом за основу берутся данные бухгалтерской отчетности, из которых виден ежемесячный оборот денежных средств, величина активов налогоплательщика; - поскольку перечень мер по обеспечению иска является открытым, заявитель одновременно с этим вправе требовать и приостановление действия акта налогового органа о приостановлении расходных операций заявителя, принятого в целях реального исполнения оспариваемого в суде уведомления о доначислении налогов. Иначе к окончанию судебного разбирательства и вступлению решения суда в законную силу, вынесенного в пользу налогоплательщика, производственная деятельность будет длительное время необоснованно парализована приостановлением расходных операций (по акту налогового органа) в обеспечение исполнения оспариваемого уведомления; - по вопросам подтверждения факта нерезидентства при наличии апостилирования сертификатов о нерезидентстве более поздней датой, чем дата выплаты доходов налоговым агентом. В случае, когда сертификат резидентства апостилирован позднее даты выплаты дохода нерезиденту налоговый агент не вправе самостоятельно применить положения международного договора, поскольку, согласно п. 1 ст. 200 Налогового кодекса, действовавшего до 1 января 2009 г., налоговый агент имеет право в момент выплаты доходов нерезиденту самостоятельно применить положения соответствующего международного договора на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство соответствующего требования п. 2 ст. 203 НК. Согласно п. 2 ст. 203 НК в целях применения ст.ст. 195, 199-201-1 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, принимается налоговым агентом (НО) при выполнении требований, установленных пп. 3-4 п. 1 ст. 203 НК. Пп. 4 п. 1 ст. 203 НК предусмотрена дипломатическая или консульская легализация подписи и печати органа, заверившего резидентство нерезидента (документа, подтверждающего резидентство) … в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан или международным договором, одной из сторон которого является Республика Казахстан. Поскольку консульская легализация согласно нормам международного договора заменена на апостилирование, то требование по апостилированию сертификата резидентства является законным и обязательным. В этой связи полагаем необходимым дополнить нормативное постановление № 5 в части разъяснения порядка рассмотрения налоговых споров по данной категории дел. 2. Дать комментарий к нормам: - связанным с порядком налогообложения нерезидентов при применении норм конвенции, а именно необходимости правильного оформления сертификатов нерезидента, позволяющих налогоплательщику самостоятельно применять нормы конвенции; - относительно возможности использования в качестве доказательства заключений налоговых органов о сумме причиненного ущерба в отношении налогоплательщиков, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 192 УК, и уточнить соответствующие положения нормативного постановления по данному вопросу; - касающимся возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, с целью исключения неоднозначной судебной практики и разного толкования норм налогового законодательства; - относительно порядка налогообложения дохода физического лица от прироста стоимости при реализации имущества, предназначенного для предпринимательской деятельности и находящегося на праве собственности более одного года; - регламентирующим определение: «для собственных производственных нужд». 3. Рекомендовать судам при рассмотрении дел об оспаривании уведомлений по результатам налоговой проверки руководствоваться предписаниями норм Общей части Налогового кодекса и применять материальные нормы права, исходя из существа налогового обязательства. 4. Отразить в нормативном постановлении, что возврат государственной пошлины в случае вынесения решения в пользу налогоплательщиков (ст. 110 ГПК) может быть осуществлен только в течение трех лет с момента поступления пошлины в бюджет, этот срок является пресекательным (п. 7 ст. 548 Налогового кодекса) и другие сроки возврата не могут быть применены. 5. Ускорить процесс дальнейшей специализации судов, в связи с чем образовать специализированные налоговые суды в каждом регионе страны. Налоговому комитету Министерства финансов РК: 1. Принять меры по повышению профессионального уровня сотрудников органов налоговой службы и качества представления интересов налоговой службы в судах. 2. Принять меры по приведению содержания актов налоговой проверки в строгое соответствие с требованиями Налогового кодекса. Генеральной Прокуратуре РК: 1. Обсудить возможность в рамках предоставленных полномочий проверить законность п. 3 постановления Правительства Республики Казахстан № 1234 от 24 декабря 2008 года. Таможенному комитету РК: 1. Повысить ответственность сотрудников таможенных органов по соблюдению норм материального и процессуального права при проведении проверок посттаможенного контроля и выставления уведомлений в адрес участников внешнеэкономической деятельности. 2. В связи с неоднозначной судебной практикой по гражданским делам по спорам, вытекающим из таможенного законодательства, принять нормативное постановление по единому применению таможенного законодательства. В целях повышения квалификации судей: 1. Подготовить методическое пособие «О технике судебного разбирательства по налоговым спорам». 2. По материалам семинара провести аналогичные семинары в учебных центрах областных и приравненных к ним судов для судей с приглашением в случае заинтересованности представителей субъектов таких споров. 3. Подготовить сборник материалов семинара. Примечание: в рекомендациях учтены все предложения участников семинара и вносятся только для обсуждения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |