|
|
|
Кодекс КазССР от 22 марта 1984 года
Данная редакция действовала до внесения изменений Законом РК от 16 июля 1999 года № 430-1. См. новую редакцию. О порядке перерасчета размеров штрафов см. Закон РК от 28 октября 1993 г. № 2492-XII, Решение XXIII сессии I созыва Алматинского городского маслихата от 25 декабря 1998 года "О порядке перерасчета размера штрафов за административные правонарушения, совершенные на территории города Алматы, предусмотренные Кодексом Казахской ССР "Об административных правонарушениях". СОДЕРЖАНИЕ Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Глава 2. Административное правонарушение Глава 3. Административная ответственность Глава 4. Административное взыскание Глава 5. Наложение административного взыскания Глава 6. Административные правонарушения в области труда и здоровья населения Глава 7. Административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры Глава 9. Административные правонарушения в области промышленности, использования тепловой и электрической энергии Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение правил ветеринарного надзора и карантинных правил Глава 11. Административные правонарушения на транспорте, в дорожном хозяйстве и связи Глава 12. Административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Глава 13. Административные правонарушения в области торговли и финансов Глава 14. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок Глава 15. Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления Глава 15-1. Административные правонарушения в сфере архитектурно-градостроительной деятельности Раздел III. ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Глава 17. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Компетенция должностных лиц по рассмотрению дел и наложению административных взысканий Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Глава 19. Протокол об административном правонарушении. Обеспечение рассмотрения дела Глава 20. Лица, участвующие в производстве по делам об административном правонарушении Глава 21. Рассмотрение дел об административных правонарушениях Глава 22. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ Глава 24. Исполнение постановления о вынесении предупреждения Глава 25. Исполнение постановления о наложении штрафа Глава 26. Исполнение постановления о возмездном изъятии предмета Глава 27. Исполнение постановления о конфискации Глава 28. Исполнение постановления о лишении специального права Глава 30. Исполнение постановления об административном аресте Глава 31. Исполнение постановления в части возмещения имущественного ущерба Раздел I Общие положения Глава 1. Общие положения Статья 1. Задачи законодательства Казахской ССР об административных правонарушениях Законодательство Казахской ССР об административных правонарушениях имеет задачей охрану общественного строя СССР, социалистической собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции Казахской ССР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. Для осуществления этой задачи Кодекс Казахской ССР об административных правонарушениях определяет, какое действие или бездействие является административным правонарушением, какое административное взыскание, каким органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение. Статья 2. Законодательство Союза ССР и Казахской ССР об административных правонарушениях Законодательство Союза ССР и Казахской ССР об административных правонарушениях состоит из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства, и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, настоящего Кодекса и иных законодательных актов Казахской ССР и постановлений Совета Министров Казахской ССР об административных правонарушениях. Законодательные акты Союза ССР и Казахской ССР, а также постановления Совета Министров СССР и Совета Министров Казахской ССР, предусматривающие административную ответственность за административные правонарушения, до включения их в установленном порядке в настоящий Кодекс применяются на территории Казахской ССР непосредственно. Положения настоящего Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых установлена актами законодательства, еще не включенными в настоящий Кодекс, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР. Статья 3. Компетенция Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях ведению Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях подлежат: определение принципов и установление общих положений законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях; установление административной ответственности за нарушение правил: по стандартизации и качеству продукции; выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими; учета и статистики; безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского и трубопроводного транспорта; дорожного движения; воинского учета; пограничного режима; паспортной системы; правил приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ и других объектов разрешительной системы; правил по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней; таможенных правил и правил по борьбе с контрабандой; правил обращения валюты; правил пребывания в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства; определение, в случае необходимости, порядка рассмотрения дел об отдельных видах административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается законодательством Союза ССР. Ведению Союза ССР подлежит также законодательство об административных правонарушениях и по другим вопросам, имеющим общесоюзное значение. Статья 4. Компетенция Казахской ССР в области законодательства об административных правонарушениях Ведению Казахской ССР подлежат: законодательство об административных правонарушениях по вопросам, не относящимся к ведению Союза ССР; установление круга вопросов, по которым местные Советы народных депутатов, кроме поселковых, сельских и аульных, могут принимать в пределах, определяемых законодательными актами, решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. В статью 5 внесены изменения в соответствии с Указом от 10 апреля 1987 года и Указом от 20 августа 1988 года, дополнена частью четвертой - Законом Республики Казахстан от 1 июля 1998 года № 259-1 Статья 5. Полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в принятии решений, за нарушение которых предусматривается административная ответственность Областные, районные, городские Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты вправе принимать в пределах, определяемых законодательными актами, решения, предусматривающие административную ответственность по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать правила, за нарушение которых административная ответственность предусматривается статьей 110 настоящего Кодекса. Областные, районные, городские Советы народных депутатов могут дополнительно с учетом местных условий регламентировать установленный законодательством Союза ССР и Казахской ССР порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, за нарушение которого административная ответственность предусматривается статьей 188-1 настоящего Кодекса. Областные, Алма-Атинский и Ленинский городские Советы народных депутатов могут также устанавливать правила, за нарушение которых административная ответственность предусматривается статьями 91, 159 и 163 настоящего Кодекса. Размеры и порядок взимания штрафов за административные правонарушения, совершенные на территории города Алматы, определяются представительным органом города Алматы. См. Решение XXIII сессии I созыва Алматинского городского маслихата от 25 декабря 1998 года "О порядке перерасчета размера штрафов за административные правонарушения, совершенные на территории города Алматы, предусмотренные Кодексом Казахской ССР "Об административных правонарушениях". Статья 6. Предупреждение административных правонарушений Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов. Советы народных депутатов Казахской ССР, обеспечивая в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, координирует на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью органов внутренних дел, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями. Статья 7. Обеспечение социалистической законности при применении мер воздействия за административные правонарушения Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения социалистической законности. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в точном соответствии с законодательством. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами. Статья 8. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении. Раздел II Административное правонарушение и административная ответственность 1. Общая часть Глава 2. Административное правонарушение Статья 9. Понятие административного правонарушения Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Статья 10. Совершение административного правонарушения умышленно Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, сознавало его характер, предвидело вредные последствия своего поведения и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Статья 11. Совершение административного правонарушения по неосторожности Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Глава 3. Административная ответственность Статья 12. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В статью 13 внесены изменения в соответствии с Указом от 28 сентября 1984 года Статья 13. Ответственность несовершеннолетних К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета Казахской ССР. В случае совершения этими лицами административных правонарушений, предусмотренных статьями 52, 123 - 131, 162, 174, 176, 185, 189 - 192 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 185 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а совершивших правонарушения, предусмотренные статьей 52 настоящего Кодекса, как правило, передаются на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР. Статья 14. Ответственность должностных лиц Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. В Кодекс введена статья 14-1 в соответствии с Законом № 719-XII Статья 14-1. Ответственность народного депутата Народный депутат СССР, народный депутат Казахской ССР не могут быть подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а депутат областного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского, аульного Совета народных депутатов - на территории соответствующего Совета без согласия Верховного Совета СССР, Верховного Совета Казахской ССР, соответствующего Совета народных депутатов. Не допускается привод, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата СССР и народного депутата Казахской ССР. В статью 15 внесены изменения в соответствии с Указом от 28 июня 1989 года, Законом № 2122-XII и Законом № 255-XIII Статья 15. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил и норм рационального использования и охраны недр, земельных и водных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, правил дорожного движения, таможенных правил, правил по карантину растений и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест. Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие устава о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений: работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой и пятой статьи 113, статьями 114 и 114-1, частью первой статьи 134 настоящего Кодекса; работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 114-1, 118, 118-1 и частью второй статьи 134 настоящего Кодекса; работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 114-1, 119 - 119-3, 120 и частью второй статьи 134 настоящего Кодекса; работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных статьями 115 - 117 и частью третьей статьи 134 настоящего Кодекса. Статья 16. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства Находящиеся на территории Казахской ССР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Казахской ССР иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и Казахской ССР, разрешается дипломатическим путем. Статья 17. Крайняя необходимость Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом и другими нормативными актами, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан и установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В статью 18 внесены изменения в соответствии с Указом от 28 сентября 1984 года Статья 18. Необходимая оборона Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом и другими нормативными актами, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного и общественного порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Статья 19. Невменяемость Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. В статью 20 внесены изменения в соответствии с Указом от 22 октября 1985 года и Указом от 28 июня 1989 года Статья 20. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. В отношении лиц, освобожденных по указанным в части первой настоящей статьи основаниям от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 128, 133, 161, 165, 178 - 181 настоящего Кодекса, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях. О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 52, 128, 133, 161, 165, 167, 174, 178 - 181 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал. Статья 21. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Глава 4. Административное взыскание Статья 22. Цели административного взыскания Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лиц, совершивших административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом № 1142-XII и Законом № 2492-XII Статья 23. Виды административных взысканий За совершение административных правонарушений могут применяться следующие меры административного взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); 6) административный арест; 7) установление надзора за предпринимательской деятельностью; 8) лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности. Законодательными актами Казахской ССР могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий. Законодательством Республики Казахстан может быть предусмотрено административное выдворение из пределов Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок. Статья 24. Основные и дополнительные административные взыскания Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 23 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Статья 25. Предупреждение Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение фиксируется иным установленным способом. В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 124-1, Законом № 2492-XII, Указом № 2443 Статья 26. Штраф Штраф есть денежное взыскание, налагаемое в случаях и пределах, установленных настоящим Кодексом, в виде суммы, соответствующей количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан. Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, как правило, не может превышать двадцати, а на должностных лиц - пятидесяти размеров месячных расчетных показателей. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью усиления административной ответственности, законодательными актами Республики Казахстан может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в настоящей статье. Штраф исчисляется из того размера месячного расчетного показателя, который установлен законодательством Республики Казахстан на момент совершения правонарушения. До принятия Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях штрафы - денежные взыскания, налагаемые в виде суммы, соответствующей количеству минимальных месячных размеров оплаты труда (размера минимальной заработной платы), установленных в настоящем Кодексе, исчислять, исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на момент совершения административного правонарушения. В статью 27 внесены изменения в соответствии с Указом от 28 сентября 1984 года Статья 27. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Союза ССР и Казахской ССР. В статью 28 внесены изменения в соответствии с Указом от 28 сентября 1984 года Статья 28. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Союза ССР и Казахской ССР. Статья 29. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Статья 30 исключена в соответствии с Законом № 2492-XII В статью 31 внесены изменения в соответствии с Законом № 308A-XII Статья 31. Административный арест Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток, а за совершение правонарушений в условиях чрезвычайного положения законодательством Союза ССР - до тридцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Кодекс дополнен статьей 31-1 в соответствии с Законом № 1142-XII Статья 31-1. Установление надзора за предпринимательской деятельностью Надзор за предпринимательской деятельностью граждан хозяйствующих субъектов устанавливается как дополнительное взыскание на срок до одного года. Надзор за предпринимательской деятельностью граждан хозяйствующих субъектов устанавливается по заявлению органов, которые в соответствии со своей компетенцией осуществляют контроль за такой деятельностью. Надзор за предпринимательской деятельностью осуществляется путем возложения на граждан - хозяйствующих субъектов обязанности по представлению в соответствующие контролирующие органы ежемесячных отчетов о результатах своей финансовой и хозяйственной деятельности. Кодекс дополнен статьей 31-2 в соответствии с Законом № 1142-XII Статья 31-2. Лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности Лишение граждан - хозяйствующих субъектов, должностных лиц лицензии (патента) на определенный вид деятельности может быть временным или постоянным, применяется как основное и дополнительное взыскание. Временное лишение лицензии (патента) устанавливается на срок до шести месяцев. Кодекс дополнен статьей 31-3 в соответствии с Указом № 2122 Статья 31-3. Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения В случае совершения административного проступка, нарушающего права других граждан либо общественный порядок, лицом, признанным больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и уклоняющимся от добровольного лечения, суд наряду с административным взысканием может назначить ему принудительное лечение в специализированном учреждении органов здравоохранения. Прекращение принудительного лечения производится лечебным учреждением, в котором лицо находится на излечении. Глава 5. Наложение административного взыскания Статья 32. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Статья 33. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Законодательством Союза ССР и Казахской ССР могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Статья 34. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. Статья 35. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то окончательное взыскание, налагаемое на это лицо, определяется в пределах санкции, установленной за более серьезное административное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. В статью 36 внесены изменения в соответствии с Законом № 2492-XII Статья 36. Исчисление сроков административного взыскания Срок административного ареста исчисляется сутками, лишения специального права, предоставленного данному гражданину, - годами, месяцами или днями. Статья 37. Сроки наложения административного взыскания Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |