|
|
|
Досье ITS на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (30 ноября 2012 г.) 2. Проект Закона РК (июль 2012 г.) 3. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 30 ноября 2012 года № 17/II-1627 4. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий принятия проекта Закона РК 5. Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта Закона РК 7. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 8. Заключение дополнительной научной антикоррупционной экспертизы 9. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта 10. Заключение научной лингвистической экспертизы 12. Новости, обсуждения по проекту 13. Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 79-V «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических зон
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 30 ноября 2012 года № 1527
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-І, 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; № 22, ст. 130, 132; № 24, ст. 145, 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 116; № 14, ст. 117; № 15, ст. 120; № 16, ст. 128; № 20, ст. 151; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. №, 15; № 3, ст. 21, 22, 25, 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35; № 6, ст. 43, 44; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 94; № 15, ст. 97): 1) пункт 1 статьи 151-2 изложить в следующей редакции: «1. В целях применения подпункта 3) части первой пункта 1 статьи 150 настоящего Кодекса видами деятельности, соответствующими целям создания специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», являются: 1) производство продуктов химической промышленности; 2) производство нефтехимической продукции; 3) строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации, при наличии заключения уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере создания и функционирования специальных экономических зон, о том, что объект строительства соответствует целям создания специальной экономической зоны.»; 2) пункт 2 статьи 151-2 дополнить частью второй следующего содержания: «Положения настоящего пункта не распространяются на вид деятельности, указанный в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи.». 2. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 15, ст. 119; 2012 г., № 2, ст. 14): 1) статью 4 дополнить подпунктами 8-1) и 8-2) следующего содержания: «8-1) утверждение типового договора временного возмездного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона; 8-2) утверждение типового договора временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона;»; 2) в статье 8: пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания: «Специальные экономические зоны также создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан и (или) негосударственных юридических лиц.»; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) участнику специальной экономической зоны в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания специальной экономической зоны. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные под строительство объектов инфраструктуры, а также для осуществления вспомогательных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) управляющей компании в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания специальной экономической зоны. Управляющая компания вправе передавать лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, земельные участки, указанные в части второй настоящего пункта, во вторичное землепользование (субаренду) в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. В аренду управляющей компании также могут передаваться объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных им во временное возмездное землепользование (аренду). Лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, управляющей компанией могут передаваться объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных им во вторичное землепользование (субаренду).»; дополнить пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания: «4-1. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных и/или вспомогательных видов деятельности, могут передаваться их собственниками управляющей компании во временное возмездное пользование (аренду) в соответствии с типовым договором временного возмездного пользования (аренды). Управляющая компания вправе передавать земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных или вспомогательных видов деятельности, во временное возмездное вторичное пользование (субаренду) участникам специальной экономической зоны или лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, в соответствии с типовым договором временного возмездного вторичного пользования (субаренды). Договор временного возмездного пользования (аренды) земельными участками не заключается в случае, если участник специальной экономической зоны или лицо, осуществляющее вспомогательные виды деятельности, осуществляют деятельность на земельных участках, принадлежащих ему на праве собственности. 4-2. Типовые договоры временного возмездного пользования (аренды) и временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, должны соответственно содержать: существенные условия, условия изменения целевого назначения земельного участка, основания и условия досрочного расторжения договора временного возмездного пользования (аренды), договора временного возмездного вторичного пользования (субаренды), а также другие условия в соответствии с гражданским законодательством; 3) пункт 1 статьи 9 изложить в следующей редакции: «1. Заявитель, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, должен обладать финансовым обеспечением в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию. Финансовое обеспечение заявителя, подающего заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, формируется следующими способами: 1) денежными средствами; 2) банковской гарантией; 3) поручительством; 4) залогом имущества; 5) договором страхования. Заявитель, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, вправе выбрать любой из способов финансового обеспечения, в том числе путем комбинирования двух или нескольких способов.»; часть первую пункта 2 статьи 10 дополнить подпунктом 11) следующего содержания: «11) документы, подтверждающие наличие финансового обеспечения заявителя.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2013 года.
Президент Республики Казахстан
ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, № 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100, № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112): 1) в оглавлении: дополнить абзацем сто восемьдесят шестым следующего содержания: «Статья 150-1. Исчисление, порядок и сроки уплаты налогов»; абзацы сто восемьдесят седьмой - сто девяносто второй исключить; 2) статью 150 изложить в следующей редакции: «Статья 150. Общие положения 1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, организациями, осуществляющими деятельность на территориях специальных экономических зон признаются юридические лица, соответствующие одновременно следующим условиям: 1) зарегистрированы в качестве налогоплательщиков по месту нахождения в налоговом органе на территориях специальных экономических зон; 2) не имеют структурных подразделений за пределами территорий специальных экономических зон; 3) не менее 90 процентов совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства (работ, услуг) следующих видов деятельности, соответствующих целям создания специальной экономической зоны: производство электрического оборудования; производство кожаной и относящейся к ней продукции; производство резиновых и пластмассовых изделий; металлургическая промышленность; производство машин и оборудования, не включенных в другие категории; производство кокса и продуктов нефтепереработки; складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность; производство основных фармацевтических продуктов и препаратов; производство компьютеров, электронной и оптической продукции; производство текстильных изделий; производство одежды; производство бумаги и бумажной продукции; строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, нефтехимических, химических и смежных производств в соответствии с проектно-сметной документацией; строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и бытового комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией; производство нефтехимической продукции, а также продукции сопутствующих, смежных производств и технологий. строительство и ввод в эксплуатацию гостиниц, домов отдыха, санаториев в соответствии с проектно-сметной документацией, не связанных с игорным бизнесом; оказание туристских услуг; производство продуктов питания; строительство в соответствии с проектно-сметной документацией зданий для организации выставок, музея, складских и административных зданий; производство бытовых электрических приборов; производство электрического оборудования, в том числе электроосветительного оборудования; производство стеклянных компонентов для осветительных приборов; производство древесной массы и целлюлозы, бумаги и картона; производство мебели; производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов; производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава; производство воздушных и космических летательных аппаратов; производство электронных деталей; строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией; производство продукции химической промышленности, а также продукции сопутствующих смежных производств и технологий; производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство продукции металлургической промышленности; производство автотранспортных средств, трейлеров, полуприцепов, компьютеров, электронной и оптической продукции, электрического оборудования; производство строительных материалов и не металлической минеральной продукции; формирование современной инфраструктуры специальной экономической зоны, включающее разработку бизнес-планов, проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы, работы по благоустройству территории специальной экономической зоны; переподготовка и повышение квалификации специалистов высокой квалификации; проектирование, разработка, внедрение, опытное производство и производство программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств, а также услуги дата-центров, онлайн-услуги; создание, внедрение и продвижение новых технологий; маркетинговые исследования; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов; производство машин для обработки текстов, копировально-множительного оборудования, адресовальных машин, калькуляторов, кассовых аппаратов, маркировальных машин, билетно-кассовых машин, производство других офисных машин и оборудования, электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации; производство электро- и радиоэлементов, передающей аппаратуры, аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения; подготовка кадров по программам бакалавриата, магистратуры, докторантуры PhD; бизнес-инкубирование проектов, реализуемое в рамках программ государственных органов по поддержке индустриально-инновационной деятельности. Перечень товаров, работ, услуг, указанных в подпункте 3) части первой настоящего пункта, определяется Правительством Республики Казахстан. 2. В целях налогообложения организациями, осуществляющими деятельность на территории специальной экономической зоны в сфере информационных и инновационных технологий, также признаются юридические лица, соответствующие одновременно следующим условиям: 1) зарегистрированы в качестве налогоплательщиков по месту нахождения в налоговом органе; 2) не имеют структурных подразделений; 3) не менее 70 процентов совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг от видов деятельности, соответствующих целям создания специальной экономической зоны в сфере информационных и инновационных технологий. Перечень товаров, работ, услуг, указанных в подпункте 3) части первой настоящего пункта, определяется Правительством Республики Казахстан. Перечень юридических лиц, указанных в настоящем пункте, утверждается совместно центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и центральным исполнительным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон. Порядок формирования такого перечня утверждается Правительством Республики Казахстан. 3. К организациям, осуществляющим деятельность на территориях специальных экономических зон, не относятся: 1) недропользователи; 2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6) статьи 279 настоящего Кодекса; 3) организации, применяющие специальные налоговые режимы; 4) организации, применившие преференции; 5) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. 4. Отнесение полученных (подлежащих получению) доходов к доходам от видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании подтверждения местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, выданного в порядке и по форме, которые установлены Правительством Республики Казахстан.»; 2) дополнить статьей 150-1 следующего содержания: «Статья 150-1. Исчисление, порядок и сроки уплаты налогов 1) исчисление налогов и платы за пользование земельными участками, а также возврат превышения налога на добавленную стоимость по оборотам, облагаемым по нулевой ставке производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и статьями 244-2 и 244-3 настоящего Кодекса. 2) при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, сумма корпоративного подоходного налога исчисленного в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса уменьшается на 100 процентов. Положения настоящего подпункта не распространяются на организации, осуществляющие деятельность по строительству и вводу в эксплуатацию объектов больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией; 3) по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, расположенным на территории специальной экономической зоны и используемым при осуществлении видов деятельности, предусмотренных подпунктом 3) пункта 1 статьи 150 настоящего Кодекса, применяются: коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога; коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования, но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования; ставка 0 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество. 4) сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет организациями, осуществляющими деятельность на территориях специальных экономических зон в сфере информационных технологий, исчисленная в общеустановленном порядке, уменьшается на 100 процентов при одновременном соблюдении следующих условий: максимальный период применения льготы - 5 лет со дня регистрации налогоплательщика на территории специальной экономической зоны; расходы на оплату труда работников за налоговый период по корпоративному подоходному налогу составляют не менее 50 процентов совокупного годового дохода; 90 процентов расходов на оплату труда работников за налоговый период по корпоративному подоходному налогу составляют расходы на оплату труда работников-резидентов Республики Казахстан. 5) в целях применения подпункта 3) части первой пункта 1 статьи 150 настоящего Кодекса видами деятельности, соответствующими созданию специальной экономической зоны в сфере информационных и инновационных технологий, являются: проектирование, разработка, внедрение, опытное производство и производство программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств информационных технологий, а также услуги дата-центров, онлайн-услуги; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий.»; 3) статьи 151-1, 151-2, 151-3, 151-4, 151-5 и 151-6 исключить; 4) пункт 4 статьи 359 изложить в следующей редакции: «4. Организации, осуществляющие деятельность на территории специальной экономической зоны в сфере информационных и инновационных технологий, исчисляют социальный налог с учетом положений, установленных пунктом 5 статьи 150-1 настоящего Кодекса.»; 5) пункт 9статьи 481 изложить в следующей редакции: «9. Организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон, исчисляют плату за пользование земельными участками с учетом положений, установленных подпунктом 2) пункта 3 статьи 150-1 настоящего Кодекса.». 2. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года «О специальных экономических зонах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, № 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100, № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112): 1) статью 4 дополнить подпунктами 10) и 11) следующего содержания: «10) утверждение типовых договоров временного возмездного пользования (аренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны; 11) утверждение типовых договоров временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны;» 2) в статье 8: подпункт 2) дополнить частью второй следующего содержания: «Специальные экономические зоны также создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности физических и (или) негосударственных юридических лиц.». пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) участнику специальной экономической зоны в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания специальной экономической зоны. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные под строительство объектов инфраструктуры, а также для осуществления вспомогательных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) управляющей компании в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания специальной экономической зоны. Управляющая компания вправе передавать лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, земельные участки, указанные в части второй настоящего пункта, во вторичное землепользование (субаренду) в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. В аренду управляющей компании также передаются объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во временное возмездное землепользование (аренду). Лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, управляющей компанией могут передаваться объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств, на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во вторичное землепользование (субаренду).». дополнить пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания: «4-1. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных и вспомогательных видов деятельности, могут быть предоставлены во временное возмездное пользование (аренду) собственником земельного участка управляющей компании в соответствии с типовыми договорами временного возмездного пользования (аренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны на срок создания специальной экономической зоны. Управляющая компания может предоставлять земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных видов деятельности, во временное возмездное вторичное пользование (субаренду) участнику специальной экономической зоны в соответствии с типовыми договорами временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны на срок создания специальной экономической зоны. Управляющая компания вправе передавать лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, земельные участки, находящиеся в частной собственности, во вторичное пользование (субаренду) в соответствии с типовыми договорами временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны на срок создания специальной экономической зоны. В случае если собственник земельных участков осуществляет приоритетные или вспомогательные виды деятельности на территории специальной экономической зоны, на участки, принадлежащие ему на праве собственности, договор передачи пользования земельным участком не заключается. 4-2. Типовые договора временного возмездного пользования (аренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, и типовые договора временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны должны содержать обязательные условия аренды, субаренды, определение порядка передачи объектов инфраструктуры после упразднения специальной экономической зоны, основания и последствия досрочного расторжения в одностороннем порядке договора временного возмездного пользования (аренды), договора временного возмездного вторичного пользования (субаренды). В типовых договорах временного возмездного пользования (аренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, и типовых договорах временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории специальной экономической зоны может быть предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в частной собственности, переходят в собственность нанимателя на условиях, определенных соглашением сторон.» 3) пункт 1 статьи 9 изложить в следующей редакции: «1. Заявитель, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, должен обладать финансовым обеспечением в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию. Финансовое обеспечение заявителя, подающего заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, формируется следующими способами: денежными средствами; банковской гарантией; поручительством; залогом имущества; договором страхования. Заявитель, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны вправе выбрать любой из способов финансового обеспечения, в том числе путем комбинирования двух или нескольких способов. Данное требование не распространяется на заявителя, подающего заявку на осуществление деятельности в качестве лица, осуществляющего вспомогательный вид деятельности. Деятельность заявителя должна соответствовать целям и видам деятельности, осуществляемым на территории специальной экономической зоны.». 3. В Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 23, ст. 113; 2009 г., № 13-14, ст. 63; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 5, ст. 23; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 101; № 22, ст. 132): дополнить статьей 57 следующего содержания: «Статья 57. Установить, что пункт 2 статьи 150 и пункт 2 статьи 151-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) действуют до 1 января 2015 года.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2013 года.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 30 ноября 2012 года № 17/II-1627
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических зон» (далее - законопроект) разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности специальных экономических зон (далее - СЭЗ) и предоставления налоговых преференций для инвесторов, реализующих проекты на их территории. Законопроект разработан в целях реализации поручения Главы государства по вопросу реализации проекта «Строительство четырех городов-спутников г. Алматы в Алматинской области» в части создания СЭЗ на земельных участках, находящихся в частной собственности, а также Указа Президента Республики Казахстан от 17 октября 2012 года № 406 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года № 495 «О создании специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». Законопроектом предполагается внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: Налоговый кодекс Республики Казахстан; Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Законопроектом предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс в части дополнения приоритетными видами деятельности СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», необходимых для реализации стратегического проекта «Строительство интегрированного газохимического комплекса». Кроме того, в законопроекте предусмотрены нормы, которые позволят создание СЭЗ на территории частных земель. Вместе с тем, для обеспечения допуска на территорию СЭЗ крупных инвестиционных проектов в законопроекте предлагается конкретизировать требования к участникам СЭЗ по наличию денежных средств, иного имущества, не изъятых из оборота в целях осуществления проекта. За весь период функционирования СЭЗ показали свою эффективность. В целом за последние четыре года (с 2008 по июнь 2012 г.) на территориях 9-ти СЭЗ зарегистрировано 473 участника. Привлечено инвестиций на сумму 350 млрд.тг. для создания производств на территориях СЭЗ. В свою очередь, государством вложено 94 млрд.тг. бюджетных средств на строительство инфраструктуры. Также на территории СЭЗ создано около 3600 рабочих мест. Предприятиями на территории СЭЗ произведено продукции на сумму 180 млрд. тенге, что на 60 % больше чем в 2009 году. Дальнейшее развитие СЭЗ будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию регионов. Ввиду того, что законопроект затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, он был направлен в соответствии с условиями Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения. Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, правовых последствий.
Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам специальных экономических зонах» (далее - Законопроект) направлен на достижение следующих основных целей: - создание дополнительных стимулов и снижение барьеров для инвестиций в казахстанские СЭЗ; - экономию бюджетных средств при создании новых или расширении территорий действующих СЭЗ за счет аренды у собственников земельных участков под создание или расширение территорий СЭЗ; - повышение привлекательности управляющих компаний СЭЗ для отечественных и иностранных юридических лиц, имеющих опыт управления СЭЗ. - расширение перечня видов деятельности СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»; Реализация указанных задач повлечет за собой ряд социально-экономических и правовых последствий. Прогноз экономических последствий принятия Закона Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденному Указом Президента Казахстана от 1 февраля 2010 года № 922, объем отечественных и иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики к 2020 году должен увеличиться не менее чем на 30%, доля прямых иностранных инвестиций в ВВП должна увеличиться на десять процентных пунктов. Принятие рассматриваемого Законопроекта непосредственным образом окажет влияние на достижение указанных показателей. В частности, включение норм по созданию СЭЗ как на государственных так и на частных землях позволит значительно снизить затраты как местного так и республиканского бюджета на создание и развитие СЭЗ, так как исключается необходимость обязательного выкупа земли под создание СЭЗ. Повышение привлекательности отечественных СЭЗ для инвесторов, помимо привлечения финансовых средств из-за рубежа, будет также способствовать притоку передовых иностранных технологий, что благоприятным образом отразится на становлении и развитии национальной инновационной системы, в рамках которой предполагается увеличение доли инновационно-активных предприятий в стране до 20% к 2020 году. Также следует отметить, что повышение инвестиционной привлекательности отечественных СЭЗ является одной из важных задач Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958. Расширение перечня видов деятельности СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», наряду с прочими мерами, предусмотренными Законопроектом и направленными на улучшение деятельности СЭЗ в Казахстане, окажет стимулирующий эффект на развитие химическогопроизводства и диверсификацию казахстанской экономики. Также законопроектом предусмотрена норма по уточнению обязательного требования к заявителям на осуществление деятельности в качестве участника СЭЗ в части обладания финансовыми средствами в размере заявляемого проекта и расширение перечня видов финансового обеспечения заявителя, подающего заявку на осуществление деятельности в качестве участника СЭЗ. Не менее важным следствием полноценного функционирования специальных экономических зон в Казахстане является развитие несырьевого экспортного потенциала страны, являющегося одним из стратегических приоритетов Республики. В частности, Программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан предполагается рост доли несырьевого экспорта до уровня не менее 40% в общем объеме экспорта, а объема несырьевого экспорта до уровня не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности. Положение Законопроекта, предполагающее освобождение от таможенной пошлины на экспорт товаров, произведённых на территории СЭЗ, внесет значимый вклад в достижение обозначенных показателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |