|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Пояснительная записка к проекту Закона РК 4. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 31 августа 2012 года № 13/П-894 к проекту Закона РК 6. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению в связи с принятием Закона РК 7. Сравнительная таблица к проекту Закона РК 8. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 9. Заключение дополнительной научной правовой экспертизы законопроекта 15. Закон РК от 03.07.13 г. № 123-V
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 31 августа 2012 года № 1114
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 23, ст. 335; 1998 г., № 23, ст. 416; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 6, ст. 141; 2001 г., № 8, ст. 53; № 15-16, ст. 239; № 17-18, ст. 245; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 32, 33; № 17, ст. 155; № 23-24, ст. 192; 2003 г., № 18, ст. 142; 2004 г., № 5, ст. 22; № 23, ст. 139; № 24, ст. 153, 154, 156; 2005 г., № 13, ст. 53; № 21-22, ст. 87; № 24, ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 5-6, ст. 31; № 12, ст. 72; 2007 г., № 1, ст. 2; № 5-6, ст. 40; № 10, ст. 69; № 13, ст. 99; 2008 г., № 12, ст. 48; № 15-16, ст. 62, 63; № 23, ст. 114; 2009 г., № 6-7, ст. 32; № 15-16, ст. 71, 73; № 17, ст. 81, 83; № 23, ст. 113, 115; № 24, ст. 121, 122, 125, 127, 128, 130; 2010 г., № 1-2, ст. 4; № 11, ст. 59; № 17-18, ст. 111; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 130; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 19, 28; № 19, ст. 45; № 20, ст. 158; 2012 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 26; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35; № 6, ст. 44; № 10, ст. 77; Закон Республики Казахстан от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации статьи 78 Конституции Республики Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 14 июля 2012 г.): 1) часть третью статьи 71 изложить в следующей редакции: «3. Если при наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их законными представителями, а также другими лицами по их поручению, орган, ведущий уголовный процесс, обязан обеспечить участие защитника на соответствующей стадии процесса, о чем им выносится постановление. Постановление для исполнения направляется в коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения и подлежит исполнению в течение суток.»; 2) статью 72 изложить в следующей редакции: «Статья 72. Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда 1. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их законными представителями, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный вправе пригласить для защиты нескольких защитников. 2. По просьбе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного участие защитника обеспечивается органом, ведущим уголовный процесс. 3. В тех случаях, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение длительного (не менее пяти суток) срока, орган, ведущий уголовный процесс, обязан предложить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному, оправданному пригласить другого защитника или принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения. Орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать пригласить в качестве защитника определенное лицо. 4. В случае задержания или заключения под стражу, если явка защитника, избранного подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, невозможна в течение двадцати четырех часов, орган, осуществляющий уголовное преследование, предлагает подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному, оправданному пригласить другого защитника, а в случае отказа, принимает меры к назначению защитника через коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения. 5. Оплата труда адвоката производится в соответствии с действующим законодательством. Орган, ведущий уголовный процесс, при наличии к тому оснований обязан освободить подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда производится за счет бюджетных средств. 6. Расходы по оплате труда адвокатов производятся за счет бюджетных средств и в случае, предусмотренном частью третьей статьи 71 настоящего Кодекса, когда адвокат участвовал в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению. 7. В случае, если в производстве по уголовному делу участвует несколько защитников, процессуальное действие, где необходимо участие защитника, не может признаваться незаконным из-за участия в нем не всех защитников соответствующего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного. 8. Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлению удостоверения адвоката и ордера, удостоверяющего его полномочия на ведение конкретного дела. Другие лица, указанные в части второй статьи 70 настоящего Кодекса, представляют документы, подтверждающие их право на участие в уголовном деле (свидетельство о браке, документ, подтверждающий родственные отношения с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, решения органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству).»; 3) часть вторую статьи 80 изложить в следующей редакции: «2. Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в деле привлекаются их законные представители и представители. В таких случаях в качестве представителя потерпевшего допускается адвокат, избранный потерпевшим либо его законным представителем. В случае, если адвокат не приглашен самим потерпевшим или его законным представителем, участие адвоката обеспечивается органом, ведущим уголовный процесс путем вынесения постановления. Постановление для исполнения направляется в коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения и подлежит исполнению в течение суток. Орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать пригласить в качестве защитника конкретного адвоката. Оплата труда адвоката в случае отсутствия у потерпевшего или у его законного представителя средств, производится за счет бюджетных средств. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам юридическую помощь в рамках гарантированной государством юридической помощи, и возмещения их расходов, связанных с защитой, представительством и оказанием иной юридической помощи, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.»; 4) часть вторую статьи 172 изложить в следующей редакции: «2. Орган, ведущий уголовный процесс, при наличии к тому оснований обязан направить постановление о назначении защитника и об освобождении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего от оплаты юридической помощи в коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения. В этом случае оплата труда адвоката производится за счет бюджетных средств.». 2. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; 2001 г., № 8, ст. 52; № 15-16, ст. 239; № 21-22, ст. 281; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 10, ст. 49; № 14, ст. 109; № 15, ст. 138; 2004 г., № 5, ст. 25; № 17, ст. 97; № 23, ст. 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 13, ст. 53; № 24, ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72; № 13, ст. 86; 2007 г., № 3, ст. 20; № 4, ст. 28; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 13, ст. 99; 2008 г., № 13-14, ст. 56; № 15-16, ст. 62; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 81; № 24, ст. 127, 130; 2010 г., № 1-2, ст. 4; № 3-4, ст. 12; № 7, ст. 28, 32; № 17-18, ст. 111; № 22, ст. 130; № 24, ст. 151; 2011 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 28; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 23, ст. 179; 2012 г., № 2, ст. 14; № 6, ст. 43-44; № 8, ст. 64; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности Национального Банка Республики Казахстан, регулирования финансового рынка и финансовых организаций», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 21 июля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации статьи 78 Конституции Республики Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 14 июля 2012 г.): 1) статью 114 изложить в следующей редакции: «Статья 114. Оказание бесплатной юридической помощи 1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству или суд при рассмотрении дела обязан освободить лицо полностью от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством, и отнести их за счет бюджетных средств в следующих предусмотренных законом случаях: 1) рассмотрения споров о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; 2) рассмотрения споров, не связанных с предпринимательской деятельностью, для истцов и ответчиков, являющихся участниками Великой Отечественной войны и лицами, приравненными к ним, военнослужащими срочной службы, инвалидами I и II групп, пенсионерами по возрасту. 2. Оплата гарантированной юридической помощи, оказанной адвокатом, и возмещение расходов, связанных с представительством, осуществляются в порядке и размерах, установленных Правительством Республики Казахстан. 3. К ходатайству лица об освобождении от оплаты юридической помощи и о возмещении расходов, связанных с представительством, должны быть приобщены документы и другие доказательства, подтверждающие право на получение юридической помощи бесплатно. 4. По результатам рассмотрения ходатайства судьей или судом выносится мотивированное определение об освобождении лица от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством, либо об отказе в удовлетворении ходатайства. 5. Определение суда или судьи об освобождении лица от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством, незамедлительно направляется в коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения, которая в срок, установленный судом, обязана обеспечить участие адвоката в суде.» 3. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 115; 116; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 17, ст. 136; № 19, ст. 145; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11, 13, 14, 16; № 3, ст. 21, 22, 25, 26, 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35, 36; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; Закон Республики Казахстан от 28 июня 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных символов», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 30 июня 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 4 июля 2012 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 10 июля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности Национального Банка Республики Казахстан, регулирования финансового рынка и финансовых организаций», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 21 июля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования и метрологии», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 24 июля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации статьи 78 Конституции Республики Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 14 июля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития и поддержки агропромышленного комплекса», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 14 июля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» 28, 31 июля 2012 г. и «Казахстанская правда» 28 июля 2012 г.;): 1) часть вторую статьи 589 изложить в следующей редакции: «2. Если при наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, защитник не приглашен самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, его законными представителями, а также другими лицами по его поручению, судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны обеспечить участие защитника на соответствующей стадии производства, о чем ими выносится постановление. Постановление направляется для исполнения в коллегию адвокатов области, города республиканского значения и столицы или ее структурные подразделения и подлежит исполнению в срок не более двадцати четырех часов.» 2) части пятую и шестую статьи 590 изложить в следующей редакции: «5. Оплата труда адвоката производится в соответствии с законодательством. Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, при наличии к тому оснований обязан освободить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда производится за счет бюджетных средств. 6. Расходы по оплате труда адвокатов производятся за счет бюджетных средств и в случае, предусмотренном частью второй статьи 589 настоящего Кодекса, когда адвокат участвовал по назначению, без заключения соглашения с клиентом в производстве по делу.». 4. В Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 22, ст. 328; 2001 г., № 15-16, ст. 236; 2003 г., № 11, ст. 65; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 2, ст. 18; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; 2009 г., № 8, ст. 44; № 19, ст. 88; № 24, ст. 130; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 23, ст.179; 2012 г., № 4, ст. 32; № 6, ст. 44; № 10, ст. 77): 1) статью 6 изложить в следующей редакции: «Статья 6. Оказание бесплатной юридической помощи 1. Адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно: 1) истцам при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; 2) истцам и ответчикам, являющимся участниками Великой Отечественной войны и лицами, приравненными к ним, военнослужащими срочной службы, инвалидами I и II групп, пенсионерами по возрасту, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью; 3) гражданам по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера. 2. В случаях, предусмотренных законодательством, оплата юридической помощи, оказываемой адвокатом, производится за счет бюджетных средств. 3. Основания юридической помощи, оказываемой адвокатом за счет бюджетных средств устанавливаются Законом Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» и процессуальным законодательством Республики Казахстан. 4. При невозможности предоставления гарантированной государством юридической помощи в виде правового консультирования непосредственно после обращения заявителя он должен быть извещен о времени приема, которое не должно превышать трех рабочих дней с момента обращения. Продолжительность предоставления гарантированной государством юридической помощи в таких случаях не должна превышать один час. В случае необходимости указанный срок может быть продлен председателем президиума коллегии области, города республиканского значения и столицы. По одному и тому же вопросу лицо может получить правовую помощь только один раз. 5. Учет гарантированной юридической помощи в виде правового консультирования, оказанной адвокатом, ведется адвокатом, предоставляющим такую помощь, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Оплата гарантированной государством юридической помощи в виде правового консультирования, оказанной адвокатом осуществляется за счет бюджетных средств на основании акта о выполненной адвокатом работе и заявки соответствующей коллегии адвокатов. Размер и порядок оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, а также порядок учета юридической помощи, оказанной адвокатом, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.» 2) подпункт 4) пункта 4 статьи 20 изложить в следующей редакции: «4) организация оказания гарантированной государством юридической помощи (статья 6 настоящего Закона) за счет бюджетных средств;»; 3) подпункт 8) пункта 1 статьи 21 изложить в следующей редакции: «8) порядок распределения между адвокатами гарантированной государством юридической помощи, оказываемой за счет бюджетных средств;»; 4) подпункт 6) пункта 2 статьи 25 изложить в следующей редакции: «6) обеспечивает своевременное представление в территориальный орган юстиции сводного отчета об оказанной адвокатами гарантированной государством юридической помощи;». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Республики Казахстан
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи»
Настоящий проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи» (далее — Законопроект) разработан во исполнение пункта 18 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2012 год. Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов Республики Казахстан для усовершенствования системы предоставления юридической помощи за счет средств республиканского бюджета. В частности, согласно Законопроекту изменения законодательства позволят: 1) расширить сферу применения бесплатной юридической помощи социально уязвимым слоям населения путем увеличения видов гражданских дел, по которым она будет оказываться; 2) внедрить новый порядок отбора адвокатов по уголовным, административным и гражданским делам, посредством передачи указанных функций в ведение коллегий адвокатов, что позволит обеспечить независимость деятельности адвокатов от государственных органов. Таким образом, принятие данного законопроекта позволит создать правовое поле, обеспечивающее возможность реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 13 Конституции Республики Казахстан.
Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий действия, принятия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предоставления гарантированной государством юридической помощи»
Законопроект разработан в целях: — создания условий для реализации конституционных гарантий юридической помощи, оказываемой на безвозмездной основе; — обеспечения защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и гарантии их социальной защищенности. Правовые последствия принятия данного законопроекта: — дальнейшее совершенствование действующего законодательства в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи,; — обеспечение реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь, гарантированную статьей 13 Конституции путем создания эффективной системы предоставления бесплатной юридической помощи; — усиление адвокатуры как публичного-правового института гражданского общества, обеспечивающего эффективную и профессиональую защиту прав, законных интересов и свобод граждан; — обеспечение независимости института адвокатуры, путем передачи коллегиям адвокатов полномочий по отбору адвокатов, оказывающих юридическую помощь за счет бюджетных средств. Экономические последствия: — эффективное использование бюджетных средств, посредством определения единого администратора бюджетных программ по предоставлению бесплатной юридической помощи. Социальные последствия: — обеспечение полного охвата бесплатной юридической помощью лиц с низким уровнем доходов, путем установления права на нее всех категорий граждан, отнесенных действующим законодательством к социально уязвимым слоям населения; — расширение видов бесплатной юридической помощи оказываемой социально уязвимым слоям населения по гражданским делам. В целом, принятие закона позволит совершенствовать порядок оказания гарантированной государством юридической помощи и упорядочить правовые нормы, регламентирующие эти вопросы.
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 31 августа 2012 года № 13/П-894 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи»
Настоящий проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи» (далее - проект Закона) разработан во исполнение пункта 18 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2012 год. Проект Закона предусматривает внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов Республики Казахстан, направленных на совершенствование системы предоставления юридической помощи за счет средств республиканского бюджета. Предусмотренные проектом Закона изменения позволят внедрить новый порядок отбора адвокатов по уголовным, административным и гражданским делам посредством передачи указанных функций в ведение коллегий адвокатов, что позволит обеспечить независимость деятельности адвокатов от государственных органов. Таким образом, принятие данного проекта Закона создаст правовое поле, обеспечивающее возможность реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 13 Конституции Республики Казахстан.
Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий
Законопроект разработан в целях: - создания условий для реализации конституционных гарантий юридической помощи, оказываемой на безвозмездной основе; - обеспечения защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и гарантии их социальной защищенности. Правовые последствия принятия данного законопроекта: - дальнейшее совершенствование действующего законодательства в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи; - обеспечение реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь, гарантированную статьей 13 Конституции путем создания эффективной системы предоставления бесплатной юридической помощи; - усиление адвокатуры как публичного-правового института гражданского общества, обеспечивающего эффективную и профессиональную защиту прав, законных интересов и свобод граждан; - обеспечение независимости института адвокатуры, путем передачи коллегиям адвокатов полномочий по отбору адвокатов, оказывающих юридическую помощь за счет бюджетных средств. Экономические последствия: - эффективное использование бюджетных средств, посредством определения единого администратора бюджетных программ по предоставлению бесплатной юридической помощи. В целом, принятие закона позволит совершенствовать порядок оказания гарантированной государством юридической помощи и упорядочить правовые нормы, регламентирующие эти вопросы.
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению в связи с
1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан ел 13 июля 1999 года; 2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года; 3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года; 4. Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года.
Сравнительная таблица
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |