|
|
|
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 января 2013 года № 19
Утратил силу в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 2 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-151
В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», на основании пункта 213 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 33, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила проведения инфекционного контроля в медицинских организациях. 2. Комитету государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бекшин Ж.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке. 3. Департаменту юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Данаева Ж.Ж.) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А. 5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 января 2013 года № 19
Правила
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения инфекционного контроля в медицинских организациях (далее - Правила) определяют порядок организации и проведения инфекционного контроля в медицинских организациях Республики Казахстан. 2. В настоящих Правилах использованы следующие термины: 1) антисептика - совокупность способов уничтожения или подавления жизнедеятельности потенциально опасных микроорганизмов на коже, слизистых оболочках, ранах и полостях в целях обеспечения лечения и предупреждения развития инфекционного процесса; 2) антисептики - химические, биологические средства, предназначенные для проведения антисептики; 3) антибиотики - лекарственные препараты природного или полусинтетического происхождения, подавляющие рост микроорганизмов; 4) внутрибольничная инфекция (далее - ВБИ) - это любое инфекционное заболевание бактериального, вирусного, паразитарного или грибкового происхождения, связанная с получением медицинских услуг пациентом в организациях здравоохранения или инфекционное заболевание сотрудника медицинской организации вследствие его работы в данном учреждении; 5) дезинфекция - комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний; 6) дезинфицирующие средства - химические, биологические средства, предназначенные для проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации; 7) источник инфекции - естественная среда обитания микроорганизмов, где обеспечивается их накопление, рост, размножение и выделение в окружающую среду; 8) инфекционный контроль - система организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций; 9) инкубационный период - отрезок времени с момента попадания возбудителя в организм до проявления симптомов болезни; 10) специалист инфекционного контроля - врач-эпидемиолог и/или специально обученная медицинская сестра, которые организуют комплекс мероприятий по профилактике ВБИ, контролируют их выполнение, обеспечивают мониторинг ВБИ и обучение персонала по вопросам инфекционного контроля в медицинской организации; 11) стандарты инфекционного контроля - порядок организации и проведения системы инфекционного контроля; 12) занос инфекции в медицинскую организацию - инфекционные заболевания, приобретенные до поступления в стационар и проявившиеся или выявленные в стационаре; 13) алгоритм проведения медицинских манипуляций - технология проведения лечебно-диагностических манипуляций и профилактических мероприятий в целях уменьшения риска развития внутрибольничной инфекции; 14) факторы риска - это условия окружающей среды или самого организма, которые могут способствовать возникновению ВБИ и элементы окружающей среды, принимающие участие в передаче возбудителя инфекции; 15) штамм - чистая культура микроорганизма; 16) экзогенная инфекция - инфекция, развивающаяся в результате заражения микроорганизмами извне; 17) эндогенная инфекция - инфекция, развивающаяся в результате активации возбудителей самого организма; 18) эндометрит - заболевание, которое вызывается воспалительным процессом во внутреннем поверхностном слое слизистой оболочки тела матки (эндометрия); 19) эпидемиологическое наблюдение - систематический сбор, сопоставление и анализ данных о случаях инфекций и обеспечение информацией ответственных лиц для принятия мер по улучшению качества медицинской помощи и профилактики инфекционных заболеваний; 20) эпидемиологически значимые медицинские манипуляции - медицинские манипуляции, при проведении которых в случае нарушения алгоритмов их проведения может привести к возникновению ВБИ.
2. Организация и проведение инфекционного контроля в медицинских организациях
3. Координация деятельности по инфекционному контролю обеспечивается первым руководителем медицинской организации. 4. Для эффективной организации системы инфекционного контроля в каждой медицинской организации создается комиссия инфекционного контроля (далее - комиссия), действующая согласно Типовому положению о комиссии инфекционного контроля медицинских организаций в соответствии с приложением 1 к настоящим правилам. 5. В состав комиссии входят председатель-руководитель медицинской организации или его заместитель, постоянные члены из сотрудников данной медицинской организации: (госпитальный эпидемиолог, медицинская сестра инфекционного контроля, врач-хирург, врач-инфекционист, врач-терапевт, врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-бактериолог, заведующий аптекой, главная медицинская сестра). В зависимости от профиля медицинской организации по решению его руководителя привлекаются другие профильные специалисты: врач-паталогоанатом (в случае регистрации летального исхода от ВБИ, специалист инженерного профиля (при обсуждении вопросов эксплуатации зданий), сооружений, медицинской аппаратуры), экономист (для расчета экономического ущерба от случаев ВБИ), другие специалисты. 6. В каждой медицинской организации разрабатывается Программа работы по организации и проведению инфекционного контроля (далее - Программа) с учетом профиля, специфических особенностей лечебно-профилактического процесса, финансовых и материальных ресурсов. 7. Программа включает следующие разделы: 1) организация полного и своевременного учета и регистрации ВБИ; 2) детальный анализ заболеваемости ВБИ и госпитальными инфекциями и установление причин их возникновения, выявление факторов риска, расследование вспышек ВБИ и принятие соответствующих мер по ликвидации; 3) разработка алгоритмов (технологии) эпидемиологически безопасного выполнения лечебных и диагностических процедур, санитарно-противоэпидемического режима (обработка операционного и родильного блока, проведение заключительной дезинфекции, генеральной уборки, обработка эндоскопического оборудования, изделий медицинского назначения) на основании оперативного эпидемиологического анализа, слежения за формированием госпитальных штаммов, прогноза эпидемиологической ситуации; 4) организация и осуществление микробиологического мониторинга; 5) разработка программы антибиотикопрофилактики и тактики антибиотикотерапии; 6) обучение медицинского персонала по вопросам инфекционного контроля; 7) организация мероприятий по предупреждению случаев профессиональной заболеваемости. 8. В целях своевременного выявления, регистрации случаев ВБИ, проводится активное выявление случаев ВБИ лечащими врачами. Специалист инфекционного контроля участвует в клинических обходах не менее двух раз в неделю в структурных подразделениях организации здравоохранения с высоким риском развития нозокомиальной инфекции, анализирует результаты лабораторного обследования, данные температурных листов, назначение (смену, усиление) антибактериальной терапии в историях болезни, отчеты патологоанатомического отделения. 9. Случай ВБИ определяется комиссионно, на основании данных эпидемиологической диагностики, влияния факторов риска, присутствующих у больного (эндогенные факторы) и связанных с проведением медицинского вмешательства (экзогенные факторы), с учетом критериев определения внутрибольничных инфекций. 10. Инфекционные заболевания, выявленные в период пребывания в медицинской организации или в течение инкубационного периода после выписки из нее, подлежат учету как ВБИ по данной медицинской организации. 11. Кожные инфекции новорожденных подлежат учету как ВБИ по данной медицинской организации, если проявились в течение 7 суток после выписки, эндометрит - в течение 14 суток после выписки. 12. Осложнения хирургических вмешательств, выявленные в период пребывания в медицинской организации или в течение 30 суток после выписки, при наличии имплантанта - в течение 1 года после проведения операции. 13. При подаче сведений о регистрации случая ВБИ указывается дата поступления в медицинскую организацию, дата появления признаков ВБИ, локализация, медицинские манипуляции, полученные ранее (отделение, виды лечебно-диагностических процедур). Каждый выявленный случай внутрибольничной заболеваемости вносится в журнал учета инфекционных заболеваний установленной формы. 14. Экстренное извещение направляется в государственные органы санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 ноября 2009 года № 706 «О некоторых вопросах регистрации инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5908. 15. О случаях заноса инфекции информация направляется в медицинскую организацию, в которой произошло инфицирование и территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. 16. При установлении случая ВБИ проводится эпидемиологическое расследование, в ходе которого принимаются меры по выявлению источника инфекции, факторов и путей ее передачи, предупреждению регистрации новых случаев ВБИ. 17. При регистрации до 3 случаев ВБИ, зарегистрированных в одной медицинской организации в течение одного инкубационного периода (за исключением летальных случаев) эпидемиологическое расследование проводится госпитальным эпидемиологом медицинской организации. При регистрации летального случая, а также 4 и более случаев ВБИ, зарегистрированных в одной медицинской организации в течение одного инкубационного периода эпидемиологическое расследование проводится специалистами территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора. 18. Микробиологический мониторинг за ВБИ проводится на базе собственной лаборатории или на договорной основе с лабораторией, имеющей разрешение на работу с микроорганизмами III - IV групп патогенности. 19. Медицинская организация обеспечивает проведение следующих микробиологических исследований: выделение и идентификация возбудителей ВБИ и госпитальных инфекций от пациентов и персонала; определение чувствительности выделенных штаммов микроорганизмов к антибиотикам, антисептикам, дезинфицирующим средствам, применяемым в данной медицинской организации, при необходимости с последующей их сменой. При определении антибиотикочувствительности используются антибиотики и диски для определения чувствительности одного и того же производителя. 20. Плановый самоконтроль методом смывов с эпидемиологически значимых объектов внешней среды в отделениях хирургического профиля, организациях охраны материнства и детства осуществляется 1 раз в месяц, в отделениях соматического профиля - 1 раз в 3 месяца. Контроль стерильности инструментария, перевязочного материала, операционного белья, рук хирургов, кожи операционного поля в отделениях хирургического профиля, организациях охраны материнства и детства проводится 1 раз в неделю. По эпидемиологическим показаниям перечень и объем исследований определяется в соответствии с конкретной эпидемиологической обстановкой. 21. При регистрации ВБИ в целях выявления источника инфекции проводится лабораторное обследование на наличие возбудителей инфекционных заболеваний персонала медицинской организации и пациентов, находившихся в контакте с больным ВБИ. 22. Медицинский персонал, у которого установлено носительство возбудителей инфекционных заболеваний, направляется на обследование к инфекционисту для установления диагноза и лечения. На период обследования и лечения носители переводятся на работу, где они не могут представлять эпидемиологической опасности. 23. Организация и проведение сбора, обеззараживания, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 87 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения». 24. В организациях здравоохранения оказывающих услуги гирудотерапии пиявки используются однократно, после чего уничтожаются. 25. После применения пиявки помещаются в лотки с солью, по окончании срыгивания крови сбрасываются в полиэтиленовый пакет и засыпаются дезинфицирующим средством. Образовавшиеся сгустки крови засыпаются дезинфицирующими средствами с экспозицией не менее 60 минут и сливаются в канализацию.
к Правилам проведения инфекционного контроля в медицинских организациях Республики Казахстан
Типовое положение
1. Деятельность комиссии по инфекционному контролю проводится в соответствии c Программой, разработанной и утвержденной руководителем медицинской организации. 2. Приказом руководителя медицинской организации утверждаются ответственные лица во всех подразделениях стационара за обеспечение инфекционного контроля. 3. Комиссия координирует взаимодействие специалистов, вовлеченных в работу по обеспечению инфекционного контроля в медицинской организации. 4. Мероприятия по инфекционному контролю разрабатываются на основании результатов эпидемиологического анализа заболеваемости и постоянно корректируются в соответствии с текущей ситуацией. 5. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц с заслушиванием итогов работы. 6. Решения комиссии обязательны для исполнения всеми сотрудниками медицинской организации. 7. Регулярно проводится оценка эпидемиологической значимости медицинских манипуляций, эффективности изоляционно-ограничительных мероприятий, методов стерилизации и дезинфекции. 8. Председатель комиссии (заместитель главного врача по лечебной работе) выполняет следующие задачи: 1) определяет приоритетные задачи инфекционного контроля; 2) осуществляет руководство и координацию деятельности комиссии; 3) обеспечивает своевременное проведение заседаний комиссии; 4) определяет ответственных за проведение отдельных мероприятий инфекционного контроля, в соответствии с планом инфекционного контроля; 5) докладывает на конференциях о выполнении плана и решениях, принятых на заседаниях, о проблемных вопросах, требующих вмешательства руководства; 6) организовывает проведение научно-практических конференций; 7) проводит внедрение передового международного опыта по инфекционному контролю; 8) проводит анализ деятельности комиссии и эффективность проводимых мероприятий. 9. Заместитель председателя комиссии (госпитальный эпидемиолог) проводит: 1) подготовку материалов на заседание, планирование; 2) подготовку медицинских кадров по инфекционному контролю; 3) разработку целевых программ, рекомендаций. 10. Секретарь комиссии (эпидемиолог) обеспечивает: 1) ведение делопроизводства; 2) создание и пополнение банка данных; 3) участие в подготовке материала. 11. Клинические специалисты (хирург, педиатр, акушер-гинеколог и другие клиницисты) проводят: 1) оценку качества медицинской помощи; 2) разработку рекомендации по оценке послеоперационных осложнений и их профилактики; 3) разработку программ обучения и подготовку медперсонала соответствующего профиля; 4) разработку программ обучения медперсонала по вопросам инфекционного контроля; 5) разработку принципов организации инфекционного контроля в отделении: определяет перечень инфекций, подлежащих учету и регистрации в отделении, организует сбор и информацию согласно программы эпидемиологического наблюдения, обеспечивает адекватный противоэпидемический режим, анализ заболеваемости. 12. Экономист проводит расчет экономического ущерба при ВБИ и анализ экономической эффективности проводимых программ инфекционного контроля. 13. Микробиолог проводит: 1) своевременное информирование заинтересованных лиц о результатах проводимых лабораторных исследований; 2) разработку алгоритмов отбора проб от больного и объектов внешней среды, определение объема исследований; 3) обучение специалистов по отбору, хранению и доставке проб для микробиологических исследований, правильности интерпретации полученных результатов микробиологических исследований; 4) планирование перспективного развития материально-технического оснащения микробиологических лабораторий, разработку рекомендаций по объему микробиологических исследований; 5) обеспечение базы данных: хранение данных и выделенных культур, контроль качества микробиологических исследований. 14. Главная медицинская сестра проводит: 1) обучение медицинского персонала среднего звена правилам проведения медицинских манипуляций согласно составленной и утвержденной программы обучения, проводит контроль знаний (на рабочем месте или тестирование); 2) эпидемиологическое наблюдение под руководством эпидемиолога; 3) оценку потребности в расходных материалах; 4) проверку соблюдения санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима, организацию соблюдения правил асептики и антисептики медицинским персоналом. 15. Заведующий аптекой осуществляет: 1) оценку потребности в антимикробных препаратах и их утилизацию; 2) контроль качества и стерильности лекарственных средств; 3) оценку потребности отделений в стерильных лекарственных формах и бесперебойное обеспечение ими.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |