|
|
|
Право на жизнь: проблемы определения начала
Сагиндык Журсимбаев доктор юридических наук, профессор
Кардинально пересмотреть законодательство в сфере защиты материнства и детства, а также в области семьи и брака. Ужесточить наказание за преступления, направленные против материнства и детства, а также за нарушения законодательства в этой сфере, вплоть до самых мелких. (из поручения, данного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в рамках Послания «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшего государства», Правительству страны)
Высшим правом человека является право на жизнь. Все остальные права и свободы производны от него. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым правом любого человеческого существа, поэтому действующая Конституция республики провозглашает высшей ценностью жизнь человека, его права и свободы. А статья 12 Основного закона закрепляет, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Признание, соблюдение и защита данного права является обязанностью государства. Власть должна защищать комплекс личных, неотчуждаемых прав и свобод. Важным механизмом их защиты внутри страны является уголовно-правовая защита. Для того, чтобы защита человека, его права и свободы достигали своей цели, необходимо четко законодательно определить, прежде всего, как момент начала человеческой жизни, так и момент окончания. В уголовно-правовом плане по поводу момента окончания жизни особых дискуссии не замечено, тем более по закону в нашей стране осуществление эвтаназии запрещено. Вместе с тем, конечная граница жизни человека имеет важное юридическое значение. Наступлению смерти всегда предшествуют преагональное состояние, агония и клиническая смерть. В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5-6 минут. Если же головной мозг продолжает жизнедеятельность, хотя и при отсутствии дыхания и остановке сердца, человек считается живым и остается под охраной уголовного закона. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая смерть. Наличие четких критериев констатации смерти особенно необходимо в условиях распространения трансплантологии. При пересадке отдельных органов вероятность успешной трансплантации тем выше, чем меньше времени прошло после момента смерти. Поэтому во избежание злоупотребления смерть мозга должна констатироваться бригадой медиков, независимо от тех, кто занимается заготовкой и пересадкой органов. Согласно Кодексу Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193, биологическая смерть представляет собой прекращение жизнедеятельности организма с необратимым угасанием жизненно важных функций, которая констатируется медицинским работником на основании совокупности признаков: остановки сердечной деятельности; прекращения дыхания; прекращения функций центральной нервной системы [1]. Более сложное и дискуссионное в науке - это правильное определение момента её начала, от которого зависит решение вопроса о наличии посягательства на жизнь человека. По этому поводу есть разные точки зрения. Так, М.Д. Шаргородский полагал, что моментом начала самостоятельной жизни младенца является либо начало дыхания, либо момент отделения пуповины. Аналогичного мнения придерживался С.В. Бородин, который считал моментом начала жизни ребенка то мгновение, с которого его организм способен самостоятельно функционировать, и полностью отделен от организма матери. По мнению Н.И. Загородникова, началом жизни человека следует признать начало физиологических родов, так как этот момент свидетельствует о том, что плод достаточно созрел и приобрел все необходимые качества для внеутробной жизни [2].Также есть мнения, что начало жизни следует считать с момента зачатия. Таким образом, в доктрине уголовного права нет единства мнений относительно начала «порога» жизни и его уголовно-правовой охраны. С минуты зачатия или с момента исхода плода из лона матери? По мнению биологов, жизнь нового организма начинается с оплодотворенной яйцеклетки, а непосредственная циркуляция крови по крошечному организму начинается на 26-ой день. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, бодрствует и спит, а с 12-й недели беременности у ребенка функционируют все системы организма. Так что он с этого времени уже становится самостоятельным существом со своим характером, чутко реагирующим на эмоциональное состояние матери. Возможно, поэтому во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании - после 12 недель, в Швеции - после 20. В то же время во многих странах жизнь ребенка юридически защищена только после рождения. К сожалению, в законодательстве нашей республики нет четкого критерия определения момента, с которого начинается жизнь человека и когда наступает общественная опасность в отношении будущего ребенка. На сегодня наше общество охраняет его жизнь только с момента обычных родов женщины и признает преступным, если противоправное деяние осуществляется в момент начало физиологических родов, либо в процессе отделения ребенка от тела матери. В связи с этим, согласно ст.97 УК РК, убийством матерью новорожденного ребенка считается убийство, как во время родов, так и в последующий период, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации или состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. В Нормативном постановлении Верховного Суда РК «О квалификации некоторых преступлений против жизни и здоровья человека» от 11 мая 2007 г. психотравмирующей ситуацией признаются существенные обстоятельства, отрицательно воздействующие на состояние психики родившей женщины [3]. Новорожденность ребенка определяется судебно-медицинской экспертизой в соответствии с педиатрическими критериями. В педиатрии новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Вероятно поэтому с учетом медицинского критерия объектом данного преступления полагают жизнь новорожденного, под которым понимается ребенок в возрасте до четырех недель. В диспозиции данной нормы также нет четкого ответа понятию «в последующий период». По мнению автора, убийство матерью своего ребенка «в последующий период», а не сразу же после родов, есть убийство человека, которое должно повлечь ответственность уже по п.«в» ч.2 ст.96 УК РК, как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, так как по существу происходит умышленное убийство человека, который во многих случаях уже имеет свое имя, а нередко и подтверждающие документы. Если за убийство новорожденного законодательством предусмотрено хоть какое-то наказание (за последние три года, из числа 28 зарегистрированных преступлений, до суда дошли только 12 дел), то за лишение его жизни в утробе матери вообще не установлена ответственность. Общепринято это называть добровольным прерыванием беременности, за которое по закону никто не отвечает. И получается, что жизнь внутриутробного биологического существа до начала физиологических родов и его изгнания из организма роженицы выпадает из-под уголовно-правовой охраны. В соответствии с законом, женщина имеет право на искусственное прерывание беременности. Но каковы пределы прав женщины распоряжаться жизнью ребенка, развивающегося внутри утроба матери, не раскрыты. Если по негативным последствиям не рекомендуется рожать женщине, то никаких споров не возникает. А если нет, то насколько правильно, что законодатель дает женщине полное право распоряжаться жизнью уже оформившегося полноценного человеческого существа? Как известно, плод не является органом или частью тела своего носителя - материнского организма, поскольку генетически он отличен от матери и даже может иметь другую группу крови. Все это обязывает относиться к нему, как к самостоятельному человеческому существу. Из этого вытекает, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума - убийством нерожденного младенца. Где золотая середина, позволяющая органически сочетать важнейшие принципы о репродуктивной свободе женщины, ее правом на прерывание беременности и правом на жизнь ею зачатого, но еще не рожденного ребенка? Такие важнейшие общепризнанные акты как Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, указывают о праве каждого лица на жизнь, которая должна охраняться законом в целом. При этом, статья 6 Международного пакта, запрещая приводить в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин, косвенно гарантирует права на жизнь и нерожденного ребенка. А вот статья 4 Американской конвенции о правах человека, принятой 22 ноября 1969 года, более конкретно утверждает, что «каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом, как правило, с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Возможно поэтому в Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года, указано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 года, на региональном уровне устанавливая более высокий стандарт, чем Конвенция, определяет ребенка как «каждое человеческое существо до достижения возраста 18 лет» без всяких исключений. В международном праве в свое время серьезные дебаты вызвал именно вопрос об определении начального периода жизни ребенка. Некоторые страны еще при обсуждении проекта Конвенции о правах ребенка предлагали ребенком считать человеческое существо с момента зачатия, но некоторые страны были против этого. Поэтому об обязательствах государства гарантировать жизнь еще не рожденному ребенку упоминается лишь в преамбуле названной конвенции, которая не обладает юридической силой. Все указанное дает надежду на то, что в недалеком будущем большинство стран признает право на жизнь и внутриутробного ребенка. Тем более в октябре 2011 года Европейский суд уже признал, что оплодотворенная человеческая яйцеклетка уже является человеком и запретил любые манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками человека. Благо, и нашим законом запрещено использование человеческого эмбриона для коммерческих, военных и промышленных целей, а также клонирование человека - воспроизведение генетически идентичных особей. Достижения современной науки показывают, что выхаживание недоношенных детей допустимо и на более ранних сроках беременности. Как показывает медицинская практика, уже 19-недельный плод может быть выхожен, в специальных условиях, создаваемых в перинатальных центрах. Может быть, это и есть та грань (срок беременности), за которой у внутриутробного младенца появляется реальная возможность существовать и развиваться, при соответствующем уходе вне чрева матери, например, в случае ее внезапной смерти и своевременной хирургической операции (кесарево сечение). Еще в 1993 году церковь обратилась к эмбриологам биофака МГУ с вопросом, когда с точки зрения науки начинается человеческая жизнь и получила официальный ответ, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Если современные биологи (генетики и эмбриологи) научно доказали о начале жизни, а теологи утверждают, что Бог влагает душу в зародыш непосредственно в момент зачатия, то вряд ли есть основания законодателям доказывать обратное. Итак, права и свободы человека в стране закреплены на конституционном уровне, но как видно, они связаны с его рождением. К сожалению, мы не всегда учитываем, что рождение ребенка является также конкретным демографическим событием, основообразующей единицей рождаемости. Вследствие этого во многих странах особое внимание уделяется демографической политике, которая реализуется в виде национальных проектов. Так, в России давно существует программа «Материнский капитал», основой которой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Демографические процессы как рождаемость и смертность, как известно, являются компонентами естественного поступательного движения населения. Рождаемость и смертность - процессы биологические, но решающее воздействие на них оказывает государственная политика, проводимая в этой сфере. Установление женского права на возможность проведения медицинского аборта решается законодательно и в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Общепризнанные религии - ислам, православие, католицизм, буддизм и индуизм - отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям. В настоящее время, аборты запрещены в 68 странах мира. В нашей стране, как было указано выше, закон не возлагает на женщину обязанность вынашивания плода при каждой беременности, и она самостоятельно решает вопрос о материнстве. В результате этого распространение абортов и насильственное прерывание жизни ребенка для нашей страны стало национальной трагедией. По некоторым данным, ежегодно в Казахстане совершается более 100 тысяч легальных абортов, среди которых немало девушек школьного и студенческого возраста. Широко практикуются подпольные аборты, а на наших рынках давно стали доступными китайские таблетки, которые вызывают выкидыш и приводят молодых девушек к бесплодию. А некоторые женщины, заинтересованные в сохранении конфиденциальности, просто выезжают в сопредельные страны, где этот вопрос решается быстро и дешево. Из этих цифр и фактов можно определить нравственный уровень жителей нашей страны и этическую позицию ответственных за это должностных лиц. Вегетарианцы ради сохранения жизни животных отказываются от использования их продуктов в питании и быту. Самая преданная мать в природе - осьминоги в период развития яиц остаются у гнезда без еды и, как правило, погибают от голода. Даже звери за возможность оставить потомство дерутся насмерть. Наиболее кровожадные звери и то обладают надежным механизмом торможения, запрещающим убийство или ранение своих сородичей. Все живые существа неизменно стараются использовать этот великий дар природы. Совершенно права Н.Е. Крылова, которая пишет, что любой живущий на земле человек проходит через стадию эмбрионального развития, и если уж Уголовный кодекс становится на защиту животных, предусматривая ответственность за жестокое с ними обращение, то почему в этом отказывает человеческому эмбриону [4]. Если посмотреть на эту проблему в общегосударственном масштабе, то от уголовно-правовой охраны жизни ребенка и уровня рождаемости детей зависит будущее всего государства. Согласно всесоюзной переписи населения, если численность граждан проживающих в Казахской ССР в 1959 году составляла 9153 тысячи, а на 15 января 1970 года - 12849 тысяч, то в Узбекской ССР жителей было тогда меньше, и составляла соответственно 8261 тысяч и 11960 тысяч [5]. За 1991-2012 годы численность населения возросла в Узбекистане с 20700 тысяч до 30 миллионов, в Таджикистане с 5400 тысяч до 8 миллионов, Туркменистане с 3700 тысяч до 5200 тысяч. По состоянию на 1 января 2013 года, если мы еще не достигли 17 миллионов жителей, то наших соседей - узбекистанцев - стало уже более 30 миллионов, при этом у них только численность коренного населения - узбеков - составляет более 80%. Такими темпами роста в недалеком будущем и таджиков, и туркменов станет не меньше нас. Если мы тешим себя надеждой стать лидером в среднеазиатском регионе, то нежелательно сильно отставать от соседей. В век сверхдержав демографический кризис может отрицательно сказаться на территориальной целостности страны. Еще говорят: «жүзден - жүйрік, мыңнан - тұлпар». Кто больше, у того огромные потенциальные возможности. Если мы за последние три года не в состоянии были предотвратить убийство 4074 человек и дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 8526 лиц (не считая 45128 раненных), то должны стараться, хотя бы минимизировать убийства младенцев. Тем более, когда младенческая и материнская смертность у нас на 18% выше, чем в странах Центральной и Восточной Европы, имеющих такой же ВВП на душу населения. Основательница ордена «Милосердие» мать Тереза сказала: «Нет ни одного народа, который был бы настолько беден, чтобы убивать своих детей и тем самым уничтожать свое будущее». Думается, что немало женщин, посмотрев на свое любимое чадо обрадуются, что в тяжелые минуты не пошли на эти крайние меры. Таким образом, уголовно-правовая охрана жизни ребенка, находящегося в утробе матери, право на искусственное прерывание беременности и демографическое состояние страны чрезвычайно тесно взаимосвязаны. Уголовно-правовая политика есть часть государственной политики, от правильного определения которой зависит в конечном результате уровень социально-экономического благополучия всего государства. Вышеизложенное позволяет резюмировать необходимость законодательно закрепить в ч.1 ст.97 УК РК ответственность за «убийство матерью своего ребенка, достигшего 12 недель внутриутробного развития». А по ч.2 установить ответственность за «убийство матерью своего новорожденного ребенка во время или сразу же после родов». Размытая неконкретная сегодняшняя диспозиция «в последующий период» должна быть исключена. Полагаем лишним указывать слова: «совершенное в условиях психотравмирующей ситуации или состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости», поскольку об этом уже дано соответствующее разъяснение в ст.17 УК РК и само беременное состояние женщины является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказания. Но лучше всего, конечно, не доводить женщин до этого, для чего следует принять комплекс мер, направленных на предотвращение нежелательных беременностей. С момента обращения в медицинские учреждения беременной женщины дальнейшую судьбу внутриутробного ребенка необходимо взять на особый контроль. Искусственное прерывание беременности должно быть разрешено только заключением медицинской комиссии лишь в трех случаях: беременность представляет собой угрозу жизни или здоровью женщины или медицинские показатели свидетельствуют о высокой вероятности серьезного и необратимого дефекта плода или о неизлечимой болезни, угрожающей его жизни, а также если есть основание считать, что беременность явилась результатом преступных действий. Права человека начинаются с прав ребенка. Если власть, чтобы защитить жизнь особо опасных преступников, уже десять лет как объявила мораторий на смертную казнь, то наше будущее потомство тоже вправе рассчитывать на защиту его жизни со стороны государства.
1. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК (с изм.и дополн. по состоянию на 10.07.2012 г.) 2. Шаргородский М. Д. Преступления против жизни и здоровья. М., 1948; Избранные работы по уголовному праву. - СПб., 2003. - 434 с. Бородин С. В. Преступления против жизни. М., 1999. Загородников Н. И. Преступления против жизни. М., 1961. С. 23. 3. Нормативное постановление Верховного Суда РК «О квалификации некоторых преступлений против жизни и здоровья человека» от 11.05.2007 г. 4. Крылова Н.В. Ответственность за незаконное производство аборта и необходимость уголовно-правовой защиты «будущей» жизни// Вестник Моск. ун-та. - Сер. 11. - Право. - 2002.- № 6. - С. 51-52. 5. Газета «Известия» от 17 апреля1971 г.
Данная статья опубликована в ведомственном журнале Генеральной прокуратуры «Закон и время» № 01 (145) январь 2013 г. стр. 23-27
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |