|
|
|
13.06.2013 Семь раз отмерь
Бакытжан Мандибаев, судья Алматинского областного суда
Закон РК «О государственных закупках» основывается на Конституции РК, содержит ряд норм, регламентирующих основания, условия и порядок признания потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Эти нормы имеют своей целью обеспечение ответственности предпринимателей и юридических лиц, исключение возможности участия в государственных закупках недобросовестных потенциальных поставщиков. Основными нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок являются: Гражданский кодекс РК, Гражданский процессуальный кодекс, Закон РК «О государственных закупках», Правила осуществления государственных закупок, утвержденные постановлением Правительства от 27.12.2007 г., Правила проведения электронных государственных закупок, утвержденные постановлением Правительства РК от 2.04.2010 г. и нормативное постановление Верховного Суда РК «О применении судами законодательства о государственных закупках» № 5 от 14.12.2012 г. Обратимся к конкретному примеру. Государственное учреждение «НГ» одного из солидных республиканских министерств обратилось с жалобой в апелляционную судебную коллегию, в котором просит изменить решение суда первой инстанции, отказавшем в иске к ответчику ТОО «Р», уклонившегося от заключения договора о государственных закупках. В связи с этим ГУ «НГ» просило суд первой инстанции признать ТОО «Р» недобросовестным участником государственных закупок. Суть дела такова. ГУ «НГ», согласно ст. 31 Закона «О государственных закупках», 19 мая 2011 года опубликовало объявление на веб-портале о проведении государственных закупок способом запроса ценовых предложений на проведение услуг по изготовлению табличек. Победителем конкурса 26 мая 2011 года было признано ТОО «Р» с ценовым предложением 24 000 тенге. Но после получения подписанного заказчиком проекта договора победитель направил в ГУ «НГ» отказное письмо, указывая на отдаленность местонахождения заказчика, тем самым уклонился от заключения договора о государственных закупках. Говорят: победителей не судят. Но только не в подобной ситуации, когда потенциальные поставщики не выполняют взятые на себя обязательства. ГУ «НГ» подало иск в суд первой инстанции к ТОО «Р» о признании ответчика недобросовестным участником государственных закупок. Суд отказал истцу на том основании, что им был пропущен десятидневный срок подачи искового заявления, установленного требованием ст. 11 Закона. Но апелляционная судебная коллегия приняла постановление, согласно которому решение суда первой инстанции по данному гражданскому делу изменено и ТОО «Р» признано недобросовестным участником государственных закупок. В соответствии с п. 9 ст. 31 Закона «О государственных закупках» заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора о государственных закупках. Подписанный заказчиком проект договора в установленные законом сроки был направлен поставщику, однако поставщик обратился к заказчику с отказным письмом заключить договор, указывая на ошибочность подачи заявки и отдаленность местонахождения заказчика. Изложенное свидетельствует об отсутствии намерений ТОО «Р» заключить договор о государственных закупках с заказчиком, и такой поставщик, уклоняющийся от заключения договора, по требованиям п. 4 ст. 11 Закона «О государственных закупках» подлежит внесению в реестр недобросовестных участников государственных закупок. На момент возникновения спорных правоотношений сторон Закон не ограничивал десятью днями срок обращения, заказчик в суд с иском о признании недобросовестным участником поставщика, уклонившегося от заключения договора о государственных закупках (подпункт 3 п. 4 ст. 11 Закона «О государственных закупках»). Указанная норма принята Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» от 13 января 2012 года (вступил в законную силу 27 февраля 2012 года). Следовательно, выводы суда первой инстанции о несоблюдении истцом десятидневного срока обращения в суд со ссылкой на подпункты 2) и 5), п. 5 ст. 11 Закона «О государственных закупках» являются незаконными. Таким образом, апелляционная жалоба ГУ «НГ» была удовлетворена. В судебной практике встречаются случаи, когда поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, признают недобросовестными участниками государственных закупок. Суд принимает во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст. 359 Гражданского кодекса и наступившие для заказчика негативные последствия. Под негативными последствиями следует понимать причинение стороне договора такого ущерба, когда она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 401 ГК). При рассмотрении дел суд опирается на действующее законодательство. В нем прописаны форма и суть правоотношений между заказчиком и поставщиком, из которых можно сделать вывод: семь раз отмерь, прежде чем один раз отрежешь.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |