Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
1. Проект Закона РК
2. Пояснительная записка к проекту Конституционного закона РК
3. Прогноз возможных последствий принятия Конституционного закона РК
4. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 29 августа 2013 года № 13/П-853
5. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению ила признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Конституционного закона РК
6. Сравнительная таблица
7. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта
8. Заключение научной антикоррупционной экспертизы законопроекта
9. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта
10. Заключение научной лингвистической экспертизы
11. Проект постановление Мажилиса Парламента РК «О проекте Конституционного закона РК..»
12. Заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК от 24 февраля 2014 года № 5-5-231
13. Новости, обсуждения по проекту
14. Конституционный закон РК от 7 ноября 2014 года № 245-V
Проект
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 29 августа 2013 года № 902
Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст. 410; 2006 г., № 23, ст. 136; 2008 г., № 20, ст. 77; 2010 г., № 24, ст. 147, 2012 г., № 5, ст. 38) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 11:
пункт 3 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) межпленарное заседание;»;
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. При областном суде для оценки моральных качеств кандидатов на судейские должности образуется консультативно-совещательный орган - Общественный совет.
Заключение Общественного совета носит рекомендательный характер.»;
2) пункт 3 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«3. В случае временного отсутствия председателя областного суда, возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей апелляционных судебных коллегий областного суда. При этом председательствование на заседаниях кассационной судебной коллегии возлагается на судью кассационной судебной коллегии областного суда.
В случае отсутствия председателей апелляционных судебных коллегий, временное исполнение обязанностей председателя возлагается председателем областного суда на судью кассационной судебной коллегии областного суда.»;
3) в статье 16:
в пункте 1:
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
«7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность судьи районного и областного судов, председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения;»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
«9) рассматривает с учетом заключения Общественного совета итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение;»;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. В перерывах между пленарными заседаниями областного суда могут созываться межпленарные заседания, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности судебной системы, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции пленарного заседания областного суда.
Межпленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда.
Организация работы межпленарного заседания областного суда определяется положением, утверждаемым пленарным заседанием областного суда.»;
4) подпункт 3-1) пункта 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:
«3-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее - кадровый резерв);»;
5) пункт 3 статьи 18 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) межпленарное заседание;»;
6) пункт 1 статьи 20 дополнить подпунктами 9-3) и 9-4) следующего содержания:
«9-3) утверждает Типовое положение об Общественном совете;
9-4) утверждает Типовое положение об организации работы межпленарных заседаний областных судов и Верховного Суда;»;
7) статью 22 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. В перерывах между пленарными заседаниями Верховного Суда могут созываться межпленарные заседания, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности судебной системы, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции пленарного заседания Верховного Суда.
Межпленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.
Организация работы межпленарного заседания Верховного Суда определяется положением, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.»;
8) статью 28 дополнить пунктами 3, 4, 5 следующего содержания:
«3. Судья не вправе публично высказывать свое мнение по делу, судебное решение по которому не вступило в законную силу.
4. Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.
5. Судье не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики, если оно не соответствует основным направлениям политики государства.»;
9) пункт 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
1) достигший возраста двадцати пяти лет;
2) имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;
3) сдавший квалификационный экзамен (лица, окончившие обучение и сдавшие при этом квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения);
4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;
5) успешно прошедший стажировку в суде, получивший заключение Общественного совета и положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение и сдавшим при этом квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.»;
10) пункт 3 статьи 30 изложить в следующей редакции:
«3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.
Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.
Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
При этом приоритет при отборе кандидатов на должность председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.
Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.».
Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
Проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» разработан во исполнение пункта 18 Плана законопроектных работ Правительства на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства от 29 декабря 2012 года № 1778 (далее - проект Конституционного закона).
Проект Конституционного закона направлен на усиление независимости судей, совершенствование процедуры конкурсного отбора кандидатов на судейские должности; усиление роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности; повышение роли и значения кадрового резерва на руководящие судейские должности и др.
Регламентируется статус межпленарного заседания областного суда или Верховного Суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания областного суда или Верховного Суда.
В целях усиления роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности предусматривается установление компетенции Председателя Верховного Суда по утверждению Типового положения об Общественном совете.
Предусматривается установление запрета для судей на публичное высказывание своего мнения по делу, судебное решение по которому не вступило в законную силу.
В целях усиления независимости, а также повышения имиджа судебной системы закрепляется положение, устанавливающее, что судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.
Также проектом Конституционного закона разграничивается требование к наличию судейского стажа у кандидатов на руководящие судейские должности.
Кроме того, предусматривается предоставление приоритета лицам, находящимся в кадровом резерве на руководящие судейские должности, при отборе претендентов на должности председателей и председателей коллегий местных и других судов.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.
Председатель Верховного Суда Республики Казахстан | Б.Бекназаров |
Прогноз возможных последствий
принятия Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в
Конституционный закон Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
Проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» разработан во исполнение пункта 18 Плана законопроектных работ Правительства на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства от 29 декабря 2012 года № 1778 (далее - проект Конституционного закона).
Проект Конституционного закона направлен на усиление независимости судей, совершенствование процедуры конкурсного отбора кандидатов на судейские должности; усиление роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности; повышение роли и значения кадрового резерва на руководящие судейские должности и др.
В целях усиления независимости, а также повышения имиджа судебной системы закрепляется положение, устанавливающее, что судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.
Кроме того, предусматривается предоставление приоритета лицам, находящимся в кадровом резерве на руководящие судейские должности, при отборе претендентов на должности председателей и председателей коллегий местных и других судов.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.
Председатель Верховного Суда Республики Казахстан | Б. Бекназаров |
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 29 августа 2013 года № 13/П-853
к проекту Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
Проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее - проект Конституционного закона) разработан во исполнение пункта 23-1 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1778.
Проект Конституционного закона направлен на усиление независимости судей, совершенствование процедуры конкурсного отбора кандидатов на судейские должности; усиление роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности; повышение роли и значения кадрового резерва на руководящие судейские должности и др.
Регламентируется статус межпленарного заседания областного суда или Верховного Суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания областного суда или Верховного Суда.
В целях усиления роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности предусматривается установление компетенции Председателя Верховного Суда по утверждению Типового положения об Общественном совете.
Предусматривается установление запрета для судей на публичное высказывание своего мнения по делу, судебное решение по которому не вступило в законную силу.
В целях усиления независимости, а также повышения имиджа судебной системы закрепляется положение, устанавливающее, что судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.
Также проектом Конституционного закона разграничивается требование к наличию судейского стажа у кандидатов на руководящие судейские должности.
Кроме того, предусматривается предоставление приоритета лицам, находящимся в кадровом резерве на руководящие судейские должности, при отборе претендентов на должности председателей и председателей коллегий местных и других судов.
Принятие проекта Конституционного закона не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан | С. Ахметов |
Перечень
законодательных актов, подлежащих изменению ила признанию
утратившими силу в связи с принятием проекта Конституционного закона
Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и
статусе судей Республики Казахстан»
1. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Сравнительная таблица по проекту Конституционного закона
Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон
Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
№ | Структурная часть нормативного правового акта | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
1. | Пункт 3 статьи 11 | Статья 11. Структура и состав областного суда … 3. Органами областного суда являются: 1) пленарное заседание; 2) апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам; 3) апелляционная судебная коллегия по уголовным делам; 4) кассационная судебная коллегия. Апелляционную судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. Кассационную судебную коллегию возглавляет председатель областного суда, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. | Статья 11. Структура и состав областного суда … 3. Органами областного суда являются: 1) пленарное заседание; 1-1) межпленарное заседание; 2) апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам; 3) апелляционная судебная коллегия по уголовным делам; 4) кассационная судебная коллегия. Апелляционную судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. Кассационную судебную коллегию возглавляет председатель областного суда, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. | Регламентирование статуса межпленарного заседания областного суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания областного суда. |
… 6. Отсутствует. | … 6. При областном суде для оценки моральных качеств кандидатов на судейские должности образуется консультативно-совещательный орган - Общественный совет. Заключение Общественного совета носит рекомендательный характер. | В целях усиления роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности предусматривается создание при областных судах консультативно-совещательного органа по оценке моральных качеств кандидатов. |
2. | Пункт 3 статьи 14 | Статья 14. Председатель областного суда … 3. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей апелляционных судебных коллегий областного суда. В случае отсутствия председателей апелляционных судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается председателем областного суда на судью кассационной судебной коллегии областного суда. | Статья 14. Председатель областного суда … 3. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей апелляционных судебных коллегий областного суда. При этом председательствование на заседаниях кассационной судебной коллегии возлагается на судью кассационной судебной коллегии областного суда. В случае отсутствия председателей апелляционных судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается председателем областного суда на судью кассационной судебной коллегии областного суда. | Предлагается председательствование на заседаниях кассационной судебной коллегии в случае временного отсутствия председателя областного суда закрепить за судьей кассационной судебной коллегии. |
3. | Подпункты 7) и 9) пункта 1 статьи 16 | Статья 16. Пленарное заседание областного суда 1. Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых: … 7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность судьи областного суда, председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения; … 9) рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение; … | Статья 16. Пленарное заседание областного суда 1. Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых: … 7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность судьи районного и областного судов, председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения; … 9) рассматривает с учетом заключения Общественного совета итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение; … | Отнесение к компетенции пленарного заседания областного суда рассмотрение кандидатур на вакантную должность судьи районного суда. |
4. Отсутствует. | 4. В перерывах между пленарными заседаниями областного суда могут созываться межпленарные заседания, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности судебной системы, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции пленарного заседания областного суда. Межпленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Организация работы межпленарного заседания областного суда определяется положением, утверждаемым пленарным заседанием областного суда. | Регламентирование статуса межпленарного заседания областного суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания областного суда. |
4. | Подпункт 3-1) пункта 2 статьи 17 | Статья 17. Полномочия Верховного Суда … 2. Верховный Суд: … 3-1) формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее - кадровый резерв); | Статья 17. Полномочия Верховного Суда … 2. Верховный Суд: … 3-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее - кадровый резерв); | В целях повышения роли и значения кадрового резерва на руководящие судейские должности предусматривается обсуждение Высшим Судебным Советом кандидатов в кадровый резерв. |
5. | Пункт 3 статьи 18 | Статья 18. Структура и состав Верховного Суда … 3. Органами Верховного Суда являются: 1) пленарное заседание; 2) надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам; 3) надзорная судебная коллегия по уголовным делам. Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. | Статья 18. Структура и состав Верховного Суда … 3. Органами Верховного Суда являются: 1) пленарное заседание; 1-1) межпленарное заседание; 2) надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам; 3) надзорная судебная коллегия по уголовным делам. Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. | Регламентирование статуса межпленарного заседания Верховного Суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания Верховного Суда. |
6. | Пункт 1 статьи 20 | Статья 20. Председатель Верховного Суда 1. Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: … 9-3) отсутствует; 9-4) отсутствует; | Статья 20. Председатель Верховного Суда 1. Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: … 9-3) утверждает Типовое положение об Общественном совете; 9-4) утверждает Типовое положение об организации работы межпленарных заседаний областных судов и Верховного Суда; | В целях усиления роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности предусматривается установление компетенции Председателя Верховного Суда по утверждению Типового положения об Общественном совете. |
7. | Статья 22 | Статья 22. Пленарное заседание Верховного Суда … 4. Отсутствует. | Статья 22. Пленарное заседание Верховного Суда … 4. В перерывах между пленарными заседаниями Верховного Суда могут созываться межпленарные заседания, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности судебной системы, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции пленарного заседания Верховного Суда. Межпленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного суда. Организация работы межпленарного заседания Верховного Суда определяется положением, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда. | Регламентирование статуса межпленарного заседания Верховного Суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания Верховного Суда. |
8. | Статья 28 | Статья 28. Требования, предъявляемые к судье … 3. Отсутствует. | Статья 28. Требования, предъявляемые к судье … 3. Судья не вправе публично высказывать свое мнение по делу, судебное решение по которому не вступило в законную силу. | В целях усиления независимости, а также повышения имиджа судебной системы. |
4. Отсутствует. | 4. Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности. |
5. Отсутствует. | 5. Судье не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям политики государства. |
9. | Пункт 1 статьи 29 | Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи 1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен. Лица, окончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения; прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения. | Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи 1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: 1) достигший возраста двадцати пяти лет; 2) имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; 3) сдавший квалификационный экзамен (лица, окончившие обучение и сдавшие при этом квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения); 4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; 5) успешно прошедший стажировку в суде, получивший заключение Общественного совета и положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение и сдавшим при этом квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения. | С целью подготовки высокопрофессионального резерва судебного корпуса страны, а также повышения квалификации судей и работников судебной системы создан Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте. По окончании двухгодичного курса обучения слушатели сдают комплексный экзамен, после чего им выдается диплом магистра юридических наук. Наряду с этим, им предоставляется право сдачи квалификационного экзамена на должность судьи. Как показывает практика, данным правом пользуются не все магистранты. В связи с этим, в пункте 1 статьи 29 Конституционного закона требуется уточнение, что от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, освобождаются не все лица, окончившие обучение в специализированной магистратуре, а только сдавшие этот экзамен по окончании обучения в магистратуре. |
10. | Пункт 3 статьи 30 | Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда … 3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан. | Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда … 3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет. При этом приоритет при отборе кандидатов на должность председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан. | Поправки направлены на повышение роли и значения кадрового резерва на руководящие судейские должности и дифференциацию требований к наличию судейского стажа у кандидатов на руководящие судейские должности, в зависимости от их уровня. |
Председатель Верховного Суда Республики Казахстан | Б. Бекназаров |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
научной правовой экспертизы законопроекта
I. Общие положения
Организация или лицо, проводившее научную правовую экспертизу | Нуртаев Р.Т., д.ю.н., профессор; Каудыров Т.Е., д.ю.н., профессор; Кыстаубай О.С., к.ю.н., профессор; Каракушев С.И., к.ю.н.; Иржанов А.С., к.ю.н.; Жаксыбекова Ф.С., к.ю.н. |
Отрасли науки, по которым проведена научная правовая экспертиза | Законодательство о государственном и общественном устройстве |
Государственный орган-разработчик | Верховный Суд Республики Казахстан |
Предмет и цели научной правовой экспертизы | Предмет экспертизы: проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Цели экспертизы: решение задач научной правовой экспертизы, установленных Правилами проведения научной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598. |
Наименование проекта нормативного правового акта | «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» |
Назначение законопроекта | Проект Конституционного закона Республики Казахстан разработан во исполнение пункта 18 Плана законопроектных работ Правительства на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства от 29 декабря 2012 года № 1778. |
Структура законопроекта | 2 статьи |
Дата поступления | 30 апреля 2013 года |
Срок исполнения | 14 мая 2013 года |
II. Описание проблемных вопросов, на решение которых
направлен проект нормативного правового акта
Проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее - законопроект) предусматривает усиление независимости судей, совершенствование процедуры конкурсного отбора кандидатов на судейские должности; усиление роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности; повышение роли и значения кадрового резерва на руководящие судейские должности и др.
Кроме того, законопроектом регламентируется статус межпленарного заседания областного суда и Верховного Суда как органа, действующего в период между созывами пленарного заседания областного суда и Верховного Суда. В целях усиления роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности предусматривается установление компетенции Председателя Верховного Суда по утверждению Типового положения об Общественном совете.
Предложение разработчиков, касающееся необходимости решения вопроса об усилении роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности, логичным будет воспринимать в качестве перспективного в интересах решения задачи укрепления демократических основ правосудия за счет предоставления представителям общественности более реальной возможности для принятия активного участия в обсуждении и отборе кандидатов на должности судей.
Реализацию идеи разработчиков законопроекта в части повышения роли и значения формирования кадрового резерва на руководящие судейские должности резонным представляется, по мнению экспертов, прогнозировать с акцентом внимания на перспективы создания обстановки более ответственного подхода к решению проблемы подбора кадров на руководящие судейские и иные должности в судебной системе Республики Казахстан.
Таким образом, внесением соответствующих изменений разработчик предполагает совершенствование судебной системы и усиление независимости судей.
III. Описание всех известных и эффективных способов,
механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение
которых направлено принятие нормативного правового акта, в том
числе применявшихся на разных исторических этапах, зарубежной
практике, а также описание смежных сфер правоотношений и влияния
на них в виде последствий от принятия законопроекта
В процессе описания и оценки всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, связанных с достижением цели обеспечения гарантий независимости судей, совершенствования процедуры конкурсного отбора кандидатов на судейские должности, повышения роли и значения надлежащей организации работы по формированию кадрового резерва на руководящие судейские должности нормами законопроекта, резонным представляется, по мнению экспертов, сосредоточить особое внимание на следующих аспектах этого правового документа.