|
|
|
Досье ITS на проект
1. Проект по состоянию на 5 апреля 2013 года 2. Проект по состоянию на 28 февраля 2013 года 4. Новости, обсуждения по проекту
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Республики Казахстан «Об Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан» (5 апреля 2013 года)
«____»____________ 2013 года
ПАСПОРТ Паспорт по оценке социально-экономических последствий действия принимаемого законопроекта
1. Общая информация:
1.1. Разработчик: Генеральная прокуратура Республики Казахстан 1.2. Название законопроекта: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан 1.3. Цель законопроекта: эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и справедливого судебного разбирательства, упрощение и повышение эффективности уголовного процесса, в том числе упрощение порядка досудебного производства, реализация политики, определенной Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, а также положений Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства». 1.4. Предмет правового регулирования: общественные отношения, направленные на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от уголовных правонарушений. 1.5. Отрасль законодательства: Уголовно-процессуальное законодательство
1.6. Вид законопроекта: проект кодекса
1.7. Действие законопроекта:
1.8. Соответствие законопроекта со смежными отраслями законодательства и экономики:
1.9. Коэффициент информативности норм законопроекта:
1.10. Коэффициент неопределенности норм законопроекта:
2. Соответствие законопроекта стратегическим целям государства:
3. Социально-экономические последствия: не прогнозируется.
4. Анализ выгод и издержек:
5. Источник финансирования:
6. Выводы:
Мажилис Парламента Республики Казахстан
Пояснительная записка к проекту Уголовно-процессуального кодекса
Проект новой редакции Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - проекта УПК), разработан в соответствии поручением Главы государства о реформировании уголовного судопроизводства, предварительного и судебного следствия. Основной целью его разработки является более действенное и эффективное отправление правосудия, усиление гарантий соблюдения прав человека. Он приведен в соответствие с международными стандартами и в нем более эффективно обеспечивается защита конституционных прав граждан нашего государства. Кардинально изменяется первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. При этом с самого начала досудебного производства усиливается роль адвоката. Исключается предъявление органами следствия и дознания подозреваемому обвинения. Вместо этого, они после окончания досудебного расследования будут составлять обвинительный акт, который утвердит прокурор и направит дело в суд. При этом все следственные действия, затрагивающие конституционные права граждан, будут проводиться с санкции прокурора или суда. В уголовный процесс вводится так называемая «сделка о признании вины», основой задачей которой является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования. В некоторых странах в этом порядке рассматривается значительной количество уголовных дел. К примеру, в США 90% заканчиваются заключением сделки. Такой институт также используется в России и Украине. Этот международный опыт полезен для нашей страны и его использование повысит в целом правоохранительный потенциал государства в борьбе с преступностью, в особенности с её организованными формами. Кроме того, упрощается и ускоряется не только досудебное, но и судебное производство. Уголовный процесс станет менее затратным для бюджета, поскольку отпадет необходимость в проведения большого объема следственных и судебных действий, многочисленных экспертиз и вызова свидетелей, экспертов, переводчиков и.т.д. Вводится отдельная глава «Негласные следственные действия», в которой регламентирован порядок производства оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного судопроизводства. В УПК многих зарубежных стран, в том числе постсоветских, введено понятие «тайные следственные действия», что является абсолютно верным, так как целью проведения всех оперативных мероприятий также является собирание доказательств. Санкционирование прокурором негласных следственных действий позволит защитить граждан от неправомерного вмешательства в их личную жизнь. Исключается возвращение судом дел на дополнительное расследование. В целом это одна из серьезных проблем в нашем уголовном процессе. Только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц. Часто они направляются на дополнительное расследование после того, как рассматривались в суде по нескольку месяцев, а в некоторых случаях многократно, и каждый раз их рассмотрение начинается вновь. В итоге, в то время, когда прокуроры и судьи выясняют, были ли основания для возвращения дела на доследование, обвиняемые содержатся под стражей, а потерпевшие находятся в ожидании торжества справедливости. Надо прекратить такую практику, порядок должен быть такой - направлено дело в суд, он либо осуждает, либо оправдывает подсудимого. Создается специальный фонд возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счёт обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путём (в частности, указанный платеж в УПК Эстонии установлен в зависимости от тяжести совершенного преступления от 3 до 7 тысяч тенге). Вводится понятие «разумный срок расследования». Это не предполагает исключение из уголовного процесса контроля и надзора за сроками следствия и содержания граждан под стражей. Указанная новелла даст возможность нашим гражданам обжаловать необоснованное затягивание расследования в суд и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки. С целью расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится институт следственного судьи. Кроме санкционирования некоторых следственных действий в его обязанности будет также входить рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства. Расширение рамок судебного контроля наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства. В числе значительных новаций Проекта является расследование уголовных проступков. Введение проступков усиливает профилактическую роль уголовного закона и согласуется с последними поручениями Главы государства о борьбе с мелкими правонарушениями. Это еще позволяет применять за мелкие правонарушения не только арест и штраф, но принудительный труд, который в силу положений Конституции может назначаться только по приговору суда. В административном законодательстве приговор не выносится. Предусматриваются инструменты, позволяющие на основании судебного решения изымать в пользу государства преступно нажитые доходы, том числе и у лиц, срывающихся от правосудия. В целом предлагаемая модель нового уголовного процесса должна максимально защитить права не только обвиняемых, но и потерпевших, сделать его более оперативным, не нарушая при этом фундаментальных основ правосудия. Реализация норм проекта УПК не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных затрат из республиканского бюджета. На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект УПК.
Премьер-Министр Республики Казахстан С. Ахметов
Прогноз последствий принятия проекта Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан
Вносимый на рассмотрение проект Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан разработан в соответствии с пунктом 75 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449. Указом Президента от 17 августа 2010 года определены основные направления реформирования правоохранительной и судебной системы. Одно из которых - дальнейшее упрощение производства по уголовным делам и повышение его оперативности. И это вполне обосновано, поскольку данная сфера затрагивает жизненно важные интересы государства и его граждан. В последнее время в этих целях сделано немало и есть обнадёживающие результаты, позволяющие констатировать, что мы на верном пути. Принят Закон «О медиации». Существенно расширена сфера упрощённого досудебного производства, в которую включены и тяжкие преступления. Вместе с тем, внесённые в Уголовно-процессуальный кодекс поправки не до конца устранили излишнюю громоздкость уголовного процесса, негативно отражающуюся на эффективности досудебного производства и соблюдении прав и свобод граждан, в связи с чем, возникла необходимость разработки нового УПК. Проектом нового УПК, исключены институты доследственной проверки, предъявление следователем обвинения, а также возвращение судом дел на дополнительное расследование. Кардинально упрощено досудебное производство, введено понятие «досудебное расследование», регламентированы вопросы привлечения понятых и применения технических средств. Все следственные действия, затрагивающие конституционные или иные права и свободы человека, будут проводиться с санкции прокурора и суда. В уголовный процесс введены форма расследования путем заключения процессуального соглашения, а также процессуальная фигура следственного судьи, который наделен рядом полномочий на стадии досудебного расследования. В работе над новой редакцией УПК использован опыт стран континентальной системы права - Германии, Франции, Прибалтики (Эстония, Латвия), Турции, Грузии, а также стран СНГ - Украины, Молдовы. В целом принятие проекта позволит обеспечить качественно новый уровень степени защищенности прав и свобод человека, интересов общества и государства от общественно опасных посягательств и не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС проект по состоянию на 5 апреля 2013 года (Приведенные ссылки на статьи Проекта Уголовного кодекса, а также внутренние ссылки подлежат дополнительной корреляции после завершения доработки Проекта Уголовного кодекса)
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Основные положения
Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан
Статья 1. Законодательство, определяющее порядок уголовного судопроизводства Статья 2. Применение в уголовном судопроизводстве правовых норм, имеющих преимущественную силу Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве Статья 4. Применение на территории Республики Казахстан уголовно-процессуального права иностранного государства Статья 5. Действие уголовно-процессуального закона во времени Статья 6. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранцев и лиц без гражданства Статья 7. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе Глава 2. Задачи и принципы уголовного процесса Статья 8. Задачи уголовного процесса Статья 9. Значение принципов уголовного процесса Статья 10. Законность Статья 11. Осуществление правосудия только судом Статья 12. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина Статья 13. Уважение чести и достоинства личности Статья 14. Неприкосновенность личности Статья 15. Охрана прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам Статья 16. Неприкосновенность частной жизни. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Статья 17. Неприкосновенность жилища Статья 18. Неприкосновенность собственности Статья 19. Презумпция невиновности Статья 20. Недопустимость повторного осуждения и уголовного преследования Статья 21. Осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом Статья 22. Независимость судьи Статья 23. Осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон Статья 24. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела Статья 25. Оценка доказательств по внутреннему убеждению Статья 26. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту Статья 27. Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь Статья 28. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания Статья 29. Гласность Статья 30. Язык уголовного судопроизводства Статья 31. Свобода обжалования процессуальных действий и решений Глава 3. Уголовное преследование Статья 32. Дела частного, частно-публичного и публичного преследования и обвинения Статья 33. Привлечение к уголовной ответственности по заявлению коммерческой или иной организации Статья 34. Общие условия осуществления уголовного преследования Статья 35. Обстоятельства, исключающие производство по делу Статья 36. Обстоятельства, позволяющие не осуществлять уголовное преследование Глава 4. Реабилитация. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс Статья 37. Реабилитация лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого) Статья 38. Лица, имеющие право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс Статья 39. Право на возмещение вреда и сроки предъявления требований Статья 40. Возмещение имущественного вреда Статья 41. Устранение последствий морального вреда Статья 42. Восстановление прав в исковом порядке Глава 5. Ведение производства по уголовному делу Статья 43. Соединение уголовных дел Статья 44. Выделение уголовного дела Статья 45. Приостановление судебного производства по делу и прерывание сроков досудебного расследования Статья 46. Завершение производства по уголовному делу Статья 47. Сохранение конфиденциальности Глава 6. Процессуальные сроки Статья 48. Исчисление сроков Статья 49. Соблюдение и продление срока Статья 50. Последствия пропуска срока и порядок его восстановления Раздел 2. Государственные органы и лица, участвующие в уголовном процессе Глава 7. Суд Статья 51. Суд Статья 52. Состав суда Статья 53. Полномочия суда Статья 54. Судья Статья 55. Полномочия следственного судьи Статья 56. Общие условия осуществления полномочий следственным судьёй Статья 57. Председательствующий по делу Глава 8. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования Статья 58. Прокурор Статья 59. Начальник следственного отдела Статья 60. Следователь Статья 61. Орган дознания Статья 62. Начальник органа дознания Статья 63. Дознаватель Глава 9. Участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы Статья 64. Подозреваемый Статья 65. Обвиняемый Статья 66. Защитник Статья 67. Обязательное участие защитника Статья 68. Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда Статья 69. Отказ от защитника Статья 70. Полномочия защитника Статья 71. Потерпевший Статья 72. Частный обвинитель Статья 73. Гражданский истец Статья 74. Гражданский ответчик Статья 75. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого Статья 76. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя Статья 77. Представители гражданского ответчика Глава 10. Иные лица, участвующие в уголовном процессе Статья 78. Свидетель Статья 79. Эксперт Статья 80. Специалист Статья 81. Переводчик Статья 82. Понятой Статья 83. Секретарь судебного заседания Статья 84. Судебный пристав Статья 85. Медиатор Глава 11. Обстоятельства, исключающие возможность участия в уголовном процессе. Отводы Статья 86. Отводы и ходатайства об устранении от участия и освобождение от участия в уголовном процессе Статья 87. Отвод судьи Статья 88. Отвод прокурора Статья 89. Отвод следователя и дознавателя Статья 90. Отвод понятого Статья 91. Отвод секретаря судебного заседания и судебного пристава Статья 92. Отвод переводчика и специалиста Статья 93. Отвод эксперта Статья 94. Отстранение от участия в производстве по уголовному защитника, представителя потерпевшего (частного обвинителя), гражданского истца или гражданского ответчика Глава 12. Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе Статья 95. Обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, дознавателей, защитников, экспертов, специалистов, секретарей судебного заседания, судебных приставов Статья 96. Обязанность принятия мер безопасности потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном процессе Статья 97. Меры безопасности потерпевших, свидетелей, подозреваемых и других лиц, участвующих в уголовном процессе Статья 98. Обеспечение безопасности лиц, участвующих в судебном разбирательстве Глава 13. Ходатайства. Обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу Статья 99. Обязательность рассмотрения ходатайств участников уголовного процесса Статья 100. Обжалование решений и действий органов и должностных лиц Статья 101. Порядок направления жалоб лиц, задержанных или содержащихся под стражей Статья 102. Сроки подачи жалоб Статья 103. Приостановление исполнения решения в связи с подачей жалобы Статья 104. Общий порядок рассмотрения жалоб
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |