|
|
|
Елюбаев Жумагельды Сакенович, доктор юридических наук, MCIArb, Президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), Управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон» ___________________________________ (Саммит СНГ по нефти и газу, 14 - 16 мая 2012 года, Париж)
Вопросы правового регулирования недропользования
I. История развития законодательства о недрах в новейшей истории Казахстана
В настоящее время казахстанская экономика с преобладающим минерально-сырьевым сектором это реальность и основа для модернизации экономических отношений и придания ей инновационного качества. Этой сфере экономики отводится важное место, поскольку за счет включения именно этого ресурса в хозяйственный оборот, в условиях жесткой международной конкуренции, удалось страну привести к состоянию определенной экономической, политической и социальной стабильности. Поэтому именно недра Казахстана, играют ведущую роль в устойчивом развитии политической системы и экономики страны, а также формируют широкий спектр международных политических и экономических отношений. Исторически недропользование, как сфера хозяйственной деятельности, до 90-х годов прошлого века было сосредоточено в руках государства, как правило, союзного уровня (Правительства СССР). С распадом Советского Союза и образованием независимого Казахстана в стране была учреждена новая политическая и экономическая система власти и управления, позволившая передачу объектов недропользования в управление частным компаниям с участием государства. Таким образом, международные и национальные частные хозяйствующие субъекты, как деловые партнёры государства, получили административно-хозяйственную свободу на объектах недропользования, являющихся собственностью государства, а также право на получение прибыли и расширение своих активов. Государство же оставило за собой регулирующие и контрольные функции, в частности, по установлению условий пользования недрами и контролю за исполнением недропользователями контрактных обязательств. Как известно, период новейшей истории Казахстана, начинается с 25 октября 1990 года, когда Постановлением Верховного Совета Казахской ССР была принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики». Декларацией было провозглашено, что «территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия» (статья 3). Далее констатировалось, что «в исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории» (статья 9). Так началась новая эра становления суверенной государственности, политической, правовой и экономической системы. 16 декабря 1991 года Верховным Советом Казахской ССР был принят конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», которым также было декларировано (статья 11), что «в исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал». С обретением Республикой Казахстан суверенитета и независимости, со становлением рыночных отношений возникла необходимость в выработке принципиально новой политики использования потенциала минерально-сырьевого комплекса. В результате проведенных политических и правовых реформ, формирования новых финансовых и экономических институтов была создана более совершенная система использования минерально-сырьевой базы и развития на ее основе высокотехнологичной промышленности. Определенная политическая стабильность, наличие образованных людских ресурсов, большой объем накопленной и проверенной геологической информации, а также созданная либеральная законодательная база позволили создать в стране и благоприятный инвестиционный климат. Все это способствовало привлечению в страну значительных международных инвестиций и заключению важных контрактов на недропользование на участках недр, богатых нефтью, газом, углем и другими видами минерального сырья. Этот этап характеризуется и активным законотворческим процессом. Был принят ряд важных законодательных актов, направленных на урегулирование отношений в сфере недропользования. Так, 30 мая 1992 году был принят Кодекс РК «О недрах и переработке минерального сырья» №1367а-XII, который предусматривал возможность предоставления недр не только казахстанским хозяйствующим субъектам, но и предприятиям с иностранным участием, а также иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии (статья 10). При этом, недра предоставлялись указанным субъектам на основе договора на пользование недрами, где, в частности предусматривались: сроки и условия пользования недрами; экологические требования; квоты на годовой объём используемых полезных ископаемых; сроки платы и размеры платежей за пользование недрами; меры по охране недр; особые условия к применяемой технологии; предоставляемые льготы (статья 14 Кодекса) и т.д. В дальнейшем, в течение нескольких лет, Кабинет Министров РК своими постановлениями утверждает и принимает ряд подзаконных актов: от 29 июля 1992 года №811 - «Положение о государственном контроле за охраной и пользованием недр Республики Казахстан»; от 8 декабря 1992 года №1034 - «Положение о порядке реализации (передачи, обмена, продажи) информации о недрах Республики Казахстан»; от 14 марта 1994 года №269 - «Положение об особенностях управления объектами государственной собственности занятыми разработкой месторождений полезных ископаемых (недр), а также техногенных месторождений; от 13 апреля 1994 года №377 - Постановление «О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях». 5 апреля 1994 года Президентом РК был издан Указ №1637 «О дополнительных мерах по упорядочению недропользования для геологического изучения и добычи полезных ископаемых». Принципиально важным является и то, что в первой Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года, а впоследствии в действующей Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, было закреплено на законодательном уровне положение о том, что «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности». Эти правовые акты дали новый импульс развитию законодательства о недрах и недропользовании, а также способствовали созданию благоприятного климата для инвесторов, вложивших свой капитал в освоение богатых недр Казахстана. В последующем, в соответствии с «Положением о порядке лицензирования пользования недрами в Республике Казахстан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров РК от 8 августа 1994 года №886, затем в соответствии с Положением с аналогичным названием, утвержденным Постановлением Правительства РК от 16 августа 1996 года №1017, предоставление недр осуществлялось на лицензионно-контрактной основе. Однако такая смешанная форма предоставления права недропользования осложнила складывающиеся отношения между государством и недропользователями, что, в конечном счете, привело к отмене лицензионной системы. В 1995-1996 годах, в период парламентского и правительственного кризиса, когда под угрозой оказалась не только экономика, но и политическая судьба страны, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, понимая важность развития сферы недропользования для страны и народа, руководствуясь предоставленными ему чрезвычайными полномочиями, издал ряд Указов, имеющих силу закона, которые и явились фундаментом правовой базы для регулирования отношений в сфере недропользования в новых рыночных условиях. Это Указы: «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года №2200, «О нефти» от 28 июня 1995 года №2350, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года №2828, «О налогах и иных обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года №2235 и другие. Далее, эти Указы были дополнены и получили статус законов страны, был принят ряд других законодательных, правительственных и ведомственных правовых актов, которые регулируют сложные отношения в сфере недропользования. В развитие положений названных законов Правительством РК был принят ряд актов, направленных на более эффективное и системное регулирование отношений в сфере недропользования, в частности, были утверждены: «Единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений в Республике Казахстан» от 18 июня 1996 года №745; «Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа и подземных вод в Республике Казахстан» от 21 июля 1999 года №1019; «Правила предоставления права недропользования в Республике Казахстан» от 21 января 2000 года №108; «Правила проведения налоговой экспертизы контрактов на недропользование» от 26 декабря 2001 года №1705 и др. В последние годы были приняты такие важные законодательные акты, как: Экологический кодекс РК (9 января 2007 года), позволивший упорядочить отношения в сфере охраны окружающей среды и специального природопользования; Налоговый кодекс РК (10 декабря 2008 года), установивший систему специальных платежей за недропользование; Закон РК «О недрах и недропользовании», давший толчок к пересмотру многих других подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере недропользования. В специальных законодательных актах по вопросам недропользования помимо важных регламентаций: о задачах и принципах законодательства о недрах; о компетенции государственных уполномоченных органов; о порядке и условиях предоставления права недропользования; о видах недропользования, содержались новеллы, ранее неизвестные советскому горному праву. Так, этими законодательными актами закреплялись: контрактный порядок предоставления права недропользования; первоочередное (приоритетное) право государства на приобретение полезных ископаемых; гарантии права недропользователя путем обеспечения стабильности контрактных положений от изменения и дополнения, ухудшающих их положение; правила разрешения споров переговорным путем или в соответствии с оговоренными в контракте процедурами - в государственных судах или в международном арбитраже. Эти законодательные новеллы были закреплены в последующем и в Законе РК «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» от 8 июля 2005 года. Таким образом, практически в течение десяти лет, по существу был создан надежный фундамент для дальнейшего системного развития законодательства о недрах и недропользовании, позволивший поднять на новый уровень степень общественных отношений, складывающихся в сфере освоения недр и привлечения инвестиций в эту отрасль экономики. Между тем, на сегодняшний день существуют объективные предпосылки перейти к следующему этапу развития законодательства о недрах и недропользовании, который отвечал бы новым реалиям устойчивого развития государства и рыночной экономики. Переход на новый этап развития законодательства о недрах и недропользования связан и с потребностью имплементации положений международных правовых актов и международных договоров, к которым Республика Казахстана присоединилась, в национальное законодательство.
II. Вопросы обеспечения стабильности контрактов на недропользование
В современном недропользовании Казахстана применяется несколько договорных форм, на основе которых предоставляются недра для освоения. Выбор той или иной формы договора, именуемого в сфере недропользования контрактом, зависит от экономической ситуации, вида минерального сырья, геологических и иных условий недропользования, а также от объема и характера прав, предоставляемых недропользователю. Порядок заключения, изменения и прекращения действия контрактов подробно урегулирован действующим законодательством о недрах и недропользовании. Между тем в теории и практике достаточно много споров о характере и существенных признаках контрактов на недропользовании, о роли и правоспособности сторон в контракте на недропользование. Анализ имеющихся теоретических воззрений по этому вопросу, а также действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет с уверенностью утверждать, что контракты на недропользование, заключаемые в сфере недропользования в Республике Казахстан имеют гражданско-правовой характер, несмотря на то, что одной стороной контракта является государство в лице соответствующего компетентного органа. В обоснование такой позиции, сошлемся на классические признаки договора, по теории гражданского права. Во-первых, это соглашение сторон, достигнутое на основе их добровольного волеизъявления. Во-вторых, любое соглашение предполагает равноправие сторон, иначе это не соглашение, а отношения власти и подчинения, то есть публично-правовые отношения. В-третьих, равноправные отношения в договоре - это гражданско-правовые отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В то же время контракт на недропользование, относящийся к одному из видов договоров в гражданско-правовом смысле, имеет свои особенности, связанные со степенью вмешательства государства в отношения недропользования, то есть в нем больше элементов административного влияния. Это связано с исключительной собственностью государства на недра. Государство в Казахстане является собственником недр, поэтому оно вправе распоряжаться недрами в интересах общества, избирая соответствующие формы и способы. В ряде стран мира недра предоставляются в пользование на основе акта государства (лицензия, разрешение и др.), в некоторых государствах существует смешанная форма - лицензионно-контрактная, как было ранее в Казахстане, но общепризнанной и эффективной формой предоставления недр в пользование, является контракт, то есть гражданско-правовой договор. Именно эта форма избрана Республикой Казахстан, что расценивается как прогрессивный шаг в управлении недрами. Действующее законодательство регламентирует порядок заключения и исполнения контракта, в частности, специальный закон устанавливает, что потенциальный недропользователь разрабатывает проект контракта и представляет его в компетентный орган, который согласовывает условия контракта с недропользователем путем переговоров. Такое требование закона нельзя признать совершенным и эффективным. Коль скоро недра находятся в исключительной собственности государства, то именно компетентный орган должен разрабатывать проект контракта, на основании которого недра (конкретные участки недр) предоставляются во владение и пользование недропользователю. Такой подход позволяет на начальной стадии до согласования условий контракта в максимальной степени защитить интересы государства - собственника недр, поскольку ни один недропользователь, разрабатывая проект контракта, не будет тщательно изучать вопросы защиты экономических интересов государства, он всегда будет работать над своими приоритетами, которые постарается закрепить в контракте. Представляется, что эта норма закона подлежит изменению в обеспечение и гарантии защиты интересов государства в отношениях недропользования. Особо важным в этих отношениях является вопрос о стабильности контрактов. Стабильность контрактных положений это всегда показатель совершенной и демократической правовой системы любого государства, поскольку без этого невозможно устойчивого, взаимовыгодного и эффективного сотрудничества между субъектами правоотношений, в том числе в сфере недропользования. Не всегда оправданное частое изменение законодательства, порой по политическим мотивам и для решения отдельных вопросов, а также отсутствие единообразной правоприменительной практики, являются основными причинами возникновения споров по вопросам стабильности контрактных положений. Существованию проблемы по вопросу стабильности контрактных положений способствует отсутствие единства и в научной среде, поскольку имеются различные теоретические подходы. Так, некоторые ученые и практики полагают, что включение в текст контракта нормативных предписаний императивного характера является ошибочной практикой. Эта позиция позволила прийти к выводу о том, что не может существовать приоритета договора по отношению к законодательству. Другие считают, что государство на определенном этапе своего развития на законодательном уровне может снизить степень защиты гарантий, предоставленных инвесторам в сфере недропользования, в частности с применением обратной силы закона. Есть мнение о невозможности распространения гарантии стабильности на налоговые положения контрактов. Таким образом, суть изложенных высказываний сводится к тому, что публично-правовые нормы не могут быть условиями контракта, а если они, и включены в контракт, то на них не могут быть распространены нормы закона о стабильности контрактных положений. Такую позицию нельзя считать безупречной, так как она в определенной степени противоречит общим принципам контрактной практики и нормам гражданского законодательства, а также законодательства о недрах и недропользовании. Так, например, согласно части 2 статьи 383 ГК РК, если после заключения договора законодательством устанавливаются обязательные для сторон правила, иные, чем, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Как видим, эта норма не определяет и не ограничивает круг вопросов и условий, которые могут быть предметом договора. Более того, она четко гарантирует стабильность договорных положений, при этом, допускает изменение условий договора только в том случае, когда новый нормативный правовой акт специально оговаривает и распространяет новые положения на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Четкость и ясность этой законодательной нормы не позволяет вольно толковать его положения. Принцип свободы договора является базовым в гражданском праве, а поскольку контракты на недропользование относятся к категории гражданско-правовых договоров, то этот принцип всецело должен экстраполироваться и на все виды контрактов на недропользование. В Казахстане недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством (статья 30). Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие результаты предпринимательской деятельности недропользователя по контрактам, не применяются к контрактам, заключенным до внесения данных изменений и дополнений. Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан лишь в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, в сферах экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования. В соответствии с другой нормой закона изменение и дополнение условий контракта допускается по соглашению сторон, если иное не установлено законом. Изменения же и дополнения условий контракта по требованию одной из сторон допускается строго по основаниям, предусмотренным законодательством. Это особая и большая тема для разговора, поэтому ее я развивать не буду. Таким образом, основываясь на общих принципах гражданского права о свободе договора, о равенстве сторон и действующих нормах гражданского законодательства и законодательства о недрах и недропользовании можно утверждать, что контракты на недропользование могут быть изменены или дополнены только на основании волеизъявления сторон за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. По этому пути пошел и законодатель, включив в новый Налоговый кодекс РК положение, гарантирующее стабильность ранее заключенных контрактов на недропользование (часть 2 статьи 308).
III. Законодательство о недрах и вопросы защиты прав инвесторов
Важнейшей задачей сегодняшнего дня стала необходимость усиления роли государства в минерально-сырьевом секторе. Государство должно иметь свою долю во всех стратегических объектах страны, особенно в сфере недропользования, стратегические месторождения не должны находиться только в частных руках или во владении иностранных инвесторов. Государству через свои институты (национальные компании, национальные холдинги и др.) надлежит иметь блокирующий пакет акций и доли в юридических лицах, разрабатывающих стратегические месторождения полезных ископаемых, это весьма важно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Казахстан является активным участником внешнеэкономических отношений, поэтому необходимо учитывать, что существенным недостатком глобализации мировой экономики становится слишком высокая роль транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Они поглощают все большее количество сфер влияния и стремятся повсеместно диктовать свои условия, вынуждая правительства стран подстраиваться под их диктат в ущерб национальным интересам. Чрезмерное доверие инвесторам нуждается в сбалансировании по пути приближения взаимоотношений с ними к интересам общества, в особенности, если речь идет об использовании недр. Развитие конкурентоспособных, высокотехнологичных и наукоемких производств, в частности в сырьевом секторе, для обеспечения устойчивого экономического роста требует высокого уровня внутренних и внешних инвестиций. Проводимая в настоящее время инвестиционная политика характеризуется рядом положительных моментов, среди которых следует отметить сохранение в целом благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций, создания и развития финансового рынка, формирования новых институциональных инвесторов, усиление роли национальных компаний в качестве коммерческих юридических лиц, а не полномочного органа государства. В то же время нестабильность законодательства, внутренняя борьба между уполномоченными государственными органами за сферу влияния в инвестиционном секторе и в сфере недропользования, состояние коррупционности среди государственных служащих, непоследовательная экономическая политика, усложняют интеграцию инвестиционных процессов в экономику Казахстана. Иностранный капитал слабо способствует развитию производственного сектора, поскольку практически полностью направляется в добывающие секторы экономики, в основном в нефтедобывающую и металлургическую отрасли. Кроме того, анализ структуры инвестиций показывает, что иностранные инвесторы, за редким исключением, вкладывают большую часть денег в оборотные средства или основные средства недолгосрочного пользования. Прежняя политика стимулирования притока иностранных инвестиций привела к тому, что отечественные и иностранные инвесторы были поставлены в неравные условия. Более того, отечественные инвесторы, а в нашей стране есть уже и миллиардеры, инвестируют экономику развитых европейских стран, где содержат свои капиталы и боятся ввозить их в страну для инвестирования собственной экономики, поскольку нет прозрачных и надежных механизмов возврата капитала в страну. Отток собственного капитала из страны продолжается, и это негативный симптом. В связи с этим необходимо выделить ряд факторов, препятствующих увеличению объема привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных, в частности: - низкую деловую активность на рынке казахстанских хозяйствующих субъектов; - нестабильность и нечеткость законодательства и регулирующих экономических механизмов; - низкую ликвидность финансовых средств, обостряемую кризисом неплатежей; - острую нехватку достоверной и полной информации о состоянии экономики; - высокий уровень коррупции; - неэффективный мониторинг деятельности инвесторов; - частая смена руководителей отраслевых министерств, не способствующая эффективности работы центральных органов власти и не обеспечивающая преемственность принятых решений. Необходимо также отметить, что отражающие определенные настроения в обществе призывы к отказу от иностранных инвестиций не базируются на знании действительного положения дел в стране. Если говорить о государственных инвестициях и собственном капитале отечественных инвесторов, то их недостаточно для финансирования даже имеющих жизненно важное значение для страны проектов в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, транспорта и т.д. Поэтому, рассматривая иностранные инвестиции и инвесторов как важный источник капитальных средств, технологий, опыта в области управления и маркетинга, Казахстан в текущем десятилетии не должен упустить шанса привлечения иностранных инвестиций в развитие экономики страны и не только минерально-сырьевого сектора. При этом политика государства, правовые и административные меры с точки зрения национальных интересов должны обеспечить условия, отвечающие задачам привлечения иностранных инвестиций и интересам самих инвесторов. Вместе с тем, необходимо разработать механизмы, позволяющие блокировать или, по крайней мере, ослаблять нежелательные для экономики страны последствия операций иностранных инвесторов. Представляется, что для улучшения инвестиционного климата могут быть приняты следующие меры, облеченные в соответствующие правовые формы: 1) обеспечение высокой степени развития и стабильности законодательства; 2) обеспечение предсказуемости государственной политики и преемственности решений по вопросам инвестиций; 3) формирование эффективной, справедливой и единообразной правоприменительной практики, своевременное исполнение судебных и арбитражных решений по инвестиционным спорам; 4) совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности в русле обеспечения наличия отвечающих мировым стандартам четких, прозрачных и однозначных правовых институтов и норм; 5) законодательные и реальные гарантии защиты иностранных капиталовложений, прав и законных интересов инвестора; 6) исключение непопулярных административных мер по одностороннему отказу от исполнения контракта или от одностороннего прекращения действия контракта. В качестве важных инструментов государственной инвестиционной политики видятся экономические рычаги, возможность предоставления инвесторам налоговых, таможенных льгот и преференции, поскольку стабильный и одинаковый режим налогообложения не всегда достаточен для притока инвестиций. Стабильный налоговый режим, как правило, характерен для экономически развитых стран. Если все же и преследовать цель распространения общего налогового режима для всех хозяйствующих субъектов, в том числе и инвесторов, работающих в сфере недропользования, то налоговые и таможенные ставки должны быть уменьшены и соответствовать получаемой прибыли. Нуждается в создании правового режима деятельность по реинвестированию полученных доходов в сфере недропользования, в другие отрасли экономики, например, в перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и в другие социально ориентированные секторы. Этому может способствовать возврат к образованию свободных экономических зон в сфере социально значимых отраслей, могущих дать импульс к увеличению инвестиционных потоков в эти отрасли. Имеющийся интерес иностранных инвесторов к сфере недропользования надо использовать для решения важных государственных задач по подъему экономики в целом. Для достижения эффекта контракты на недропользование и инвестиционные договоры должны содержать ясные и конкретные условия обязательств недропользователей-инвесторов по размещению заказов на поставку оборудования и запасных частей на отечественных предприятиях, привлечению национальных кадров, отчисление определенных средств на строительство и ремонт социальных объектов. Эти позиции должны быть проработаны в договорах, а не зависеть от императивных норм законодательства. Погрешности в законодательстве Республики Казахстан, регулирующем отношения в сферах недропользования и инвестиционной деятельности, противоправные действия и требования государственных уполномоченных органов и должностных лиц являются предпосылкой выдвижения на первый план вопросов защиты прав и законных интересов недропользователей и инвесторов. Известно, что защита гражданских прав - это предусмотренная законом система мер, направленных на то, чтобы обеспечить неприкосновенность прав, его осуществимость, восстановление в случае нарушения и ликвидацию последствий нарушения. Этот постулат гражданского законодательства является базовым для защиты прав и законных интересов недропользователей и инвесторов. Согласно инвестиционному законодательству защита прав инвесторов осуществляется через институт разрешения споров. Так, например, имеющиеся споры о нарушенных правах могут быть разрешены путем переговоров по ранее согласованной в договоре процедуре, при невозможности же защитить свои права переговорным процессом, инвестор вправе обратиться в государственный суд или международный арбитраж, определенный соглашением сторон. Здесь имеет важное значение предмет спора между инвестором и уполномоченным органом. В соответствии с Законом РК «Об инвестициях» (пункт 5 статьи 1) к «инвестиционным спорам» отнесены споры, вытекающие из договорных обязательств между инвестором и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора. Отсюда вывод, что все иные споры между сторонами инвестиционного договора должны разрешаться в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено в договоре. Порядок защиты прав инвесторов регулируется законодательством во всех странах мира, но способы и формы защиты различны. В некоторых странах, для обеспечения нарушенных прав инвесторов, как правило, материальных интересов, создаются компенсационные фонды, вводится специальная система страхования и т.д. Например, в Австралии - функционирует специальная программа защиты от невыполнения контракта, в Великобритании - программа защиты от определенных мошеннических действий.
IV. Вопросы исполнения международных обязательств Республикой Казахстан в сфере управления недрами
Многовекторное международное сотрудничество Республики Казахстан с другими странами в области недропользования является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Зависимость многих государств мира от поставок энергоносителей, а также существующие проблемы в правовом регулировании этих отношений приобретают все более острый характер, порой приводят к межгосударственным конфликтам. Сфера недропользования является областью максимального сопряжения правовых, экономических и геополитических интересов, а существование территориальных споров, число которых, с каждым годом увеличивается, как правило, связаны с обнаружением новых месторождений полезных ископаемых. В настоящее время отношения в области недропользования оказались в новых условиях, в связи с тем, что распад СССР и появление таких явлений, как интернационализация нефтегазового сектора, глобализация международных экономических отношений, усиление позиций транснациональных компаний оказали существенное влияние на порядок правового регулирования недропользования. Международно-правовое сотрудничество государств в области недропользования, выражающееся в заключении международных договоров, принятии решений международных организаций и формировании международно-правового обычая, объективно связано с появлением ряда документов, в частности: Европейской Энергетической Хартии от 17 декабря 1991 года; Договора к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 года; Горной Хартии государств-участников СНГ от 27 марта 1997 года; Соглашения о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов от 27 марта 1997 года; Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года; Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр от 31 мая 2001 года; Соглашения между Республикой Казахстан, Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря от 14 мая 2003 года. Известно, что Конституцией РК (пункт 1 статьи 4) к действующему праву отнесены и нормы международных договоров. При этом международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона (пункт 3 статьи 4 Конституции РК). Следует также отметить, что согласно статье 20 Закона РК от 30 мая 2005 года №54 «О международных договорах Республики Казахстан» каждый действующий международный договор подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Казахстан. Согласно принципам международного права государства имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы в соответствии с их собственной политикой в отношении окружающей среды, а также несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая в рамках их юрисдикции и контроля, не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции. Многосторонние и двухсторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, закрепляют общие принципы сотрудничества государств в данной сфере экономики. Многие международные правовые акты предусматривают: поэтапное сближение законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения недропользования; создание единых систем экологического мониторинга геологической среды приграничных районов; формирование согласованной политики в области стандартизации и сертификации минерального сырья и продуктов его переработки. Одним из направлений международного сотрудничества является создание единого евразийского энергетического пространства, предполагающего доступ к энергетическим ресурсам и их разработке, доступ к рынкам сбыта, либерализацию торговли в области энергетики, стимулирование и защиту инвестиций, обеспечение технической безопасности и охрану природной среды. Эти тезисы основываются на положениях международных договоров (соглашений), ратифицированных Республикой Казахстан, или к которым она присоединилась путем их подписания или путем совершения иных юридически значимых действий. Одними из важных международных правовых актов являются «Договор к Энергетической Хартии», подписанный в 17 декабря 1994 году и вступивший в силу 16 апреля 1998 года, а также «Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и сопутствующим экологическим аспектам», которые были ратифицированы Указом Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 года №2537. Следует отметить, что основные задачи Договора к Энергетической Хартии сводятся к созданию условий для либерализации и поощрения инвестиций в энергетику и торговлю энергией, обеспечению свободного доступа к энергетическим рынкам, разрешению споров в данном секторе в международном арбитраже, уменьшению экологических рисков. По своему содержанию этот Договор весьма сложный и его положения могут иметь различную интерпретацию, поэтому практика применения его норм требуют глубокого осмысленного подхода в целях исключения споров между участниками договора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |