|
|
|
ЗАКОН
Данная редакция действовала до внесения изменений от 7 марта 2014 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, порядок взаимодействия Фонда национального благосостояния и государственных органов, а также отдельные особенности правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду национального благосостояния, и иных организаций, входящих в группу Фонда национального благосостояния.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) косвенное владение - владение каждой последующей организацией Фонда акциями (долями участия в уставном капитале) иной организации на праве собственности или доверительного управления; 2) компании - национальные институты развития, национальные компании и другие юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности или доверительного управления; 3) Стратегия развития Фонда - документ, определяющий и обосновывающий миссию, видение, цели и задачи Фонда по управлению компаниями, направленные на увеличение долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, эффективное управление активами, входящими в группу Фонда; 4) группа Фонда - Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний, в отношении которых настоящим Законом устанавливается специальное правовое положение. В группу Фонда не входят: юридические лица, акции (доли участия) которых поступили в собственность банка, входящего в группу Фонда, при объявлении торгов по реализации заложенных акций (долей участия) несостоявшимися в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; банки, акции которых поступили в собственность Фонда по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в целях защиты интересов кредиторов банка и обеспечения устойчивости банковской системы Республики Казахстан; 5) Фонд национального благосостояния (далее - Фонд) - национальный управляющий холдинг.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Фонде 1. Законодательство Республики Казахстан о Фонде основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 3. Законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах и законодательство Республики Казахстан о государственном имуществе применяется к группе Фонда, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 4. Законодательство Республики Казахстан об инвестиционных фондах не распространяется на компании, входящие в перечень, утверждаемый Правительством Республики Казахстан.
Статья 3. Вопросы собственности на акции Фонда Акции Фонда являются исключительной собственностью государства и не подлежат отчуждению.
1. Целью деятельности Фонда является повышение национального благосостояния Республики Казахстан посредством увеличения долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, эффективного управления активами, входящими в группу Фонда. 1) повышение конкурентоспособности, рыночной стоимости и доходности организаций, входящих в группу Фонда; 2) внедрение в группе Фонда наилучшей практики корпоративного управления; 3) стимулирование разработки и внедрения в группе Фонда инновационных процессов и технологий; 4) участие в привлечении инвестиций в Республику Казахстан, создание условий для инвестиционной активности организаций, входящих в группу Фонда, а также улучшение инвестиционного климата в Республике Казахстан с учетом основных направлений государственной политики; 5) разработка и реализация инвестиционных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов, участие в разработке и реализации программ модернизации и диверсификации казахстанской экономики; 6) участие в реализации программ, направленных на развитие предпринимательства; 7) участие в реализации социально значимых, индустриально-инновационных проектов, способствующих устойчивому развитию экономики Республики Казахстан при учете особенностей их реализации Фондом, установленных настоящим Законом.
Статья 5. Принципы деятельности Фонда Деятельность Фонда основывается на следующих принципах: 1) соблюдения интересов государства как единственного акционера Фонда; 2) доходности, эффективности, транспарентности и отчетности деятельности Фонда и других организаций, входящих в группу Фонда; 3) системности и оперативности в принятии решений и их реализации; 4) социальной ответственности Фонда;
Глава 2. Особенности управления Фондом
Статья 6. Органы Фонда Органами Фонда являются: 1) высший орган - единственный акционер; 2) орган управления - совет директоров; 3) исполнительный орган - правление; 4) иные органы в соответствии с уставом Фонда.
Статья 7. Единственный учредитель и акционер Фонда 1. Единственным учредителем и акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан. 2. К исключительной компетенции единственного акционера Фонда относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений и дополнений в устав Фонда или утверждение его в новой редакции; 2) утверждение годовой финансовой отчетности Фонда; 3) утверждение стратегии развития Фонда и внесение изменений и дополнений в нее; 4) добровольная реорганизация или ликвидация Фонда; 5) принятие решения об увеличении количества объявленных акций Фонда или изменении вида неразмещенных объявленных акций Фонда; 6) определение срока полномочий совета директоров Фонда, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; 7) отчуждение акций компаний по перечню, определенному единственным акционером Фонда, а также передача указанных акций в доверительное управление; 8) принятие решений о ликвидации, реорганизации компаний по перечню, определенному единственным акционером Фонда; 9) назначение и досрочное освобождение от должности председателя правления Фонда; 10) утверждение порядка распределения чистого дохода Фонда за отчетный финансовый год, принятие решения о выплате дивидендов по простым акциям и утверждение размера дивиденда в расчете на одну простую акцию Фонда; 11) принятие решения о невыплате дивидендов по простым акциям при наступлении случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах»; 12) определение дивидендной политики Фонда; 13) утверждение решения совета директоров Фонда, принятого в соответствии с подпунктом 19) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона; 14) приобретение и отчуждение акций банков, а также передача указанных акций в доверительное управление; 15) утверждение кодекса корпоративного управления, а также изменений и дополнений в него; 16) иные вопросы в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда. 3. Решения по вопросам, указанным в подпункте 8) пункта 2 настоящей статьи, в отношении компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются единственным акционером Фонда для определения позиции Фонда как акционера (участника) в целях последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний. 4. Решения по вопросам, отнесенным настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и (или) уставом Фонда к компетенции единственного акционера, принимаются Правительством Республики Казахстан в форме индивидуального постановления. Порядок принятия решений единственного акционера Фонда определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 8. Совет директоров Фонда 1. Совет директоров Фонда состоит из председателя и членов, избираемых единственным акционером. 2. Председателем совета директоров Фонда является Премьер-Министр Республики Казахстан по должности. Состав совета директоров Фонда формируется из числа членов Правительства Республики Казахстан, председателя правления Фонда, независимых директоров и иных лиц. Количественный состав совета директоров определяется уставом Фонда, при этом число независимых директоров должно быть не менее двух пятых от количественного состава совета директоров. 3. К исключительной компетенции совета директоров Фонда относятся следующие вопросы: 1) утверждение плана развития Фонда; 2) определение порядка разработки, утверждения, мониторинга, оценки реализации, представления отчетов по исполнению плана развития Фонда, а также требований к его содержанию; 3) осуществление контроля и анализа выполнения, оценки реализации плана развития Фонда; 4) определение ключевых показателей деятельности Фонда в рамках плана развития Фонда; 5) утверждение порядка разработки, утверждения, исполнения и мониторинга годового бюджета Фонда; 6) утверждение годового бюджета Фонда; 7) принятие решений о ликвидации, реорганизации компаний, за исключением компаний, решение о ликвидации, реорганизации которых отнесено настоящим Законом к компетенции единственного акционера Фонда; 8) принятие решения о размещении (реализации), в том числе о количестве размещаемых (реализуемых) акций в пределах количества объявленных акций, способе и цене их размещения (реализации); 9) принятие решения о выкупе Фондом размещенных ценных бумаг, за исключением акций, и цене их выкупа; 10) утверждение политик Фонда: по управлению рисками, спонсорской и благотворительной помощи, о социальной ответственности, раскрытия информации, кредитной, индустриально-инновационной и иных политик; 11) определение аудиторской организации, осуществляющей аудит Фонда, и предельного размера оплаты ее услуг в рамках утверждения годового бюджета; 12) принятие решения о вынесении вопросов на рассмотрение единственного акционера; 13) определение размера и условий выплаты вознаграждений независимым директорам; 14) утверждение штатной численности Фонда; 15) принятие решений о создании комитетов при совете директоров Фонда; 16) определение количественного состава, срока полномочий правления, избрание членов правления, а также досрочное прекращение их полномочий, за исключением председателя правления Фонда; 17) определение размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования председателя и членов правления; 18) определение количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначение ее руководителя, а также досрочное прекращение его полномочий, определение порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита; 19) принятие решения о цене, количестве, структуре размещения акций организаций, входящих в группу Фонда, размещаемых на организованном рынке ценных бумаг в целях реализации решения Правительства Республики Казахстан; 20) утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность Фонда. Перечень документов, подлежащих утверждению советом директоров, определяется им самостоятельно; 21) определение порядка заключения сделок между организациями, входящими в группу Фонда, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлены особые условия; 22) утверждение порядка оценки корпоративного управления в Фонде; 23) участие Фонда в создании или деятельности иных юридических лиц путем передачи части или нескольких частей активов, в сумме составляющих двадцать пять и более процентов от всех принадлежащих Фонду активов; 24) увеличение обязательств Фонда на величину, составляющую десять и более процентов размера его собственного капитала; 25) приобретение Фондом десяти и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) других юридических лиц; 26) определение условий выпуска облигаций, производных ценных бумаг Фонда и привлечения Фондом иного заимствования на сумму один и более процентов от размера собственного капитала Фонда; 27) утверждение отдельных видов нормативов и лимитов административных расходов Фонда; 28) проведение ежегодной оценки деятельности совета директоров Фонда в соответствии с методикой, утверждаемой единственным акционером Фонда; 29) принятие решений, предусмотренных внутренними документами, утверждаемыми советом директоров, за исключением решений, относящихся в соответствии с настоящим Законом к исключительной компетенции единственного акционера, правления или председателя правления Фонда; 30) иные вопросы в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда. 4. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 7) и 19) пункта 3 настоящей статьи, в отношении компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются советом директоров Фонда для определения позиции Фонда как акционера (участника) в целях последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний. 5. Деятельность совета директоров Фонда обеспечивается корпоративным секретарем, в том числе формирующим повестку дня заседания совета директоров и направляющим уведомления членам совета директоров Фонда о проведении заседания, и Фондом.
Статья 9. Комитеты совета директоров 1. Для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров Фонда могут создаваться постоянно действующие комитеты при совете директоров Фонда. В случае, если вопрос, выносимый на рассмотрение совета директоров Фонда, входит в полномочия какого-либо комитета, им в обязательном порядке предварительно рассматривается соответствующий вопрос и готовится по нему заключение. Специализированный комитет, предусмотренный статьей 14 настоящего Закона, создается в обязательном порядке. 2. Комитеты совета директоров Фонда состоят из членов совета директоров Фонда и экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете. Председатель правления Фонда не может быть председателем комитета совета директоров Фонда. 3. В целях повышения качественного уровня принятия решений советом директоров Фонда в рамках годового бюджета Фонда предусматриваются средства для привлечения консультантов, в том числе международных, по вопросам, рассматриваемым советом директоров или его комитетами. 4. Порядок формирования и работы комитетов совета директоров Фонда, их полномочия, количественный состав устанавливаются внутренними документами, утверждаемыми советом директоров Фонда.
1. Правление Фонда состоит из председателя правления, его заместителей и иных лиц. 2. К исключительной компетенции правления Фонда относятся следующие вопросы: 1) определение условий и порядка конвертирования ценных бумаг Фонда, а также их изменение; 2) определение размера оплаты услуг оценщика по оценке рыночной стоимости имущества, переданного в оплату акций Фонда либо являющегося предметом крупной сделки; 3) определение перечня вопросов деятельности компаний, относящихся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и уставами компаний к компетенции общих собраний акционеров (участников) компаний, решения по которым принимаются правлением или председателем правления Фонда (за исключением решений по вопросам деятельности компаний, принимаемых советом директоров Фонда согласно настоящему Закону), а также порядка принятия таких решений; 4) согласование вопросов назначения и досрочного прекращения полномочий руководителей исполнительных органов компаний, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности и (или) доверительного управления; 5) принятие оперативных мер в отношении компаний по недопущению срывов по полноте и срокам реализации инвестиционных решений и инвестиционных проектов; 6) формирование единой (в том числе по отраслям деятельности компаний) финансовой, инвестиционной, производственно-хозяйственной, научно-технической, по управлению деньгами, кадровой, социальной и иной политики в отношении компаний; 7) утверждение методических рекомендаций и корпоративных стандартов в отношении юридических лиц, более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд; 8) утверждение правил разработки, согласования, утверждения, корректировки, исполнения и мониторинга исполнения планов развития компаний; 9) утверждение дивидендной политики и нормативов начисления дивидендов для компаний; 10) утверждение отдельных видов нормативов и лимитов административных расходов компаний, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду; 11) утверждение штатного расписания и организационной структуры Фонда; 12) принятие решений о создании филиалов и представительств Фонда; 13) принятие решений о создании комитетов при правлении Фонда, состоящих из работников Фонда, компаний и иных лиц в целях выработки предложений для правления Фонда; 14) определение информации о Фонде или его деятельности, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; 15) определение условий выпуска облигаций, производных ценных бумаг Фонда и привлечения Фондом иного заимствования на сумму не более одного процента от размера собственного капитала Фонда; 16) утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность Фонда, за исключением предусмотренных подпунктом 20) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона; 17) создание централизованных служб в соответствии с пунктом 1 статьи 24 настоящего Закона; 18) заслушивание на ежегодной основе результатов деятельности компаний и представление отчетов о результатах деятельности компаний совету директоров Фонда; 19) иные вопросы, не отнесенные настоящим Законом и (или) уставом Фонда к компетенции других органов Фонда. 3. Решения, указанные в подпунктах 3) и 9) пункта 2 настоящей статьи, по вопросам деятельности компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются правлением или председателем правления Фонда в целях определения позиции Фонда как акционера (участника) для последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний. 4. Наряду с вопросами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», к компетенции председателя правления Фонда относятся: 1) принятие решений о назначении проверок (ревизий) в компаниях и иных юридических лицах, более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеют компании; 2) дача прямых (оперативных) поручений для исполнения компаниям, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду, по вопросам их деятельности; 3) привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей исполнительных органов компаний, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности и (или) доверительного управления; 4) принятие решений по иным вопросам в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда. 5. Решения, указанные в подпунктах 4)-6) пункта 2 и подпунктах 1)-3) пункта 4 настоящей статьи, принимаются с учетом уровня корпоративного управления в компании в порядке, устанавливаемом советом директоров Фонда. 6. В случае передачи Фондом на основании решения Правительства Республики Казахстан акций (долей участия) компаний в доверительное управление полномочия, предусмотренные подпунктами 4) и 5) пункта 2 и пунктом 4 настоящей статьи, не реализуются Фондом (его органами и должностными лицами) и доверительным управляющим.
Статья 11. Служба внутреннего аудита Фонда 1. Служба внутреннего аудита Фонда создается советом директоров Фонда для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, оценки в области внутреннего контроля, системы управления рисками, исполнения документов в области корпоративного управления и консультирования в целях совершенствования деятельности Фонда. 2. Служба внутреннего аудита Фонда подчиняется непосредственно совету директоров Фонда и отчитывается перед ним о своей работе.
Глава 3. Особенности управления в группе Фонда
Статья 12. Взаимодействие Правительства Республики Казахстан и Фонда 1. Взаимодействие Правительства Республики Казахстан и Фонда осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан и соглашением о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и Фондом. Соглашение о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и Фондом содержит: 1) основные принципы взаимодействия Правительства Республики Казахстан и Фонда; 2) вопросы взаимодействия между Правительством Республики Казахстан и Фондом, в том числе требования Правительства Республики Казахстан к Фонду по вопросам его деятельности; 3) вопросы взаимодействия между государственными органами, входящими в структуру Правительства Республики Казахстан, и Фондом. Корпоративный секретарь Фонда организует надлежащее исполнение положений соглашения о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и Фондом. 2. Правительство Республики Казахстан, как собственник акций Фонда, способствует достижению Фондом цели по повышению национального благосостояния Республики Казахстан посредством обеспечения условий для эффективного управления Фондом его органами. 3. Правительство Республики Казахстан, как коллегиальный орган, возглавляющий систему органов исполнительной власти, не вмешивается в оперативную (текущую) деятельность Фонда, за исключением случаев, предусмотренных законами и актами Президента Республики Казахстан. 4. Правительство Республики Казахстан осуществляет управление Фондом исключительно посредством реализации полномочий единственного акционера, предусмотренных настоящим Законом и (или) уставом Фонда, а также представительства членов Правительства Республики Казахстан в совете директоров Фонда. Общее руководство и руководство текущей деятельностью Фонда осуществляется, соответственно, советом директоров и правлением, которые принимают решения по вопросам, относящимся к их компетенции. См.также: Особенности взаимодействия с Правительством Республики Казахстан (приложение к Стратегии развития акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» на 2012-2022 годы)
Статья 13. Взаимодействие государственных органов с Фондом и организациями, входящими в группу Фонда 1. Взаимодействие между государственными органами и Фондом, организациями, входящими в группу Фонда, не относящееся к взаимодействию в рамках деятельности единственного акционера Фонда, членства руководителей государственных органов в совете директоров Фонда, регулируется законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан. 2. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в оперативную (текущую) деятельность Фонда, организаций, входящих в группу Фонда, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. 3. Предоставление отчетности Фондом и организациями, входящими в группу Фонда, государственным органам, за исключением отчетности, предоставление которой прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, осуществляется посредством размещения соответствующей информации на интернет-ресурсе Фонда. Правила размещения отчетности, необходимой государственным органам, на интернет-ресурсе Фонда, а также перечень, формы и периодичность размещения отчетности утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Статья 14. Порядок анализа влияния деятельности организаций, входящих в группу Фонда, на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики 1. Комплексный и объективный анализ влияния деятельности организаций, входящих в группу Фонда, на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики (далее - анализ), за исключением вопросов, связанных с использованием ими средств Национального фонда Республики Казахстан, республиканского бюджета, а также поручительств и активов государства, осуществляется в рамках деятельности специализированного комитета при совете директоров Фонда. 2. Постоянным членом специализированного комитета при совете директоров Фонда - экспертом с правом голоса является представитель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, который инициирует обязательное проведение внешнего аудита организаций, входящих в группу Фонда, в пределах заложенных в бюджете Фонда средств, а также анализа с постановкой вопросов, определенных Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета. Результаты проведенного внешнего аудита организаций, входящих в группу Фонда, предоставляются в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. 3. Совет директоров вправе дать поручение председателю правления сформировать ревизионную группу по проведению анализа, в состав которой входит представитель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, либо о проведении внешнего аудита организаций, входящих в группу Фонда. 4. Результаты анализа организации, входящей в группу Фонда, оформляются актом, который представляется совету директоров Фонда и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета. 5. При выявлении случаев неэффективной деятельности организации, входящей в группу Фонда, органы Фонда принимают меры, необходимые для повышения эффективности деятельности такой организации. 6. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета вправе использовать полученную в ходе работы специализированного комитета при совете директоров Фонда информацию в своей деятельности с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
Статья 15. Особенности реализации Фондом социально значимых и индустриально-инновационных проектов 1. Фонд и организации, входящие в группу Фонда, могут участвовать в реализации социально значимых и индустриально-инновационных проектов с учетом основных направлений государственной политики в индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах, по направлениям деятельности Фонда. 2. Реализация Фондом или организациями, входящими в группу Фонда, социально значимых и (или) индустриально-инновационных проектов, инициируемых Правительством Республики Казахстан, являющихся низкорентабельными, может осуществляться с предоставлением полного или частичного бюджетного финансирования и (или) государственных гарантий по негосударственным займам в порядке и на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Республики Казахстан. Правила отнесения социально значимых и (или) индустриально-инновационных проектов, реализуемых Фондом или организацией, входящей в группу Фонда, к низкорентабельным утверждаются Правительством Республики Казахстан. 3. При осуществлении Фондом или организацией, входящей в группу Фонда, индустриально-инновационной деятельности им предоставляются меры государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.
Статья 16. Стратегии развития и планы развития Фонда и национальных компаний, входящих в группу Фонда 1. Стратегия развития Фонда разрабатывается на десять лет с учетом основных направлений государственной политики в индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности Фонда. 2. В целях реализации стратегии развития разрабатывается план развития Фонда на пять лет. Требования к содержанию плана развития Фонда определяются советом директоров Фонда на основе минимальных требований к его содержанию, утверждённых уполномоченным органом по государственному планированию. Компании привлекаются к разработке стратегии развития Фонда в пределах своей сферы деятельности. 3. В компаниях на основе стратегии развития Фонда разрабатываются стратегии развития компаний сроком на десять лет. Стратегия развития компании утверждается ее советом директоров. Советами директоров компаний в целях реализации их стратегий развития утверждаются планы развития, разрабатываемые сроком на пять лет.
Статья 17. Принципы управления в группе Фонда Управление в группе Фонда осуществляется в соответствии с наилучшей практикой корпоративного управления и на основе следующих принципов: 1) увеличение рыночной стоимости активов компаний; 2) эффективность системы корпоративного управления; 3) эффективность дивидендной политики; 4) раскрытие информации и прозрачность.
Глава 4. Особенности правового регулирования деятельности группы Фонда
Статья 18. Особые полномочия Фонда для обеспечения национального благосостояния 1. В целях повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, обеспечения национального благосостояния Фонд имеет следующие особые полномочия: 1) приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан стратегических объектов в случае намерения негосударственного юридического лица или физического лица произвести отчуждение стратегического объекта, а также в случае обращения взыскания на стратегический объект или отчуждения стратегического объекта реабилитационным или конкурсным управляющим либо реализации заложенного имущества (стратегического объекта) залогодержателем во внесудебном порядке, либо обращения взыскания на стратегический объект на основании судебного акта; 2) приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан конкурсной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики; 3) право на приобретение акций банков в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. 2. В порядке и на условиях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», в случае намерения лица, обладающего правом недропользования и (или) объектом, связанным с правом недропользования, произвести отчуждение права недропользования (его части) и (или) объекта, связанного с правом недропользования, государство через Фонд, национальную компанию или уполномоченный государственный орган обладает приоритетным правом приобретения права недропользования (его части) и (или) объекта, связанного с правом недропользования.
Статья 19. Закупки товаров, работ и услуг 1. Специальный порядок закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законодательными актами Республики Казахстан, не применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемым Фондом и организациями, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд. 2. Закупки товаров, работ и услуг юридическими лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, производятся на основании правил, утверждаемых советом директоров Фонда. 3. Юридические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны иметь структурное подразделение, ответственное за выполнение процедур организации и проведения закупок в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда. 4. Фонд осуществляет контроль, методологическое руководство, мониторинг и анализ по вопросам закупок товаров, работ и услуг юридическими лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Контроль означает деятельность Фонда по проверке и наблюдению за соблюдением юридическими лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, требований, установленных правилами закупок товаров, работ и услуг. Контроль Фонда в отношении юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется с учетом их уровня корпоративного управления в порядке, устанавливаемом советом директоров Фонда. 5. При проведении закупок товаров, работ и услуг лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, должны: 1) предусматривать в тендерной документации, представляемой участникам тендера, требования по условному снижению цен участников тендера - отечественных товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг; 2) применять условное снижение цен при рассмотрении заявок отечественных товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг и выборе победителя тендера; 3) при равенстве ценовых предложений участников тендера отдавать предпочтение отечественным товаропроизводителям и отечественным поставщикам работ и услуг. 6. Местное содержание определяется по единой методике расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной Правительством Республики Казахстан. 7. Информация по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг предоставляется консолидированно в лице национального управляющего холдинга в уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по форме и в сроки, установленные им. 8. Положения настоящей статьи, за исключением пункта 1, не распространяются на банки второго уровня (кроме Банка Развития Казахстана и Жилищного строительного сберегательного банка Казахстана) и их дочерние организации.
Статья 20. Управление деньгами 1. Фонд реализует единую политику по управлению деньгами Фонда и юридических лиц, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду, утверждаемую советом директоров Фонда. 2. Организации, входящие в группу Фонда, вправе предоставлять иным организациям, в том числе входящим в группу Фонда, кредиты (займы) в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности. 3. Порядок и условия предоставления кредитов (займов), указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются внутренней кредитной политикой, утверждаемой советом директоров Фонда. 4. Фонд и организации, входящие в группу Фонда, могут оказывать спонсорскую и благотворительную помощь в соответствии с политикой оказания спонсорской и благотворительной помощи, утверждаемой советом директоров Фонда, в которой предусматривается лимит размеров оказания спонсорской и благотворительной помощи.
Статья 21. Сделки, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлены особые условия Сделки между организациями, входящими в группу Фонда, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлены особые условия, заключаются без их применения в порядке, определяемом советом директоров Фонда.
Статья 22. Приобретение организациями, входящими в группу Фонда, акций (долей участия) иных юридических лиц Порядок приобретения на вторичном рынке ценных бумаг тридцати и более процентов голосующих акций акционерных обществ, установленный Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», не применяется в отношении Фонда или юридических лиц, более пятьюдесятью процентами голосующих акций которых прямо или косвенно владеет Фонд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |