|
|
|
Отчет Национального банка Республики Казахстан
Начиная с 2006 г., Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК) на ежегодной основе осуществляет подготовку Отчета о финансовой стабильности Казахстана. В соответствии с одобренной в ноябре 2009 г. Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период формируемая государственная политика будет ориентирована на реализацию системы макропруденциального регулирования и, соответственно, усиление роли НБРК как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования. Согласно Меморандуму по вопросам финансовой стабильности, заключенному 10 ноября 2007 г. между Правительством Республики Казахстан, НБРК и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (ныне КФН): «финансовая стабильность определяется как отсутствие диспропорций в экономике, которые могут привести к последующей негативной коррекции финансовых рынков, возникновению системного кризиса и неспособности финансовых институтов обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой системы, а также поддерживать деловую активность реального сектора экономики» В рамках Отчета о финансовой стабильности Казахстана, являющегося одним из инструментов комплексного анализа системных рисков, осуществляется оценка следующих аспектов, определяющих финансовую стабильность: (1) насколько финансовые ресурсы эффективно и своевременно перераспределяются между теми, кто сберегает и инвестирует деньги; (2) осуществляется ли адекватная оценка и эффективное управление рисками; (3) могут ли финансовые шоки быть поглощены финансовой системой без существенных потрясений. Отчет о финансовой стабильности Казахстана ориентирован на участников финансового рынка, а также аудиторию, заинтересованную в проблематике финансовой стабильности. НБРК ставит задачу по распространению результатов исследований и анализа рисков, а также специальных исследований в области финансовой стабильности. Отчет о финансовой стабильности Казахстана за 2013 г. публикуется на основе годовых данных и в продолжение данной практики планируемым периодом его ежегодного выпуска будут месяцы апрель-май.
Оглавление
II. Макроэкономическая и финансовая конъюнктура 2.1 Макроэкономическая среда и факторы ее устойчивости 2.2 Роль финансового сектора и риски концентрации 2.2.1 Основные тенденции развития финансовых отношений 2.3 Рынки реальных и финансовых активов 2.3.1 Факторы, определяющие состояние рынка недвижимости III. Риски институтов и инфраструктуры финансового посредничества 3.1.3 Риски, связанные со структурой ликвидности, фондирования и валютной позицией 3.2 Риски небанковского сектора 3.2.2 Накопительная пенсионная система 3.3.1 Развитие платежных систем Казахстана 3.3.2 Регулирование системного риска в национальных платежных системах 3.3.3 Регулирование операционного и технического риска в национальных платежных системах 3.4 Регулирование финансовой системы и управление рисками 3.4.1 Совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций 3.4.3 Макропруденциальные аспекты регулирования Индикаторы финансовой устойчивости Казахстана
Список сокращений и аббревиатуры:
Внешняя среда, как фактор финансовой стабильности, характеризуется укреплением тенденции роста/снижением рисков для восстановления экономической активности в развитых странах и замедлением динамики в развивающихся странах. Позитивный фон от снижения вероятности существенных потрясений на мировых рынках сопровождается ужесточением финансовых условий развивающихся стран, вызванных, в том числе, ожидаемыми изменениями денежно-кредитной политики основных экономик мира. Как следствие, отток капитала и изменение валютных предпочтений экономических агентов оказывают давление на стоимость валют развивающихся стран. Экономика России, крупнейшего торгового партнера Казахстана, не является исключением - переоценка со стороны инвесторов относительной стоимости активов на фоне внутренних структурных ограничителей роста отражается на повышении волатильности рубля.
В части внутренних факторов финансовой стабильности потенциальный риск создает текущая модель экономического роста, основывающаяся в значительной степени на потреблении, высокой импортной составляющей внутреннего спроса и инвестиций. При этом, недостаточный уровень частных сбережений, низкая отдача от их использования, в условиях наращивания чистых внешних активов государством и банками, при прочих равных условиях, будет оказывать давление на достаточность золотовалютных резервов Национального Банка. Этому также способствует низкая глубина и эффективность перераспределения ресурсов на валютном и денежном сегментах финансовых рынков, уязвимых на изменение ожиданий его участников, что требует более активного компенсирующего участия на них НБРК в периоды напряжения. Экономическая среда, в которой функционирует финансовый сектор, продолжает характеризоваться высокими кредитными рисками заемщиков. Доля «неработающих» займов банков сохраняется на высоком уровне. При этом более 2/3 от этих займов была выдана банками в период до 2009 г., в период наибольшей кредитной активности и высокого «аппетита к риску», а потенциал восстановления стоимости этих активов остается низким. Несмотря на государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, его вклад в экономический рост, инвестиции, экспортные поступления по-прежнему не значителен, выпуск продукции субъектами МСБ растет медленнее, чем ВВП в целом (в 2012 г. - на 0,2%, в 2013 г. - 3,3%). При этом количество качественных заемщиков ограничено - на 1% предприятий среднего бизнеса приходится почти 2/3 выпуска продукции сектора МСБ в целом. ________________ 1 Карта рисков построена на базе 68 показателей. Рост или снижение рисков определяется посредством оценки динамики и пороговых значений, рассчитанных на базе перцентиля статистического распределения каждого индикатора. Данные по банковскому сектору, используемые в «Карте рисков», рассчитаны без учета АО «БТА Банк» с 1 квартала 2009 г. по 3 квартал 2013 г. Подробнее по методике см. Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2007 г.
Как следствие, спрос на кредитные ресурсы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства значительно превышает предложение со стороны банков. Переориентация кредитной политики банков на более доходное розничное, прежде всего потребительское, кредитование и вовлечение в него все большего спектра банков остается главной текущей тенденцией в банковском секторе. При этом наибольшую обеспокоенность вызывает не столько текущая долговая нагрузка и закредитованность населения в Казахстане, сколько темп прироста задолженности, прежде всего в сфере необеспеченного потребительского кредитования. Сдержанный рост ипотечного кредитного портфеля банков в значительной степени обусловлен значительными объемами рефинансирования существующих заемщиков, а также низким уровнем спроса со стороны потенциальных заемщиков при текущих жестких ценовых и неценовых условиях кредитования со стороны банков. При этом в условиях текущего ценового тренда и потенциального роста склонности домашних хозяйств к сбережению сектор недвижимости будет приобретать все большую инвестиционную привлекательность для населения. Сокращается долгосрочное фондирование, что, во многом, обусловлено снижением обязательств перед нерезидентами ввиду объективно ограниченного доступа на внешний рынок. Внутреннее долгосрочное фондирование (депозиты со сроком более 5 лет и ценные бумаги) увеличивается, но его доля остается недостаточной для предоставления долгосрочных кредитов (14%). Потенциал существенного увеличения масштабов использования длинных пенсионных активов для фондирования банков, при этом, является ограниченным. Уже сейчас объем пенсионных активов, инвестированных в банки, достигает практически 50% от размера совокупного собственного капитала банков. Вместе с тем, финансирование долгосрочных активов за счет краткосрочных обязательств - одна из базовых функций финансового посредничества, что не является характерным исключительно для банков Казахстана. Например, в США 1/3 долгосрочных активов финансируется за счет обязательств до 1 года, в Сингапуре же половина долгосрочных активов финансируется за счет краткосрочных обязательств. В Казахстане аналогичное соотношение по долгосрочным активам в тенге составляет порядка 50%. Структурный анализ показывает, что конкурентоспособность банка (доходность его активов) в средне- и долгосрочной перспективе возрастает с (1) увеличением рыночной доли, (2) большей специализацией на определенных отраслях кредитования, (3) способностью поддерживать низкий уровень кредитного риска, (4) увеличением капитализации и фондирования в национальной валюте, (5) расширением источников доходов, и (6) улучшением операционной эффективности управления банком. Создание условий для повышения гибкости и конкурентоспособности финансовой системы и ее участников является основным приоритетам политики НБРК по обеспечению финансовой стабильности. Соответственно, в 2014 г. НБРК с каждым банком, имеющим высокую долю «неработающих» займов, будут отработаны планы - соглашения, предусматривающие последовательный комплекс мер по улучшению качества ссудных портфелей. С 2016 г. будет введен пруденциальный норматив, устанавливающий максимальный предел «неработающих» займов на уровне 10%. За его нарушение может последовать принудительная смена менеджмента, отзыв банковской лицензии. Подготовленные НБРК совместно с Правительством на уровне законодательных и подзаконных нормативных правовых актов предложения по повышению эффективности действующих механизмов управления проблемными активами банков создадут комфортную среду для достижения устанавливаемых таргетируемых значений. В условиях активной экспансии потребительского кредитования основными факторами уязвимости могут стать неадекватность системы управления рисками и стандартов андеррайтинга банков, расширение линейки высокорискованных розничных продуктов. Соответственно, приняты меры, направленные на снижение темпов роста потребительских кредитов, минимизацию риска неплатежеспособности и отбора финансово-уязвимых заемщиков, в частности посредством: - установления дополнительных требований по капиталу при потребительском кредитовании; - прямого ограничение темпа роста выдаваемых необеспеченных потребительских кредитов не более 30% в год; - ограничения долговой нагрузки на доходы населения при выдаче необеспеченных потребительских кредитов (ежемесячный платеж по займам не должен превышать 50% от ежемесячного дохода). Идеологией новой модели регулирования станет постепенное повышение требований по достаточности капитала, введение нормативов ликвидности и формирование контрциклических буферов в рамках международных стандартов Базель III в период 2014-2019 гг. Данный подход оправдан существенной волатильностью темпов экономического роста, высокими системными и институциональными рисками функционирования финансовых институтов. Высокие требования к капитализации будут означать более высокую способность финансового сектора Казахстана поглощать возникающие риски, что потенциально может снизить премию за риск и стоимость фондирования, требуемую инвесторами и кредиторами. Инструментом поддержки банковского сектора и увеличения долгосрочного фондирования банков может быть дальнейшая реализация государственных программ, направленных на финансирование приоритетных направлений. При этом в долгосрочной перспективе основными источниками средств для финансирования данных программ должны быть средства, привлекаемые институтами развития на рыночных принципах при должном контроле их левереджа, а также ресурсы, перераспределяемые за счет оптимизации и повышения эффективности расходов в рамках государственных программ. В части денежно-кредитного регулирования и обеспечения банков ликвидностью НБРК рассматривает: - расширение возможностей банков для использования существующих механизмов; - запуск новых инструментов предоставления ликвидности (кредитные аукционы); - обусловленность фондирования улучшением качества и структуры ссудного портфеля, ростом кредитной активности приоритетных секторов. Дополнительный объем кредитования экономики банками может потенциально составить до 5% от существующего ссудного портфеля только за счет расширения присутствия НБРК на денежном рынке на постоянной основе без принятия дополнительного риска. В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить условия для генерации банковским сектором внутренних источников фондирования, в частности через механизм секьюритизации портфеля банковских займов. По оценкам, только по портфелю ипотечных жилищных займов, в рамках секьюритизации может быть дополнительно привлечена сумма, эквивалентная 2% ссудного портфеля.
II. Макроэкономическая и финансовая конъюнктура
2.1 Макроэкономическая среда и факторы ее устойчивости
Экономический рост в Казахстане в 2013 г. концентрировался в основном в отраслях, поддерживаемых внутренним спросом. В то же время снижение мировых цен на отдельные товары привело к замедлению роста экспорта, что, наряду с ростом импортных поставок на фоне высокой потребительской активности, оказало некоторое давление на показатели внешнего сектора страны. В целом, снижение вклада государственного сектора в экономический рост, высокая импортная составляющая внутреннего спроса и недостаточный уровень инвестиционной активности требуют повышения эффективности использования ресурсов частным и государственным секторами.
Высокие темпы экономического роста, наблюдаемые на протяжении последних четырех лет, не способствуют существенному изменению его структуры. По предварительным данным рост ВВП в 2013 г. составил 6,0% против 5,0% в 2012 г. (График 2.1.1). Основным драйвером экономического роста Казахстана в 2013 г. по-прежнему остается сфера услуг, вклад которой оценивается в 67% роста ВВП. Вклад промышленного производства и сельского хозяйства в реальный рост ВВП в 2013 г. увеличился незначительно, определив лишь 14% роста ВВП. Основное влияние на рост промышленного производства оказало увеличение темпов роста горнодобывающей промышленности до 3,1% за 2013 г., преимущественно за счет роста объемов добычи нефти (3,2%), природного газа (3,7%), металлических руд (6,8%) (График 2.1.2). Незначительный рост обрабатывающей промышленности в 2013 г. - 1,6% был обеспечен ростом производства продуктов питания и напитков (12,5%) и машиностроения (14,7%). В то же время негативное влияние на динамику обрабатывающей промышленности оказало снижение темпов роста металлургической промышленности, обусловленное снижением спроса со стороны Китая и ЕС, а также снижением цен на металлы. Рост производства услуг обеспечивался областями информации и связи, финансовой и страховой деятельности, транспорта, торговли. Несмотря на то, что сфера услуг остается основным источником роста экономики Казахстана, темпы ее роста замедлились и составили 7,4% в 2013 г. против 10,4% в 2012 г., при этом вклад в ВВП сократился с 5,5% до 4% соответственно (График 2.1.3).
Несмотря на стабильный реальный рост инвестиций в основной капитал, который достиг самого высокого уровня после кризиса 2009 г. и составил 6,5% в 2013 г. (7,9% за 9 месяцев 2013 г.), их роль в росте экономики по-прежнему незначительна (вклад в рост ВВП за 9 месяцев 2013 г. составил 1,5% из 5,7%) (График 2.1.4). С точки зрения источников финансирования, если в 2010-2012 гг. основной вклад в номинальный рост инвестиций обеспечивали собственные средства предприятий, то в 2013 г. основной вклад был обеспечен заемными средствами и составил 10,2% из 10,6% (1,5% из 9,2% в 2012 г.). Вклад компонента «изменение запасов» в реальный рост ВВП за 9 месяцев 2013 г. составил 1,2%. При этом рост данной компоненты не отражал существенных структурных изменений инвестиционной активности экономики в целом2. Снижение чистого экспорта оказало негативное влияние на экономический рост. Его вклад за 9 месяцев 2013 г. сложился на уровне -2,7% (-0,8% за аналогичный период предыдущего года), полностью нивелировав вклад инвестиций. В итоге рост потребительского спроса домашних хозяйств, поддерживающий рост сектора услуг, определял динамику ВВП, обеспечив его рост на 5,6% из 5,7% за 9 месяцев 2013 г. В то же время по результатам ежеквартальных конъюнктурных обследований, проводимых АРКС, в течение 9 месяцев 2013 г. наблюдалась постепенная переориентация домашних хозяйств от потребительской активности к сбережению средств, в том числе в силу замедления темпов роста реальной заработной платы. Однако в 4 квартале 2013 г. произошло увеличение потребительского желания покупать, что связано с ожиданиями домашних хозяйств по улучшению их финансового положения в последующие 12 месяцев (График 2.1.5). ____________________ 2 Резкое увеличение объемов «изменение запасов» произошло за счет роста запасов в 1 квартале 2013 г. по отрасли «Водоснабжение».
Несмотря на положительную динамику роста поступлений и на рост внутреннего долга Правительства существенного снижения ненефтяного дефицита государственного бюджета не произошло. По итогам 2013 г. темпы роста поступлений незначительно увеличились до 9,8% в 2013 г. (8,2% в 2012 г.) (График 2.1.6). Основной вклад в структуре роста поступлений внесли налоговые поступления (11,8%), которые были обеспечены ростом налога на добавленную стоимость. При этом рост НДС был связан с уменьшением объемов возврата НДС на товары внутреннего производства предприятиям от запланированного объема возврата. Вклад корпоративного налога на протяжении двух лет остается отрицательным (-0,1% за 2013 г., -0,2% за 2012 г.), которое связано со снижением мировых цен на ряд основных экспортных товаров. Расходная часть государственного бюджета (без учета расходов на финансирование дефицита) сократилась незначительно с 22,4% от ВВП за 2012 г. до 21,4% за 2013 г. На фоне роста текущих расходов бюджета сокращаются капитальные затраты, что, в свою очередь, снижает прямой вклад государства в будущий рост экономики, а также бюджетное кредитование и приобретение финансовых активов. Сокращение расходов государственного бюджета, как в результате законодательного уменьшения затрат республиканского бюджета, так и экономии и недоосвоения бюджетных средств, позволило сохранить устойчивость государственных финансов. В результате уровни общего и ненефтяного дефицита государственного бюджета в 2013 г. сложились на уровне -2,1% и -6,3% соответственно (График 2.1.7). Финансирование ненефтяного дефицита было осуществлено за счет трансфертов из НФРК и увеличения внутреннего долга Правительства Республики Казахстан (График 2.1.8). Внутренний долг Правительства Республики Казахстан по состоянию на 31.12.2013 г. вырос на 24,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С одной стороны, его увеличение позволяет покрыть дефицит бюджета, с другой стороны, повышает требования к устойчивости государственных финансов в долгосрочной перспективе. В перспективе возможности финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутренних источников будут зависеть от устойчивого спроса со стороны инвесторов. Это целесообразно достичь либо выстраиванием кривой доходности, адекватной экономической ситуации, с ростом стоимости привлечения, нежели чем искусственным ростом спроса со стороны отдельных текущих и потенциальных участников рынка, главным образом, с государственным или квазигосударственным участием в капитале.
Впервые с 2009 г. текущий счет платежного баланса за 2013 г. сложился отрицательным. Негативные тенденции в динамике мирового спроса на продукцию металлургической промышленности, а также снижение мировых цен на ряд сырьевых товаров в течение 2013 г., особенно на металлы (График 2.1.9), привели к ухудшению показателей торгового баланса. Снижение стоимостного экспорта товаров произошло как за счет ценового фактора, так и за счет снижения физических объемов. При этом незначительное увеличение стоимостного импорта товаров сопровождалось существенным ростом физических объемов ввоза потребительских и инвестиционных товаров. Чистый приток по финансовому счету был обеспечен ростом внешних обязательств банковского и небанковского сектора, которые частично были компенсированы увеличением иностранных активов Национального Фонда РК, а также приростом финансовых активов казахстанских банков (График 2.1.10). В целом рост иностранных активов не только банков, но и населения обусловил снижение покрытия резервными активами НБРК казахстанского импорта товаров и услуг до уровня 4,8 месяцев. Выгоды от внешней торговли в результате создания Таможенного союза на настоящий момент для Казахстана не реализованы. Товарные потоки между Республикой Казахстан и странами Таможенного союза продолжают характеризоваться преобладанием импорта в Казахстан на фоне значительного отставания объемов экспорта из Казахстана (График 2.1.11). Более того, структурные диспропорции в экономике Казахстана, в которой доля первичного сектора остается значимой, отражается на товарной структуре экспорта и импорта со странами Таможенного союза. В частности, экспортные потоки Казахстана в Россию по итогам 2013 г. снизились на 5,4%, что в основном связано со снижением цен на минеральные продукты, составляющие 41% от экспорта Казахстана в Россию. Импортные потоки из России в Казахстан демонстрируют постоянную динамику роста и по итогам 2013 г. увеличились на 4,3%. При этом существенными темпами растет потребительский импорт из России, особенно за счет физических объемов непродовольственных товаров.
Таблица 2.1.1 Прогноз роста казахстанской экономики
Источник: МВФ, МЭБП, ВБ, ЕБР
В среднесрочной перспективе позитивные ожидания развития экономики Казахстана будут компенсироваться краткосрочными рисками для внешней устойчивости страны. В целом, по различным прогнозам, как внутренним, так и международных организаций, на 2014 г. ожидается сохранение высоких темпов роста экономики Казахстана (Таблица 2.1.1). Это подтверждается оценками НБРК в части композитного опережающего индикатора, согласно которым динамика 2014 г. не будет значительно отличаться от 2013 г. При этом неопределенность в части развития внешнего спроса на казахстанскую продукцию будет балансировать с ожиданиями экономических агентов по восстановлению внутреннего спроса (График 2.1.12). Также, перспективы цен на металлы тесно связаны с экономической ситуацией Китая, у которого наблюдается замедление темпов роста экономики. Мировые цены согласно прогнозам на зерно и золото продолжат тренд к снижению. При этом при сохранении цен на нефть на существующем уровне и неопределенности в отношении эксплуатации месторождения Кашаган риски снижения устойчивости платежного баланса остаются высокими (Бокс 1).
____________________ 3 Композитный опережающий индикатор (КОИ) построен на базе 4 количественных индексов: индекса цен на нефть, композитного индекса деловой активности США, IFO World Economic Survey, индекса денежной массы М2, и 3 качественных показателей, характеризующих ожидания роста промышленной продукции, спроса на конечные продукты и товарные запасы, на основе корпоративных опросов АРКС. Композитный совпадающий индекс (КСИ) построен на базе 4 индексов: индекса производства, индекса занятости, индекса реальной заработной платы, индекса объемов торговли.
2.2 Роль финансового сектора и риски концентрации
2.2.1 Основные тенденции развития финансовых отношений
Институты финансового посредничества в текущих условиях недостаточно эффективно выполняют свою роль по удовлетворению спроса на кредитные ресурсы со стороны экономических агентов. С учетом имеющихся ограничений для повышения роли финансовых институтов в финансировании и поддержании экономического роста страны необходимо более активное вовлечение банков в государственные программы поддержки экономики и проекты финансирования инвестиционных проектов, с учетом соблюдения принципа пропорционального распределения кредитных рисков. Уровни монетизации экономики, рыночной капитализации, банковских кредитов и депозитов по итогам 2013 г. в Казахстане составили порядка трети объема ВВП (График 2.2.1.1). Медленное восстановление финансового сектора и показателей финансового посредничества в посткризисный период стало для Казахстана главной тенденцией развития финансовых отношений за последние годы. Причем отечественный рынок ценных бумаг оказался наиболее подверженным влиянию финансового кризиса: капитализация KASE по негосударственным ценным бумагам к ВВП сократилась более чем в два раза по сравнению с 2007 г. В условиях низкого уровня ликвидности фондового рынка, обусловленного недостаточным количеством эмитентов, инвесторов и инструментов банковские продукты по-прежнему остаются самыми популярными и наиболее доступными способами как привлечения средств для развития бизнеса, так и их сохранения. Исторически отношение депозитов к ВВП никогда не превышало 40% - максимальное значение было зафиксировано в 2009 г. - 35,7%, что в основном было обусловлено девальвацией тенге и переоценкой совокупного объема депозитов. При этом в региональном разрезе в г. Астана и г. Алматы (в городах, на которые в сумме приходится около 80,5% корпоративных и 62,2% розничных депозитов) уровни аналогичного показателя не только значительно превышают общий показатель по стране, но и показывают довольно выраженную негативную динамику. В то же время, если в г. Астана и регионах страны кредитная активность банков пропорциональна экономическому росту и отношение кредитов к ВРП практически не меняется, то в г. Алматы, где сосредоточена значительная часть кредитов небанковским юридическим (73,5%) и физическим лицам (35,7%), данный индикатор финансового посредничества продолжает падать: с 2007 г. - на 65 п.п., а с 2009 г. - на 58 п.п. Региональная концентрация кредитных рисков и внутренних источников фондирования деятельности банков многом обусловлена степенью экономического развития регионов, доступностью финансовых услуг. Крупнейшие города Республики Казахстан - Алматы и Астана - являются лидерами по объему предоставляемых финансовых услуг, в том числе по отношению к валовому региональному продукту: Алматы существенно превосходит другие регионы по кредитной активности, Астана (и с незначительным отставанием Алматы) - по объему привлеченных депозитов.
Сохраняющийся объективно низкий уровень кредитов к ВВП по сравнению с докризисным периодом (пик данного показателя приходился на 2007 г. - 56,5%) обусловлен низкой вовлеченностью банков в кредитовании корпоративного сектора, что наиболее выраженно проявилось в 2013 г. на фоне увеличения розничного кредитования (График 2.2.1.2). В целом, на протяжении 2013 г. спрос на кредитные ресурсы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства значительно превышал предложение со стороны банков. Это обусловлено ужесточением кредитной политики банков в условиях сохраняющихся рисков в банковском секторе, заключающегося в повышении требований к финансовому состоянию заемщиков и обеспечению по кредитам.
Наибольший дефицит кредитных ресурсов испытывают субъекты крупного и среднего предпринимательства, при этом по итогам года предложение кредитных ресурсов со стороны банков субъектам малого предпринимательства превысило соответствующий спрос с их стороны (Бокс 2). Ограниченное кредитование крупных проектов во многом связано с переоценкой рисков и нежеланием банков аллокировать существенный объем ресурсов, необходимых для финансирования масштабных инвестиционных проектов (График 2.2.1.3).
Кредитование среднего и малого бизнеса традиционно подвержено высоким рискам. Данный вид деятельности в основном представляют отрасли услуг и сельского хозяйства, большую часть (92%) заемщиков составляют индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, при том, что две трети выпуска продукции приходится на 1% активных предприятий среднего бизнеса (График 2.2.1.4). Наряду с этим, за последние два года увеличился объем выдаваемых займов микрокредитными организациями, которые по объективным причинам пока не могут составлять конкуренцию банкам, однако могут «оттянуть» часть кредитов банков субъектам малого предпринимательства (График 2.2.1.5). Переориентирование кредитной политики на более доходное розничное, прежде всего потребительское, кредитование и расширение данного вида бизнеса по все большему спектру банков, даже тех, которые ранее не уделяли кредитованию физических лиц существенного внимания, остается главной текущей тенденцией в банковском секторе. При этом сдержанный рост ипотечного кредитования в основном обусловлен низким уровнем спроса со стороны заемщиков при текущих ценовых и неценовых условиях кредитования. В целом невысокий текущий уровень долговой нагрузки (отношение совокупного долга домашних хозяйств к ВВП и к активам составляют 10,4% и 14,5%, соответственно) сохраняет определенный запас для дальнейшего наращивания банковского бизнеса в данном направлении.
Уровень институциональной концентрации в банковском секторе продолжает снижаться: крупные банки уступают позиции средним и мелким банкам, которые все больше специализируются на кредитовании субъектов малого предпринимательства и населения. С точки зрения финансовых результатов крупные банки с иностранным капиталом по сравнению с банками с отечественным капиталом обладают преимущественно лучшим качеством кредитного портфеля и низкой стоимостью базы фондирования, что в будущем может сказаться на увеличении доли влияния таких банков на рынке. Банковский сектор, традиционно являющийся преобладающим сегментом финансовой системы страны, состоит из 38 банков второго уровня и характеризуется доминированием банков, являющихся банковскими конгломератами (Таблица 2.2.2.1). Так на долю 9 банков, входящих в состав банковских конгломератов (без учета АО "БТА Банк") приходится около 74,3% от совокупных активов банковского сектора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |