|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (май 2014 г.) 2. Проект Закона РК (30 июня 2014 г.) 3. Предложения депутатской фракции ДПК «Ак жол» к проекту Закона РК 7. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в реализацию Закона РК 8. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 9. Заключение дополнительной научной антикоррупционной экспертизы законопроекта 10. Заключение научной антикоррупционной экспертизы законопроекта 11. Письмо АО «Институт экономических исследований» от 20 мая 2014 года № 37-15-01/719 12. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта 15. Письмо «Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан» от 15 мая 2014 года № 4489 18. Письмо РОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана» от 20 мая 2014 года № 429 20 Проект постановления Мажилиса Парламента РК (первое чтение) 22. Новости, обсуждения по проекту 23. Закон РК от 10 января 2018 года № 133-VI
Закон Республики Казахстан Об оценочной деятельности в Республики Казахстан
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 30 июня 2014 года № 748
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами при осуществлении оценочной деятельности на территории Республики Казахстан с целью установления рыночной или иной стоимости объектов оценки.
Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности 1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Особенности организации оценки государственного имущества, случаи и особенности оценки имущества при его поступлении в состав государственного имущества, передаче государственного имущества в пользование физическим лицам и негосударственным юридическим лицам, а также отчуждении государственного имущества устанавливаются главой 16 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе». 3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те. которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аккредитация - официальное признание уполномоченным органом правомочий Квалификационной комиссии, предусмотренной настоящим Законом; 2) оценка - определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки; 3) подход к оценке - способ определения возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки с использованием одного или нескольких методов оценки; 4) метод оценки - совокупность действий юридического, финансово-экономического и организационно-технического характера, используемых для установления рыночной и иной стоимости объекта оценки; 5) дата оценки - день или период времени, на который определяется возможная рыночная или иная стоимость объекта оценки; 6) оценочная деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая оценочными организациями, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан; 7) стандарт оценки - нормативный правовой акт, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, принципы и характеристики в области оценочной деятельности; 8) отчет об оценке - письменный документ, составленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, содержащий результаты работы по оценке объекта; 9) оценочная организация - коммерческая организация, созданная для осуществления оценочной деятельности; 10) оценщик - физическое лицо, получившее свидетельство о присвоении квалификации «оценщик», выданное Квалификационной комиссией, непосредственно осуществляющее свою деятельность в качестве оценщика в составе одной оценочной организации; 11) свидетельство о присвоении квалификации «оценщик» - документ, подтверждающий соответствие лица требованиям к уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в оценщики, установленным настоящим Законом, стандартами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан; 12) палата оценщиков - саморегулируемая организация, созданная в целях защиты прав и законных интересов оценщиков, оценочных организаций; 13) помощник оценщика - лицо, работающее на основе трудового договора в оценочной организации; 14) Квалификационная комиссия - орган Республиканской палаты оценщиков, созданный для подтверждения квалификации кандидатов в оценщики и приема квалификационных экзаменов экспертов территориальных палат оценщиков, Республиканской палаты оценщиков, аккредитованный уполномоченным органом; 15) недостоверная оценка - оценка, осуществленная на несуществующий объект или с нарушением требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов оценки, с использованием в отчете об оценке недостоверных данных, приводящих к искажению рыночной или иной стоимости объекта оценки; 16) экспертиза отчета - действия эксперта или экспертов территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков в целях проверки отчета объекта на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Закона, стандартов оценочной деятельности, подтверждение стоимости объекта оценки, определенной в отчете; 17) кадастровая (оценочная) стоимость — расчетная стоимость земельного участка, применяемая при продаже государством земельного участка или права аренды на него, определяемая на основе базовых ставок платы за земельные участки, периодически уточняемых согласно официальной статистической информации об общем уровне инфляции и поправочным коэффициентам к ним; 18) повторная оценка - определение рыночной или иной стоимости объекта вследствие возникающих споров по результатам оценки между оценочными организациями, заказчиками и третьими лицами; 19) конфликт интересов - ситуация, при которой заинтересованность оценочной организации может повлиять на ее мнение о достоверности отчета оценки оцениваемого имущества; 20) рыночная стоимость - расчетная денежная сумма, по которой данный объект может быть отчужден на основании сделки в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана приобретать; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; цена сделки представляет собой эквивалент денежного вознаграждения *а объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; 21) иная стоимость - иная, кроме рыночной, стоимость объекта оценки, виды которой устанавливаются стандартами оценки; 22) эксперт - член экспертного совета территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков, имеющий свидетельство о присвоении квалификации «эксперт», выданное Квалификационной комиссией; 23) свидетельство о присвоении квалификации «эксперт» - документ, подтверждающий соответствие оценщика требованиям к уровню профессиональных знаний эксперта, установленных Республиканской палатой оценщиков; 24) заказчик - физическое или юридическое лицо, потребитель услуг оценочной организации; 25) аффилиированные лица заказчика - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения по определению возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) такие решения, в том числе в силу заключенной сделки 26) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области оценочной деятельности; 27) третьи лица - лица, не входящие в число оценщиков, оценочных организаций и заказчиков, имеющие определенное отношение к оцениваемому имуществу, оценочной деятельности оценочной организации и заказу заказчика; 28) международные стандарты оценки - стандарты оценки, изданные Международным комитетом по стандартам оценки.
Статья 3. Основные принципы оценочной деятельности Основными принципами оценочной деятельности являются:
Статья 4. Субъекты оценочной деятельности 1. Субъектами оценочной деятельности являются оценочные организации. 2. Оценочные организации осуществляют оценочную деятельность на основании лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях. 3. Оценочная организация должна быть членом одной из территориальных палат оценщиков. 4. Руководитель оценочной организации обязан иметь свидетельство о присвоении квалификации «оценщик». 5. Оценщик, ранее возглавлявший оценочную организацию, которая в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан была лишена лицензии, в течение года со дня вступления в законную силу решения суда о лишении лицензии не может быть руководителем другой оценочной организации. 6. В случае создания филиала, представительства оценочной организации руководитель филиала, представительства оценочной организации обязан иметь свидетельство о присвоении квалификации «оценщик».
К объектам оценки относятся: 1) отдельные материальные объекты (вещи), в том числе бесхозяйное, выморочное имущество; 2) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое); 3) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; 4) право требования, обязательства (долги); 5) работы, услуги, информация; 6) объекты права интеллектуальной собственности; 7) иные объекты гражданских прав.
1. Видами оценки являются обязательная и инициативная оценка. 2. Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится для: 1) налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков крестьянских или фермерских хозяйств в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан; 2) приватизации, передачи в доверительное управление либо аренду (аренду с последующим выкупом); 3) ипотечного кредитования: при предоставлении ипотечного займа, а также при необходимости реализации залогового имущества; 4) выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд; 5) определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем оценки; 6) определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность; 3. Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценочной организацией оценки любого объекта оценки в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Примечание. Заказчиком услуг по оценке имущества физических лиц для налогообложения, не используемого в предпринимательской деятельности, являются местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).
Статья 7. Государственная монополия в сфере определения стоимости объектов налогообложения 1. Деятельность по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков и стоимости объектов налогообложения (жилища, дачной постройки, объекта незавершенного строительства, холодной пристройки, хозяйственной (служебной) постройки, цокольного этажа, подвала жилища, гаража) относится к государственной монополии и осуществляется республиканскими государственными предприятиями, созданными по решению Правительства Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Порядок проведения оценки объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению, определяется Правительством Республики Казахстан. 2. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Глава 2. Основания и условия проведения оценки
Статья 8. Основания проведения оценки 1. Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный между оценочной организацией и заказчиком в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. По договору на проведение оценки оценочная организация обязуется выполнить услуги для установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 2. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, оценка объекта, в том числе повторная, должна быть произведена на основании решения суда или уполномоченного органа. 3. Суд и уполномоченный орган самостоятельны в выборе оценочной организации.
Статья 9. Обязательные требования к договору на проведение оценки 1. К договору на проведение оценки применяются нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан о договоре возмездного оказания услуг. 2. Договор на проведение оценки должен содержать: 1) реквизиты заказчика и оценочной организации: для физического лица - фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства; для юридического лица - наименование, место нахождения (почтовый адрес), банковские реквизиты; 2) наименование и (или) место нахождения объекта (объектов) оценки, вид определяемой стоимости; 7) указание на стандарты оценки, которые будут применяться при проведении оценки; 8) условия, порядок и размер оплаты за оказываемые услуги; 9) права, обязанности и ответственность сторон; 10) реквизиты документа, подтверждающего право собственности заказчика на объект оценки, либо иные основания, предоставляющие право заказчику на заключение договора об оценке; 11) реквизиты лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества (номер и дату выдачи лицензии с указанием органа, выдавшего ее). В договоре на проведение оценки объекта могут быть установлены и другие условия, не предусмотренные настоящим пунктом.
Статья 10. Требования к содержанию отчета об оценке 1. По результатам проведенной оценки составляется отчет об оценке в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, второй - у оценочной организации. Требования к форме и содержанию отчета об оценке устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 2. Отчет оценочной организации подписывается оценщиком -физическим лицом, утверждается руководителем оценочной организации и заверяется печатью. 3. В случаях, когда оценка проводилась несколькими оценщиками по разным объектам оценки, входящим в состав оцениваемого объекта оценки, отчет подписывается каждым оценщиком с указанием объектов оценки, по которым он проводил оценку.
Статья 11. Независимость оценщика 1. Оценка не может проводиться, если: 1) в отношении объекта оценки оценщик имеет либо приобретает вещные или обязательственные права вне договора; 2) оценочная организация имеет имущественный интерес к объекту оценки; 3) оценочная организация является аффилированным лицом заказчика; 4) юридическое лицо - заказчик является кредитором или страховщиком оценщика или оценочной организации; 5) оценщик является акционером, учредителем, работником, собственником, участником, кредитором, дебитором, спонсором юридического лица - заказчика либо оценщик - физическое лицо является близким родственником или свойственником заказчика - физического лица; 6) оценщик является работником оценочной организации, в которой руководитель либо уполномоченное им лицо состоит в близких родственных или свойственных связях с заказчиком - физическим лицом и (или) руководителем либо уполномоченным им лицом юридического лица; 7) влечет возникновение конфликта интересов или создает угрозу возникновения такого конфликта, за исключением обязательств, возникающих из заключенных публичных договоров. 2. Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика и оценочной организации, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении оценки. 3. Размер оплаты оценочной организации за проведение оценки не может выражаться в процентном отношении к определяемой стоимости объекта оценки и устанавливается по соглашению сторон до выполнения работ.
Статья 12. Экспертиза отчета об оценке 1. В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, проводится экспертиза отчета об оценке. 2. Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта (экспертов) территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, утвержденного руководителем оценочной организации, осуществлявшей оценку, в том числе проверки на: 1) соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Закона, стандартов оценочной деятельности; 2) подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. 3. Экспертиза отчета об оценке осуществляется за счет стороны, инициирующей экспертизу отчета об оценке. 4. Экспертиза отчета об оценке осуществляется экспертом (экспертами) территориальной палаты оценщиков, членом которой является оценочная организация, проводившая оценку. Экспертизу отчета об оценке не вправе осуществлять эксперт, являющийся оценщиком оценочной организации, отчет которой представлен на экспертизу. 5. В случае несогласия с результатами экспертизы отчета об оценке экспертизу отчета об оценке проводят эксперты - члены экспертного совета Республиканской палаты оценщиков. 6. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков. Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, в том числе настоящего Закона, стандартов оценочной деятельности и о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. 7. Порядок проведения экспертизы отчета, требования к экспертному заключению и порядок его утверждения устанавливаются Республиканской палатой оценщиков.
1. Экспертный совет палаты оценщиков формируется из числа оценщиков оценочной организации, являющейся членом территориальной палаты оценщиков, сдавших квалификационный экзамен в соответствии с требованиями к уровню знаний эксперта, установленными Республиканской палатой оценщиков. 2. Квалификационный экзамен проводится Квалификационной комиссией в письменной форме. 3. Свидетельство о присвоении квалификации «эксперт» выдается по результатам сдачи квалификационного экзамена и является свидетельством, подтверждающим, что оценщик соответствует требованиям к уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в эксперты установленным настоящим Законом, стандартами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Форма, порядок выдачи, аннулирования и ведения реестра свидетельств о присвоении квалификации «эксперт» утверждаются уполномоченным органом. 4. Лишение свидетельства о присвоении квалификации «эксперт» осуществляется по решению суда в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Решение о лишении свидетельства о присвоении квалификации «эксперт» размещается Республиканской палатой оценщиков на своем интернет-ресурсе и (или) публикуется в периодическом печатном издании на государственном и русском языках. Лица, которые были лишены свидетельства о присвоении квалификации «эксперт», к повторному подтверждению квалификации допускаются не ранее чем через три года. 5. Экспертный совет Республиканской палаты оценщиков формируется из числа экспертов территориальных палат оценщиков. Каждая территориальная палата оценщиков вправе делегировать в экспертный совет Республиканской палаты оценщиков по одному представителю. Члены экспертного совета Республиканской палаты оценщиков избираются сроком на три года. Председателем экспертного совета Республиканской палаты оценщиков избирается эксперт территориальной палаты оценщиков простым большинством голосов экспертов Республиканской палаты оценщиков сроком на три года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд. 6. В случаях, когда для проведения экспертизы отчета об оценке необходимы специальные знания в определенной области науки, техники, искусства или ремесла, палаты оценщиков привлекают ученых и специалистов по профилю проводимой оценки.
1. Стандартами оценки в Республике Казахстан признаются международные стандарты в области оценочной деятельности и стандарты оценки, разработанные Республиканской палатой оценщиков, утвержденные уполномоченным органом. Стандарты оценки, разработанные Республиканской палатой оценщиков должны соответствовать международным стандартам и законодательству Республики Казахстан в области оценочной деятельности. Официальный перевод на казахский язык международных стандартов осуществляется Республиканской палатой оценщиков по письменному разрешению на их официальный перевод и публикацию в Республике Казахстан от Международного совета по стандартам. Опубликование международных стандартов осуществляется уполномоченным органом. 2. Международные стандарты в области оценочной деятельности и стандарты оценки, утвержденные уполномоченным органом, являются общеобязательными для всех участников общественных отношений, возникающих в области оценочной деятельности, и распространяют свое действие на всей территории Республики Казахстан. 3. Стандарты оценки не относятся к нормативным документам по стандартизации, принятие которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.
Глава 3. Права и обязанности оценочной организации
Статья 15. Права оценочной организации Оценочная организация имеет право: 1) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов; 2) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки; 3) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Статья 16. Обязанности оценочной организации Оценочная организация обязана: 1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, стандартов оценки и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан; 2) соблюдать правила деловой и профессиональной этики, утвержденные территориальной палатой оценщиков, членом которой она является; 3) разрабатывать и утверждать внутренний порядок контроля качества работы своих членов; 4) состоять членом только одной территориальной палаты оценщиков; 5) сообщать заказчику о невозможности проведения оценки вследствие возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 11, подпунктами 2), 3) статьи 15 настоящего Закона и иных обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; 6) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; 7) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика лицензию на осуществление деятельности по оценке имущества; 8) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; 9) предоставлять заказчику отчет об оценке; 10) вести книгу отчетов проведения оценки с указанием нумерации договоров на проведение оценки в хронологическом порядке; 11) хранить составленные отчеты об оценке в течение 5 лет; 12) ежеквартально, не позднее 5 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять территориальной палате оценщиков, членом которой является оценочная организация, информацию о составе оценщиков, включая информацию об оценщиках в филиалах, представительствах, статистическую информацию о деятельности оценочной организации (количество проведенных оценок за квартал) по форме, утвержденной уполномоченным органом; 13) предоставлять территориальной палате оценщиков, членом которой является оценочная организация, для проведения контроля качества доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, которая составляет коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности; 14) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, предоставлять копии хранящихся отчетов об оценке или информацию государственным органам, территориальной палате оценщиков, членом которой она является, по их законному требованию; 15) вносить ежегодный взнос в компенсационный фонд территориальной палаты оценщиков, членом которой она является, в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
Глава 4. Права и обязанности оценщика
Статья 17. Права оценщика 1) самостоятельно применять методы оценки и подходы к оценке в соответствии со стандартами оценки и (или) с международными стандартами с указанием источника; 2) требовать от заказчика при проведении оценки обеспечения доступа к объекту, а также в полном объеме к документации, необходимой для осуществления оценки; 3) получать у заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки. 2. В случае отказа в предоставлении информации, указанной в подпунктах 2), 3) пункта 1 настоящей статьи, существенным образом влияющей на достоверность результатов оценки, оценщик указывает об этом в отчете.
Статья 18. Обязанности оценщика Оценщик обязан: 1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан; 2) соблюдать правила деловой и профессиональной этики; 3) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; 4) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; 5) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика свидетельство о присвоении квалификации «оценщик»; 6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан; 7) осуществлять непосредственное обследование объекта.
Статья 19. Территориальная палата оценщиков 1. Территориальная палата оценщиков создается в иной организационно-правовой форме некоммерческой организации. Территориальная палата оценщиков - некоммерческая саморегулируемая организация, объединяющая в своем составе не менее пяти оценочных организации, созданная в целях зашиты прав и законных интересов оценщиков, оценочных организаций и осуществления контроля качества оценочной деятельности ее членов. Территориальная палата оценщиков является членом Республиканской палаты оценщиков. Палата оценщиков, не являющаяся членом Республиканской палаты оценщиков, подлежит принудительной ликвидации в судебном порядке по представлению уполномоченного органа. 2. Деятельность территориальной палаты оценщиков регулируется настоящим Законом и уставом. 3. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна палата оценщиков. 4. Наименование территориальной палаты оценщиков должно содержать указание на ее местонахождение в соответствии с административно-территориальным делением Республики Казахстан. 5. Реорганизация и ликвидация территориальной палаты оценщиков осуществляются в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 20. Права и обязанности территориальной палаты оценщиков 1. Территориальные палаты оценщиков вправе: 1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы территориальной палаты оценщиков, ее членов либо создающие угрозу такого нарушения; 2) запрашивать в органах государственной власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения территориальной палатой оценщиков возложенных на нее законами Республики Казахстан функций, в установленном законодательством порядке; 3) делегировать представителей территориальной палаты оценщиков для включения в состав Квалификационной комиссии; 4) предоставлять в уполномоченный орган ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении по приостановлению или лишению лицензии члена территориальной палаты оценщиков, а также свидетельства о присвоении квалификации «оценщик» в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 5) осуществлять внешний контроль качества оценочных организаций и исключать по итогам проведенного контроля из палаты оценщиков оценочные организации, допустившие нарушения стандартов оценки и Кодекса этики; 6) проводить экспертизу оценки объекта в случаях несогласия одной из заинтересованных сторон с результатами опенки, обращения уполномоченного органа. 2. Территориальная палата оценщиков наряду с определенными пунктом 1 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено настоящим Законом и (или) ее учредительными документами. 3. Территориальная палата оценщиков не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов территориальной палаты оценщиков и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. В целях предотвращения конфликта интересов заинтересованные лица должны соблюдать интересы территориальной палаты оценщиков в отношении целей ее деятельности и не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей, или допускать использование таких возможностей в целях, противоречащих целям, указанным в учредительных документах территориальной палаты оценщиков. Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются уставом территориальной палаты оценщиков, стандартами и правилами оценочной деятельности. 4. Территориальная палата оценщиков обязана: 1) обеспечивать соблюдение своими членами требований законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики; 2) формировать компенсационный фонд территориальной палаты оценщиков для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами; 3) ежеквартально, не позднее 20 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Республиканскую палату оценщиков статистическую информацию о деятельности оценочных организаций - членов территориальной палаты оценщиков по форме, утвержденной уполномоченным органом (количество проведенных оценок в разрезе городов, областей), количестве проведенных территориальной палатой оценщиков проверок, в том числе плановых и внеплановых с отражением сведений об основаниях и результатах проведенных проверок, в том числе выявленных в ходе проведенной проверки нарушениях оценочной организацией обязанностей, установленных действующим законодательством; 4) вести реестр членов территориальной палаты оценщиков и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, Республиканской палате оценщиков, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 21. Ответственность территориальной палаты оценщиков 1. За нарушение законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности территориальные палаты оценщиков несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 2. Уполномоченный государственный орган, в порядке государственного надзора, принудительно прекращает деятельность палаты оценщиков, в случае если деятельность проверяемой палаты оценщиков представляет непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |