Заключение научной правовой экспертизы Конвенции о ликвидации
Список использованных сокращений 1. Предмет научно-правовой экспертизы 2. Методы проведения научно-правовой экспертизы 3.1. Общая характеристика Конвенции и национального законодательства 3.2. Понятие доступности правосудия 3.3. Определение понятия «дискриминация» и права женщины на правосубъектность 3.4. Гарантии прав женщин на доступ к правосудию 3.5. Право на квалифицированную юридическую помощь как гарантия права на доступ к правосудию
Список использованных сокращений
Автореф. - Автореферат ВП РК - Ведомости Парламента Республики Казахстан ВВС - Ведомости Верховного Совета ВС - Верховный Совет ГК РК - Гражданский кодекс Республики Казахстан ГПК РК - Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан дис. ... канд. - диссертация на соискание ученой степени кандидата (докт.) юрид. наук - (доктора) юридических наук г. - год гг. - годы КоБС - Кодекс о браке (супружестве) и семье Конвенция - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин КРКоАП - Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях п. - пункт п./п. - подпункт РК - Республика Казахстан САПП РК - Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан ст. - статья т.д. - так далее т.п. - тому подобное УК - Уголовный кодекс Республики Казахстан УПК - Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан УИК - Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан ТК РК - Трудовой кодекс Республики Казахстан ч. - часть ЭПС «Законодательство РК» - Электронный правовой справочник «Законодательство РК». Версия 2.0. Издательство «ЮРИСТ» (с), 2012 г.
Эксперт - Сулейменова Гульнар Жахановна, кандидат юридических наук, академический профессор; научная специализация «12.00.09 - уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность»; научно-преподавательский стаж - 33 года; имеет свыше 160 опубликованных научных и учебно-методических работ; опыт проведения научно-правовых экспертиз нормативных правовых актов - свыше 15 лет.
1. Предмет научно-правовой экспертизы
Анализ Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной Казахстаном и национального законодательства в части, касающейся обеспечения прав женщин на доступ к правосудию1. _______________ 1 В настоящем исследовании не рассматриваются вопросы правоприменительной практики по реализации Конвенции и национального законодательства, в части, касающейся прав женщин на доступ к правосудию, поскольку согласно п.п. 1.1. Договора на оказание услуг от 17 июля 2012 г., с Корпоративным Фондом «Фонд Евразия Центральной Азии», в предмет исследования эти вопросы не включены.
2. Методы проведения научно-правовой экспертизы
В ходе проведения научно-правовой экспертизы и оформления ее результатов использовались анализ и доктринальное толкование нормативных правовых актов с применением системно-правового, исторического, сравнительно-правового, структурного, логико-юридического и юридико-лингвистического методов научного исследования. Проблемы, связанные с правовой регламентацией прав женщин и их гарантий на доступ к правосудию в Казахстане с точки зрения соответствия Конвенции, исследовались, исходя из основных положений: - норм, связанных с рассмотрением вопросов равенства прав женщин и мужчин, закрепленных в ряде международных документов универсального, регионального и субрегионального характера, а также резолюциях и решениях конвенционных органов ООН; - разработанных международных правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав женщин, в том числе и на доступ к правосудию; - позитивного опыта законодательства зарубежных стран в части, касающейся обеспечения принципа гендерного равноправия и его и его реализации.
3.1. Общая характеристика Конвенции и национального законодательства С момента обретения независимости в 1991 г. Казахстан стал участником более 60 международных договоров о правах человека, что является подтверждением его приверженности приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами и принципами, касающиеся прав человека. Важно указать, что Основной закон республики отдает им приоритет перед национальным законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК, международные и иные договорные обязательства Казахстана входят в систему действующего права республики наряду с основным законом страны, а также соответствующих ей законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона2. В системе ратифицированных Казахстаном международных договоров и иных обязательств важное место занимает Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г. и вступившая в силу 3 сентября 1981 г. Принятым 6 октября 1999 г. Факультативным протоколом к Конвенции, вступившим в силу 22 декабря 2000 г., предусмотрен механизм направления и рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения Конвенции. Казахстан присоединился к Конвенции 29 июня 1998 г.3 Также Казахстаном 4 июля 2001 г. был ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции4. Ранее Казахстан присоединился к Конвенциям о политических правах женщин (от 31 марта 1953 г.)5, о гражданстве замужней женщины (от 20 февраля 1957 г.)6. Конвенция, исходя из того, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека, является основным международным актом, которым должны руководствоваться ратифицировавшие ее государства, при решении проблем, связанных с профилактикой, пресечением и проявлением любых форм тендерной дискриминации. При этом государства-участники возложили на себя обязательства не только по установлению формального правового равенства между мужчинами и женщинами, но и обязательствами по принятию и обеспечению мер по реальной (фактической) реализации женщинами своих прав наравне с мужчинами, т.е. принять меры по юридической и фактической ликвидации различных форм дискриминации в отношении женщин в политической, социальной, экономической, гражданской, семейной, трудовой, культурной и других сферах жизни. ________________ 2 См.: Постановление Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан» // ЭПС «Законодательство РК». Нормативное постановление Верховного Суда РК от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан // Казахстанская правда. 2008. 9 августа. 3 См.: Закон РК от 29 июня 1998 г. № 248-1 «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» // ВП РК. 1998. № 11-12 (2277). 4 См.: Закон РК от 4 июля 2001 г. № 220-II «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» // ВП РК. 2001. № 15-16. Ст. 221. 5 См.: Закон РК от 30 декабря 1999 г. № 18-II «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о политических правах женщин» // Казахстанская правда. 2000. 5 января. 6 Закон РК от 30 декабря 1999 г. № 19-II «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о гражданстве замужней женщины» // Там же.
Конвенция предъявляет к государствам-участникам такое важнейшее требование, как «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство» и «обеспечить... практическое осуществление этого принципа» (п. «а» ст. 2). Наряду с Конвенцией, нормы ряда международных документов, ратифицированных Казахстаном, дополняют и конкретизируют нормы Конвенции, что в своей совокупности являются важнейшими гарантиями реализации прав женщин, в том числе и права на доступ к правосудию. К их числу следует отнести: - Всеобщую декларацию прав человека, принятую на третьей сессии Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г.7, - Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г.8, - Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (г. Нью-Йорк, 21 марта 1950 г.)9, - Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо 13 декабря 2000 г)10, - Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)11 - Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.),12 - Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (Женева, 29 июня 1951 г.)13, - Конвенцию о пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 г. об охране материнства (Женева, 15 июня 2000 г.)14, - Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятый в Нью-Йорке 15 ноября 2000 г.15 и др. 7 Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 39-43. 8 См.: Бюллетень международных договоров РК. 2006. № 4. Ст. 30. 9 См.: Закон РК от 14 декабря 2005 г. № 100-III «О ратификации Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительного протокола» // ВП РК. 2005. № 23. Ст. 97. 10 См.: Закон РК от 4 июня 2008 г. № 40-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» // ВП РК. 2008. № 8-9. Ст. 33. 11 См.: Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995. № 2. С. 30-42. 12 Закон РК от 10 марта 2004 года № 531-II «О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // ВП РК. 2004. № 5. Ст. 24. 13 См.: Закон РК от 14 декабря 2000 г. № 115-II «О ратификации Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» // ВП РК. 2000. № 21. Ст. 387. 14 См.: Закон РК от 14 февраля 2012 г. № 554-IV // ВП РК. 2012. № 4. Ст. 33. 15 См.: Закон РК от 4 июня 2008 г. № 37-IV «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» // ВП РК. 2008. № 8-9. Ст. 30.
Общие принципы и нормы Конвенции и указанных международных договорных обязательств имплементированы в Конституцию РК и нормативные правовые акты, к числу которых следует отнести следующие законы: «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» от 8 декабря 2009 г. № 223-IV; «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 г. № 214-IV; «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 г. № 271-IV ЗРК; «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» от 5 июля 2000 г. № 72-II; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 г. № 372-IV; «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» от 30 марта 1999 г. № 353-I; «О беженцах» от 4 декабря 2009 г. № 216-IV; «О медиации» от 28 января 2011 г. № 401-IV; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации» от 28 января 2011 г. № 402-IV; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации» от 15 февраля 2012 г. № 556-IV; «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. № 1017-XII; «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 г. № 430; «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 г. № 63-III; «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 г. № 114-IV ЗРК; «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» от 16 июня 2004 г. № 565 и др. Ряд нормативных правовых актов имеют специальные разделы, отражающие специфику правового регулирования правоотношений, одной из сторон которых является женщина. К их числу следует отнести Кодексы: - О браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 г. № 518-IV ЗРК16, -Трудовой кодекс РК от 15 мая 2007 г. № 251-III (Глава 17. Особенности регулирования труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями), - КРКоАП (Глава 9-1. Административные правонарушения, посягающие на личность и в сфере семейно-бытовых отношений, а также ч. 2 ст. 55, п. 5 ч. 1 ст. 61 и др.), - УК РК (ч. 2 ст. 14, ч. 3 ст. 42, п. «в» ч. 5 ст. 48, ч. 2 ст. 49, п. «ж» ч. 1 ст. 54, п. «в» ч. 2 ст. 96, п. «в» ч. 2 ст. 107, ст. 120-122, п. «е» ст. 125, п. «е» ч. 2 ст. 126, п. «д» ч. 2 ст. 128, ст. 141, ч. 2 ст. 148, п. «е» ч. 2 ст. 234 УК), - УПК РК (ч. 5 ст. 158, ч. 1 ст. 452, п. 2, ч. 2 ст. 552 и др.), - УИК РК (ч. 1 ст. 18, ч. 4 ст. 68, ч. 5 ст. 69, ч. 2 ст. 71, ст. 75, ч. 2 ст. 85, ч. 2 ст. 93, ч. 1 ст. 94, ч.ч. 1, 5 ст. 95, ст. 96, ч. 4 ст. 99, ч. 2 ст. 104, ч. 1 ст. 109, ч. 3, 6 ст. 112, ч. 3 ст. 124, ч. 4 ст. 126, ч. 1 ст. 147, ч. 8 ст. 169, ст. 171, ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 177), а также др. __________________ 16 Ранее действовал Закон РК от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье».
В целях реализации положений Концепции и приведения национального законодательства в соответствие с ее нормами государством приняты и продолжают приниматься программные документы, определяющие основные направления развития вопросов тендерного равенства. Некоторые из них, выполнив свою миссию, утратили силу (например, такие как: О Концепции государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан: Распоряжение Президента РК от 5 марта 1997 г. № 339517 О Национальном плане действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан: постановление Правительства РК от 19 июля 1999 г. № 99918. О Концепции гендерной политики в Республике Казахстан: постановление Правительства РК от 27 ноября 2003 г. № 119019). Другие документы, принятые в последние годы, рассчитаны на их долгосрочную реализацию, например: Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы: утв. Указом Президента РК от 29 ноября 2005 г. № 167720; Концепция правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы, утв. Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 85821; Отраслевая Программа профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011-2013 годы, утв. постановлением Правительства РК от 21 декабря 2010 г. № 139022; Указ Президента РК от 7 декабря 2010 г. № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы»23; Указ Президента РК от 29 ноября 2010 г. № 1113 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011-2015 годы»24; Постановление Правительства РК от 31 марта 2011 г. № 316 «Об утверждении Программы занятости 2020» (в ред. Постановления Правительства РК от 30.03.12 г. № 37825; Правила организации взаимодействия государственных органов, организаций и общественных объединений, занимающихся проблемами насилия в отношении женщин, утв. постановлением Правительства РК от 12 марта 2001 г. № 34626; Руководство по проведению гендерной экспертизы проектов нормативных правовых актов, постановление Правительства, 2009 год. ___________________ 17 http://adilet.miniust.kz/rus/docs/N970003395 (Данное распоряжение утратило силу в связи Указом Президента РК от 1 февраля 2006 г. № 56). 18 САПП РК. 1999. № 35. Ст. 311. Данное постановление утратило силу в связи с принятием Указа Президента РК от 29 ноября 2005 г. № 1677 «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». 19 САПП РК. 2003. № 45. Ст. 490. Данное постановление утратило силу в связи с Указом Президента РК от 18 июня 2009 г. № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» (САПП РК, 2009, № 30, Ст. 259). 20 САПП. 2005. № 41. Ст. 569. 21 САПП РК. 2009. № 35. Ст. 331. 22 См.: http://adilet.minjust.kz/rus/docs/P1000001390. 23 САПП РК. 2011. № 5. Ст. 49. 24 САПП РК. 2011. № 3-4. Ст. 39. 25 Казахстанская правда. 2012. 18 апреля. 26 САПП РК. 2001. № 10. Ст. 115.
Важную роль в обеспечении гендерного равенства играют разъяснения Верховного Суда РК по вопросам судебной практики (ст. 81 Конституции РК) в форме нормативных постановлений, которые согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК, отнесены к национальному действующему праву. К их числу следует отнести следующие Нормативные постановления Верховного Суда РК: «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» от 10 июля 2008 г. № 1; «О некоторых вопросах квалификации преступлений, связанных с изнасилованием и иными насильственными действиями сексуального характера» от 11 мая 2007 г. № 4; «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 22 декабря 2000 г. № 17; «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 28 апреля 2000 г. № 5; «О судебной практике назначения видов исправительных учреждений лицам, осужденным к лишению свободы» от 23 июня 2006 г. № 7; «О судебной практике применения законодательства об административном надзоре» от 20 июня 2005 г. № 3; «О некоторых вопросах назначения наказания в виде лишения свободы» от 19 октября 2001 г. № 15; «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью» от 9 июля 1999 г. № 9 и др. В вышеуказанных нормативных правовых актах и программных документах нашли свое закрепление и конкретизацию практически все нормы Конвенции о правах женщин во всех сферах жизни - политической, социальной, экономической, культурной деятельности, образовании, здравоохранении, в сфере трудовых, брачных, семейных и других отношений. В целях недопущения принятия актов, направленных на ограничение или ущемление равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, законодательством предусмотрено возможность их оспорить в суде (п.1 ст. 4 Закона РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»).
3.2. Понятие доступности правосудия В контексте предмета настоящего исследования важное значение для обеспечения прав женщин на судебную защиту имеют следующие положения Конвенции: 1) комплекс основных прав женщин, определяющих принцип равноправия независимо от пола (личные права и свободы, публично-политические, социально-экономические, культурные и др.); 2) обязательства государств: - о включении принципа равноправия мужчин и женщин в национальное законодательство и обеспечить практическое осуществление этого принципа; - о принятии соответствующих законодательных мер, включая санкции, запрещающие любую дискриминацию в отношении женщин; - об установлении юридической защиты прав женщин на равной основе с мужчинами; - об обеспечении с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин от любого дискриминационного акта; - об установлении запрета на совершение каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и установление гарантий деятельности государственных органов и учреждений в соответствии с обязательствами, установленными Конвенцией; - о принятии соответствующих мер в целях ликвидации дискриминации в отношении женщин, от кого бы они не исходили; - о принятии всех соответствующих мер, в том числе и законодательные, для изменения или отмены действующих дискриминационных законов, постановлений, обычаев и практики (ст. 1); - о признании за женщинами равенства с мужчинами перед законом (п. 1 ст. 15); - о предоставлении женщинам одинаковой с мужчинами гражданской правоспособности и одинаковых возможностей ее реализации, включая равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах (п. 2 ст. 15). Кроме того, следует указать, что критерии правовой регламентации доступности правосудия для женщин определены, как представляется, в указаниях Комитета по права человека ООН государствам-участникам Международного пакта о гражданских и политических правах о предоставлении в своих докладах сведений по следующим вопросам: Существуют ли юридические положения, затрудняющие женщинам прямой и самостоятельный доступ в суды? Могут ли женщины давать показания в качестве свидетелей наравне с мужчинами? Принимаются ли меры для обеспечения в интересах женщин равного доступа к юридической помощи, в частности по семейным делам? Не лишены ли определенные категории женщин на презумпцию невиновности в соответствии с п. 2 ст. 14 МПоГиПП, и какие меры приняты для искоренения любых ограничений в этом вопросе27? Отвечая на вопросы под №№ 2-4, следует указать, что национальное законодательство не предусматривает каких-либо исключений для женщин в случаях дачи ими показаний в качестве свидетелей, равно как не предусматривает специально для женщин дополнительные меры для их доступа к юридической помощи, а также не предусмотрены какие-либо ограничения действия принципа презумпции невиновности в отношении женщин. Процессуальное законодательство (ГПК, УПК, КРКоП) предусматривает единые стандарты порядка дачи показаний, предоставления юридической помощи, а также распространяет принцип презумпции невиновности на любого участника судопроизводства, независимо от его пола28. Что касается ответа на первый вопрос, то здесь необходимо иметь ввиду, что для реализации права на самостоятельный доступ в суды, одного только закрепления в законодательстве соответствующих прав женщин недостаточно: необходимы механизмы, обеспечивающие право каждого на судебную защиту. К числу таких механизмов следует отнести правовые, организационные, судоустройственные, финансовые и др. На доступность правосудия важное существенное влияние оказывает также кадровое обеспечение судебного корпуса и аппарата судов, наличие надлежащей системы квалифицированной юридической помощи, уровень правосознания и правовой культуры не только правоприменителей, но и населения, адекватность законодательства практике его применения судами и органами уголовного преследования, других органов и их должностных лиц, вовлекаемых в сферу судопроизводства либо от которых зависит обеспечение права на доступ к судебной защите. Право на судебную защиту является одним из межотраслевых процессуальных принципов судопроизводства, который закреплен в Конституции РК: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» (п. 2 ст. 13) Этот принцип получил конкретизацию и развитие в качестве самостоятельного принципа в отраслевом законодательстве ГПК (ст. 8), КРКоАП (ст. 27) и УПК (ст. 12). Он находит свое выражение в том, что государство предоставляет каждому возможность обращения за судебной защитой прав и свобод. Провозглашая этот принцип, законодатель, в то же время не дает его определения, что приводит нередко к пониманию этого принципа в узком, ограниченном смысле. Между тем, в научных исследованиях указываются на судопроизводственные и судоустройственные критерии, определяющие доступность правосудия, отражающих на мой взгляд, те основные положения, которые обеспечивают каждому доступ к правосудию, в том числе и женщинам, а именно: _________________ 27 Замечания общего порядка № 28 (Статья 3. Равноправие мужчин и женщин. Документ ООН. HRI/GEN/1/Rev 5. Подборка замечания общего характера, принятых договорными органами по правам человека. С. 234. Пункт 18. 28 Более подробно о порядке судопроизводства см. разделы 3.4.1-3.4.3. настоящего исследования.
- гарантированное законодательством право на обращение в суд в четко (ясно) установленном порядке, не допускающем дискриминации обратившегося лица в зависимости от его пола, равно как и любых других обстоятельств (данный критерий обеспечивается закреплением в УПК, ГПК КРКоАП обязанностью органов уголовного преследования и судов принимать в обязательном порядке обращения (заявления, иски, жалобы и т.п.), отнесенные к их компетенции); - близость суда к населению (данный критерий обеспечивается тем, что в Казахстане суды созданы в каждой административно-территориальной единице, начиная с районов); - разумные судебные расходы с правом неимущего быть освобожденным от них (законодательством предусмотрены условия и порядок освобождения от судебных расходов); - разумные сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел (законодательством четко определены процессуальные сроки рассмотрения и разрешения обращений); - научно-обоснованные нормативы нагрузки судей (хотя подзаконными актами предусмотрены конкретные нормативы, однако на практике они не во всех судах соблюдаются, ввиду чего судьи отдельных судов работают с существенными перегрузками, что, естественно, негативно отражается на качестве отправления правосудия); - простота и ясность процедуры рассмотрения дела; - гарантия юридической помощи (нуждающимся - бесплатно)29; - соблюдение формы судопроизводства30; - установление специальных процессуальных сроков обращения в суд; - порядок подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения дела; - упрощение и ускорение судопроизводства как на способ облегчения доступа к правосудию31; ________________ 29 Шакарян М.С. Проблемы доступности и эффективности правосудия в судах общей юрисдикции // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001. С. 61. 30 Боннер А.Т. Некоторые проблемы доступности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве // Там же. С. 92. 31 Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 125.
- надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, с фиксацией вручения судебных документов или отказа от их получения, с указанием полномочий лиц, получивших судебное извещение от имени адресата (однако участники процесса не всегда надлежаще уведомляются)32 и др. К числу организационных факторов, предопределяющих доступность правосудия, относятся также: - подготовка и отбор кадров для судебной системы, - достаточное материальное обеспечение судей как минимальная гарантия их неподкупности и беспристрастности, - информационное обеспечение всех судебных инстанций, - избавление судов от переписки по вопросам, связанным с рассмотрением судебных дел, - необходимость создания системы мер по предупреждению и выявлению коррупции внутри судейского сообщества33, - создание системы управления движением дела, т.е. определение режима прохождения дела в суде и графика управления делом, контроль за продвижением дела, обеспечение эффективной связи с представителями сторон, непрерывная оценка работы системы, автоматизация процесса управления делом34 и др. Наряду с этим исследователями указываются и факторы, создающие препятствия либо затрудняющие реализацию права получения судебной защиты, которые весьма разнообразны. Они относятся к политической, социально-экономической и правовой сферам, а также связаны с историческими традициями, сложившимися в том или ином государстве, ментальностью населения, уровнем образования, правовой культуры и правового сознания, квалификации судей, должностных лиц органов уголовного преследования и адвокатов, а также уровнем доступности получения юридической помощи и правовой информации. К числу таких факторов ряд авторов относят следующие обстоятельства: - судебная волокита, а также высокий размер судебных пошлин35; - продолжительность судебных процессов; - удорожание всей «юридической инфраструктуры», включая сферу предоставления квалифицированной юридической помощи; - усложнение организации судебной системы и правил судебного процесса; ___________________ 32 Кочергин В.В., Жолокдзь Ж.В. Справедливое правосудие с точки зрения международного процессуального права и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 9. С. 56. 33 Фурсов Д.А., Харламова И.В. Организационное обеспечение задач судопроизводства в арбитражном и гражданском процессе // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001. С. 105-109. 34 Прокудина Л.А., Сесил Дж. С. Система управления движением дела - фактор повышения эффективности отправления правосудия // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 10. С. 160, 170. 35 Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 650
- неразвитость общественных институтов, обеспечивающих юридическую защиту различных групп населения; - недооценка и недопонимание в обществе, в науке, среди судей, других юристов и лиц, принимающих решения, важности и значения данной проблемы для защиты прав человека, становления независимой и эффективной судебной власти36; - некачественность, противоречивость и пробельность законов; - низкий профессиональный уровень судей и других правоприменителей; - коррумпированность определенной части судей, прокуроров, следователей, а также ряд других факторов.
3.3. Определение понятия «дискриминация» и права женщины на правосубъектность Основополагающим положением Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Дискриминация в отношении женщин представляет собой, согласно ст. 1 Конвенции, «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Конституция Казахстана, провозглашая принцип равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 14), устанавливает запрет на какую-либо дискриминацию происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола и по любым иным обстоятельствам (п. 2 ст. 14). Важнейшей гарантией реализации этого принципа является ст. 141 УК РК, устанавливающая уголовную ответственность за прямое или косвенное ограничение прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности или по любым иным обстоятельствам. Хотя Конституция РК не содержит дефиниции понятия «дискриминация», однако его определение дано в законодательстве. Впервые оно было дано в программном документе - Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы: утв. Указом Президента РК от 29 ноября 2005 г. № 1677, в котором было выделено четыре ее разновидности, а именно: 1) Дискриминация косвенная - действия, основанные не на формальном различении (ограничении, исключении) по признаку пола, но оказывающие неодинаковый эффект на лиц разного пола в плане использования ими прав и свобод. 2) Дискриминация позитивная - возможность введения временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами. Предоставление преимуществ при продвижении по службе, выдвижении в выборные органы власти, трудоустройстве, получении образования представителям групп, традиционно дискриминируемым по признаку пола. _________________ 36 Ярков В.В. Цели судопроизводства и доступ к правосудию // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001. С. 72.
3) Дискриминация прямая - дискриминация с конкретным указанием на половую принадлежность с целью использования этого в действиях. 4) Дискриминация скрытая - преднамеренная дискриминация без прямого указания на половую принадлежность, но приводящая к неодинаковому результату для лиц разного пола. В последующем в Законе РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» дискриминация по признаку пола определена как «ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола» (п. 3 ст. 1). В этом же законе также определено, что «гендерное равенство - правовой статус, обеспечивающий мужчинам и женщинам равные права и равные возможности и реальный доступ к участию в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни вне зависимости от половой принадлежности (п. 2 ст. 1), а также дана дефиниция понятия «равные возможности» как системы средств и условий, необходимых для реального достижения равенства прав (п. 5 ст.1). Пункт 2 ст. 15 Конвенции обязывает государства предоставлять «женщинам одинаковую с мужчинами гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации. Они, в частности, обеспечивают им равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах». Правоспособность как важнейший элемент правового регулирования находит свое выражение посредством закрепления в законодательстве способности лица иметь права быть субъектом тех или иных правоотношений, в том числе - способность обращаться в суд. Правоспособность лица возникает с момента рождения и прекращается в связи со смертью лица, она присуща всем гражданам, независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и от пола. Норма, закрепленная в п. 2 ст. 15 Конвенции является правовой основой установления не только правоспособности женщины вообще, но и ее процессуальной правоспособности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, предоставляющей женщине наравне с мужчиной возможность обратиться за судебной защитой. Процессуальная правоспособность выражается в способности лица, выражающаяся в обеспеченной правом возможности быть субъектом процессуальных (уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административно-процессуальных) прав, позволяющие ему быть участником судопроизводства (гражданского, административного, уголовного). Так, Комитет по правам человека ООН, отметил, что право на признание правосубъектности женщины означает, «способность женщин владеть имуществом, заключать контракты или осуществлять другие гражданские права и не может быть ограничена на основе семейного положения или по каким-либо другим дискриминационным основаниям»37. Казахстанское национальное законодательство предоставляет женщинам равную с мужчинами правоспособность, в том числе и процессуальную, предоставляющую ей возможность обращения за судебной защитой своих прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем, во многих исследованиях отмечается, что права женщин не реализуются в полной мере ни в одном государстве, что в равной степени относится и к Казахстану, поскольку вызвано традиционным подходом к роли женщины в обществе38, как второстепенной, что в повседневной жизни «ставит женщину в неравное с мужчиной положение при действующих законах, которые формально предусматривают, утверждают, гарантируют действие механизма соблюдения гендерного равенства»39, а также имеется ряд других факторов, затрудняющих возможность реализации этого права для некоторых категорий женщин из социально-уязвимых слоев населения40.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |