|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Д. Пак, профессиональный бухгалтер РК, CAP, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
КАК ОФОРМЛЯЕТСЯ НЕДОСТАЧА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ?
Как оформляется недостача при проведении инвентаризации ОС, и какие меры предпринимаются к МОЛ? Какая стоимость подлежит восстановлению и достаточно ли казенному предприятию списать по итогам инвентаризации ОС или это необходимо сделать согласовано с уполномоченным органом?
Нормативная база. Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях утверждены Приказом Министра финансов от 3 августа 2010 года № 393. Согласно пункту 129 данных Правил выявленная в ходе инвентаризации недостача долгосрочных активов, запасов и других активов возмещается за счет виновных лиц. Порядок проведения инвентаризации в государственных учреждениях утвержден Приказом Министра финансов от 22 августа 2011 года № 423. Согласно указанным Правилам выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденными приказом Министра финансов от 3 августа 2010 года № 393. ОС, запасы, денежные средства и другие материальные ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовый результат. Недостача материальных ценностей, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на расходы государственного учреждения. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (заключение экспертов). По всем недостачам, излишкам, потерям, связанным с порчей долгосрочных активов и других ценностей, должны быть получены письменные объяснения соответствующих лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь от порчи ценностей, а также их излишков, и в соответствии с этим вносит предложения по регулированию разниц между данными инвентаризации и данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. По результатам проведенной инвентаризации оформляется Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией согласно приложению 3 к Правилам проведения инвентаризации в государственных учреждениях. Выводы. На основании изложенного, характер недостач, выявленных по результатам инвентаризации ОС в государственных учреждениях, устанавливается комиссией, при этом в обязательном порядке должны быть получены письменные объяснения соответствующих лиц (МОЛ). Недостача материальных ценностей относится на виновных лиц в полном размере. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на расходы государственного учреждения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |