|
|
|
Источник: Прочие
01.10.2014 Новый закон об оценочной деятельности − новая почва для коррупции? На рассмотрение Мажилиса был направлен Законопроект об оценочной деятельности в Республике Казахстан в новой редакции. Необходимость пересмотреть Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 года возникла не вчера. Оценочная деятельность испытывает ряд серьезных проблем. Большое число лицензированных оценщиков на рынке привело к ужесточению конкуренции, и недобросовестная практика стала обычным явлением. Массовые случаи «заказной оценки» подорвали доверие к оценщикам. Система государственного регулирования обнаружила свою неэффективность. В част-ности, проверка многочисленных отчетов об оценке сводится к формальной процедуре из-за недостатка времени и специальных знаний у чиновников. Назрела необходимость активизировать саморегулирование оценочной области. В 2009 году было введено понятие «Палата оценщиков», а годом позже в Казахстане создана Рес-публиканская палата оценщиков («РПО»). Новый закон преследует цель ликвидировать неэффективные государственные функции регулирования и наделяет функциями контроля территориальные палаты оценщиков. Все территориальные палаты будут обязаны являться членами единого органа − Республиканской палаты оценщиков. Иными словами, полномочия по контролю и регулированию всей деятельности по оценке перейдут от государственного органа к РПО. В переходе к саморегулированию есть рациональное зерно - государство не в состоя-нии знать все тонкости работы отрасли. Говоря попросту, давайте сменим чиновников на коллег-профессионалов, уж они-то знают, что и как контролировать в сфере оценки, как не допустить недобросовестной практики или низкого качества услуг. Но давайте задумаемся. В составе РПО - оценщики, представляющие интересы конкретных игроков рынка. Они одновременно − субъекты оценочной деятельности и ее регуляторы, а это в корне противоречит принципу незаинтересованности. РПО получит рычаги воздействия на других субъектов оценочной деятельности. В числе полномочий РПО будут плановые и внеплановые проверки организаций-оценщиков, разработка положений и правил для оценщиков, экспертиза отчетов об оценке, выдача ква-лификационных свидетельств оценщикам, ходатайство о приостановлении квалификацион-ных свидетельств оценщиков или лицензий оценочных организаций. Право контроля создаёт возможности для удушения конкурентов и реструктуризации рынка оценки. Рынок услуг оценки будет монополизирован ограниченным числом заинте-ресованных лиц. И как тут не произрасти новым росткам коррупции? Коррупционная подоплека нового законопроекта особенно прослеживается в связи с экспертизой отчетов по оценке, ведь лицо, не согласное с результатами оценки, может об-ратиться за экспертизой только в территориальную палату оценщиков или РПО. Возникают вопросы. Не лоббируют ли этот законопроект лица, связанные с РПО, в стремлении к получению доходов? Подвергся ли новый законопроект антикоррупционной экспертизе перед направлением его в Мажилис? На каком основании квалификация оцен-щиков из территориальных палат и РПО признана более высокой? Саморегулирование не должно превращаться в легальный инструмент для рыночного сговора, с формированием узкого монопольного круга избранных. Но означает ли это, что саморегулирование - это заведомо провальный путь? Нет, конечно. Так, в Великобритании государственного регулирования оценочной деятельности нет, но общественная система регулирования прошла долгий путь развития и имеет большой авторитет. Все полномочия находятся у старейшей организации − Королевского института сертифицированных оценщиков. Есть еще немало примеров удачного опыта других стран. Однако важно понимать, что саморегулирование - это признак развитого гражданского общества. Наши законодатели пытаются внедрить сложившуюся и эволюционировавшую западную модель. Казахстанский рынок оценочных услуг к саморегулированию пока не готов. Образно говоря, нам до саморегулирования надо еще дорасти. На этом этапе более разумным представляется не противопоставление саморегулирования государственному контролю, а поиск баланса между ними. В противном случае новый закон будет не бороться с коррупцией, а способствовать ей.
Кыдырбек-улы Алгатбек Балгабекович, ректор Академии оценки и строительства
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |