|
|
|
Закон Украины от 16 сентября 2014 года № 1682-VII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.12.2022 г.)
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы проведения очищения власти (люстрации) для защиты и утверждения демократических ценностей, верховенства права и прав человека в Украине.
Статья 1 Основные принципы очищения власти 1 Очищение власти (люстрация) - это установленная этим Законом или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности (находиться на службе) (далее - должности) (кроме выборных должностей) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 2 Очищение власти (люстрация) осуществляется с целью недопущения к участию в управлении государственными делами лиц, которые своими решениями, действиями или бездеятельностью осуществляли мероприятия (и / или способствующих их осуществлению), направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека, и основывается на принципах: верховенства права и законности; открытости, прозрачности и публичности; презумпции невиновности; индивидуальной ответственности; гарантирования права на защиту. 3 В течение десяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона должности, по которым осуществляется Очищение власти (люстрация), не могут занимать лица, указанные в частях первой, второй, четвертой и восьмой статьи 3 настоящего Закона, а также лица, которые не подали в срок, определенный этим Законом, заявления, предусмотренные частью первой статьи 4 настоящего Закона. 4 Лица, указанные в частях третьей, пятой - седьмой статьи 3 настоящего Закона, не могут занимать должности, по которым осуществляется Очищение власти (люстрация), в течение пяти лет со дня вступления в силу соответствующего решения суда. 5 Запрет, предусмотренный частью третьей или четвертой настоящей статьи, может применяться к лицу только один раз. 6 Применение к лицу запрета, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не является основанием для отказа от применения запрета, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, при наличии оснований и в порядке, определенных настоящим Законом. 7 Запрет, предусмотренная частями третьей и четвертой настоящей статьи, не применяется к лицам, указанным в частях второй - четвертой статьи 3 настоящего Закона, которые признаны участниками боевых действий во время проведения антитеррористической операции на востоке Украины, а также при осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в установленном законодательством порядке. 8. Запрет, предусмотренный частью третьей или четвертой настоящей статьи, не применяется к лицам высшего офицерского состава, занимали или занимают должности в Министерстве обороны Украины, Вооруженных Силах Украины, Государственной пограничной службе Украины, Национальной гвардии Украины и других образованных в соответствии с законами военных формированиях, если это обусловлено необходимостью обеспечения обороноспособности государства и при условии удовлетворения соответствующего ходатайства в порядке, определенном настоящим Законом. Министр обороны Украины, Председатель Государственной пограничной службы Украины, командующий Национальной гвардии Украины, руководители других военных формирований имеют право вносить по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны мотивированное ходатайство к Президенту Украины относительно неприменения к лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, запрета занимать должности, по которым осуществляются меры по очистке власти (люстрации). Ходатайство, предусмотренное абзацем вторым настоящей части, может также быть внесен в отношении лиц высшего офицерского состава, которые были уволены с занимаемых должностей в Министерстве обороны Украины, Вооруженных Силах Украины, Государственной пограничной службе Украины, Национальной гвардии Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формированиях, по которым были применены запрета, определенные частями третьей или четвертой этой статьи. По результатам рассмотрения соответствующего ходатайства Президент Украины принимает решение. В случае удовлетворения соответствующего ходатайства лицо считается по которой не применены запрета, определенные частью третьей или четвертой этой статьи. 9. Решение, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий при исполнении настоящего Закона обжалуются в судебном порядке.
Статья 2 Должности, по которым осуществляются меры по очищению власти (люстрации) 1 Мероприятия по очищению власти (люстрации) осуществляются по: 1) Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины, а также министра, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, их первых заместителей, заместителей; 2) Генерального прокурора, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, начальника Управления государственной охраны Украины, руководителя центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, руководителя налоговой милиции, руководителя центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, их первых заместителей, заместителей; 3) военных должностных лиц Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих службы по призыву по мобилизации; 4) членов Высшего совета правосудия, членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, судей, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя; 5) Главы Администрации Президента Украины, руководителя Государственного управления делами, Руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первых заместителей, заместителей; 6) начальствующего состава органов внутренних дел, центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты; 7) должностных и служебных лиц органов прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Управления государственной охраны Украины, Национального банка Украины; 8) членов Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, председателей и членов национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг; 9) руководителей государственных, в том числе казенных, предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также государственных предприятий, которые принадлежат к сфере управления субъекта предоставления административных услуг; 10) других должностных и служебных лиц (кроме выборных должностей) органов государственной власти, органов местного самоуправления; 11) лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в пунктах 1 - 10 настоящей части.
Статья 3 Критерии осуществления очищения власти (люстрации) 1 Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, которые занимали совокупно не менее одного года должность (должности) в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014: 1) Президента Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины; 2) министра, руководителя центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабинета Министров Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, их первого заместителя, председателя или члена национальной комиссии, осуществляющей в соответствии государственное регулирование естественных монополий, государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг; 3) Генерального прокурора Украины, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, начальника Управления государственной охраны Украины, руководителя центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции, их первого заместителя или заместителя, заместителя Министра внутренних дел Украины; 4) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первого заместителя, заместителя; 5) Главы Администрации Президента Украины, руководителя Государственного управления делами, Руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первого заместителя, заместителя; 6) члена Высшего совета юстиции (кроме Председателя Верховного Суда Украины), члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя; 7) руководителя, заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа (аппарата) Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции; 8) руководителя, заместителя руководителя территориального (регионального) органа прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; 9) Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателям областных, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, их первых заместителей, заместителей, председателя районной государственной администрации, районного в городе Киеве государственной администрации; 10) Начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, командующего Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, командующего Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, командующего Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, их первого заместителя. 2 Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, которые занимали должность (должности) в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 и не были освобождены в этот период с соответствующей должности (должностей) по собственному желанию: 1) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины, министра, руководителя центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабинета Министров Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, начальника Управления государственной охраны Украины, руководителя центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, Главы Администрации Президента Украины, руководителя Государственного управления делами, Руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первого заместителя, заместителя; 2) члена Высшего совета юстиции (кроме Председателя Верховного Суда Украины), члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя; 3) руководителя, заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа (аппарата) Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции; 4) руководителя, заместителя руководителя территориального (регионального) органа прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах в городе Киеве; 5) Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателям областных, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, их первых заместителей, заместителей, председателя районной государственной администрации, районного в городе Киеве государственной администрации; 6) Начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, командующего Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, командующего Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, командующего Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, их первого заместителя, заместителя; 7) председателя или члена национальной комиссии, осуществляющей в соответствии государственное регулирование естественных монополий, государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг; 8) руководителя государственного предприятия, относящегося к сфере управления субъекта предоставления административных услуг, которое в соответствии с законодательством совершает действия, необходимые для предоставления административных услуг; 9) работника правоохранительного органа, который принимал участие в задержании лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 № 743-VII; 10) работника правоохранительного органа, который составлял и / или своему действию способствовал составлению рапортов, протоколов об административном правонарушении, сообщений о подозрении в совершении уголовного преступления, обвинительных актов в отношении лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 № 743-VII; 11) следственного органа досудебного расследования, дознавателя, оперативного работника, инспектора, который проводил следственные и оперативные действия в отношении лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 № 743-VII; 12) работника органа прокуратуры, осуществлял процессуальное руководство, вносил представление, согласования, поддерживал ходатайство о применении мер, поддерживал государственное обвинение в суде в отношении лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины» О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 № 743-VII; 13) судьи, вынес постановление о разрешении на задержание с целью поводу, о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, принял решение о привлечении к административной или уголовной ответственности лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины «от 21 февраля 2014 № 743-VII. 3 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к судьям, которые постановлювалы постановления о разрешении на задержание с целью поводу, о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, принимали обвинительные приговоры, оставляли их без изменений в отношении лиц, к которым применен полной индивидуальной амнистии Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине «относительно полной реабилитации политических заключенных» от 27 февраля 2014 № 792-VII, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов, своими решениями, действиями или бездеятельностью осуществляли мероприятия (и / или способствующих их осуществлению), направленные на уголовное преследование и привлечение к уголовной ответственности лиц, к которым применены полной индивидуальной амнистии Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине «по полной реабилитации политических заключенных «от 27 февраля 2014 № 792-VII. 4 Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, которые: 1) были избраны и работали на руководящих должностях Коммунистической партии Советского Союза, Коммунистической партии Украины, Коммунистической партии другой союзной республики бывшего СССР начиная с должности секретаря районного комитета и выше; 2) были избраны и работали на руководящих должностях начиная с должности секретаря ЦК ЛКСМУ и выше; 3) были штатными работниками или негласными агентами в КГБ СССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик бывшего СССР, Главному разведывательном управлении Министерства обороны СССР, высшие учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей). 5 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления (кроме лиц, указанных в частях первой - четвертой настоящей статьи), которые, занимая соответствующую должность в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, своим решением, действием или бездействием, что установлено решением суда в отношении них, вступившее в законную силу, осуществляли мероприятия, направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности, обороны или территориальной целостности Украины, что повлекло нарушение прав и свобод человека. 6 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе судей, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры Украины и других правоохранительных органов, которые своими решениями, действиями или бездействием, что установлено решением суда в отношении них, вступившее в законную силу, осуществляли мероприятия, направленные на препятствование реализации конституционного права граждан Украины собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации или направленные на причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года. 7 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе судей, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов, в отношении которых установлено решением суда, вступившим в законную силу, что они: 1) сотрудничали со спецслужбами других государств как тайные информаторы в оперативном получении информации; 2) своими решениями, действиями или бездеятельностью осуществляли мероприятия (и / или способствующих их осуществлению), направленные на подрыв основ национальной безопасности, обороны или территориальной целостности Украины; 3) призвали публично к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины; 4) разжигали межнациональную вражду; 5) своими противоправными решениями, действием или бездействием привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека. 8 Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, проверка в отношении которых установила недостоверность сведений о наличии имущества (имущественных прав), указанных в представленных ими за прошлый год декларациях лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и / или несоответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в их декларациях, приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях, определенных пунктами 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, доходам, полученным из законных источников. 9 Суды общей юрисдикции при принятии решений по делам и в отношении лиц, предусмотренных частями пятой - седьмой настоящей статьи, применяют положения настоящего Закона и устанавливают запрет, предусмотренную частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, а также подают соответствующее решение Государственной судебной администрации Украины для его передачи в Министерство юстиции Украины и внесения сведений в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «Об очищению власти». 10 При постановлении приговоров в делах и в отношении лиц, предусмотренных частями пятой - седьмой настоящей статьи, суды назначают запрет, предусмотренную частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, в качестве основного или дополнительного наказания в соответствии с положениями Уголовного кодекса Украины. В случае назначения запрета, предусмотренного частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, в качестве дополнительного наказания срок такого запрета составляет пять лет.
Статья 4 Заявления должностных или служебных лиц 1 Лица, находящиеся на должностях, определенных в пунктах 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, подают руководителю или органа, указанном в части четвертой статьи 5 настоящего Закона, заявление, в котором сообщают о том, что к ним применяются запреты, определенные частью третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, или сообщают о том, что к ним не применяются соответствующие запреты, и о согласии на прохождение проверки, согласие на обнародование сведений о них в соответствии с настоящим Законом (далее - заявление). 2 Заявление подается не позднее чем на десятый день со дня начала проведения проверки в соответствующем органе, на предприятии в соответствии с планом проведения проверок, утверждение которого предусмотрено пунктом 3 части второй статьи 5 настоящего Закона. 3 Непредставление заявления в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, является основанием для освобождения лица от занимаемой должности не позднее чем на третий день после истечения срока на подачу заявления и применения к ней запрета, предусмотренного частью третьей статьи 1 настоящего Закона. Подача заявления, в которой лицо сообщает о том, что в ней применяется запрет, указанная в части третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, является основанием для освобождения лица от занимаемой должности не позднее чем на третий день после подачи такого заявления и применения к ней соответствующей запрета.
1 Органом, уполномоченным на обеспечение проведения проверки, предусмотренной настоящим Законом, является Министерство юстиции Украины. Министерство юстиции Украины не позднее чем в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона образует совещательный общественный орган по люстрации при Министерстве юстиции Украины для обеспечения осуществления общественного контроля за процессом очищения власти (люстрации), в состав которого должны входить представители медиа и представители общественности. 2 Министерство юстиции Украины в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины: 1) перечень органов, осуществляющих проверку достоверности соответствующих сведений по применению запретов, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 1 настоящего Закона, согласно их компетенции; 2) порядок проведения проверки, предусмотренной настоящим Законом; 3) план проведения проверок по каждому органу государственной власти и органа местного самоуправления, предприятию, в котором работают лица, указанные в пунктах 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, в соответствии с очередностью, определенной частью шестой настоящей статьи. 3 Представленные Министерством юстиции Украины проекты документов, определенных частью второй настоящей статьи, утверждаются Кабинетом Министров Украины не позднее чем на десятый день после представления Министерством юстиции Украины и в течение десяти дней со дня их утверждения публикуются на официальном сайте Министерства юстиции Украины. Министерство юстиции Украины не позднее чем на десятый день со дня утверждения Кабинетом Министров Украины перечня органов, предусмотренного пунктом 1 части второй настоящей статьи, размещает на своем официальном веб-сайте информацию о почтовый и электронный адреса, контактный номер телефона каждого из органов государственной власти, в компетенции которых относится проведение проверки, а также совещательного общественного органа по люстрации при Министерстве юстиции Украины, в которых физические и юридические лица в течение одного месяца со дня начала прохождения проверки могут подать информацию о лице, в отношении которого проводится проверка, о распространении на нее запретов, предусмотренных настоящим Законом. Такая информация, представленная физическими и юридическими лицами, подлежит рассмотрению органами государственной власти, в компетенцию которых входит проведение проверки. 4 Организация проведения проверки лиц (кроме судей и лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части) возлагается на руководителя соответствующего органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности лица, в отношении которого осуществляется проверка. Организация проведения проверки судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья. Организация проведения проверки членов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания возлагается на руководителя органа, в котором работает. 5 Проверке подлежат: 1) достоверность указанных в заявлении сведений о неприменении запретов, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 1 настоящего Закона; 2) достоверность сведений о наличии имущества (имущественных прав) и соответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, по прошлый год (далее - декларация), приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях, определенных в пунктах 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, доходам, полученным из законных источников. Пункт 2 этой части не применяется к курсантов высших военных учебных заведений, курсантов высших учебных заведений, которые имеют в своем составе военные институты, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки, а также к категориям лиц, которые согласно части пятой статьи 45 Закона Украины «О предотвращении коррупции» освобождаются от обязанности представления декларации. 6 Проверка осуществляется в следующей очередности: 1) Министра юстиции Украины, должностных и служебных лиц Министерства юстиции Украины, руководителей, должностных и служебных лиц органов, определенных пунктом 1 части второй настоящей статьи; 2) руководителей органов, определенных пунктами 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона; 3) заместителей руководителей органов, определенных пунктами 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, руководителей их структурных подразделений, руководителей их территориальных (региональных) органов и лиц, указанных в пункте 9 части первой статьи 2 настоящего Закона; 4) других лиц, указанных в пунктах 1 - 10 части первой статьи 2 настоящего Закона. 7 Руководитель органа, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, не позднее чем на третий день после получения заявления направляет в соответствующие районные, городские (городов областного значения), районных в городах территориальных органов государственной власти по месту жительства лица, в компетенцию которых входит проведение проверки соответствующих сведений, определенных в пункте 1 части пятой настоящей статьи, запросы о проверке сведений в отношении лица, в отношении которого проводится проверка, к которым прилагаются копии заявления. В соответствующий районный, городской (городов областного значения), районного в городах территориального органа государственной власти по месту жительства лица, в компетенцию которого входит проведение проверки сведений, определенных пунктом 2 части пятой настоящей статьи, руководитель органа, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, не позднее чем на третий день после получения заявления направляет запрос о проверке соответствующих сведений в отношении лица, в отношении которого проводится проверка, к которому прилагается копия декларации лица. Запросы, предусмотренные абзацами первым и вторым настоящего пункта, передаются одновременно. В этот же день руководитель органа, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, уведомляет в Министерство юстиции Украины о начале прохождения проверки лицом, не позднее чем на пятый день с момента его получения размещается на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины с указанием дня начала прохождения проверки. 8 День отправки соответствующих запросов и прилагаемых к ним документов, а также сообщения в Министерство юстиции Украины является днем начала прохождения проверки. 9 Информация о начале прохождения проверки лицом и копия ее заявления (кроме сведений, отнесенных законом к информации с ограниченным доступом) размещаются в течение трех дней после получения заявления на официальном сайте органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности лица, в отношении которого осуществляется проверка. Абзац первый настоящей части не распространяется на должностных и служебных лиц, военных должностных лиц Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований на время осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях (операции Объединенных сил). 10 В случае установления по результатам проверки недостоверности сведений, определенных пунктом 2 части пятой настоящей статьи, орган, проводивший проверку, в течение трех рабочих дней со дня выявления всех недостоверности и / или несоответствий, но не позднее чем на тридцатый день со дня получения запроса, сообщает о них лицо, в отношении которого проводится проверка. Лицо, в отношении которого проводится проверка, не позднее чем на пятнадцатый рабочий день со дня получения им уведомления предоставляет письменное объяснение по таким фактам и подтверждающие документы, которые являются обязательными для рассмотрения и учета соответствующим органом при подготовке заключения о проверке. 11 Орган, проводивший проверку, направляет заключение о результатах проверки, подписанный руководителем такого органа (или лицом, исполняющим его обязанности), руководителю органа, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи, не позднее чем на шестидесятый день со дня начала прохождения проверки. Такой вывод может быть обжалован лицом в судебном порядке. 12 В случае установления по результатам проверки личности недостоверности сведений, определенных пунктами 1 и / или 2 части пятой настоящей статьи, орган, проводивший проверку, направляет копию заключения о результатах проверки в Министерство юстиции Украины для официального обнародования на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины информации о поступлении такого заключения и внесения в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «об очищению власти», не позднее чем в трехдневный срок со дня получения такого заключения. 13 В случае установления в ходе проверки судьи недостоверности сведений, определенных пунктами 1 и / или 2 части пятой настоящей статьи, орган, проводивший проверку, направляет копию заключения о результатах проверки в Министерство юстиции Украины, которое в трехдневный срок со дня получения такого заключения направляет его в Высший совет правосудия и / или Высшей квалификационной комиссии судей Украины и обращается с предложением о принятии представления об освобождении судьи от должности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |