|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Е.Умай, Профессиональный бухгалтер РК, CAP, ДипИФР, DipFM
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Какие виды налоговой отчетности, и в какие сроки должны предоставлять общественные фонды, каково отличие по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности у общественных фондов от коммерческих предприятий.
Нормативная база. Понятие, права и обязанности НКО изложены в Законе РК «О некоммерческих организациях». Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками. Цели деятельности некоммерческих организаций определяются учредительными документами. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно - полезные цели. Фонд должен иметь руководителя и бухгалтера, которые не связаны браком, близким родством или свойством. Одно и то же лицо не может находиться на обеих должностях. Руководитель на основании учредительных документов, решений органа управления фонда вправе совершать сделки от имени фонда. В уставе фонда могут быть установлены сферы деятельности других уполномоченных лиц, которые могут действовать самостоятельно и совершать сделки. Руководитель фонда имеет право представлять фонд в суде, государственных органах, а также в организациях без доверенности. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав на имущество фонда и за невыполнение обязательств могут быть исключены из фонда общим собранием учредителей в порядке, установленном уставом. Фонд обязан в установленный уставом срок осуществлять проверки финансовой деятельности. Проверки осуществляются ревизором или аудиторской организацией. Порядок избрания ревизора определяется уставом, аудиторские организации привлекаются в порядке, установленном законодательством. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях. В зависимости от состава учредителей, а также от сферы деятельности могут быть созданы частный, корпоративный, общественный, государственный фонды. В зависимости от целей деятельности могут быть созданы социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные фонды. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РК и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной принцип: некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям. Законодательными актами РК могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно - правовых форм. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Налогообложение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с налоговым законодательством РК. Важно: доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не могут распределяться между членами (участниками) некоммерческих организаций и направляются на уставные цели. Допускается использование общественными и религиозными объединениями, фондами своих средств на благотворительные цели. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются: 1) поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях; 4) дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам); 5) другие не запрещенные законом поступления. Бухгалтерский и налоговый учет в НКО. Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях не рассматривается в данной статье ввиду существования специальных инструкций для данных организаций. НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством РК, руководствуются следующими НПА: 1) Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; 2) Правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Правительства РК 3) Приказ Министра финансов РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов»; 4) НСФО, утвержденный приказом Министра финансов; 5) Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министра финансов РК; 6) Учетная политика НКО, разработанная и утвержденная НКО, с учетом требований законодательства о бухгалтерском учете в РК; 7) Налоговая учетная политика, разработанная и утвержденная НКО, с учетом требования налогового законодательства РК. Согласно НСФО, бухгалтерская отчетность НКО состоит из следующих форм: 2) отчет о прибылях и убытках. Дополнительно по требованию заинтересованных сторон, НКО может представлять другие формы финансовой отчетности (отчет о движении денежных средств, пояснительную записку). Налоговая учетная политика - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса РК. Налоговая учетная политика может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. НКО осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РК. Метод начисления - метод учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалентов. НКО на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с применением рыночного курса обмена валюты. Учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, наряду с уставной, то она обязана вести раздельный учет доходов и расходов, в целях определения налогооблагаемого дохода. Согласно пункту 1 статьи 58 Налогового кодекса РК, налогоплательщик, осуществляющий виды деятельности, для которых согласно Налогового кодекса РК, предусмотрены различные условия налогообложения, обязан вести раздельно учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности. Раздельный налоговый учет ведется налогоплательщиком на основании учетной документации с соблюдением требований, установленных Налоговым кодексом РК. Налогоплательщик не может объединять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по видам деятельности, для которых Налоговым кодексом РК установлены требования по ведению раздельного налогового учета. Налогоплательщик самостоятельно устанавливает в налоговой учетной политике порядок ведения раздельного налогового учета, в том числе перечень видов общих доходов и расходов, методы распределения таких доходов и расходов между видами деятельности, для которых Налоговым кодексом РК установлены различные условия налогообложения. При этом под общими доходами и расходами налогоплательщика понимаются доходы и расходы отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые не имеют прямой причинно-следственной связи с осуществлением отдельного вида деятельности и не могут быть в полном объеме отнесены ни к одному из видов деятельности, для которых Налоговым кодексом РК установлены различные условия налогообложения. Уполномоченным органом в сфере налогообложения утверждена форма декларации по КПН с приложениями к данной декларации отдельно для НКО - форма 130.00. Если организация ведет предпринимательскую деятельность, то она обязана предоставить декларацию по СГД по форме 130.00 (по некоммерческой деятельности) и форму 100.00 (по предпринимательской деятельности), для чего обязана обеспечить раздельный учет доходов и расходов. Согласно пункту 1 статьи 134 Налогового кодекса РК, для целей Налогового кодекса РК некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме установленной гражданским законодательством РК для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: 1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового; 2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками. Важно: согласно пункту 2 статьи 134 Налогового кодекса РК, не подлежит налогообложению при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 134 Налогового кодекса РК: - доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа; - доход в виде вознаграждения по депозитам; - доход в виде гранта; - вступительные и членские взносы; - взносы участников кондоминиума; - благотворительная и спонсорская помощь; -безвозмездно полученное имущество; - отчисления и пожертвования на безвозмездной основе. В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходы некоммерческой организации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Важно: доходы, не указанные в пункте 2 статьи 134 Налогового кодекса РК (доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа, в виде вознаграждения по депозитам, гранта, вступительных и членских взносов, взносов участников кондоминиума, благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездно полученного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. При этом некоммерческая организация обязана вести раздельный учет по доходам, освобождаемым от налогообложения в соответствии с настоящей статьей, и доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке. При получении доходов, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке, сумма расходов некоммерческой организации, подлежащая отнесению на вычеты, определяется по выбору налогоплательщика по пропорциональному или раздельному методу. По пропорциональному методу сумма расходов, подлежащая отнесению на вычеты, в общей сумме расходов определяется исходя из удельного веса доходов, не указанных в пункте 2 статьи 134 Налогового кодекса РК, в общей сумме доходов некоммерческой организации. По раздельному методу налогоплательщик ведет раздельный учет по расходам, относящимся к доходам, указанным в пункте 2 статьи 134 Налогового кодекса РК, и расходам, относящимся к доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке. Положения статьи 134 Налогового кодекса РК не распространяются на некоммерческие организации, которые признаются: 1) автономными организациями образования в соответствии со статьей 135-1 Налогового кодекса РК; 2) организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере в соответствии со статьей 135 Налогового кодекса РК. Согласно пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса РК, налогоплательщики, являющиеся в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РК КПН на 100 %. Для целей Налогового кодекса РК к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в настоящем пункте, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 % СГД таких организаций. К деятельности в социальной сфере относятся следующие виды деятельности: 1) оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных; 2) оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, после среднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению; 3) деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством РК, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; 4) библиотечное обслуживание. Доходы организаций, предусмотренных настоящим пунктом, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности. Для целей Налогового кодекса РК к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, также относятся организации, которые соответствуют следующим условиям: 1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 % от общего числа работников; 2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 % (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, - не менее 35 %) от общих расходов по оплате труда. К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, не относятся организации, получающие доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров. При нарушении условий, предусмотренных статьей 135 Налогового кодекса РК, полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |