|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона Республики Казахстан «О коммерческом арбитраже» (ноябрь 2014 года) 2. Проект Закона РК (31 марта 2015 года) 3. Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 23 февраля 2015 года № 8-3-8/ЖТ-У-262 4. Пояснительная записка Правительства РК от 31 марта 2015 года № 13/П-52 к проекту Закона РК 7. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 11. Письмо Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 404 12. Письмо Ассоциация налогоплательщиков Казахстана от 14 января 2015 года № 55-01/15 13. Письмо ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» от 12 января 2015 года № 6/1-01/15 15. Письмо РОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспертов Казахстана» от 12 января 2014 года № 53 17. Письмо Ассоциация «KAZENERGY» от 20 января 2015 года № 07-03/11-и 18. Письмо Евразийская промышленная Ассоциация от 30 марта 2015 года № 6/542 19. Новости, обсуждения по проекту 20. Закон РК от 8 апреля 2016 года № 488-V
ЗАКОН
Проект Закона РК внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 31 марта 2015 года № 163
Об арбитраже
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядок и условия признания и исполнения в Казахстане арбитражных решений.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения Настоящий Закон применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых отношений с участием физических и юридических лиц, независимо от расположения (регистрации) субъектов спора внутри государства или за его пределами, разрешаемых арбитражем, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) публичный порядок Республики Казахстан - основы правопорядка, закрепленные в законодательных актах Республики Казахстан; 2) суд - суд судебной системы Республики Казахстан, который в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан уполномочен рассматривать дела о спорах, возникающих из гражданско-правовых отношений по первой инстанции; 3) арбитраж - арбитраж, образованный специально для рассмотрения конкретного спора, или постоянно действующий арбитраж либо арбитр, рассматривающий спор единолично; 4) арбитражное соглашение (арбитражная оговорка) - письменное соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть из гражданско-правовых отношений спора на рассмотрение в арбитраж; 5) арбитражное разбирательство - процесс рассмотрения спора в арбитраже с вынесением арбитражного решения; 6) стороны арбитражного разбирательства - истец и ответчик, между которыми заключено арбитражное соглашение; 7) регламент арбитража - порядок организации деятельности постоянно действующего арбитража; 8) арбитражное решение - решение, вынесенное арбитражем; 9) арбитр - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в соответствии с настоящим Законом и/или регламентом соответствующего арбитража для разрешения спора; 10) обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в области гражданско-правовых договоров правила поведения, не противоречащие применимому праву независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.
1. Арбитражи в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего арбитража или арбитража для разрешения конкретного спора. Споры могут быть разрешены единолично арбитром либо коллегиально. 2. Постоянно действующие арбитражи могут образовываться физическими и юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Для образования постоянно действующего арбитража лица, указанные в настоящем пункте, должны утвердить регламент арбитража, список арбитров, которые будут осуществлять деятельность в данном арбитраже. 3. Арбитраж для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора, возникшего из их гражданско-правовых отношений, и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в суд. 4. Арбитражи в Республике Казахстан не могут быть образованы при государственных органах, государственных предприятиях, а также субъектами естественных монополий и субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке товаров и услуг, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежит государству.
Статья 4. Законодательство Республики Казахстан об арбитраже 1. Законодательство Республики Казахстан об арбитраже основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Принципы арбитражного разбирательства Арбитражное разбирательство осуществляется с соблюдением принципов: 1) автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы порядка и условий осуществления арбитражного разбирательства по возникшему или могущему возникнуть спору; 2) законности, означающей, что арбитры и арбитражи в своих решениях руководствуются только нормами применимого по соглашению сторон права; 3) независимости, означающей, что арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них; 4) состязательности и равноправия сторон, означающих, что стороны в арбитражном разбирательстве пользуются одинаковым объемом прав и несут одинаковый объем обязанностей, избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от кого-либо; 5) справедливости, означающей, что арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров и стороны арбитражного разбирательства должны действовать добросовестно, соблюдая установленные требования, нравственные принципы общества и правила деловой этики; 6) конфиденциальности, означающей, что арбитры и участники арбитражного разбирательства не вправе разглашать сведения, ставшие известными в ходе арбитражного разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о сведениях, ставших им известными в ходе арбитражного разбирательства, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 7) автономности арбитражного соглашения, означающей, что отмена, изменение или признание недействительной арбитражной оговорки не приводит к прекращению, изменению или признанию недействительным основного соглашения. Соответственно, отмена, изменение или признание недействительным основного соглашения не приводит к прекращению, изменению или признанию недействительной арбитражной оговорки.
Статья 6. Отказ от права на возражение Сторона, которая знает о том, что какое-либо положение настоящего Закона или какое-либо требование арбитражного соглашения не были соблюдены, и тем не менее продолжает участвовать в арбитражном разбирательстве, не заявив возражений против такого несоблюдения в течение срока, определенного регламентом арбитража для этой цели, считается отказавшейся от своего права на возражение.
Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность арбитража Арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо вмешательство в их деятельность государственных органов и иных организаций, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Статья 8. Передача спора на разрешение арбитража 1. Спор может быть передан на рассмотрение арбитража при наличии заключенного между сторонами арбитражного соглашения. 2. Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению. 3. Арбитражное соглашение в отношении спора, который находится на рассмотрении в суде, может быть заключено до принятия решения по спору указанным судом. В этом случае суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения. 4. Арбитражное соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. 5. В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, между физическими и (или) юридическими лицами. 6. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий арбитраж регламент постоянно действующего арбитража рассматривается в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения. 7. Действие арбитражного соглашения может быть прекращено соглашением сторон в том же порядке, в котором оно заключалось. 8. Арбитражу не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными, о банкротстве и реабилитации, между субъектами естественных монополий и их потребителями. 9. Арбитраж не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека. 10. Арбитраж вправе рассматривать споры между физическими и (или) юридическими лицами Республики Казахстан с одной стороны, и государственными органами, государственными предприятиями, а также юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежит государству, - с другой, при наличии согласия уполномоченного органа соответствующей отрасли.
Статья 9. Форма и содержание арбитражного соглашения 1. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в виде арбитражной оговорки в документе, подписанном сторонами, либо заключенным путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайпограммами, факсами, электронными документами или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления. 2. Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена в суде исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон предлагает передать дело на рассмотрение арбитража, а другая против этого не возражает. 3. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение арбитража, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме, и данная ссылка такова, что делает арбитражное соглашение частью договора. 4. Арбитражное соглашение должно содержать: 1) явно выраженное намерение сторон о передаче спора в арбитраж; 2) указание предмета, который подлежит рассмотрению арбитражем; 3) указание конкретного арбитражного института; 4) указание на регламент (если выбран постоянно действующий арбитраж) или порядок проведения арбитражного разбирательства; 5) согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли при рассмотрении спора между физическими и (или) юридическими лицами Республики Казахстан с одной стороны, и государственными органами, государственными предприятиями, а также юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежит государству, - с другой. Дополнительные условия арбитражного соглашения могут быть определены соглашением сторон. 5. Государственные органы, государственные предприятия, а также юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежит государству, намеривающие заключить арбитражное соглашение должны направить в уполномоченный орган соответствующей отрасли запрос о даче согласия на заключение такого соглашения. Уполномоченный орган соответствующей отрасли обязан в течение пяти дней рассмотреть запрос и направить письменное сообщение о согласии либо мотивированном отказе в даче согласия. При рассмотрении запроса уполномоченный орган соответствующей отрасли должен учитывать экономическую безопасность и интересы государства.
Статья 10. Арбитражное соглашение и предъявление иска по существу спора в суде Суд, в который подан иск по предмету арбитражного разбирательства, должен, если любая из сторон просит об этом, не позднее представления своего первого заявления по существу спора направить стороны в арбитраж, если не найдет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
Статья 11. Арбитры 1. Арбитром избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей арбитра, достигшее возраста тридцати пяти лет, имеющее высшее образование и непрерывный стаж работы в соответствующей отрасли не менее пяти лет. Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель арбитража. 2. Дополнительные требования к кандидатам в арбитры могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены регламентом постоянно действующего арбитража. 3. Арбитром не может быть лицо: 1) избранное или назначенное судьей в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан; 2) признанное судом в порядке, установленном законом Республики Казахстан, недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) имеющее неснятую или непогашенную судимость, либо лицо, которому предъявлено обвинение в совершении преступления; 4) являющееся государственным служащим, депутатом Парламента Республики Казахстан, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета, и военнослужащим.
Статья 12. Число арбитров при рассмотрении спора 1. Стороны вправе определить число арбитров, которое должно быть нечетным. 2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения спора в арбитраже избираются (назначаются) три арбитра.
Статья 13. Состав коллегии арбитров 1. Формирование состава коллегии арбитров производится путем избрания (назначения) арбитров (арбитра) по соглашению сторон. 2. В постоянно действующем арбитраже формирование состава коллегии арбитров производится в порядке, установленном регламентом постоянно действующего арбитража. 3. В арбитраже для разрешения конкретного спора формирование состава коллегии арбитров производится в порядке, согласованном сторонами. 4. По соглашению сторон арбитром может быть избран гражданин Республики Казахстан, иностранец либо лицо без гражданства. 5. При формировании состава коллегии арбитров, состоящего из трех арбитров, если стороны не договорились об ином или спор не рассматривает постоянно действующий арбитраж, каждая сторона назначает одного арбитра, и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего - председательствующего арбитра. 6. При отсутствии соглашения сторон суд или руководитель постоянно действующего арбитража в течение тридцати календарных дней может по заявлению одной из сторон спора назначить арбитров (арбитра) из числа лиц, находящихся в составах постоянно действующих арбитражей, в случаях, когда: 1) сторона не назначила арбитра в течение тридцати календарных дней с момента получения просьбы об этом от другой стороны; 2) если два арбитра в течение тридцати календарных дней с момента их назначения не договорились о выборе третьего арбитра; 3) стороны не договорились о выборе арбитра, рассматривающего спор единолично. 7. При рассмотрении спора постоянно действующим арбитражем, если стороны не договорились о составе коллегии арбитров, арбитры (арбитр) могут быть назначены руководителем постоянно действующего арбитража в течение тридцати календарных дней. Решение руководителя постоянно действующего арбитража о назначении арбитров отмене не подлежит.
1. Для использования данных об арбитрах Арбитражная палата Казахстана ведет единый реестр арбитров, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан. 2. Реестр арбитров - электронная база данных, содержащая сведения об арбитрах, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан. 3. Информация об арбитрах предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам для использования в работе. 4. Правила ведения и использования реестра арбитров утверждаются Арбитражной палатой Казахстан. 5. Реестр арбитров должен быть размещен на интернет-ресурсе Арбитражной палаты Казахстан на казахском и русском языках и обновляться по мере включения в него арбитров.
Статья 15. Условия деятельности постоянно действующего арбитража 1. Постоянно действующий арбитраж ведет реестр своих арбитров. Информация о постоянно действующем арбитраже, включая его юридический адрес и регламент, а также реестр арбитров размещаются в средствах массовой информации, в том числе и на интернет-ресурсах, для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация об арбитражных решениях размещается при наличии согласия сторон спора. Реестр арбитров должен содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) арбитра, опыт работы с указанием места работы, должности и периода работы, ученую степень и ученое звание (при наличии), количество рассмотренных дел. 2. Постоянно действующий арбитраж осуществляет хранение дел по рассмотренным спорам, в порядке, определенном его регламентом. Контроль за хранением дел постоянно действующих арбитражей осуществляет Арбитражная палата Казахстана.
1. В случае несоответствия арбитра требованиям статьи 11 настоящего Закона, стороны могут заявить об отводе арбитра. 2. Основаниями для отвода арбитра являются также следующие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности и/или компетентности, если: 1) тесно связанное с арбитром лицо является стороной спора или арбитр иным образом может ожидать значительной выгоды или ущерба в зависимости от результата рассмотрения спора; 2) арбитр или тесно связанное с ним лицо является руководителем юридического лица, его филиала или представительства, являющегося стороной спора, или иным образом представляет сторону или иное лицо, которое может ожидать значительной выгоды или ущерба в зависимости от результата рассмотрения спора; 3) арбитр выступал в качестве эксперта или иным образом заранее определил свою позицию в споре или содействовал стороне спора в подготовке или изложении ее позиции; 4) арбитр получил или потребовал вознаграждение в связи с рассмотрением данного дела, не предусмотренное настоящим Законом; 5) арбитр необоснованно не соблюдает сроки арбитражного разбирательства. Для целей настоящего Закона тесно связанным лицом является лицо, которое является супругом (супругой) арбитра или его родственником, свойственником, либо работником постоянно действующего арбитража, состоит в трудовых или договорных отношениях с арбитром, или имеет иные связи, свидетельствующие о его зависимости от арбитра. 3. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) арбитром, указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для его отвода в соответствии со статьей 11 настоящего Закона. В случае, если указанные обстоятельства возникли во время арбитражного разбирательства, арбитр должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод. 4. Сторона может заявить отвод избранному ею арбитру в соответствии с настоящей статьей только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после формирования состава арбитража для рассмотрения данного дела. 5. В постоянно действующем арбитраже процедура отвода арбитра может быть определена его регламентом. 6. В арбитраже для разрешения конкретного спора процедура отвода арбитра может быть согласована сторонами. 7. Если процедура отвода арбитра не согласована сторонами или не определена регламентом постоянно действующего арбитража, то письменное мотивированное заявление об отводе арбитра должно быть подано стороной в арбитраж в течение тридцати календарных дней после того, как стороне стали известны обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода. Если арбитр, которому заявлен отвод, отказывает в его удовлетворении или одна из сторон не согласна с отводом арбитра, то вопрос об отводе разрешается арбитрами, входящими в состав коллегии арбитров, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе арбитра, рассматривающего спор единолично, разрешается этим арбитром. Если арбитр, рассматривающий спор единолично, отказывает в удовлетворении ходатайства одной либо обеих сторон об отводе или одна из сторон не согласна с отводом арбитра, то вопрос об отводе решается путем принятия сторонами соглашения о прекращении арбитражного разбирательства в данном составе арбитража.
Статья 17. Прекращение полномочий арбитра 1. Полномочия арбитра могут быть прекращены по соглашению сторон по основаниям, предусмотренным в статье 16 настоящего Закона, а также в случае неисполнения своих полномочий в течение установленного срока по рассмотрению спора или неспособности осуществлять свои обязанности по болезни, в связи со смертью либо отказом от своих полномочий по рассмотрению спора. В случае разногласий относительно какого-либо из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, любая сторона может обратиться к руководителю постоянно действующего арбитража с ходатайством о принятии решения относительно прекращения полномочий арбитра. Решение относительно прекращения полномочий арбитра не подлежит отмене. 2. В случае прекращения полномочий арбитража или арбитра, рассматривающего спор единолично, производство по спору, находящемуся на рассмотрении, приостанавливается до избрания (назначения) другого арбитража (арбитра). 3. Полномочия арбитра прекращаются после вступления в силу решения арбитража по конкретному делу или в случае, если стороны договорились относительно такого прекращения. В случаях, предусмотренных статьей 44 настоящего Закона, полномочия арбитра возобновляются, а затем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных указанной статьей.
В случае прекращения полномочий арбитра, другой арбитр избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого арбитра. Избранный (назначенный) в порядке замены арбитр вправе назначить повторные слушания по делу.
Статья 19. Арбитражная палата Казахстана 1. Арбитражная палата Казахстана - некоммерческая, саморегулируемая организация, созданная в целях обеспечения благоприятных условий для реализации, стимулирования и поддержки деятельности арбитражей в Республике Казахстан в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. Деятельность Арбитражной палаты Казахстана регулируется настоящим Законом и уставом. Арбитражная палата Казахстана является юридическим лицом и подлежит регистрации в установленном законом порядке. 2. Задачи Арбитражной палаты Казахстана: 1) защита интересов арбитров, а также иных физических лиц в органах государственного управления Республики Казахстан, иностранных и международных организациях; 2) организация мероприятий на национальных и международных уровнях в сфере развития альтернативных методов решения споров, а также участие в них; 3) участие в совместных проектах с международными организациями по проведению исследований в сфере арбитража, альтернативных методов решения споров; 4) мониторинг арбитражной деятельности, унификация внутренних документов постоянно действующих арбитражей, арбитражной практики Республики Казахстан; 5) подготовка арбитров с выдачей сертификатов международного значения; 6) иные задачи в соответствии с настоящим Законом и учредительными документами Арбитражной палаты Казахстана. 3. Членами Арбитражной палаты Казахстана могут быть арбитры, а также физические лица, заинтересованные в совместном достижении целей Арбитражной палаты Казахстана, внесшие вступительный взнос и уплачивающие членские взносы. 4. Органами управления Арбитражной палаты Казахстана являются: 1) высший орган управления - общее собрание членов; 2) постоянно действующий коллегиальный орган управления - правление; 3) исполнительный единоличный орган - председатель правления; 4) орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Арбитражной палаты Казахстана - ревизионная комиссия (ревизор).
Глава 3. Ведение арбитражного разбирательства
Статья 20. Право арбитража на вынесение постановления о своей компетенции и распоряжение о принятии мер по обеспечению иска 1. Арбитраж самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него полномочий (юрисдикции) рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против арбитражного разбирательства по причине недействительности арбитражного соглашения. Для этой цели арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, толкуется как соглашение, не зависящее от других условий договора. Вынесение арбитражем решения о недействительности договора не влечет за собой недействительности арбитражной оговорки. 2. Сторона вправе заявить об отсутствии у арбитража полномочий рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. 3. Сторона вправе заявить о превышении арбитражем его полномочий, если в ходе арбитражного разбирательства предметом арбитражного разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено арбитражным соглашением либо который не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с нормами применяемого в данном разбирательстве права или правилами арбитражного разбирательства. 4. Арбитраж обязан в десятидневный срок рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. 5. Если арбитраж при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у арбитража полномочий по рассмотрению спора, то арбитраж не может рассматривать спор по существу. 6. Если стороны не договорились об ином, то арбитраж может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких мер по обеспечению иска в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми, о чем выносит определение.
Статья 21. Определение правил арбитражного разбирательства 1. Постоянно действующий арбитраж осуществляет арбитражное разбирательство в соответствии со своим регламентом и арбитражным соглашением. 2. Арбитраж для разрешения конкретного спора осуществляет арбитражное разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами. Правила арбитражного разбирательства, не определенные регламентом постоянно действующего арбитража, а также положениями настоящего Закона и не согласованные сторонами, определяются арбитражем. 3. Полномочия, предоставленные арбитражному суду, включают полномочия на определение допустимости, относимости, существенности и значимости любого доказательства.
Стороны могут по своему усмотрению определить место арбитража, за исключением случая, когда спор передается на рассмотрение постоянно действующего арбитража. В отсутствие такой договоренности место арбитража определяется арбитражем с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
1. Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в арбитраж. Копия искового заявления передается ответчику. 2. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) дата подачи искового заявления; 2) наименования сторон, их почтовые адреса и банковские реквизиты; 3) обоснование обращения в арбитраж; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований; 7) цена иска, если иск подлежит оценке; 8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов. Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем с приложением оригинала доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. 3. Регламентом арбитража могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления.
Статья 24. Отзыв на исковое заявление 1. Ответчик вправе представить истцу и в арбитраж отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в арбитраж в порядке и сроки, предусмотренные регламентом арбитража. Если регламентом арбитража срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется не менее чем за десять календарных дней до первого заседания арбитража. 2. В ходе арбитражного разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.
Статья 25. Возбуждение арбитражного разбирательства 1. Арбитраж, приняв исковое заявление, в течение десяти календарных дней выносит определение о возбуждении арбитражного разбирательства в соответствии с регламентом арбитража или правилами, согласованными сторонами, извещает стороны о месте его рассмотрения, предлагает ответчику представить письменный отзыв на исковое заявление. 2. Непредставление ответчиком возражений не может служить препятствием к рассмотрению спора.
Статья 26. Начало арбитражного разбирательства 1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, арбитраж принимает решение о том, проводить ли устное слушание дела для представления доказательств или для устных прений либо осуществлять разбирательство только на основе документов и других материалов. Однако, если стороны не договорились не проводить устного слушания, арбитраж должен провести такое слушание на надлежащей стадии разбирательства по просьбе любой из сторон. 2. Если стороны не договорились об ином, арбитражное разбирательство в отношении конкретного спора начинается в день, когда просьба о передаче этого спора в арбитраж получена ответчиком. 3. Арбитр обязан заблаговременно и надлежащим образом вручить сторонам уведомление о времени и месте заседания арбитража, если стороны не договорились об ином. 4. Если стороны не договорились об ином, то копии всех документов, материалов и информация, которые предоставляются арбитражу одной из сторон, должны быть переданы арбитражем другой стороне в течение семи календарных дней с даты их поступления в арбитраж. Экспертные заключения должны быть переданы арбитражем сторонам до начала арбитражного разбирательства.
Статья 27. Возврат искового заявления 1. Арбитраж возвращает исковое заявление, если: 1) между сторонами отсутствует арбитражное соглашение; 2) иск подан в арбитраж, не предусмотренный в арбитражном соглашении; 3) предмет иска выходит за рамки арбитражного соглашения; 4) затрагиваются интересы третьих лиц, не являющихся участниками арбитражного соглашения; 5) исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание; 6) истцом подано заявление о возврате искового заявления; 7) в производстве этого же или другого арбитража имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. 2. При возврате искового заявления арбитраж выносит мотивированное определение. 3. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению истца в арбитраж с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, с соблюдением требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан, регламентом соответствующего постоянно действующего арбитража или соглашением сторон.
Статья 28. Язык арбитражного разбирательства 1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного разбирательства. В отсутствие такой договоренности язык арбитражного разбирательства устанавливается определением арбитража в зависимости от языка, на котором подано в арбитраж исковое заявление. Если в ходе подготовки к рассмотрению дела в арбитраже выяснилось, что истец не владеет языком, на котором его представителем подано исковое заявление, то по письменному ходатайству истца суд выносит определение об изменении языка арбитражного разбирательства. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется арбитражное разбирательство, обеспечиваются право ознакомления с материалами дела, участие в арбитражном разбирательстве через переводчика, право выступать в арбитраже на родном языке. При этом сторона самостоятельно обеспечивает участие переводчика в арбитражном разбирательстве. 2. Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке (языках) арбитражного разбирательства, обеспечивает их перевод, при этом регламентом арбитража либо соглашением сторон могут быть определены дополнительные требования. 3. Арбитраж может потребовать от сторон перевода документов и иных материалов на язык (языки) арбитражного разбирательства. 4. Документы и иные материалы арбитража вручаются лицам, участвующим в деле, на языке арбитражного разбирательства.
Статья 29. Непредставление документов или неявка стороны 1. Непредставление документов и иных материалов, в том числе неявка на заседание арбитража одной из сторон или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания арбитража, не является препятствием для арбитражного разбирательства на основании представленных материалов и доказательств и принятия решения арбитражем, если причина непредставления документов и иных материалов или неявки сторон на заседание арбитража признана им неуважительной.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |