|
|
|
ЗАКОН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 4 июля 2014 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует порядок образования, деятельности, а также исполнения решений третейских судов Республики Казахстан.
Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон применяется в отношении споров между физическими и (или) юридическими лицами, возникших из гражданско-правовых отношений, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 1) третейское соглашение - письменное соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть из гражданско-правовых отношений спора на рассмотрение в третейский суд; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 2) третейский суд - постоянно действующий третейский суд, биржевой арбитраж или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора); 3) третейское разбирательство - процесс рассмотрения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом; Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V 3-1) стороны третейского разбирательства - истец и ответчик, между которыми заключено третейское соглашение; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 4) регламент третейского суда - порядок организации деятельности постоянно действующего третейского суда, биржевого арбитража; 5) третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке в соответствии с нормами настоящего Закона для разрешения спора в третейском суде; Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V 5-1) публичный порядок Республики Казахстан - основы государственного и общественного устройства, закрепленные в законодательных актах Республики Казахстан; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 6) компетентный суд - суд судебной системы Республики Казахстан, который в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан уполномочен рассматривать дела о спорах, возникающих из гражданско-правовых отношений между сторонами по первой инстанции; 7) обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в области гражданско-правовых договоров правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о третейских судах 1. Законодательство Республики Казахстан о третейских судах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 4. Принципы третейского разбирательства Третейское разбирательство осуществляется с соблюдением принципов: 1) автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы порядка и условий осуществления третейского разбирательства по возникшему спору; 2) законности, означающей, что третейские судьи и суды в своих решениях руководствуются только нормами Конституции Республики Казахстан, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан; 3) независимости, означающей, что третейские судьи и суды при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них; 4) состязательности и равноправия сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве пользуются одинаковым объемом прав и несут одинаковый объем обязанностей, избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от третейского суда, других органов и лиц; 5) справедливости, означающей, что третейские судьи и суды при разрешении переданных им споров и стороны третейского разбирательства должны действовать добросовестно, соблюдая установленные требования, нравственные принципы общества и правила деловой этики; 6) конфиденциальности, означающей, что третейские судьи не вправе разглашать сведения, ставшие известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о сведениях, ставших им известными в ходе третейского разбирательства, кроме случаев, когда законом предусмотрена обязанность гражданина сообщить информацию в соответствующий орган. Статья 5. Виды третейских судов В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 1. Третейские суды в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего третейского суда, биржевого арбитража или третейского суда для разрешения конкретного спора. 2. Постоянно действующие третейские суды могут образовываться юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и их объединениями (ассоциациями, союзами). Для образования постоянно действующего третейского суда лица, указанные в настоящем пункте, должны утвердить регламент третейского суда, список третейских судей, которые будут осуществлять деятельность в данном третейском суде. Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) 2-1. Биржевой арбитраж для разрешения споров, связанных с заключением биржевых сделок, создается товарной биржей как постоянно действующий арбитраж. Для образования постоянно действующего биржевого арбитража товарная биржа должна утвердить регламент третейского суда, список третейских судей, которые будут осуществлять деятельность в данном третейском суде. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 3. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора, возникшего из их гражданско-правовых отношений, и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в компетентный суд. Организация и порядок деятельности третейского суда, создаваемого для разрешения конкретного спора, определяются соглашением сторон. Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 4. Третейские суды в Республике Казахстан не могут быть образованы при государственных органах, государственных предприятиях, а также субъектами естественных монополий и субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке товаров и услуг. Статья 6. Применимое право в деятельности третейского суда 1. Третейский суд рассматривает споры в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. 2. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и учетом обычаев делового оборота. 3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные правоотношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов. Статья 7. Передача спора на разрешение третейского суда В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 1. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах. 2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. 3. Исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на рассмотрении в компетентном суде, может быть заключено до принятия решения по спору указанным судом. Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 17.02.12 г. № 564-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 5. Третейским судам не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы государства, государственных предприятий, несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц, не являющихся участниками третейского соглашения, споры из договоров о предоставлении услуг, выполнении работ, производстве товаров субъектами естественных монополий, субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке товаров и услуг, а также по делам о банкротстве или реабилитации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V 6. Третейский суд не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека.
Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V Статья 7-1. Третейское соглашение и предъявление иска по существу спора в компетентном суде 1. Компетентный суд, в который подан иск по предмету третейского разбирательства, должен, если любая из сторон просит об этом, не позднее представления своего первого заявления по существу спора направить стороны в третейский суд, если не найдет, что третейское соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. 2. Подача иска, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в компетентный суд не ограничивает третейское разбирательство, которое может быть начато или продолжено и третейское решение вынесено, пока компетентный суд рассматривает вопрос о подсудности ему предмета третейского разбирательства.
Статья 8. Недопустимость вмешательства в деятельность третейского суда Не допускается вмешательство в деятельность третейского суда государственных органов и иных учреждений, кроме случаев, когда это предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Статья 9. Язык третейского разбирательства В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.02.10 г. № 249-IV (см. стар. ред.) 1. Производство в третейских судах ведется на казахском языке, а при необходимости наравне с казахским употребляются русский или другие языки по соглашению сторон. 2. В случае недостижения сторонами соглашения о языке третейского разбирательства язык третейского разбирательства устанавливается третейским судом. 3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется третейское разбирательство, обеспечиваются право ознакомления с материалами дела, участие в действиях третейского суда через переводчика, право выступать в третейском суде на родном языке. 4. Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке третейского разбирательства, обеспечивает их перевод. 5. Документы и иные материалы вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их родной язык или другой язык, которым они владеют. Статья 10. Форма и содержание третейского соглашения 1. Третейское соглашение заключается в письменной форме. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключенным путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. 2. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме, и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. 3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд регламент постоянно действующего третейского суда рассматривается в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. 4. Действие третейского соглашения может быть прекращено соглашением сторон в том же порядке, в котором оно заключалось. Глава 2. Состав третейского суда Статья 11. Требования, предъявляемые к судьям третейских судов Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V (см. стар. ред.) 1. Третейским судьей может быть избрано (назначено) независимое от сторон и не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, обладающее необходимыми знаниями, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности не менее двух лет, достигшее возраста двадцати пяти лет и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. 2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. 3. Требования, предъявляемые к кандидатам в третейские судьи, определяются сторонами непосредственно при формировании состава суда или определены правилами (регламентами) в постоянно действующих третейских судах. 4. Третейским судьей не может быть лицо: 1) избранное или назначенное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, судьей компетентного суда; 2) признанное судом в порядке, установленном законом, недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) имеющее неснятую или непогашенную судимость, либо лицо, которому предъявлено обвинение в совершении преступления; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 05.02.10 г. № 249-IV (см. стар. ред.) 4) являющееся государственным служащим, депутатом Парламента Республики Казахстан, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета, и военнослужащим.
Статья 12. Число третейских судей при рассмотрении спора 1. Стороны вправе определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. 2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения спора в третейском суде избираются (назначаются) три третейских судьи. Статья 13. Состав третейского суда 1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). 2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном регламентом постоянно действующего третейского суда. 3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами. 4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке: 1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение пятнадцати дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение пятнадцати дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда; 2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение пятнадцати дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда. Закон дополнен статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V Статья 13-1. Условия деятельности постоянно действующего третейского суда Постоянно действующий третейский суд ведет реестр своих третейских судей. Информация о постоянно действующем третейском суде, включая его юридический адрес и регламент, а также реестр третейских судей размещаются в средствах массовой информации, в том числе и на интернет-ресурсах, для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация о решениях третейского суда размещается при наличии согласия сторон спора. Реестр третейских судей должен содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) третейского судьи, опыт работы с указанием места работы, должности и периода работы, ученую степень и ученое звание (при наличии), количество рассмотренных дел. Статья 14. Отвод третейского судьи 1. В случае несоответствия третейского судьи требованиям статьи 11 настоящего Закона стороны могут заявить об отводе судьи. 2. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для его отвода в соответствии со статьей 11 настоящего Закона. В случае, если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен незамедлительно сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод. 3. Сторона может заявить отвод избранному ею третейскому судье в соответствии с настоящей статьей только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после избрания ею данного третейского судьи. 4. В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена регламентом постоянно действующего третейского суда. 5. В третейском суде для разрешения конкретного спора процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами. 6. Если процедура отвода третейского судьи не согласована сторонами или не определена регламентом постоянно действующего третейского суда, то письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней после того, как стороне стало известно о том, что состав третейского суда сформирован и есть основания для отвода третейского судьи в соответствии со статьей 11 настоящего Закона. Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвода или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, рассматривающего спор единолично, разрешается этим третейским судьей. Статья 15. Прекращение полномочий третейского судьи 1. Полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, а также в случае смерти третейского судьи. 2. Полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 37-40 настоящего Закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных указанными статьями. Статья 16. Замена третейского судьи В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи. Глава 3. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде Статья 17. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде 1. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают: гонорар третейских судей; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание; суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам и переводчикам; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесенные свидетелями; расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда; расходы на организационное и материальное обеспечение третейского разбирательства. 2. В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной регламентом постоянно действующего третейского суда. При отсутствии в регламенте постоянно действующего третейского суда указания на фиксированный размер гонорара судей третейский суд может определять размер гонорара третейского судьи в каждом конкретном случае разбирательства по спору с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств. 3. В третейском суде для разрешения конкретного спора размер гонорара третейских судей определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового - третейским судом для разрешения конкретного спора в порядке, предусмотренном для постоянно действующего третейского суда. Статья 18. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде 1. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям. 2. Расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда, а также иные расходы, связанные с третейским разбирательством, могут быть по решению третейского суда отнесены на другую сторону, если требование о возмещении понесенных расходов было заявлено в ходе третейского разбирательства и удовлетворено третейским судом. 3. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, указывается в решении или определении третейского суда. 4. При отказе истца от иска понесенные им расходы ответчиком не возмещаются. Глава 4. Третейское разбирательство Статья 19. Решение вопроса правомочности третейского суда 1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него правомочий рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. 2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда правомочий рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. 3. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его правомочий, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законом или правилами третейского разбирательства. 4. Третейский суд обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. 5. Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей правомочности выносит определение об отсутствии у третейского суда правомочий в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу. Статья 20. Определение правил третейского разбирательства 1. Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с регламентом постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. 2. Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами. 3. Правила третейского разбирательства, согласованные сторонами в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить обязательным положениям настоящего Закона, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам. В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и настоящим Законом, правила третейского разбирательства определяются третейским судом. Статья 21. Место третейского разбирательства 1. В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то место третейского разбирательства определяется третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон. 2. В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии с регламентом постоянно действующего третейского суда. Если в регламенте постоянно действующего третейского суда нет указания на место третейского разбирательства либо на порядок его определения, то место третейского разбирательства определяется составом третейского суда с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон. Статья 22. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление 1. Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. 2. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) дата подачи искового заявления; 2) наименование сторон, их местожительство или, если стороны являются юридическими лицами, местонахождение, банковские реквизиты; 3) обоснование обращения в третейский суд; 4) требования истца; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 6) доказательства, подтверждающие требования истца; 7) цена иска, если иск подлежит оценке; 8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов. Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае, если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя. 3. Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления. 4. Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства. Если правилами третейского разбирательства срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется не менее чем за десять дней до первого заседания третейского суда. 5. В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска. Статья 23. Возбуждение третейского разбирательства 1. Третейский суд, приняв исковое заявление, выносит определение о возбуждении третейского разбирательства, в соответствии со своим положением (регламентом) или нормами гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан извещает стороны о месте его рассмотрения, предлагает ответчику представить письменный отзыв на исковое заявление. 2. Непредставление ответчиком возражений не может служить препятствием к рассмотрению спора. Статья 24. Возвращение искового заявления 1. Третейский суд возвращает исковое заявление, если: 1) между сторонами отсутствует третейское соглашение; 2) затрагиваются интересы третьих лиц, не являющихся участниками третейского соглашения; 3) иск подан в третейский суд, не предусмотренный в третейском соглашении; 4) исковое заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление; 5) истцом подано заявление о возврате искового заявления; 6) в производстве этого же или другого третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. 2. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению истца в третейский суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. Статья 25. Предъявление встречного иска и зачет встречных требований 1. Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением. 2. Встречный иск может быть предъявлен в ходе третейского разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска. 3. Встречный иск должен удовлетворять требованиям пункта 2 статьи 22 настоящего Закона. 4. Истец вправе представить возражения против встречного иска в порядке и сроки, которые предусмотрены регламентом или правилами третейского разбирательства. 5. Если стороны не договорились об ином, то ответчик вправе потребовать зачета встречного требования с соблюдением требований гражданского законодательства. Статья 26. Представление и исследование доказательств 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства. 2. Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся по делу доказательства. Статья 27. Участие сторон в заседании третейского суда 1. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов. 2. Если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей. Полномочия представителя должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. 3. Сторонам должно быть заблаговременно и надлежащим образом вручено уведомление о времени и месте заседания третейского суда. Если стороны не договорились об ином, то копии всех документов, материалов и информация, которые представляются третейскому суду одной из сторон, должны быть переданы третейским судом другой стороне. Экспертные заключения, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом сторонам. 4. Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании. Стороны, участвующие в третейском разбирательстве, имеют право: 1) знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии; 2) представлять доказательства; 3) заявлять ходатайства, отвод третейским судьям; 4) задавать вопросы участникам процесса, давать устные и письменные объяснения; 5) представлять свои доводы по всем возникающим в ходе процесса вопросам; 6) возражать против ходатайств и доводов другой стороны; 7) знакомиться с протоколом заседания третейского суда и подавать по нему письменные замечания; 8) ходатайствовать перед компетентным судом о принудительном исполнении решения третейского суда; 9) в установленных законом случаях обжаловать решение третейского суда. Статья 29. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон 1. Непредставление документов и иных материалов, а также неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания третейского суда, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения третейским судом, если причина непредставления документов и иных материалов или неявки сторон на заседание третейского суда признана им неуважительной. 2. Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца. Статья 30. Назначение и проведение экспертизы 1. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон предоставления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов. Третейский суд вправе решать иные вопросы, касающиеся участия эксперта в третейском разбирательстве, включая распределение расходов на оплату экспертизы и участие эксперта, если эти вопросы не были специально оговорены сторонами. 2. Экспертное заключение представляется в письменной форме. 3. Если стороны не договорились об ином, то эксперт при условии, что об этом просит любая из сторон или третейский суд считает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании третейского суда, на котором сторонам и третейским судьям предоставляется возможность задавать эксперту вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным экспертным заключением. Статья 31. Протокол заседания третейского суда 1. Если стороны не договорились об ином, то в заседании третейского суда ведется протокол. 2. Протокол заседания третейского суда должен отражать все существенные моменты разбирательства дела. В протоколе заседания третейского суда указываются: 1) год, месяц, число и место заседания третейского суда; 2) время начала и окончания заседания третейского суда; 3) наименование третейского суда, рассматривающего дело, фамилии и инициалы третейских судей, секретаря заседания третейского суда; 4) наименование дела; 5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков; 6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, представителям их процессуальных прав; 7) распоряжения председательствующего и определения, вынесенные третейским судом в зале заседания третейского суда; 8) заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, и представителей; 9) показания свидетелей, устные разъяснения экспертами своих заключений, пояснения специалистов; 10) сведения об оглашении документов, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивание звукозаписей, просмотр видеозаписей, киноматериалов;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |