|
|
|
Т. Кошелева, аудитор РК, CIPA, DipIFR-рус (ACCA)
Анализом безубыточности, как правило, принято называть CVP-анализ, который выявляет и рассматривает взаимосвязь суммарных затрат, объемов производства (выпуска) продукции и прибыли. Также применяется название «ЗВП-анализ». Указанные названия представляют собой сочетания первых букв английских или русских слов: Costs - Затраты, Volume - Выпуск, Profit - Прибыль.
CVP-анализ: • дает информацию, необходимую для принятия решений относительно объема продаж, • позволяет определить, какой требуется объем продаж для покрытия всех издержек и для получения целевой прибыли, • позволяет понять, какое влияние на прибыль имели бы те или иные действия управленцев (анализ чувствительности прибыли), • помогает оценить операционные риски компании и пр.
Тема очень обширная, поэтому рассматривается в двух частях (см. Часть 2). В данной статье (Часть 1) будут освещены следующие вопросы: Переменные и постоянные затраты. Основные допущения CVP-анализа. Точка безубыточности. Маржа безопасности. Получение целевой прибыли. Анализ чувствительности прибыли.
Переменные и постоянные затраты.
Основной классификацией затрат для целей анализа безубыточности является их классификация на переменные и постоянные, которая основана на поведении затрат в зависимости от изменения объемов производства (реализации) продукции.
Переменные затраты - их общая сумма меняется прямо пропорционально изменениям объема производства (реализации) продукции. При этом удельные (на единицу продукции) переменные затраты остаются неизменными на протяжении определенного релевантного промежутка времени. Примерами переменных затрат являются: · Затраты на основные материалы (которые составляют основу изготавливаемой продукции). · Затраты труда основных производственных рабочих. · Некоторые производственные накладные расходы, такие, как затраты на вспомогательные материалы (обтирочные, смазочные и т. п.), электроэнергию. · Расходы на доставку продукции покупателям. · Комиссионные вознаграждения менеджерам по продажам. · Амортизация производственного оборудования (при использовании метода амортизации на основе единиц продукции).
Постоянные затраты - их общая сумма не изменяется при изменении объема производства (реализации) продукции на протяжении определенного релевантного промежутка времени. При этом удельные (на единицу продукции) постоянные затраты меняются, поскольку общая сумма постоянных затрат за период делится на объем произведенной (реализованной) продукции, который может быть разным в разные периоды. Примерами постоянных затрат являются: Фиксированная плата за аренду помещений, оборудования, транспортных средств. Заработная плата административного и управленческого персонала. Амортизация основных средств и нематериальных активов (при использовании прямолинейного, равномерного метода начисления амортизации).
Указанная классификация затрат используется при составлении отчета о прибылях и убытках в управленческой отчетности следующим образом:
Примечание: Производственными являются затраты, непосредственно связанные с процессом производства продукции. Например, основные и вспомогательные материалы, труд основных и вспомогательных производственных работников, прочие производственные накладные расходы (электроэнергия и другие коммунальные затраты, аренда или амортизация производственных помещений и оборудования). Непроизводственными являются такие затраты, как административные и сбытовые. В составе как производственных, так и непроизводственных затрат могут быть переменные и постоянные статьи, что отражено в приведенном отчете.
Маржинальный доход - это разница между валовой выручкой от реализации и всеми переменными затратами. В управленческом учете именно маржинальному доходу уделяется особое внимание. Это связано с тем, что при изменении объемов производства (реализации) продукции меняются выручка и переменные затраты. Соответственно, меняется величина маржинального дохода. Постоянные затраты при этом не меняются (в краткосрочном периоде). Следовательно, принимая решения относительно объемов производства, менеджеры могут оказать влияние именно на маржинальный доход, но не на постоянные издержки.
В приведенном Отчете о прибылях и убытках использован «маржинальный подход» (с выделением отдельно переменных затрат и маржинального дохода), который применяется только для целей управленческого учета, т. е. для удовлетворения внутренних информационных потребностей менеджеров компании.
Основные допущения CVP-анализа.
Анализ безубыточности - это попытка создания модели поведения доходов, расходов и прибыли конкретного предприятия в зависимости от изменения объемов производства. Разумеется, невозможно создать абсолютно точную модель, учитывающую все нюансы происходящих в реальности процессов. Но это не значит, что нужно вовсе отказываться от такой попытки, Тем не менее, мы вынуждены применять некоторые допущения в ходе анализа. Основными необходимыми допущениями являются следующие.
Все затраты классифицируются как постоянные и переменные. В реальной жизни, безусловно, некоторые категории затрат являются «смешанными». Но для целей проведения CVP-анализа все, без исключения, затраты необходимо классифицировать на переменные и постоянные. Для разделения смешанных затрат на переменные и постоянные применяются различные методы, например, графические, инженерные методы, метод анализа бухгалтерских счетов, метод абсолютного прироста, метод наименьших квадратов. Об этих методах подробнее мы говорили в статье «Информация в управленческом учете».
Постоянные затраты не изменяются с объемом производства. Это допущение правомерно только для краткосрочного периода времени или определенного (релевантного) диапазона объемов производства. Безусловно, в долгосрочном периоде или при очень существенном изменении объемов выпуска продукции постоянные затраты также изменяются.
Переменные затраты на единицу продукции остаются постоянными. Это допущение также является правомерным только для краткосрочного периода времени или релевантного диапазона объемов производства. Например, такие удельные переменные затраты, как закупочная цена 1 кг. материалов, конечно, меняется с течением времени. Или, например, при значительном увеличении выпуска продукции компания начинает закупать большие партии материалов и получить ценовую скидку от поставщиков.
Линейное поведение доходов и затрат. Это допущение означает, что валовая выручка и общие переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению количественных объемов производства и реализации. Например, если продажи в количественном выражении выросли на 15%, то выручка и общие переменные затраты, а, соответственно, и маржинальный доход также вырастут на 15%. Такая прямая пропорциональность теоретически возможна, но только в краткосрочном периоде или в пределах релевантного диапазона объемов реализации. Однако, например, при оптовом закупе сырья уменьшается стоимость единицы сырья. Или дальнейшее наращивание объемов сбыта может быть достигнуто только при снижении цен на продукцию. Эти и подобные ситуации на практике приводят к тому, что с течением времени или с изменением объемов выпуска продукции прямая пропорциональность пропадает, поскольку удельные доходы и расходы на единицу продукции изменяются. Линейное поведение затрат выражается линейным уравнением (функцией) простой регрессии: Y = a + bX, где: Y - общие затраты, а - общие постоянные затраты, bX - общие переменные затраты, b - переменные затраты на единицу продукции, Х - объем продаж (производства) в единицах продукции. Графиком указанной функции является прямая линия, поэтому уравнение называется линейным. Термин «простая регрессия» означает, что существует только одна независимая переменная «Х», изменение которой приводит к изменению «Y».
Объем продаж равен объему производства. При осуществлении CVP-анализа игнорируется тот факт, что объем реализованной продукции не равен объему произведенной продукции. То есть предполагается, что эти объемы равны между собой. CVP-анализ проводится практически одинаково как для производственных, так и для торговых предприятий. Для целей анализа безубыточности торговые компании рассматривают объем продаж, а производственные компании рассматривают объем производства так, как будто он равен объему продаж.
Денежная единица не подвержена инфляции. При построении модели поведения затрат игнорируется тот факт, что в реальности имеет место такой макроэкономический процесс, как инфляция. Однако при планировании и принятии долгосрочных управленческих решений влияние инфляции на денежные потоки компании, безусловно, следует учитывать.
Учитывая перечисленные допущения, отметим, CVP-анализ и выстраивание модели поведения затрат проводятся для краткосрочного периода (или определенного релевантного диапазона объемов продаж).
Точка безубыточности. Маржа безопасности.
Точка Безубыточности (ТБ) - это уровень деятельности, при котором общая выручка равна общим затратам, то есть это такой объем производства (продаж), при котором у компании нет прибыли, но нет и убытка. Соответственно, операционная прибыль равна нулю. В настоящей статье мы будем использовать данные следующего примера.
ПРИМЕР: Компания «Радиус» производит и продает единственный вид продукции - изделие «Х». Рассматриваемый период - календарный месяц. Текущий объем продаж составляет 75 ед. в месяц. Собрана следующая информация:
Отчет о прибылях и убытках за последний месяц выглядит следующим образом:
Как видно из приведенного отчета, текущий объем реализации дает маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, и еще остается операционная прибыль - прибыль до вычета финансовых расходов и налога на прибыль.
Вопрос: Каким должен быть ежемесячный объем реализации для обеспечения безубыточности деятельности компании? Т.е. необходимо рассчитать Точку Безубыточности. Этот уровень деятельности, может быть выражен как в количественном, так и стоимостном выражении. Прежде всего, рассчитаем один из ключевых показателей, используемых при анализе безубыточности, - Коэффициент маржинального дохода (КМД) - путем деления цены реализации единицы продукции на показатель маржинального дохода на единицу продукции: КМД = 20 000 тенге / 50 000 тенге = 0,4, т. е. доля маржинального дохода в выручке от реализации составляет 40%. Этот же показатель КМД можно рассчитать, используя соответствующие показатели (выручку и маржинальный доход) на уровне общего объема реализации: КМД = 1 500 000 тенге / 3 750 000 тенге = 0,4.
Оба способа дали одинаковый показатель КМД, поскольку компания продает один вид продукции. Следует отметить, что в случае производства нескольких видов продукции общий КМД для компании отличается от КМД отдельных продуктов. Такая ситуация рассмотрена в статье «Анализ безубыточности - Часть 2».
Точка безубыточности в денежном выражении (ТБ ден.) рассчитывается делением общей суммы постоянных затрат на КМД: ТБ ден. = 1 200 000 тенге / 0,4 = 3 000 000 тенге.
В количественном выражении (ТБ колич.): 3 000 000 тенге / 50 000 тенге = 60 единиц. Можно эту же цифру рассчитать путем деления общей суммы постоянных затрат на величину маржинального дохода на единицу: ТБ колич. = 1 200 000 тенге / 20 000 тенге на ед. = 60 единиц.
Таким образом, для покрытия всех затрат необходимо продать 60 единиц на общую сумму 3 000 000 тенге (при действующих ценах реализации и текущем уровне затрат). Давайте проверим, действительно ли это безубыточный уровень продаж:
Если фактические продажи превысят рассчитанную Точку Безубыточности, компания начнет получать операционную прибыль. Кстати, как в литературе, так и на практике к Точке Безубыточности применяются и такие термины, как «Контрибутивная маржа» или «Вклад в прибыль».
Маржа Безопасности - это разница между текущим объемом реализации и безубыточным объемом реализации - может быть также рассчитана как в денежном (МБ ден.), так и в количественном выражении (МБ колич). Для нашего примера это будет выглядеть следующим образом: МБ ден = 3 750 000 тенге - 3 000 000 тенге = 750 000 тенге. МБ колич = 75 ед. - 60 ед. = 15 ед.
То есть, у компании «Радиус» объем реализации может быть снижен на 750 000 тенге (или 15 единиц) прежде, чем компания начнет получать операционный убыток. Мы рассчитали абсолютные показатели Маржи Безопасности, которая также называется кромкой безопасности или страховым запасом компании. Наиболее же информативным показателем, особенно для целей сравнения разных компаний или сравнения разных периодов для одной компании является Маржа Безопасности, выраженная в процентах от выручки:
МБ% = 750 000 тенге / 3 750 000 тенге × 100 = 20% или: МБ% = 15 единиц / 75 единиц × 100 = 20%.
Чем выше Маржа Безопасности, тем компания более устойчива к негативным ситуациям на рынке. Т. е. даже существенное снижение объемов реализации не приведет к операционным убыткам, а только к снижению операционной прибыли. Таким образом, Маржа Безопасности - своеобразный индикатор операционного риска компании. Операционный риск - это риск того, что компания не получит достаточную сумму операционной прибыли, которой бы хватило для покрытия финансовых расходов и налога на прибыль.
Мы рассмотрели подход к анализу безубыточности через использование маржинального дохода. Теперь рассмотрим так называемый «математический» подход к анализу. Он предполагает расчет Точки Безубыточности через следующую формулу:
NP = P × Х - (a + b × Х).
Обозначения в формуле: NP - чистая операционная прибыль (netto profit), Р - цена (price), Х - количество единиц продукции, P × Х - общая выручка - произведение количества единиц на цену единицы, (a + bХ) - сумма общих затрат, эту запись мы уже рассматривали выше в настоящей статье как линейную функцию поведения затрат: Y = a + bХ.
Таким образом, в формуле заложен следующий очевидный расчет: операционная прибыль - это разница между общей выручкой и всеми операционными затратами (постоянными и переменными). Применим эту формулу к нашему примеру для расчета Точки Безубыточности (операционная прибыль равна нулю):
0 = 50 000 × Х - (1200000 + 30000 × Х).
Мы получили уравнение с одним неизвестным Х, решив которое, получим Х = 60 единиц. Это Точка Безубыточности в количественном выражении, которую мы уже получили выше, применив подход к анализу через маржинальный доход. Умножив количество единиц на цену реализации, мы получим Точку Безубыточности в денежном выражении: 60 ед. × 50 000 тенге = 3 000 000 тенге.
Оба рассмотренных подхода (через маржинальный доход и математический через формулу в рамочке) представляют собой одни и те же расчеты. В этом можно убедиться, выполнив несложные математические преобразования использованной нами формулы, начиная с «раскрытия скобок»: NP = Р × Х - a - b × Х.
Теперь сложим все члены полученного выражения с переменной Х: NP = (Р × Х - b × Х) - a, получим: NP = (Р - b) × Х - a,
где (Р - b) - разница между ценой реализации единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции - т. е. маржинальный доход на единицу продукции. Таким образом, для безубыточности (операционная прибыль равна нулю) получаем: 0 = (Р - b) × Х - a или: (Р - b) × Х = a
Как видно из последнего выражения, «Х» можно получить делением постоянных затрат (a) на величину маржинального дохода на единицу продукции:
Х = a / (Р - b) Именно этот расчет мы и применяли, используя маржинальный подход к анализу безубыточности.
Получение целевой прибыли.
Разумеется, компании нуждаются в положительной операционной прибыли достаточной для покрытия финансовых расходов и расходов по налогу на прибыль. И, конечно, сумма оставшейся после финансовых расходов и налога на прибыль чистой прибыли, которая может быть распределена в виде дивидендов собственникам компании, должна удовлетворять инвестиционные ожидания последних. Поэтому для компаний важно рассчитать не только безубыточный объем, а также тот объем реализации, который обеспечит получение желаемой (целевой прибыли).
Что касается практического определения величины целевой операционной прибыли (хотя это не является темой настоящей статьи), отметим, что в общем случае это выглядит следующим образом: 1. Компания определяет желаемую сумму чистой прибыли (после вычета финансовых расходов и налога на прибыль). Это может быть сделано, например, исходя из требуемого показателя рентабельности собственного капитала, либо рентабельности инвестиций в активы компании, либо других показателей, актуальных для конкретной компании. 2. Из целевой чистой прибыли рассчитывается сумма прибыли до налога, но после вычета финансовых расходов (процентов) - с учетом ставки налога на прибыль. 3. К сумме доналоговой прибыли добавляются плановые (ожидаемые) финансовые расходы для определения необходимой операционной прибыли.
Проиллюстрируем указанные порядок расчетов на примере компании «Радиус»:
Шаг 1. Допустим, компания установила требуемое значение годовой рентабельности собственного капитала на уровне 10%. Величина собственного капитала (показатель соответствующего раздела баланса) на текущую дату составляет 27 600 000 тенге. Следовательно, годовая чистая прибыль должна быть не менее 2 760 000 тенге: 2 760 000 тенге = 10% × 27 600 000 тенге.
Шаг 2. Допустим, ставка налога на прибыль для компании равна 20%. Рассчитаем желаемую прибыль до вычета расходов по налогу на прибыль - доналоговую прибыль: 2 760 000 тенге / 80% × 100 % = 3 450 000 тенге.
Шаг 3. Допустим, прогнозные финансовые расходы равны 1 350 000 тенге в год. Рассчитаем желаемую прибыль до процентов и налога, т. е. желаемую годовую операционную прибыль: 3 450 000 тенге + 1 350 000 тенге = 4 800 000 тенге. Соответственно, ежемесячная операционная прибыль должна быть не менее: 1/12 × 4 800 000 тенге = 400 000 тенге.
Продолжим наши расчеты на примере компании «Радиус». Итак, компания определила в качестве «целевой» операционную прибыль в размере 400 000 тенге. Логично предположить, что на сумму 400 000 тенге необходимо увеличить маржинальный доход по сравнению с Точкой Безубыточности, при которой суммы маржинального дохода хватало только на покрытие постоянных издержек. Итак, требуемый маржинальный доход равен: 1 200 000 тенге + 400 000 тенге = 1 600 000 тенге.
Рассчитаем, сколько единиц продукции необходимо продать - поделим общую сумму требуемого маржинального дохода на величину маржинального дохода на единицу продукции: 1 600 000 тенге / 20 000 тенге на ед. = 80 единиц.
Таким образом, выручка от реализации для достижения целевой операционной прибыли должна составить сумму: 80 ед. × 50 000 тенге = 4 000 000 тенге.
Рассчитанный уровень деятельности можно было получить и таким путем: вспомним, как мы рассчитывали Точку Безубыточности (операционная прибыль равна нулю) в денежном выражении: ТБ ден. = Постоянные затраты / КМД
Теперь же мы хотим, чтобы после покрытия постоянных затрат у нас осталось еще 400 000 тенге целевой прибыли. Поэтому заложим нашу цель в формулу и получим: (Постоянные затраты + Целевая прибыль) / КМД
Подставим наши цифры: (1 200 000 + 400 000) / 0,4 = 4 000 000 тенге. 4 000 000 тенге / 50 000 тенге = 80 единиц.
И, наконец, используя формулу рассмотренного выше математического подхода (см. формулу в рамочке), получим следующее уравнение:
400 000 тенге = 50 000 × Х - (1 200 000 + 30 000 × Х), решив которое, получим Х= 80 единиц.
Проверим, действительно ли при таком объеме продаж будет получена целевая прибыль: Прогноз ежемесячной операционной прибыли
Таким образом, прогнозная годовая чистая прибыль составит: 230 000 тенге × 12 мес. = 2 760 000 тенге.
Анализ чувствительности прибыли.
Анализ чувствительности прибыли - это попытка спрогнозировать изменение прибыли, а также таких индикаторов, как Точка Безубыточности, Маржа Безопасности, Операционный рычаг и др. при изменении тех или иных факторов, определяющих операционную деятельность компании. Приведем здесь некоторые примеры анализа чувствительности прибыли на примере компании «Радиус». См. исходные данные в начале статьи.
Ситуация 1. Руководство компании рассматривает увеличение ежемесячных затрат на рекламу на сумму 100 000 тенге. По оценкам специалистов, это должно увеличить ежемесячный объем реализации до 80 единиц (текущий объем составляет 75 единиц).
Анализ ситуации. Сначала рассчитаем, какое влияние окажет это управленческое решение на финансовый результат. Компания получит приростную операционную прибыль в размере маржинального дохода от дополнительных 5-ти единиц продукции: 5 единиц × 20 000 тенге = 100 000 тенге. Как мы видим, приростная прибыль равна сумме приростных затрат на рекламу. Следовательно, улучшения финансового результата не ожидается. Также необходимо учесть, что увеличение продаж не обязательно произойдет, в то время, как затраты реально возникнут при принятии руководством решения о дополнительной рекламе.
Давайте рассчитаем, как изменится Точка Безубыточности. Дополнительные затраты на рекламу увеличат сумму постоянных затрат, которые теперь составят 1 300 000 тенге в месяц. ТБ ден. = 1 300 000 тенге / 0,4 = 3 250 000 тенге, что соответствует в количественном выражении 65 единицам продукции при цене 50 000 тенге за единицу.
До принятия решения о дополнительной рекламе безубыточный уровень деятельности составлял 60 единиц, т. е. компания начинала получать прибыль уже с продажи 61-ой единицы. Теперь получение прибыли возможно только начиная с продажи 66-ой единицы. Увеличение Точки Безубыточности - признак увеличения операционных рисков компании. Итак, дополнительная реклама в данной ситуации, однозначно, повышает операционный риск. При этом не ожидается увеличение прибыли. Поэтому представляется нецелесообразным прибегать к дополнительной рекламе. На практике в подобной ситуации, скорее всего, необходимо рассмотреть и другие факторы. Например, общую политику компании в области рекламы и маркетинга, текущую и долгосрочную стратегию компании на рынке, влияние дополнительной рекламы на объемы продаж в более долгосрочной перспективе.
Ситуация 2. Снова обратимся к исходным данным компании «Радиус». Руководство компании рассматривает возможность изменения системы оплаты труда в целях стимулирования работников отдела продаж увеличивать объемы реализации. Планируется сократить фиксированную часть заработной платы отдела продаж в сумме 100 000 тенге в месяц и ввести комиссионное вознаграждение продавцам в размере 1000 тенге за каждую единицу реализованной продукции. Анализ ситуации. В случае принятия изменений в системе оплаты труда переменные затраты на единицу продукции увеличатся на 1000 тенге, а общие постоянные затраты уменьшатся на 100 000 тенге в месяц:
Новое значение коэффициента маржинального дохода: КМД = 19 000 тенге / 50 000 тенге = 0,38
Новое значение Точки Безубыточности: ТБ ден. = 1 100 000 тенге / 0,38 = 2 894 737 тенге, что соответствует в количественном выражении 58 единицам продукции.
Текущее значение денежной Точки Безубыточности 3 000 000 тенге, что соответствует в количественном выражении 60 единицам продукции при цене 50 000 тенге за единицу. Очевидно, что в условиях новой системы оплаты труда компании необходимо продать только 58 единиц для достижения безубыточности.
Казалось бы, операционные риски не возрастают, а, скорее, снижаются. Однако давайте задумаемся: действительно ли планируемые комиссионные вознаграждения могут стимулировать продавцов к более активным продажам? В текущих условиях фиксированная заработная плата составляет 100 000 тенге, при этом уровень продаж составляет 75 единиц в месяц. При таком объеме продаж в новых условиях продавцы получат комиссионное вознаграждение всего 75 000 тенге. Очевидно, предлагаемые нововведения вызовут серьезный психологический дискомфорт у работников и вряд ли окажут на них стимулирующее воздействие. В данной ситуации представляется целесообразным более тщательно продумать систему вознаграждений.
Ситуация 3. Руководство компании рассматривает возможность закупа более качественного и, соответственно более дорогого сырья, что, как ожидается, приведет по прогнозам специалистов к значительному улучшению качества продукции и увеличению объемов продаж до 85-ти единиц в месяц. Затраты материалов на единицу продукции увеличатся на 2 000 тенге составят 15 000 тенге. При этом можно будет сократить одного работника на складе, который занимался проверкой качества получаемого сырья. Его заработная плата составляла 50 000 тенге в месяц. Следовательно, на эту сумму уменьшатся постоянные расходы компании и составят 1 150 000 тенге в месяц. Анализ ситуации. В случае принятия решения относительно закупа более качественного сырья структура затрат будет выглядеть следующим образом:
Новое значение коэффициента маржинального дохода: КМД = 18 000 тенге / 50 000 тенге = 0,36.
Новое значение Точки Безубыточности: ТБ ден. = 1 150 000 тенге / 0,36 = 3 194 444 тенге, что соответствует в количественном выражении 64 единицам продукции.
Увеличение Точки безубыточности и, соответственно, снижение Маржи Безопасности - это, безусловно, повышение операционных рисков, что ставит компанию в более жесткие условия. Но рассчитанные нами показатели - это индикаторы операционного риска, а реальной целью коммерческого предприятия является прибыль. Поэтому для принятия решения необходимо рассчитать ожидаемое изменение операционной прибыли.
Прогнозный Отчет о прибылях и убытках при продажах 85-ти единиц продукции в месяц с учетом новой информации о затратах:
Мы видим, что ожидается увеличение прибыли на 80 000 тенге.
Итак, при принятии решения о закупе более дорогого, но более качественного сырья, компанию ожидает, с одной стороны, увеличение операционных рисков, а, с другой стороны, прогнозируется существенное увеличение операционной прибыли (на 26,67%). Примут ли менеджеры такое решение? Это зависит от разных факторов, например, от отношения менеджеров к риску, от оценки степени вероятности того, что ожидаемое увеличение продаж действительно произойдет. В любом случае, необходимо помнить следующее: Прибыль - это реальный результат, ради которого компания осуществляет свою деятельность. Точка Безубыточности и Маржа Безопасности - это индикаторы, характеризующие условия деятельности компании, ее операционные риски. Иными словами, это инструменты менеджеров, которые помогают оценивать текущие и будущие условия деятельности компании и принимать наиболее рациональные управленческие решения.
На практике возникает множество других ситуаций, требующих тщательного и всестороннего анализа при принятии решений. Мы рассмотрели только некоторые возможные ситуации, чтобы проиллюстрировать основные подходы с использованием инструментов CVP-анализа. Аналогично можно анализировать, какое воздействие на прибыль компании окажет изменение таких факторов, как цены на продукцию, объем продаж, структура (ассортимент) реализуемой продукции и пр.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |