|
|
|
Т. Кошелева, аудитор РК, CIPA, DipIFR-рус (ACCA)
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - ЧАСТЬ 2
В настоящей статье мы продолжаем рассматривать тему CVP-анализа, начатую в статье «Анализ безубыточности - Часть 1». Здесь мы рассмотрим более углубленные вопросы, а именно: Операционный рычаг - практическое применение. Анализ безубыточности для нескольких продуктов.
Операционный рычаг - практическое применение.
Операционный рычаг - важнейший показатель операционного риска компании. Операционный риск заключается в том, что компания не получит достаточную сумму операционной прибыли, которой бы хватило для покрытия финансовых расходов и налога на прибыль. Операционный рычаг (L опер) рассчитывается делением суммы маржинального дохода на операционную прибыль. В настоящей статье мы обратимся к данным примера, который был использован в статье «Анализ безубыточности - Часть 1».
ПРИМЕР: Компания «Радиус» производит и продает единственный вид продукции - изделие «Х». Рассматриваемый период - календарный месяц. Текущий объем продаж составляет 75 ед. в месяц. Собрана следующая информация:
Отчет о прибылях и убытках за последний месяц выглядит следующим образом:
Основные показатели анализа безубыточности, рассчитанные по приведенной информации для компании «Радиус»: Коэффициент маржинального дохода (КМД): КМД = 20 000 тенге / 50 000 тенге = 0,4 = 40% или: КМД = 1 500 000 тенге / 3 750 000 тенге = 0,4 = 40%.
Точка Безубыточности в денежном и количественном выражении: ТБ ден. = 1 200 000 тенге / 0,4 = 3 000 000 тенге. ТБ колич. = 1 200 000 тенге / 20 000 тенге на ед. = 60 единиц.
Маржа Безопасности в денежном, количественном выражении и а процентах от текущего объема реализации: МБ ден. = 3 750 000 тенге - 3 000 000 тенге = 750 000 тенге. МБ колич. = 75 ед. - 60 ед. = 15 ед.
МБ% = 750 000 тенге / 3 750 000 тенге × 100 = 20% или: МБ% = 15 единиц / 75 единиц × 100 = 20%.
Теперь приступим непосредственно к вычислению операционного рычага:
L опер = Маржинальный доход / Операционная прибыль. L опер = 1 500 000 тенге / 300 000 тенге = 5.
Важно: Показатель операционного рычага рассчитывается для конкретного уровня деятельности. То есть, при другом объеме реализации показатель «L опер» будет другим.
Значение рычага «5» означает, что, если количественный объем продаж компании увеличится (уменьшится), например, на 8%, то сумма операционной прибыли увеличится (уменьшится) на 40% (8% × 5). Иными словами, процентное изменение операционной прибыли в 5 раз превышает процентное изменение объема реализации. Давайте проверим это, составив прогнозный отчет о прибылях и убытках, предположив, что объемы реализации компании «Радиус» снизятся на 8%, т. е. составят 69 единиц (75 ед. за минусом 8%):
Итак, операционная прибыль компании, действительно, снизилась на сумму 120 000 тенге (300 000 - 180 000), что представляет 40% от текущей операционной прибыли: (120 000 / 300 000 × 100) = 40%.
Значение операционного рычага можно получить следующим способом: 40% / 8% = 5. Т. е. мы получили другую формулу операционного рычага:
L опер = %-ное изменение объема реализации / %-ное изменение операционной прибыли.
Практическое применение этой формулы может быть проиллюстрировано следующей ситуацией. Допустим, руководство компании «Радиус» задает вопрос: на сколько процентов должен снизиться объем продаж, чтобы операционная прибыль стала равной нулю? Т. е. операционная прибыль уменьшится на 100%. Зная, что значение операционного рычага равно 5, рассчитаем: 100% / 5 = 20%. Следовательно, снижение продаж на 20% приведет к обнулению операционной прибыли - т. е. объем реализации будет 60 единиц (75 единиц за минусом 20%). Мы уже получали эти же цифры выше: Точка Безубыточности = 60 единиц. Маржа Безопасности = 20%.
Другая ситуация. Допустим, компании необходимо получать минимальную ежемесячную операционную прибыли в сумме 112 500 тенге - для покрытия ежемесячных финансовых расходов. Это на 187 500 тенге меньше текущей операционной прибыли (300 000 тенге - 112 500 тенге), т. е. на 62,5% (187 500 тенге / 300 000 тенге × 100). Вопрос: на какой максимальный процент компания может снизить ежемесячный объем продаж, чтобы получить сумму операционной прибыли, не менее 112 500 тенге? Расчет: 62,5% / 5 = 12,5%. Т. е. минимальный необходимый объем ежемесячной реализации должен быть 66 единиц (75 ед. за минусом 12,5%). Проверка:
Очевидно, что, если продажи составят даже на 1 единицу меньше, то операционная прибыль будет уже 100 000 тенге, т. е. на 20 00 тенге ниже (на сумму маржинального дохода от 1 единицы продукции), что не позволит компании «покрыть» финансовые расходы в сумме 112 500.
Чем выше значение операционного рычага, тем выше операционные риски компании!
Что является источником операционных рисков компании? Вернемся к исходным данным нашего примера:
Операционный рычаг был рассчитан по формуле: L опер = Маржинальный доход / Операционная прибыль.
Из последней таблицы мы видим, что между показателями маржинального дохода (числитель в нашем расчете) и операционной прибыли (знаменатель в нашем расчете) «лежат» постоянные затраты. Очевидно, что увеличение суммы постоянных операционных затрат приведет к увеличению значения операционного рычага, а это означает увеличение операционных рисков. Допустим, у компании «Радиус» произошло увеличение постоянных операционных затрат на 50 000 тенге за счет удорожания аренды производственного помещения. Отчет о прибылях и убытках будет выглядеть следующим образом:
Рассчитаем новое значение операционного рычага: L опер = 1 500 000 тенге / 250 000 тенге = 6.
Предположим, руководство компании, основываясь на данных маркетинговых исследований, прогнозирует возможное снижение объемов продаж на 8%. Следовательно, ожидается, что сумма операционной прибыли уменьшится на 48% (8% × 6). Сравните: при «старых» постоянных затратах и значении рычага «5» снижение реализации на 8% приводило к снижению операционной прибыли только на 40%.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках при продаже 69 единиц (75 ед. за минусом 8%):
Действительно, произошло снижение операционной прибыли на 120 000 тенге (250 000 - 130 000) - это 48% от суммы 250 000 тенге. Очевидно, что в условиях увеличенных постоянных затрат происходит более резкое снижение операционной прибыли при падении продаж на те же 8%. Соответственно, возрос операционный риск - риск «недополучения» операционной прибыли, что приведет и к снижению чистой прибыли, которая поступает в распоряжение собственников компании, или даже к чистому убытку. Действительно, существенно уменьшившаяся сумма операционной прибыли может не «покрыть» финансовые расходы компании и расходы по налогу на прибыль. Компания стала более чувствительной к неблагоприятным колебаниям рыночного спроса на продукцию, т. е. снизилась ее способность к выживанию в сложных рыночных условиях.
Вывод: Чем выше постоянные затраты компании и, соответственно, выше значение операционного рычага, тем выше операционные риски этой компании.
Давайте для новых условий (L опер = 6) проанализируем уже рассмотренную выше следующую ситуацию: допустим, компании необходимо получать минимальную ежемесячную операционную прибыли в сумме 112 500 тенге - для покрытия ежемесячных финансовых расходов. Это на 137 500 тенге меньше текущей операционной прибыли (250 000 тенге - 112 500 тенге), т. е. на 55% (137 500 тенге / 250 000 тенге × 100). Вопрос: на какой максимальный процент компания может снизить ежемесячный объем продаж, чтобы получить сумму операционной прибыли, не менее 112 500 тенге? Расчет: 5,5% / 6 = 9,17%. Т. е. минимальный необходимый объем ежемесячной реализации должен быть 69 единиц (75 ед. за минусом 9,17%). Проверка:
Очевидно, что если продажи составят даже на 1 единицу меньше, то операционная прибыль будет уже 110 000 тенге, т. е. на 20 00 тенге ниже (на сумму маржинального дохода от единицы продукции), что не позволит компании «покрыть» финансовые расходы в сумме 112 500 тенге. Сравните: при «старых» постоянных затратах и значении рычага «5» для сохранения операционной прибыли в сумме 112 500 тенге, компания могла позволить снижение объема реализации на 12,5%, а при увеличении постоянных затрат компания может позволить снижение объема реализации только на 9,17%. Эти расчеты подтверждают сформулированный выше вывод. Кстати, последние расчеты согласуются с анализом изменения Маржи безопасности, который проведен немного ниже.
Теперь давайте проанализируем, как изменилась Точка Безубыточности, которая при исходных данных составляла 3 000 000 тенге в денежном выражении, что равно 60 единицам продукции в количественном выражении. В новых условиях денежная Точка Безубыточности: ТБ ден. = 1 250 000 тенге / 0,4 = 3 125 000 тенге, что соответствует в количественном выражении 62,5 единицам продукции при текущей цене 50 000 тенге за единицу. Поскольку единицы продукции в нашем примере являются неделимыми, будем считать 63 единицы продукции. Что произошло с Маржой Безопасности, которая при исходных данных составляла 750 000 тенге в денежном выражении, или 15 единиц в количественном выражении, что представляет 20%-ную долю от текущего объема реализации. В новых условиях денежная Маржа Безопасности: 3 750 000 тенге - 3 125 000 тенге = 625 000 тенге, что представляет 17%-ную долю от текущего объема реализации. Налицо увеличение Точки Безубыточности и, соответственно, уменьшение Маржи Безопасности, что означает снижение гибкости компании, ужесточение условий ее деятельности на рынке. Действительно, если раньше компания начинала получать операционную прибыль после превышения объема продаж в 3 000 000 тенге, то теперь, операционная прибыль возникает только после превышения объема продаж в 3 125 000 тенге. Если раньше объемы реализации компании могли снизиться по сравнению с текущими на 20%, прежде чем компания начнет получать убытки, то теперь даже 17%-ное снижение продаж приведет к полной потере операционной прибыли.
Анализ безубыточности для нескольких продуктов.
Большинство компаний производит и продает не один, а несколько видов продукции, что, безусловно, усложняет проведение CVP-анализа. Эти сложности заключаются, прежде, всего, в следующем: Каждый продукт имеет свое значение коэффициента маржинального дохода (КМД). Этот показатель является одним из ключевых для целей проведения анализа безубыточности (в случае реализации нескольких продуктов рассчитывается КМД по каждому продукту отдельно). При этом общий КМД для компании будет иметь свое значение. Эти расчеты проиллюстрированы ниже на практическом примере. Определение точной суммы затрат для каждого продукта. Эта проблема возникает у любого предприятия. Точный подсчет затрат в отношении отдельных продуктов необходим, в частности, для определения их рентабельности, принятии решении о прекращении производства отдельных продуктов, выбора ассортимента производимых продуктов. И, конечно, для проведения анализа безубыточности необходимо максимально достоверно определить величину переменных затрат в отношении единицы каждого вида продукции Наибольшие сложности на практике возникают при распределении накладных (косвенных) затрат между продуктами. Этому посвящена отдельная статья «Распределение производственных накладных затрат».
Анализ безубыточности в ситуации выпуска нескольких продуктов рассмотрим на примере выпуска трех продуктов. Однако, используемые расчеты применимы при любом количестве продуктов (или групп продуктов с одинаковым значением КМД).
ПРИМЕР: Компания «Магия» производит и продает три продукта: X, Y, Z. Имеется следующая информация (за последний год):
Таблица 1
Нам необходимо найти Точку Безубыточности, т. е. тот объем продаж, при котором валовая выручка будет равна общим затратам компании (переменным и постоянным), т. е. у компании не будет ни прибыли, ни убытка.
Для расчета Точки Безубыточности нам потребуется предварительно определить некоторые ключевые показатели:
Таблица 2
Общий КМД для компании в целом можно рассчитать двумя способами:
Способ 1. Применим стандартную формулу: КМД = Маржинальный доход / Выручка Подставляем в эту формулу общие показатели («Итого» из Таблицы 1): КМД = 167 000 000 тенге / 505 000 000 тенге = 0,3307 или 33,07%.
Способ 2. Применим расчет средневзвешенного значения КМД, просуммировав произведения маржинального дохода по каждому продукту на долю этого продукта в общей выручке: КМД = 60% × 0,21386 + 20% × 0,48515 + 35% × 0,30099 = 33,07%.
Точка Безубыточности в стоимостном выражении для компании рассчитывается делением общей суммы постоянных затрат на КМД общий:
ТБ ден. = 120 000 000 тенге / 33,07% = 362 866 647 тенге - это сумма общей выручки (от всех продуктов), которую необходимо получить компании для достижения безубыточности. Далее найдем выручку каждого продукта в общей выручке, используя долю этого продукта в общей выручке (из Таблицы 2). Затем мы сможем найти количество каждого продукта в общей Точке Безубыточности, разделив выручку по каждому продукту на цену реализации этого продукта. Эти расчеты представлены в следующей таблице:
Итак, мы нашли ассортимент продукции в Точке Безубыточности. Проверим, действительно ли при этом ассортименте достигается безубыточность:
Как видно из последней таблицы компания имеет финансовый результат, близкий к нулю.
*** В расчетах было много округлений, что привело к накоплению математической ошибки - в результате этого мы получили не ровно 0 тенге, а -2650 тенге.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |