|
|
|
Источник: Делового еженедельника «КУРСИВъ» (www.kursiv.kz)
13.02.2015 Кому нужно ГЧП? Депутаты не поняли объяснения Минэко Депутаты мажилиса парламента раскритиковали законопроект о государственно-частном партнерстве (ГЧП), который представило Министерство национальной экономики. Одна из основных задач законопроекта - привлечение частного сектора к управлению государственными активами. Однако проект требует серьезной доработки. «Целью законопроекта является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг. Задачами законопроекта являются: привлечение частного сектора к управлению государственными активами, снижение нагрузки на бюджет, привлечение инвестиций, участие субъектов квазигосударственного сектора в реализации ГЧП проектов. Законодательством согласно мировой практике закреплены сегодня две основные формы ГЧП: это контрактное ГЧП, в основном это концессия, и институциональное ГЧП. На сегодня ГЧП в Казахстане представлено преимущественно концессией, которая применима к наиболее сложным и капиталоемким проектам, и нормами Закона «О государственном имуществе» об аренде и доверительном управлении государственным имуществом», - заявил вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов, представляя законопроект депутатам мажилиса. Как отмечает уполномоченный орган в пояснительной записке, законопроект направлен на создание правового поля ГЧП, направленного на решение задач социально-экономического развития страны. Однако депутатам предложения Минэко не понравились. Депутат мажилиса Роман Ким отметил, что законопроект очень сырой. Отдельные главы проекта закона не соответствуют действующему законодательству и носят чисто декларативный характер, нет четких и единых толкований, определений понятийного аппарата. Зачастую законопроект дублирует отдельные положения, закрепленные уже действующим законодательством.
Расширять или не расширять
Депутаты усомнились, что ГЧП необходимо распространить на все отрасли экономики. По словам Романа Кима, на практике ГЧП используется, прежде всего, в тех сферах и отраслях экономики, где государство традиционно несет ответственность: это объекты общего пользования, то есть транспортная, коммунальная, социальная инфраструктуры, объекты культуры и образования, здравоохранения и т.д. ГЧП, таким образом, имеет четко выраженную публичную общественную направленность, и его главной целью является удовлетворение государственных интересов. «Проектом данного закона ГЧП распространяется на все области экономики, хотя привлечение инвестиций в полном объеме во все отрасли экономики практически невозможно. А также вызывает опасения, что инвестиции и капитал частного партнера будут вливаться и оседать только в тех отраслях, где возможно получение максимальной прибыли. Бизнес не будет рисковать, вкладывая свои инвестиций в нерентабельные проекты. Следовательно, возникает необходимость четкого определения наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП. ПЛЮС проектом закона по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности, которая рассматривается у нас в мажилисе параллельно, предусмотрено основание ограничения участия государства в тех сферах экономики, где имеется конкурентная среда. Возникает вопрос: не вызовет ли принятие данных норм коллизий в правоприменительной практике?», - заключил г-н Ким. Вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева также припомнила, что ранее закон, который был принят год назад, ГЧП распространялся только на сферы образования, здравоохранения, транспорта, энергетики и ЖКХ. Она задалась вопросом, есть ли какие-либо результаты по работе с этими пятью отраслями: «Каков опыт за то время, как работает данный закон? Мы его приняли год назад. Пошла работа или не пошла? Если не пошла, то по каким причинам?» Марат Кусаинов ответил, что есть несколько причин, по которым ГЧП сталкивается с проблемами. В сфере инфраструктуры проекты ГЧП капиталоемкие и нерентабельные, поэтому инвестиционная привлекательность их для частных инвесторов низкая. Основной проблемой проектов в ЖКХ являются краткосрочные и потому непривлекательные для частных инвесторов тарифы. В социальной сфере проблему представляет низкая активность регионов. Есть сложности в процедурах. Однако все проблемы решаются новым законопроектом, заверил он. По его словам, был принят законопроект, согласно которому в сфере ЖКХ с 1 апреля 2015 г. вводятся предельные тарифы на срок от 5 и более лет. Чтобы заинтересовать акимов регионов в ГЧП, планируется сокращать объемы целевых трансфертов на развитие школ и больниц. Чтобы ускорить процедуры, вводятся понятия типовой проект и типовой документ. ГЧП для Казахстана - новая тема, поэтому нужна хорошая практика, пояснил г-н Кусаинов. Но и эти предложения не вызвали у депутатов энтузиазма. «По предельным тарифам, и так социальная сфера напряженная, и опять мы предполагаем, что мы будем повышать тарифы, и люди будут нести ответственность опять за чьи-то риски», - посетовала депутат мажилиса Светлана Романовская. Депутат мажилиса Рауан Шаекин считает, что необходимо было для начала проанализировать, что мешает сферам образования, здравоохранения, транспорта, энергетики и ЖКХ развиваться, посмотреть какие есть в законодательстве пробелы, а не распространять неудачный опыт в новых законопроектах.
Покажите «на пальцах»
Закон не объясняет четко механизма работы ГЧП, считают депутаты. После долгих дискуссий им так и не удалось добиться от замминистра внятного ответа о том, как на практике будет реализовываться проект ГЧП. «На пальцах можете объяснить, на одном примере? Вот, к примеру, дорога. Как только что спрашивали - как будет? Построили дорогу - что дальше будет? У кого остается, кто пользуется, государство что дает, что дает партнер? На пальцах механизм объясните», - не сдержавшись, задал вопрос вне очереди Рауан Шаекин, пока Марат Кусаинов пытался ответить на вопросы г-жи Романовской. Услышав понятную речь, депутаты одобрительно загудели. «Первый этап создания ГЧП по тем пяти отраслям у нас не получился. Говорить, что это нерентабельно, поэтому туда никто не идет, это еще не вся правда. Правда еще и в том, что выбить это ГЧП невозможно. Нужно два года ходить по всем кругам ада, собирать документы, ходить ко всяким чиновникам, и всем тоже везде что-нибудь давать, чтобы вынести скорее решение. Поэтому это все и не пошло. Когда делаешь один шаг, сделай второй. По тем же детским садам, упрости критерий к ним тогда, сделай так, чтобы это было выгодно коммерчески. Не могут быть невыгодными детские сады. Они во всем мире есть, и в основном они частные. По медицинским учреждениям, вы посмотрите, какие бюджеты на каждую поликлинику и больницу идут. Это что нерентабельно? Неправда - все зарабатывают там менеджеры на местах, кроме государства. Получается, что мы не извлекли уроки из первого этапа внедрения ГЧП, хотя все недостатки сегодня очевидны», - напомнила Дарига Назарбаева «Я насколько понял, нам в дальнейшей работе над законопроектом надо все схемы прописать. Даю поручение своим коллегам. Давайте на каждый вид контракта мы пропишем весь механизм, начиная от инициативы - кто инициирует, кому дает, сколько дней и т.д. Мы тогда по всем видам контрактов сделаем схемы, сроки, процедуры, и все остальное», - сдался г-н Кусаинов, не выдержав напора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |