|
|
|
ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» Центр правового мониторинга
Сборник аналитических справок по результатам правового мониторинга (1-квартал 2017 года)
Астана 2017
УДК 005:34 ББК 65.290-2:67.0 С 23 ISBN 978-601-7366-29-2
Министерство юстиции Республики Казахстан Институт законодательства Республики Казахстан
Редакционная коллегия: Баймолдина З.Х., Тукиев A.C., Тлембаева Ж.У., Елеусизова И.К.
В Сборник аналитических справок включены результаты анализа нормативных правовых актов, проведенных сотрудниками Центра правового мониторинга Института законодательства. Аналитические справки содержат рекомендации по устранению противоречащих законодательству, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм. При проведении анализа нормативных правовых актов особое внимание уделено прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, которое основывается на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права и правовых систем, анализе практики применения нормативных правовых актов. Сборник адресован государственным органам, общественным и научным организациям, вузам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Аналитические справки, направленные в государственные органы 1. Справка по результатам анализа Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 Приложение № 1 Приложение № 2 10. Справка по результатам мониторинга Закона Республики Казахстан «О связи» от 5 июля 2004 года Аналитические справки, направленные в общественные организации в сфере архитектуры, градостроительной и строительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечается о необходимости адаптировать законодательство Республики Казахстан под новые реалии. В соответствии с подпунктом 20) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» предусматривается проведение правового мониторинга, представляющего собой систему постоянного наблюдения, сбора, анализа информации о состоянии законодательства и практике его применения. В рамках правового мониторинга ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» (далее - Институт) ежегодно на плановой основе проводит анализ законодательства в различных сферах деятельности путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права на предмет его совершенствования. Так, Институтом в 2017 году планируется проведение анализа 50 законодательных актов. В этой связи, руководствуясь требованиями Правил проведения правового мониторинга, утверждённых постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486, в течение года сотрудниками Центра правового мониторинга Института планируется выпуск сборников аналитических справок по результатам проведенного правового мониторинга. Актуальность выпуска данного сборника заключается в реализации закрепленных Концепции правовой политики Республики Казахстан на период 2010-2020 года целей: освобождение действующего законодательства от устаревших и дублирующих норм, восполнение пробелов в правовом регулировании, устранение внутренних противоречий в праве, минимизация отсылочных норм в законах. Главной задачей анализа действующего законодательства проведенного Центром правового мониторинга является исследование проблем, возникающих при проведении правового мониторинга с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработки предложений по его совершенствованию. Согласно пункту 3 статьи 50 Закона «О правовых актах» при проведении правового мониторинга государственные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В целях повышения эффективности данной работы аналитические справки по результатам правового мониторинга направляются в соответствующие государственные органы для их учета при подготовке проектов законов.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРАВКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
Справка по результатам анализа Земельного кодекса
1. Общая информация 1.1. Разработчик: Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан. 1.2. Цель закона: Целью закона является кодификация существующего земельного законодательства Республики Казахстан, совершенствование регулирования земельных отношений для обеспечения рационального использования охраны земель, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охрана прав на землю граждан и юридических лиц, а также укрепление законности в области земельных отношений. 1.3. Предмет правового регулирования: Земельные отношения. 1.4. Отрасль законодательства: Земельное законодательство.
2. Анализ Земельного кодекса Республики Казахстан (далее - ЗК РК)
По вопросу предоставления земельных участков
Пробел в правовом регулировании 2.1 Статья 37 ЗК РК, определяющая право временного возмездного землепользования (аренды) указывает: «2. Временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан или договором, по истечении срока договора при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о намерении заключить такой договор в срок, указанный в договоре, если в договоре такой срок не указан, то в трехмесячный срок до окончания срока действия договора». Содержащаяся в пункте 2 статьи 37 категория «надлежащим образом» является оценочной. При этом невыполнение требований пункта 2 статьи 37 ЗК РК может стать основанием отказа в повторном заключении договора на предоставлении земельного участка. На практике формулировка «надлежащим образом» понимается, как выполнение условий первоначального договора землепользования, например, не осуществление севооборота, внесение удобрений и соблюдение иных агротехнических требований. Между тем, в законодательстве отсутствуют положения, позволяющие определить минимальные параметры агротехнических требований к конкретному земельному участку и как следствие степень надлежащего соблюдения землепользователем обязанностей. В этой связи в рамках земельного законодательства следует определить перечень документов, свидетельств и др. материалов, которые позволяют комиссии принять объективное решение. При этом следует законодательно гарантировать землепользователю выполнение требования пункта 2 статьи 37 ЗК РК относительно приоритетного права заключения договора через закрепление принципа признания надлежащего выполнения землепользователем своих обязанностей. В этом случае местный исполнительный орган должен доказать, что обязанность, установленная договором не выполнена. В настоящий же момент комиссия без предоставления каких-либо подтверждающих документов со стороны местного исполнительного органа может отказать землепользователю в предоставлении земельного участка. 2.2 Статья 43 ЗК РК относительно порядка предоставления права на земельный участок устанавливает: «1. Предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 44, 44-1 и 45, а также земель, выставляемых на торги (конкурсы, аукционы) согласно статье 48 настоящего Кодекса, производится в следующем порядке: ... 4) подготовка заключения комиссией, создаваемой соответствующими местными исполнительными органами, о предоставлении земельного участка; ... 2. Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения комиссии и землеустроительного проекта. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения комиссии в течение семи рабочих дней с даты вынесения заключения комиссии...». Считаем необходимым закрепить в рамках ЗК РК право заявителя присутствовать на заседаниях комиссии, на котором решается вопрос выдачи земельного участка. Так, решение комиссии может быть и отрицательным, при этом заявитель должен иметь возможность обосновать необходимость и законность получения им земельного участка, уточнить обстоятельства, вызывающие вопросы у комиссии и могущие повлиять на решение комиссии. При этом в случае наделения заявителя правом присутствия на заседаниях комиссии, необходимо закрепление за рабочим органом комиссии обязанности по своевременному уведомлению заявителя о проведении заседания, в том числе через размещение текста объявления на интернет-ресурсе рабочего органа. Коллизия нормативных правовых актов 2.3 Согласно пункту 1 статьи 48 ЗК РК предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев установленных данной статьей (23 случая). Таким образом, можно сделать вывод, что предоставление земельного участка должно производиться исключительно в соответствии со статьей 48 ЗК РК (помимо исключительных случаев, установленных ей же), то есть на конкурсной основе. Однако земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в порядке установленными иными нормами кодекса, без применения процедуры торгов. Так, по пункту 1 статьи 43 ЗК РК предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 44, 44-1 и 45, а также земель, выставляемых на торги (конкурсы, аукционы) согласно статье 48 настоящего Кодекса, производится в следующем порядке: 1) принятие к рассмотрению заявления о предоставлении соответствующего права на земельный участок; 2) определение возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием; 3) предварительный выбор земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта); 4) подготовка заключения комиссией, создаваемой соответствующими местными исполнительными органами, о предоставлении земельного участка; 5) разработка и утверждение землеустроительного проекта; 6) принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении права на земельный участок; 7) заключение договора купли-продажи или временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования; 8) установление границ земельного участка на местности; 9) изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок. В целях исключения противоречий и понимания положений ЗК РК как закона, определяющего различные способы предоставления государством земельных участков, целесообразно в рамках кодекса определить приоритетность норм, регламентирующих предоставление права на земельный участок (ст. 27, 32, 43, 44, 44-1, 45, 46, 47, 48 и т.д.). Отсутствие механизмов реализации положений закона 2.4 Согласно статье 43 ЗК РК комиссия принимает, по сути, решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка. При этом требования к составу комиссии норма Земельного кодекса связывает только с местом работы членов комиссии: «Комиссия создается местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения из числа депутатов местного представительного органа, представителей уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, структурных подразделений соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, а также органов местного самоуправления (при их наличии). В состав комиссий, создаваемых на уровне областей, городов республиканского значения, столицы, также в обязательном порядке включаются представители соответствующих территориальных подразделений уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства, использования и охраны водного фонда. По усмотрению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в состав комиссии могут быть включены и другие лица». Однако полагаем, что для квалифицированного рассмотрения вопроса по предоставлению земельного участка в составе комиссии должны быть лица, имеющие образование и опыт работы в сфере земельных отношений, а при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения - аграрное (сельскохозяйственное) образование. В этой связи рекомендуем, установить в ЗК РК правовую норму с требованием по включению в состав комиссии лиц, имеющих соответствующее образование и опыт работы. Коррупционные факторы, создающие возможности для совершения коррупционных действий 2.5 Статья 50 ЗК РК, определяя нормы предоставления земельных участков, указывает: «2. Земельные участки, за исключением включенных в перечень земельных участков, предлагаемых для продажи на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с пунктом 1 статьи 48 настоящего Кодекса, предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в следующих размерах: 1) для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности - 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях; 2) для индивидуального жилищного строительства - 0,10 гектара; 3) для садоводства, а также дачного строительства - 0,12 гектара. Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 94 настоящего Кодекса». Таким образом, согласно норме бесплатное предоставление земельного участка может производиться единожды. Однако несколько по-разному происходит толкование статьи. Полагаем, что бесплатное предоставление земельного участка возможно один раз по каждому из перечисленных статьей оснований, то есть можно получить три земельных участка. Однако понимание статьи может быть следующим - бесплатное предоставление земельного участка предоставляется единожды по одной из целей, определенной статьей, то есть гражданин получает только один земельный участок. Комментарии: «...просто некоторые МИО умудряются повторно выделять, на вопрос почему? говорят смотрите акт на ЗУ, ведь там написано что для садоводства, а второй раз он получает для дачного строительства...»1 На основании редакции пункта 2 статьи 50 ЗК РК государственные органы дают следующие ответы на обращения граждан: На интернет-ресурсе Управления земельных отношений Акмолинской области указано: «Согласно п. 2 ст. 50 Земельного кодекса РК граждане РК имеют право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства на безвозмездной основе, площадью 0,10 га. Предоставление земельного участка для вышеуказанной цели на период освоения (2 года) производится на праве временного возмездного землепользования. При этом, повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанной цели не допускается».2 В другом случае Управление земельных отношений СКО дало следующий ответ: «На Ваш вопрос по предоставлению земельного участка в черте г. Петропавловска для строительства жилого дома сообщаем, что статьей 50 Земельного кодекса Республики Казахстан определены нормы предоставления земельных участков, предоставляемых всем гражданам Республики Казахстан, независимо от статуса гражданина, бесплатно в частную собственность в следующих размерах: для индивидуального жилищного строительства - 0,10 гектара; для садоводства, а также дачного строительства - 0,12 гектара; для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности - 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях. Повторное бесплатное предоставление земельных участков не допускается».3 Возможно, ответ не требует конкретизации, однако обратим внимание, что Управление земельных отношений СКО говорит, что бесплатное предоставления земельного участка не допускается, не оговаривая при этом цель получения земельного участка (для жилищного строительства). В связи с этим можно предположить, что гражданин после получения участка под жилищное строительство не имеет право получить земельный участок для садоводства. _________________ 1 Определение границ и площади земельного участка // Интернет ресурс Zakon/kz от 1.03.2007 // http://forum.zakon.kz/topic/22780 2 Вкладка «Часто задаваемые вопросы» Интернет ресурс Управления земельных отношений Акмолинской области // http://uzo.akmol.kz/faq/index/start-40 3 Вкладка «Ответы на вопросы граждан» Интернет ресурс Управления земельных отношений Северо-Казахстанской области // http://yzo.sko.gov.kz/page.php?lang=ru&page=otvety_na_obraschenija_grazhdan
По вопросу предоставления права сервитута и залога
Пробел в правовом регулировании 2.6 Согласно пункту 2 статьи 69 ЗК РК право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения: 1) прохода и (или) проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов; 2) прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок. Согласно обобщению судебной практики: «Исходя из определенных законодателем целей установления сервитута, следует вывод, что сервитут предполагает определенные длительные отношения, не носят разовый единовременный характер, предполагает пользование земельным участком как самим собственником или землепользователем, так и лицом, в интересах которого установлен сервитут, так предоставление для прохода и проезда предполагает размещение дороги, прокладка и эксплуатация линий электропередач и прочих линий, предполагает размещение указанных линий электропередач и прочих линий на земельном участке. Соответственно, в судебной практике возникает вопрос: требуется ли установление сервитута для выполнения строительно-монтажных, ремонтных работ объектов недвижимости, когда проведение указанных работ невозможно без использования соседнего или иного земельного участка».4 Помимо этого в обобщении делается вывод о том, что при установлении сервитута важен вопрос о сроке его действия. _________________ 4 Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из земельных правоотношений. Об установлении (прекращении сервитута). 20 октября 2015 года г. Кокшетау // http://office.sud.kz/
Так, Решением Семейского городского суда по иску об установлении сервитута для производства строительных работ установлено право ограниченного целевого пользования земельным участком сроком на 3 дня. Однако, Решением суда Казыбекбийского района города Караганды по иску об установлении частного сервитута на земельный участок, для обслуживания и произведения ремонта наружной стены летней кухни удовлетворено без указания срока действия сервитута. При этом определением суда апелляционной инстанции от 25 июня 2015 года вышеуказанное решение суда отменено. Отказ в удовлетворении иска об установлении частного сервитута суд апелляционной инстанции мотивировал тем, что стена строения проходит непосредственно по границе участка ответчика, производство некоторых видов работ без нарушения его прав невозможно. В этой связи полагаем необходимым рассмотреть вопрос по определению в ЗК РК требования об обязательном установлении срока действия сервитута в случае, если предполагается проведение каких-либо временных работ и действий. Кроме того имеется целесообразность в пункте 2 статьи 69 ЗК РК в качестве основания установления сервитута указать строительно-монтажные и ремонтные работы объектов недвижимости. Коллизия нормативных правовых актов 2.7 По пункту 20 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6 «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» собственник земельного участка или землепользователь обязаны предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, только в случаях предусмотренных Земельным кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Данный пункт соответствует пункту 1 статьи 67 ЗК РК. Однако далее, при уточнении оснований предоставления права ограниченного пользования земельным участком пункт 20 нормативного постановления Верховного Суда указывает: «Такими основаниями являются: решение суда, которое выносится в случае требования об установлении сервитута со стороны заинтересованного лица; нормативный правовой акт, предусматривающий установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем». В свою очередь пункту 2 статьи 67 ЗК РК предусматривает большее количество оснований предоставления сервитута: «Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать: 1) непосредственно из нормативного правового акта; 2) на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем; 3) на основе акта местного исполнительного органа; 4) на основании решения суда; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан». Помимо этого обратим внимание, что по пункту 1 статьи 67 ЗК РК и пункту 20 нормативного постановления Верховного Суда случаи предоставления сервитута могут быть установлены законодательными актами. Однако в подпункте 5) пункта 2 статьи 67 ЗК РК указана ссылка на «законодательство», что предполагает возможность определения оснований установления сервитута и в подзаконных НПА. 2.8 Согласно пункту 3 статьи 37 ЗК РК негосударственные землепользователи, выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды), вправе отчуждать и передавать принадлежащее им право временного землепользования в пределах срока договора аренды земельного участка, за исключением передачи земельного участка сельскохозяйственного назначения во вторичное землепользование (субаренду), без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено настоящим Кодексом. Формулировка пункта 3 статьи 37 ЗК РК позволяет толковать норму, как запрещающую передавать земельный участок в залог без согласия собственника в случае, если право временного долгосрочного землепользования не выкуплено. В свою очередь пункты 1, 3 и 4 статьи 79 ЗК РК, регламентирующей порядок залога земельных участков, не устанавливают требований по необходимости какого-либо согласования с уполномоченным органом: «1. Залогодателями могут быть физические и негосударственные юридические лица, имеющие земельные участки на праве частной собственности или на праве временного возмездного долгосрочного землепользования. Государственные землепользователи вправе передавать в залог принадлежащее им право постоянного землепользования в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом. 3. Залог неделимого земельного участка, находящегося в общей совместной собственности или в общем совместном землепользовании, допускается при наличии письменного согласия всех участников общей собственности или общего землепользования. 4. Лица, имеющие на праве общей собственности земельные участки, могут заложить земельные участки на основании решения общего собрания участников общей собственности. Передача в залог земельных участков, выкупаемых у государства в частную собственность в рассрочку, допускается в порядке и на условиях, установленных статьей 49 настоящего Кодекса. Передача в залог земельных участков, на которых расположены стратегические объекты, допускается по согласованию с Правительством Республики Казахстан в порядке и на условиях, установленных законами Республики Казахстан». Кроме того в пункте 5 статьи 79 ЗК РК в перечне документов, предоставляемых потенциальному залогодержателю, также отсутствует согласие арендодателя: «5. Для залога земельного участка или права землепользования физические и юридические лица представляют потенциальному залогодержателю: правоустанавливающий и идентификационный документы на земельный участок; письменное согласие участников общей совместной собственности или общего совместного землепользования, удостоверенное в нотариальном порядке; сведения правового кадастра о зарегистрированных правах (обременениях прав) на земельный участок. При передаче в залог части земельного участка или права землепользования на него на общем плане земельного участка должна быть отражена та его часть, которая предусмотрена к передаче в залог. При этом согласие собственника земельного участка, находящегося в государственной собственности, при залоге права землепользования не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью третьей пункта 4 настоящей статьи. Перечень документов и сведений, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, является исчерпывающим». В этой связи в целях исключения разночтений между статьей 37 ЗК РК и статьей 79 ЗК РК, считаем целесообразным, редакцию пункта 3 статьи 37 ЗК РК уточнить.
По вопросу соотношения с Водным кодексом Республики Казахстан (далее - ВК РК)
Пробел в правовом регулировании 2.9 Пункт 1 статьи 42 ЗК РК гласит: «1. Право на земельный участок, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаждения. Использование собственником земельного участка или землепользователем недр земли, находящихся под почвенным слоем, осуществляется в соответствии с целевым назначением земельного участка и законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими отношения в сфере недропользования. Предоставление права недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд производится одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находятся общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, в частную собственность или землепользование». Считаем необходимым в статье 42 ЗК РК установить требование по признанию за земельными участками, содержащими замкнутый водоем статуса неделимого земельного участка. В качестве примера приведен пункт 2 статьи 99 ЗК РК, которая признает неделимыми земельные участки, связанные с единой схемой чередования (ротацией) культур и оросительной коллекторно-дренажной системой. Кроме того, рекомендуем обратить внимание на опыт Российской Федерации в данной части. Так, пункт 4 статьи 8 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 № 74-ФЗ указывает: «Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера». Коллизия нормативных правовых актов 2.10 Согласно пункту 1 статьи 8 ВК РК водный фонд Республики Казахстан находится в исключительной государственной собственности. При этом к водным объектам относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим. Ими являются: моря, реки, приравненные к ним каналы, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты, части недр, содержащие подземные воды (ст. 5 ВК РК). При этом пункт 1 статьи 42 ЗК РК указывает: «Право на земельный участок, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаждения». Следовательно, распоряжение собственником земельным участком влечет и распоряжение замкнутым водоемом. С другой стороны, ВК РК запрещает оборот водных объектов и земель, занятых ими. Так, статья 21 ВК РК говорит: «Оборот водных объектов, земель водного фонда, за исключением земель, указанных в пункте 2 статьи 7 настоящего Кодекса, а также купля, продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов и земель, занятых ими, не допускаются». Возникает соответственно некоторая несогласованность ЗК РК и ВК РК. В этой связи целесообразно законодательное закрепление понятия замкнутый водоем с целью конкретизации водного объекта, на который распространяется право земельного участка. В определении замкнутого водоема следует ответить на вопрос, относится ли замкнутый водоем к категории водных объектов или нет. Если замкнутый водоем будет являться водным объектом, то соответственно из-за правового статуса, определенного статьей 42 ЗК РК для замкнутого водоема, статья будет подлежать корректировке. В случае же наделения замкнутого водоема специальным правовым статусом, который выведет его из общего режима водных объектов, необходимы будут соответствующие положения определить и в ВК РК, то есть уточнить права собственности, особенности оборота таких объектов и т.д. Отмечаем, что ранее Водный кодекс РФ 1995 года относил обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами к недвижимому имуществу, в том числе и Гражданский кодекс включал такие объекты в перечень недвижимого имущества. В соответствии с этими нормами замкнутые водоемы подлежали регистрации. При этом земельный участок, на территории которого находились данные водные объекты, также является недвижимым имуществом и подлежит государственной регистрации. В результате в правоприменительной практике замкнутый водоем приходилось регистрировать дважды - как самостоятельный объект недвижимости и в составе земельного участка - другого объекта недвижимости. Кроме того, не были четко установлены границы между замкнутым водоемом и остальным земельным участком. Вследствие чего один и тот же объект права рассматривался и как земельный участок, и как замкнутый водоем, что порождало определенные проблемы в правоприменительной практике.5 ________________ 5 Козлов Д.В. Замкнутый водоем // газета «Эж-Юрист» № 47, 2006
По вопросу изъятия земельных участков для государственных нужд
Пробел в правовом регулировании 2.11 В соответствии с пунктом 6 статьи 84 ЗК РК принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения. Постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента его принятия. В связи с тем, что в настоящее время населением достаточно широко используются информационно-коммуникационные технологии, рекомендуем установить в пункте 6 статьи 84 помимо республиканских или местных средствах массовой информации в качестве места размещения постановлений официальные интернет-ресурсы Правительства и местных исполнительных органов. Коллизия нормативных правовых актов 2.12 Пункт 6 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6 «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» гласит: «Согласно статьям 26, 29, 30, 33 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года аким представляет интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами и государственными органами. Следовательно, при оспаривании решений и действий по предоставлению или изъятию земельных участков стороной по делу является аким соответствующей территориальной единицы. Поэтому, когда второй стороной по делу выступает гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или юридическое лицо, такие заявления в соответствии со статьей 30 ГПК, подсудны специализированным межрайонным экономическим судам». Между тем в ЗК РК изъятие, в том числе для государственных нужд, земельных участков относится к компетенции местного исполнительного органа (статьи 16, 17, 18 ЗК РК). Если обратить внимание на подпункт 2-3) пункта 1 статьи 31 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», то изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных надобностей, осуществляет районный (города областного значения) акимат.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |