|
|
|
Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 29 сентября 2021 года № 479 (с изменениями от 03.04.2023 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 14 июля 2023 года
В соответствии с подпунктом 14-6) статьи 12-2 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов. 2. Комитету промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН» Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство национальной экономики Республики Казахстан
Утверждены приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 29 сентября 2021 года № 479
Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 14-6) статьи 12-2 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» (далее - Закон) и определяют порядок устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов. 2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения: 1) выключатель «Стоп» - устройство, отключающий электродвигатель при воздействии на него персоналом или пассажиром; 2) блокировка «Стоп» - блокировка, отключающая электродвигатель при воздействии на выключатель персоналом; 3) аварийный тормоз - устройство, останавливающее лестничное полотно при срабатывании блокировки скорости и самопроизвольном изменении направления движения или отказе рабочего тормоза; 4) блокировка гайки и винта аварийного тормоза - блокировка, отключающая электродвигатель в случае самопроизвольного или превышающего регламентированное значение отвинчивания гайки аварийного тормоза или при выходе винта аварийного тормоза свыше регламентированного параметра; 5) блокировка упора аварийного тормоза - блокировка, отключающая электродвигатель при включении аварийного тормоза; 6) огибающая направляющая - переходные радиусные участки направляющих вспомогательных бегунков между рабочей и не рабочей ветвями; 7) реборда направляющих ступени - элемент конструкции, ограничивающий поперечное смещение ступеней; 8) заход направляющих ступени - элемент, обеспечивающий плавный заход основных бегунков ступени на направляющие; 9) базовая направляющая - направляющая основных бегунков ступени на рабочей ветви; 10) фартук балюстрады - нижняя вертикальная часть балюстрады, расположенная вдоль трассы лестничного полотна на уровне ступеней, предназначенная для регулирования зазора между ступенью и балюстрадой; 11) карниз балюстрады - элемент балюстрады, к которому крепятся направляющие поручня и щиты балюстрады; 12) плинтус балюстрады - элемент балюстрады, расположенный над фартуком, к которому крепятся щиты балюстрады; 13) штапик балюстрады - элемент балюстрады, закрывающий зазор между смежными щитами балюстрады; 14) ширина настила ступени лестничного полотна - расстояние по внешним боковым торцам настила ступени; 15) лестничное полотно - грузонесущий элемент, состоящий из ступеней, объединенных тяговыми цепями; 16) проем в лестничном полотне - пространство, образованное снятыми ступенями лестничного полотна; 17) перепад ступеней в лестничном полотне - разность уровней настилов двух смежных ступеней на горизонтальном участке; 18) трасса лестничного полотна (поручня) - совокупность направляющих, контрнаправляющих основных и вспомогательных бегунков лестничного полотна (поручня), обеспечивающих перемещение лестничного полотна (поручня) по заданной траектории; 19) свободный выбег лестничного полотна - расстояние, проходимое лестничным полотном по инерции без нагрузки после отключения электродвигателя главного привода при разомкнутом рабочем и отключенном аварийном тормозах; 20) рабочая ветвь лестничного полотна - лестничное полотно, расположенное в пассажирской зоне; 21) горизонтальный участок лестничного полотна - участок лестничного полотна перед входными площадками, не имеющий перепада ступеней, предназначенный для входа и выхода пассажиров; 22) эскалатор лестничного типа - подъемно-транспортное устройство с замкнутым контуром лестничного типа полотна для транспортирования людей с одного уровня на другой; 23) главный привод - привод, перемещающий лестничное полотно при транспортировании пассажиров; 24) одноприводной эскалатор - эскалатор рабочие механизмы которого приводятся в действие одним приводным валом; 25) односкоростной эскалатор - эскалатор, имеющий одну эксплуатационную скорость движения; 26) демонтажная камера - помещение для выполнения монтажных и демонтажных работ, имеющее самостоятельный выход на поверхность; 27) балюстрада боковая - часть балюстрады, расположенная с обеих сторон лестничного полотна между фартуком или плинтусом и карнизом; 28) стык зон (модулей) геометрический - плоскость, определяющая место стыковки двух смежных зон (модулей) эскалатора; 29) максимальная эксплуатационная нагрузка - наибольшая возможная нагрузка от пассажиров на 1 метр (далее - м) длины лестничного полотна эскалатора; 30) блокировка приводной цепи - устройство, отключающее электродвигатель при обрыве или чрезмерной вытяжке приводной цепи; 31) блокировка привода - блокировка, исключающая совместную работу главного и вспомогательного приводов; 32) блокировка при падении пассажира на эскалатор - блокировка, отключающая электродвигатель при падении пассажира у верхней или нижней входной площадки; 33) ремонтная скорость - скорость эскалатора при работе от вспомогательного привода; 34) рабочий тормоз - устройство, останавливающее лестничное полотно при отключении электродвигателя; 35) блокировка рабочего тормоза - блокировка, отключающая электродвигатель при наложенных колодках тормоза и при запасе хода якоря электромагнита меньше регламентированного; 36) блокировка скорости и направления движения - устройство безопасности, включающее аварийный тормоз при увеличении скорости лестничного полотна на 30%, при работе на спуск, или самопроизвольного изменения направления движения полотна, работающего на подъем; 37) неподвижная входная площадка - входная площадка, не имеющая возможности перемещения относительно настила ступени; 38) натяжная камера - помещение под полом нижнего вестибюля для установки и обслуживания натяжного устройства тоннельного эскалатора; 39) линейка входной площадки - деталь входной площадки, предназначенная для взаимной центровки настила ступени и гребенки; 40) гребенка входной площадки - деталь входной площадки для безопасного входа и схода пассажиров с лестничного полотна эскалатора; 41) блокировка входной двери - устройство, отключающее электродвигатель при подъеме или перемещении входной площадки вдоль ее продольной оси; 42) наклонный эскалатор - эскалатор, средняя часть трассы направляющих лестничного полотна которого расположена прямолинейно под углом к горизонтальной базе; 43) горизонтальная база - плоскость, проходящая по горизонтальной поверхности эскалатора входных площадок верхнего (нижнего) сооружения; 44) вспомогательный бегунок - опора качения ступени по направляющей, воспринимающая нагрузку от пассажиров и ступени; 45) многоскоростной эскалатор - эскалатор, имеющий две и более эксплуатационные скорости; 46) поэтажный эскалатор - эскалатор, предназначенный для установки между этажами зданий и сооружений; 47) плавающая входная площадка - входная площадка, перемещающаяся относительно настила ступени; 48) контрнаправляющая ступени - элемент предотвращающий опрокидывание ступени, ее случайного подъема и препятствующий складыванию тяговой цепи внутри полотна при обрыве; 49) вспомогательный привод - привод, перемещающий лестничное полотно при монтаже, демонтаже и техническом обслуживании или для растормаживания аварийного тормоза; 50) машинное помещение - помещение под полом верхнего вестибюля для расположения электропривода тоннельного эскалатора, подъемно-транспортного оборудования и технического обслуживания эскалатора; 51) модульный эскалатор - эскалатор, состоящий из нескольких постоянных конструктивных элементов, рабочие механизмы которых приводятся в действие самостоятельными приводными валами, работающими синхронно; 52) главный вал - вал, передающий движение тяговым звездочкам лестничного полотна; 53) номинальная скорость - скорость движения лестничного полотна при работе без нагрузки в установившемся режиме; 54) балюстрада средняя - часть балюстрады, расположенная между карнизами двух смежных эскалаторов; 55) производительность - количество пассажиров, перемещенное эскалатором в единицу времени; 56) эксплуатационная скорость - номинальная скорость эскалатора при работе от главного привода, при максимальной эксплуатационной нагрузке в установившемся режиме; 57) нерабочая ветвь направляющей ступени (поручня) - направляющие для оборота ступеней лестничного полотна (поручня); 58) рабочая ветвь направляющей ступени (поручня) - направляющая, расположенная в пассажирской зоне; 59) направляющая ступени (поручня) - элемент трассы лестничного полотна (поручня), состоящий из рабочей и не рабочей ветвей; 60) вкладыш ступени - деталь ступени, служащая для центровки ее относительно гребенки входной площадки; 61) блокировка выхода полуоси ступени - блокировка, отключающая электродвигатель при выходе полуоси ступени; 62) блокировка бегунков ступени - блокировка, отключающая электродвигатель при сползании обода бегунков ступени; 63) подступенок ступени - деталь ступени, служащая для декоративного оформления ее передней части; 64) настил ступени - рабочая рифленая поверхность ступени в виде выступов и впадин, обеспечивающая безопасность входа и выхода пассажиров с лестничного полотна; 65) гребень настила ступени - деталь настила ступени, расположенная над подступенком; 66) высота ступени - расстояние между верхними поверхностями настилов двух смежных ступеней на наклонном участке лестничного полотна; 67) блокировка подъема ступени - устройство, отключающее электродвигатель при подъеме ступени перед входными площадками; 68) основной бегунок ступени - опора качения ступени по направляющей, воспринимающая нагрузку от пассажиров и лестничного полотна; 69) глубина ступени - расстояние между передним и задним торцами настила ступени; 70) блокировка опускания ступени - блокировка, отключающая электродвигатель при опускании ступени; 71) балюстрада наружная - часть балюстрады, расположенная в местах входа и выхода пассажиров, примыкающая к полу вестибюля и к крайней балюстраде в случае выполнения последней свободно стоящей; 72) блокировка автомата смазки тяговых цепей - устройство, исключающее неправильное включение эскалатора при установленном автомате смазки тяговых цепей; 73) тоннельный эскалатор - эскалатор, предназначенный для установки в тоннелях (галереях); 74) поручень - непрерывная лента, перемещающая по трассе поручневого устройства, предназначенная для опоры рук пассажиров; 75) поручневое устройство - система блоков, направляющих, привода и поддерживающих роликов, обеспечивающих движение поручня по трассе; 76) блокировка устья поручневого устройства - блокировка, отключающая электродвигатель при попадании посторонних предметов в устье; 77) устье поручня - устройство, расположенное в месте перехода поручня с рабочей ветви на не рабочую ветвь; 78) борт поручня - часть поручня, удерживающая поручень при движении по рабочей ветви; 79) обкладка поручня - наружная декоративная часть поручня; 80) блокировка вытягивания поручня - блокировка, отключающая электродвигатель при обрыве или чрезмерной вытяжке поручня; 81) блокировка остановки поручня - блокировка, отключающая электродвигатель при остановке или уменьшении скорости поручня; 82) блокировка схода поручня - блокировка, отключающая электродвигатель при сходе поручня с направляющих на нижнем криволинейном участке; 83) балюстрада крайняя - часть балюстрады, расположенная между карнизом крайнего эскалатора и строительными сооружениями; 84) блокировка переключения электропитания - устройство, отключающее электродвигатель в случае неправильных действий персонала при переключении силовой электрической цепи; 85) балюстрада эскалатора - элемент конструкции, отделяющий пассажиров от механизмов и металлоконструкций; 86) ступень эскалатора - часть лестничного полотна для размещения пассажиров; 87) угол наклона эскалатора - угол между наклонной и горизонтальной базами эскалатора; 88) вертикальная база верхняя (нижняя) эскалатора - вертикальная плоскость, проходящая через линию пересечения базы наклонной с базой горизонтальной; 89) блокировка натяжного устройства эскалатора - блокировка, отключающая электродвигатель при перемещении звездочек натяжного устройства, превышающем регламентированное значение; 90) наклонная база эскалатора - плоскость, проходящая по передним кромкам гребней настилов в наклонной части эскалатора; 91) зоны эскалаторов - стыкуемые при монтаже составные части эскалатора; 92) комплекс (блок) эскалаторов - эскалаторы, установленные в одном наклонном ходе с общим машинным помещением; 93) эскалаторный тоннель - сооружение для размещения наклонного участка эскалатора; 94) высота транспортирования пассажиров эскалатором - расстояние по вертикали между уровнями верхней и нижней входных площадок. 3. Монтаж, техническое обслуживание, техническое диагностирование, техническое освидетельствование и ремонта эскалаторов выполняется организациями, аттестованными на право проведения монтажа, технического обслуживания, технического диагностирования, технического освидетельствования и ремонта эскалаторов, в соответствии со статьей 72 Закона.
Глава 2. Устройство и установка эскалаторов
4. Установка эскалаторов выполняется по проектной (конструкторской) документации с учетом требований настоящих Правил, национальных и (или) межгосударственных стандартов и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для монтажа металлоконструкций и подъемно-транспортного оборудования. 5. Для выполнения работ по обслуживанию и ремонту эскалатора предусматриваются машинные помещения и проходы в зоне обслуживания эскалатора. Установка эскалаторов без машинных помещений и проходов между ними в зоне обслуживания на объектах не допускается. 6. Внесение изменений в конструкцию эскалатора осуществляется только после согласования этих изменений с организацией-разработчиком или проектной организацией и владельцем эскалатора. 7. Отступления от требований проектной (конструкторской) документации, необходимость в которых возникает в процессе монтажа, ремонта, модернизации, реконструкции и эксплуатации эскалаторов, подлежат согласованию с владельцем эскалатора, а также организацией-изготовителем эскалатора или организацией-разработчиком данной документации. 8. Каждый эскалатор снабжается эксплуатационной документацией, составленной организацией-изготовителем: паспортом по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам; установочным чертежом; электрической схемой с перечнем элементов схемы; электрическими схемами соединений; техническим описанием; руководством по эксплуатации, руководством по техническому обслуживанию; руководством по ремонту; методикой грузовых испытаний; конструкторской документацией на быстроизнашиваемые узлы; паспортами ступеней и тяговых цепей; актами испытаний ступеней и тяговых цепей; руководством по монтажу, пуску, регулированию и обкатке; ведомостью запасных частей, инструментов и принадлежностей; ведомостью комплекта запасных изделий для пусконаладочных работ; чертежами сборочных единиц и деталей на эскалатор; перечнем документации, поставляемой с эскалатором. 9. Эксплуатационные документы эскалатора включают: указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту; указания по использованию, меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, использование по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, техническое освидетельствование; назначенные показатели, срок службы, ресурс эскалатора; перечень критических отказов, возможные ошибочные действия (бездействие) персонала, приводящие к инциденту или аварии; действия персонала по ликвидации последствий инцидента или аварии; критерии предельных состояний; указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией; формы графиков, журналов и иных учетных документов, связанных с управлением, обслуживанием и ремонтом эскалатора. 10. В эксплуатационных документах эскалатора устанавливаются требования к: обеспечению сохранности эскалатора в процессе перевозки и хранения; сохранению технических характеристик, обусловливающих их безопасность; упаковке; консервации; условиям перевозки и хранения; утилизации. 11. В комплект эксплуатационных документов входят руководство по эксплуатации отдельных комплектующих изделий, механизмов и узлов, перечень быстро изнашиваемых элементов. 12. В эксплуатационных документах предусматриваются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты, которые касаются конкретного эскалатора. 13. Электроснабжение комплекса (блока) эскалаторов осуществляется не менее чем от двух независимых источников питания. Электроснабжение обеспечивает одновременную работу на подъем с максимальной пассажирской нагрузкой комплекса (блока) эскалаторов от одного источника питания. 14. В случае расстыковки тяговой цепи эскалатор останавливается блокировочным устройством, при этом конструкция эскалатора обеспечивает сохранность геометрической формы рабочей ветви лестничного полотна. 15. В конструкции эскалатора предусматриваются устройства, препятствующие подъему ступени перед входными площадками. 16. Крепление разъемных соединений исключают их самопроизвольное разъединение. 17. В составных частях привода эскалатора, передающих крутящий момент, применение посадок с гарантированным натягом без доп олнительного крепления не допускается. 18. Составные части эскалатора защищаются от коррозии в соответствии с условиями их эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. 19. Неподвижные оси, служащие опорой для блоков, роликов и прочих вращающихся деталей, надежно укрепляются и снабжаются приспособлениями, обеспечивающими их фиксацию. 20. Легкодоступные части эскалатора в зоне обслуживания, находящиеся в движении, закрываются ограждениями, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала, но допускающими осмотр, смазку и техническое обслуживание указанных частей. При работе эскалатора не допускается нахождение лиц в зоне обслуживания, за исключением персонала, выполняющего работы по обслуживанию эскалатора. 21. Обеспечивается безопасный доступ к механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующим обслуживания. Для этой цели устраиваются площадки, съемные ограждения, лестницы и специальные приспособления. 22. Конструкция эскалатора предусматривают устройства, защищающие механизмы и электрооборудование, находящиеся в зоне прохождения и опрокидывания ступеней, от попадания пыли и грязи. 23. Эскалатор имеет предупреждающие четкие и нестираемые надписи или знаки о видах опасности в соответствии с национальными и (или) межгосударственными стандартами. 24. Основные параметры эскалаторов соответствуют данным, приведенным в приложении 2 к настоящим Правилам (далее - основные параметры, размеры эскалаторов и нагрузки) (таблица 1). 25. Основные размеры и схемы устройства эскалатора соответствуют значениям, приведенным в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 2). 26. Основные нагрузки, используемые при расчете и испытаниях эскалаторов и его элементов, соответствуют параметрам, приведенным в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 3). 27. Несущая конструкция проектируется таким образом, чтобы она могла нести собственную массу эскалатора и расчетную статическую нагрузку qс, в соответствии с параметрами, приведенными в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 3). 28. Площадь восприятия нагрузки определяется как произведение номинальной ширины лестничного полотна z1 на расстояние между опорами (пролет) эскалатора l1. 29. Коэффициенты запаса при расчете на прочность определяются как отношение разрушающей нагрузки к наибольшему усилию, возникающему в рассчитываемом элементе при нагрузках, приведенных в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 3). 30. Коэффициенты запаса прочности для тяговых и приводных цепей принимается не менее 7, для ступеней и поручней - не менее 5. 31. Стрела упругого прогиба под действием нагрузки qС2 не превышает для тоннельных эскалаторов 1/1000, для поэтажных - 1/750 пролета для пролетных металлоконструкций, включая плиты входных площадок, эскалаторов. 32. Стрела упругого прогиба плит перекрытия между входными площадками эскалатора и строительными конструкциями под действием нагрузки qС2 и массы строительного покрытия не превышает 1/600 пролета. 33. Стрела упругого прогиба направляющих бегунков под действием нагрузки qмэ соответствует не более 1/1000 величины пролета, при этом при расчете криволинейных направляющих учитываются дополнительные усилия от тяговых цепей. 34. Упругий прогиб фартука балюстрады под воздействием нагрузки 1500 Ньютон (далее - Н), приложенной между опорами фартука перпендикулярно к его поверхности на площади 25 квадратных сантиметров (далее - см2), не превышает 4 миллиметров (далее - мм). Остаточная деформация не допускается. 35. Тормозной путь (в метрах) движущегося на спуск лестничного полотна эскалатора при торможении рабочим тормозом: не менее V2 без нагрузки; не более 2,4V с нагрузкой qмэ, где V - номинальная скорость, метр в секунду. 36. При применении двух и более рабочих тормозов каждый из них останавливает лестничное полотно при торможении на спуск с максимальной нагрузкой qмэ на пути (в метрах) не более 6V. 37. Расчетный запас прочности тяговой цепи принимается не менее 7. Запас прочности определяется как отношение разрывного усилия цепи к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке qмэ приведенной в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 3) с учетом усилия натяжного устройства, при этом динамические нагрузки не учитываются. Нагрузка между цепями распределяется равномерно. 38. Фактический запас прочности тяговой цепи определяется на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных отрезков (плетей) цепи из не более 200 отрезков и доводят их до разрушения, при этом выполняется требование, указанное в пункте 30 настоящих Правил. Для испытания отбираются отрезки цепи длиной не менее 600 мм. Испытания цепей проводятся совместно с осями ступеней, вставленными в отверстия полых валиков. 39. Допускается не доводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5 % расчетную или указанную в руководстве по эксплуатации эскалатора разрушающую нагрузку. 40. Каждый отрезок цепи проверяется на стенде под нагрузкой, превышающей в два раза наибольшее расчетное натяжение при нагрузке qмэ. После испытаний цепь не имеет остаточных деформаций или распрессовки деталей цепи. 41. Обеспечивается постоянное натяжение цепи. Эскалатор останавливается при перемещении натяжного устройства в сторону привода или в обратном направлении на расстояние не более 30 мм. 42. Лестничное полотно эскалатора состоит из ступеней, соединенных с помощью не менее чем двух тяговых цепей, причем с каждой стороны ступени не менее одной тяговой цепи. 43. Рабочая поверхность ступени выполняется в виде выступов и впадин с расположением их вдоль оси эскалатора. Настил не оканчивается впадиной у балюстрады. Два крайних выступа и предшествующие им впадины с каждой стороны и гребни ступени выполняются в ярком отличительном цвете. 44. Вертикальные выступы и впадины подступенка выполняются в сочетании с выступами и впадинами настила ступени. Подступенок не оканчивается впадиной у балюстрады. 45. Для обеспечения постоянного натяжения лестничного полотна предусматривается натяжное устройство. Применение пружин растяжения для натяжения цепей не допускается. При использовании для натяжения цепей грузов предусматривается их улавливание в случае обрыва. 46. Конструкция направляющих натяжного устройства лестничного полотна обеспечивает возможность свободного перемещения натяжной звездочки (натяжного устройства) в каждую сторону вдоль оси эскалатора и срабатывание блокировки натяжного устройства. 47. Смещение направляющих и их стыков на всех участках трассы не допускается. 48. Направляющие имеют трассу, обеспечивающую следующее положение ступеней в пассажирской зоне: настил ступеней сохраняет горизонтальное положение на всем пути движения ступеней от одной входной площадки до другой. Уклон настила ступеней не превышает 1:100; длина горизонтальных участков перед входными площадками лестничного полотна выполняется в соответствии с параметрами, приведенными в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 1). Перепад по высоте двух смежных ступеней на горизонтальном участке не превышает 4 мм; разница уровней между горизонтальным участком ступеней у входной площадки и следующей за ним ступенью не превышает для тоннельных эскалаторов 30 мм, для поэтажных эскалаторов - 50 мм. 49. Сборные ступени проектируются таким образом, чтобы крепление всех комплектующих деталей не ослаблялось в течение срока службы. Вкладыши и детали крепления выдерживают противодействующее усилие гребенки входной площадки при срабатывании блокировки входной площадки от попадания под гребенку обуви или частей одежды пассажиров либо иных посторонних предметов. 50. Прочность ступеней подтверждается испытаниями на стенде в соответствии с пунктами 41-55 настоящих Правил. Ступень испытывают в сборе вместе с бегунками (невращающимися), полуосями (или осями) в горизонтальном положении на наклонной опоре, угол наклона которой соответствует максимальному углу наклона направляющих эскалатора. 51. Для проверки фактического запаса прочности отбирают две ступени и нагружают их нагрузкой не менее 5qмэ, равномерно распределенной по площади настила. Нагрузку 5qмэ прикладывают через пластинку согласно требованиям пункта 52 настоящих Правил. Для ступеней, воспринимающих усилия от перегиба тяговых цепей на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного полотна, проводится испытание этих же двух ступеней соответствующими пятикратными нагрузками, приложенными к осям ступени по центру шарниров тяговой цепи. После испытаний ступень не имеет трещин, изломов или остаточной деформации более 4 мм, измеренной у поверхности настила. 52. Прочность изготовленных ступеней выборочно или каждой отремонтированной ступени проверяют приложением однократного усилия 3000 Н. Указанное усилие (включая массу пластинки) прикладывают в центре стальной пластинки размером 0,20 x 0,30 м и толщиной не менее 25 мм перпендикулярно к поверхности настила. Короткий край пластинки располагается параллельно переднему краю ступени, длинный край пластинки располагается перпендикулярно к переднему краю ступени. Прогиб, измеренный у поверхности настила в ходе этого испытания принимается не более 4 мм. Остаточная деформация, превышающая допуски на установку, не допускается. 53. Ступень (независимо от ее размера) подвергается воздействию нагрузки, пульсирующей в диапазоне 500-3000 Н на одной частоте в диапазоне 5-20 Герц (далее - Гц) в течение не менее 5 x 106 циклов, что позволяет обеспечить установившийся гармонический режим нагружения. Нагрузка прикладывается перпендикулярно к поверхности настила через стальную пластинку размером 0,20 x 0,30 м и толщиной не менее 25 мм, расположенную в центре поверхности настила. После испытания ступень не имеет признаков трещинообразования и остаточную деформацию, измеренную у поверхности настила не более 4 мм. Ступени и ее детали надежно закрепляются и не допускается ослабление их крепления. В случае повреждения бегунков в ходе испытания они подлежат замене. 54. Ступень с литым каркасом выполняется так, чтобы при отсутствии вспомогательного бегунка она выдерживала скручивающую нагрузку, эквивалентную смещению на ±2 мм центра вспомогательного бегунка, движущегося по дуге, центром которой является центр основного бегунка. Смещение ±2 мм относится к расстоянию 400 мм между центрами вспомогательного и основного бегунков. При размерах, отличающихся от 400 мм, значение смещения изменяется пропорционально. Динамическая нагрузка регулируется таким образом, чтобы гарантировать, что указанные выше прогибы достигаются в ходе испытания. Испытание проводится на одной частоте в диапазоне 5-20 Гц в течение не менее 5 x 106 циклов, что обеспечивает установившийся гармонический режим нагружения. После испытания ступень не имеет признаков трещинообразования и остаточную деформацию, измеренную у поверхности настила не более 4 мм. Ступени и ее детали надежно закрепляются и не допускается ослабление их крепления. 55. Подступенок не прогибается более чем на 4 мм под воздействием одиночной нагрузки 1500 Н, приложенной перпендикулярно к его поверхности на площади 25 см2, с использованием квадратной или круглой стальной пластинки толщиной не менее 15 мм, форма которой повторяет кривизну подступенка. Нагрузка прикладывается в трех точках по ширине подступенка: по осевой линии в середине и на обоих краях. Остаточная деформация не допускается. 56. Главный привод эскалатора предназначен для передвижения лестничного полотна эскалатора с номинальной скоростью, приведенной в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 1). Привод эскалатора рассчитывается на непрерывную работу в течение 140 часов в неделю с эквивалентной эксплуатационной нагрузкой qэкв, при этом не менее 3 часов непрерывной работы за любой интервал времени 6 часов со среднечасовой эксплуатационной нагрузкой qчас, и пуск эскалатора в любом направлении с нагрузкой qмэ. 57. Для обеспечения ремонтной скорости, приведенной в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 1), при выполнении монтажных и демонтажных работ и техническом обслуживании эскалатора используется главный привод, при условии оснащения его системой частотного регулирования, или отдельный вспомогательный привод, мощность которого обеспечивает ремонтную скорость при выполнение монтажно-демонтажных операций. 58. Эскалатор оборудуется тормозной системой, состоящей из одного или более рабочего тормоза и автоматически действующего дополнительного (аварийного) тормоза с постоянным моментом торможения. 59. Рабочий тормоз нормально замкнутого типа устанавливается на входном валу редуктора. Вал ротора электродвигателя мотор-редуктора является входным валом редуктора. Рабочий тормоз действует при каждом отключении главного или вспомогательного привода, а также при обесточивании цепи управления. 60. При использовании рабочего торможения путем электрического торможения (снижение скорости вращения ротора электродвигателя при помощи частотного регулирования) с последующим наложением рабочего тормоза выполняются требования пункта 59 настоящих Правил к рабочему тормозу. Прерывание подачи питания на рабочий тормоз происходит по истечении расчетного времени электрического торможения. Общее время электрического торможения до срабатывания рабочего тормоза принимается не более 4 секунд. Если используется система слежения за снижением скорости лестничного полотна при электрическом торможении и устройство контроля обнаруживает нарушение расчетного изменения скорости, команда на срабатывание рабочего тормоза подается немедленно. 61. Путь торможения рабочим тормозом при незагруженном эскалаторе устанавливается на основании замедлений, указанных в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 1), с учетом времени срабатывания тормоза и тормозных путей, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил. 62. Дополнительный (аварийный) тормоз устанавливается на главном валу эскалатора. Дополнительный (аварийный) тормоз останавливает эскалатор в случаях: увеличения номинальной скорости движения лестничного полотна более чем в 1,2 раза; при самопроизвольном изменении направления движения лестничного полотна работающего на подъем эскалатора; при срабатывании блокировки превышения допустимых тормозных путей или расчетного времени рабочего торможения более чем на 20 %. 63. Путь торможения дополнительным (аварийным) тормозом при незагруженном эскалаторе соответствует параметрам, указанным в эксплуатационной документации эскалатора. 64. При отказе рабочего тормоза (одного из рабочих тормозов) или нарушении кинематической связи между приводом и главным валом дополнительный (аварийный) тормоз останавливает лестничное полотно, с замедлениями, не превышающими значения, указанные в основных параметрах, размерах эскалаторов и нагрузках (таблица 1). 65. Электропитание дополнительного (аварийного) тормоза осуществляется от двух независимых источников, автоматически замещающих друг друга. При использовании нормального замкнутого тормоза допускается электропитание от одного источника. 66. Совместное срабатывание дополнительного (аварийного) и рабочего тормозов допускается при условии, что замедление лестничного полотна при торможении не превысит 1 метр в секунду в квадрате. 67. При замене ответственных (расчетных) сварных конструкций тормозов проверяется работоспособность тормоза в соответствии с руководством по эксплуатации эскалатора, о чем производится запись в паспорте эскалатора. К ответственным (расчетным) сварным конструкциям относятся: каркас ступени, конструкции подъемно-транспортного оборудования машинного помещения, входная площадка, направляющие рабочей ветви лестничного полотна, рычаги и рамы тормозов, металлоконструкции зон, отдельные конструкции площадок обслуживания и ограждений, рама и плиты перекрытия, а также их опоры. 68. Проверка эффективности действия и регулировка тормозного момента тормозов производятся при торможении лестничного полотна без нагрузки по величине расчетного (настроечного) тормозного пути. Для рабочих тормозов устанавливают контрольный диапазон настроечного тормозного пути равный 200 (V / 0,75)2 мм, где V - номинальная скорость м/с. 69. Грузовые испытания тормозов производятся при помощи грузов, устанавливаемых на лестничном полотне. Для испытаний используются предварительно взвешенные и промаркированные стальные или чугунные грузы, устанавливаемые на ступени так, чтобы их расположение позволяло перемещать загруженные участки лестничного полотна по всему рабочему участку трассы от верхней до нижних входных площадок. Смещение грузов под воздействием ускорения/замедления при пусках и торможениях лестничного полотна не допускается.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |