Проблемы государственного регулирования в сфере науки и технологической политики: теоретико-правовой анализ
Серикова Динара Сериковна
Член Союза юристов Казахстана, Отличник органов юстиции
В предыдущей публикации было установлено, что для обжалования итогов государственной научно-технической экспертизы необходимо обращаться в Агентство по делам государственной службы и соответствующие территориальные органы, осуществляющие контроль за качеством оказываемых государственных услуг.
В настоящей статье мы ставим перед собой цель рассмотреть основные проблемы государственного управления в сфере науки и технологической политики, влияющие на правовое положение научных сотрудников и иных субъектов правоотношений.
Особое внимание будет уделено следующим вопросам, имеющим прямое отношение к реализации политики в области науки:
1. Прием документов для оказания государственной услуги «государственной научно-технической экспертизы» осуществляется посредством объекта информатизации is.ncste.kz услугодателя.
2. Для эффективного контроля за оказанием государственной научно-технической экспертизы физические и юридические лица могут создавать общественные советы;
3. При обжаловании итогов государственной научно-технической экспертизы возникает вопрос о конституционности Закона РК «О науке и технологической политике».
В настоящей статье внимание будет уделено трем вышеуказанным вопросам.
1. Нарушения процедуры проведения государственной научно-технической экспертизы. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах «оказание государственных услуг в электронной форме осуществляется посредством веб-портала «электронного правительства» и объектов информатизации, интегрированных с сервисами, размещенными на шлюзе «электронного правительства», внешнем шлюзе «электронного правительства», в соответствии с законодательством Республики Казахстан» [1].
Таким образом, объект информатизации is.ncste.kz АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» должен быть присоединен к серверам «Электронного правительства» в соответствии с законодательством РК об информатизации и о государственных услугах.
Однако такое требование законодательства нарушается АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы». Каким образом? Так, на основании пункта 3 Правил оказания государственной услуги «Проведение государственной научно-технической экспертизы», утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июня 2020 года № 229 «прием документов и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются услугодателем посредством объекта информатизации is.ncste.kz (далее - объект информатизации) услугодателя» [2].
Как мы видим, в вышеуказанных Правилах отсутствует упоминание об интеграции объекта информатизации is.ncste.kz АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» с «Электронным правительством».
2. Общественный контроль в сфере науки и технологической политики. В соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона РК «Об общественном контроле» объекты общественного контроля - органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами, а также иные объекты общественного контроля, предусмотренные законами Республики Казахстан [3].
То есть научные работники, участвующие в научных конкурсах имеют право создавать общественные советы и проводить общественный мониторинг в организациях, 100-процентные доли которых принадлежат государству.
Как известно, АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» создан на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 19 июля 2011 года № 831 «О создании акционерного общества «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы», акции которых принадлежат государству (Комитету науки).
Таким образом, имеется законное основание для организации постоянного общественного мониторинга деятельности АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы». Однако, каким образом необходимо проводить общественный мониторинг?
В соответствии с п.п. 1) и 3 статьи 6 Закона «Об общественном контроле» субъекты общественного контроля т.е. граждане или некоммерческие организации осуществляют общественный контроль индивидуально или путем участия в группах общественного контроля.
Граждане по собственной инициативе могут объединяться в составе 5-ти человек в группу общественного контроля для осуществления общественного контроля по конкретному вопросу [4].
Механизм формирования группы общественного контроля? В случае принятия решения о проведении общественного контроля по конкретному вопросу граждане (до 5-ти чел.) оформляют свое решение о формировании группы общественного контроля в виде протокола в произвольной форме.
Количественный состав группы не должен превышать пять человек.
При формировании группы общественного контроля обязательно должны учитываться требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Закона. Механизм осуществления общественного контроля?
Граждане или некоммерческие организации прежде чем начать работу обязаны информировать объект общественного контроля об осуществлении общественного контроля, а в случае формирования группы общественного контроля направить протокол об утверждении состава группы общественного контроля с подтверждающими документами [4].
По завершению общественного контроля готовят и направляют на рассмотрение объекта общественного контроля итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля.
Все необходимые расходы для осуществления общественного контроля несут сами субъекты общественного контроля.
Субъект общественного контроля после получения мотивированного ответа от объекта ОК, в случае несогласия может обратиться в вышестоящий орган либо в суд.
3. О конституционности Закона РК «О науке и технологической политике».
Согласно пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности и иных вещных прав;
3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-территориального устройства Республики;
11) обеспечения обороны и безопасности государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами [5].
Становится очевидным, что в вышеуказанной норме (являющаяся исчерпывающей) дан точный перечень общественных отношений, регулируемых законами. И в данной конституционной норме отсутствуют общественные отношения в сфере науки и технологической политики.
На основании пункта 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики».
То есть все нормативные правовые акты, решения органов государственной власти должны соответствовать принципам и нормам Конституции РК (высшая юридическая сила), а прямое действие означает регулирующее воздействие Конституции на общественные отношения.
Оно может осуществляться как непосредственно - только конституционными средствами, а также совместно с другими правовыми нормами, которые чаще всего определяют процедуру осуществления норм Основного Закона, так и опосредованно - после предварительной их конкретизации в иных законодательных актах [6].
Таким образом, общественные отношения, возникающие в сфере науки и технологической политики должны регулироваться только подзаконными актами. И такое требование вытекает из принципа высшей юридической силы Конституции РК, а прямое действие предполагает то, что регулирование общественных отношений в сфере науки и технологической политики должны строго регулироваться подзаконными актами, а не профильным законом.
Исходя из вышесказанного тезиса, мы полагаем, что Закон РК «О науке и технологической политике» может быть признан неконституционным вследствие противоречия пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
Каким образом возможно признать Закон РК «О науке и технологической политике»? Согласно статье 78 Конституции Республики Казахстан «Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Суд с представлением о признании этого акта неконституционным».
То есть в судебных спорах, вытекающих из правоотношений в сфере науки и технологической политики, одна из сторон вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по делу и просить суд обратиться в Конституционный суд о признании Закона РК «О науке и технологической политике» неконституционным.
Второй способ заключается в обращении в суды Республики Казахстан общей юрисдикции о признании Закона РК «О науке и технологической политике» неконституционным: данный иск подается в рамках особого искового производства (статья 298 Гражданского процессуального кодекса РК).
Гражданин или юридическое лицо, на которых распространяется действие нормативного-правового акта, считающие, что принятым и опубликованным в предусмотренном законом порядке нормативным правовым актом нарушаются их права и законные интересы, гарантированные Конституцией и законами Республики Казахстан, вправе обратиться в суд с иском о признании этого нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в отдельной части.
Следовательно, существуют два основных способа признать Закон РК «О науке и технологической политике» неконституционным;
1) Путем обращения в Конституционный суд Республики Казахстан;
2) Путем подачи иска о признании Закона РК «О науке и технологической политике» неконституционным в рамках особого искового производства.
Какие юридические последствия повлечет признание Закона РК «О науке и технологической политике» неконституционным?
Во — первых, будут отменены все подзаконные акты, направленные на реализацию Закона РК «О науке и технологической политике»: Правила проведения государственной научно-технической экспертизы, Положение «О национальных научных советах» и т. д.
Во — вторых, будут признаны незаконными деятельность Национальной академии наук, национальных научных советов, Акционерного общества «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы».
На основании вышеизложенного, необходимо рассматривать вопрос о внесении изменений и дополнений в пункт 3 статьи 61 Конституции РК, поскольку принятый Закон «О науке и технологической политике» противоречит Основному закону страны.
Заключение. В ходе проведенных исследований мы выявили существенные пробелы в государственном регулировании науки и технологической политики:
1) Порядок оказания государственной услуги по проведению государственной научно-технической экспертизы, так как объект информатизации is.ncste.kz АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» не привязан к серверам «Электронного правительства»;
2) Закон РК «О науке и технологической политике» противоречит Конституции РК от 30.08.1995 года, так как общественные отношения в сфере науки и технологической политики должны регулироваться подзаконными актами, а не профильным законом;
3) Важнейшим шагом в совершенствовании вопросов государственного регулирования науки и технологической политики является проведение общественного мониторинга деятельности АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы», национальный научных советов и других субъектов в области науки и технологической политики.
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах» // www.zakon.kz (по состоянию на 07.04.2025 год)
2. Правила оказания государственной услуги «Проведение государственной научно-технической экспертизы», утвержденные Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июня 2020 года № 229
3. Закон РК от 2 октября 2023 года № 30-VIII «Об общественном контроле» // www.zakon.kz (по состоянию на 07.04.2025 год)
4. Сайт Маслихата города Астаны // www.maslihat01.kz.
5. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года // www.zakon.kz (по состоянию на 07.04.2025 год)
6. Ахметова С. Конституция и прямое действие ее норм // www.zakon.kz (по состоянию на 07.04.2025 год)