|
|
|
Судебная власть Казахстана: динамика развития - веление времени
Мұратғали Әкетай, Председатель судебной коллегии по уголовным делам Павлодарского областного суда, кандидат юридических наук, доцент
Динамика развития судебной власти тесно связана с историей становления Казахстана, его суверенитета и государственности. По истечению более 32 лет со времени обретения Независимости нашей республики можно с уверенностью констатировать, что в стране состоялась эффективная судебная система, как одна из важнейших основ стабильного развития государства на пути утверждения демократического, светского, правового и социально ориентированного государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В судебной системе реализуются самые насущные задачи в области совершенствования законодательства, реорганизации судоустройства и судопроизводства, обеспечения независимости судебной власти в соответствии с международными стандартами. При этом важно отметить, что до обретения Республикой суверенитета, в советский период, суды были чрезвычайно зависимы от местной номенклатуры. Сегодня развитие судебной системы осуществляется по основным направлениям: обеспечение верховенства закона, совершенствование системы отбора судей, дальнейшая модернизация судоустройства и судопроизводства, развития внесудебных способов разрешения споров. Функционирование правового государства, где гарантированы права человека и гражданина, устойчиво реализуются основные демократические институты, невозможно без создания сильной и независимой судебной власти. Развитие судебной системы РК за годы независимости можно разделить на несколько самостоятельных этапов, характеризующихся всевозрастающим уровнем доступа к правосудию, и как следствие, соответствием судебной системы нашей страны самым высоким мировым стандартам отправления правосудия.
Развитие судебной системы РК с момента обретения Независимости (1991-1995 годы) С обретением Республикой суверенитета развитие демократических процессов в стране неразрывно связано с укреплением судебной системы, которая должна стать надежным гарантом законности и социальной справедливости, защиты конституционных прав и свобод граждан. Начало кардинальных преобразований в отечественной судебной системе связано с принятием 16 декабря 1991 года Конституционного Закона «О государственной независимости», провозгласившего о разделении государственной власти в Казахстане на законодательную, исполнительную и судебную. Фундаментальный принцип разделения властей закреплен первой Конституцией 1993 года, провозгласившей основные принципы организации и деятельности судебной власти. К органам правосудия отнесены Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Важнейшим историческим документом, заложившим ключевые направления создания качественно новой судебной системы и определивший основные приоритеты ее развития, стало Постановление Президента Республики Казахстан «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» от 12 февраля 1994 года. Реформа провозгласила своими основными целями формирование самостоятельной судебной власти в Казахстане, совершенствование кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей, поставила задачей расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию. Этот важнейший первоначальный этап развития судебной системы нашей страны характеризуется как переход от советской модели правосудия к демократической судебной системе независимого государства. Исследуя данный исторический период необходимо упомянуть, что в 1990-х годах приняты первые Гражданский и Уголовный кодексы, дальнейшее развитие получили Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Этап устойчивого становления судебной системы РК (1995-2000 годы) Значимыми преобразованиями явилось принятие Конституции 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судебной системе и статусе судей». С их принятием введены принципиально новые положения о правосудии, как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции, введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного Суда Сенатом Парламента. Независимая судебная власть стала реальностью, и это одно из главных достижений в развитии нашей государственности. Настоящим событием в тот период стало проведение в декабре 1996 года І Съезда судей, учредивший Республиканское общественное объединение «Союз судей». Принятый позже Кодекс судейской этики сыграл ключевую роль в воспитании кадрового состава. Логическим завершением данного этапа преобразований судебной системы стало принятие 25 декабря 2000 года Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего фундаментальные нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики. Проведенные на стыке XX и XXI веков преобразования обусловили формирование независимой судебной системы.
Модернизация судебной системы РК (2000-2014 годы) В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере после 2000 года принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса. Так, Указом Президента РК от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением деятельности субъектами предпринимательства. Эффективный опыт специализированных судов нашел воплощение в образовании 9 сентября 2004 года Указом Президента межрайонных специализированных административных судов. К их подсудности были отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти, тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений. Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширил возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия, приблизил нашу судебную систему к мировым стандартам. В 2010 году были созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, в исключительной подсудности которых были отнесены дела об особо тяжких уголовных преступлениях, в том числе рассмотрение дел судом с участием присяжных заседателей. Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в основной закон страны. Благодаря новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования мер пресечения. Получил интенсивное развитие институт следственного судьи: в 2018-ом созданы специализированные межрайонные следственные суды. Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем указанные суды были образованы во всех областных центрах и городах, имеющих республиканское значение. На данном этапе судебной реформы в РК создана основа для построения судебной системы, отвечающей условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам.
Этап динамичного совершенствования судебной системы РК (2014-2023 годы) Начало данному этапу было положено в ноябре 2013 года на V Съезде судей РК, определивший векторы дальнейшего совершенствования судебной системы, как гаранта стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина. Практическая реализация задачи дальнейшего совершенствования судебной системы РК воплощена принятием в 2014-м целого ряда основополагающих нормативно-правовых актов, введенных в действие с 1 января 2015 года. В частности, новых Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов и Кодекса об административных правонарушениях, послуживших расширению сферы судебной компетенции, обеспечению принципа доступа к правосудию, более полной реализации законных прав и интересов граждан. Дальнейшее развитие судебной системы получило свое продолжение институциональной реформой «Обеспечение верховенства закона», являющейся составной частью Плана нации «100 конкретных шагов» - важнейшего исторического документа на современном этапе развития нашего государства. В рамках ее реализации в конце 2015 года были приняты и вступили в законную силу 59 законов, в торжественной обстановке с участием представителей СМИ подписан Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), разработанный в целях совершенствования судопроизводства и гражданского процессуального законодательства. Важно отметить, что в разработке нового ГПК принимало участие все гражданское общество страны. Ученые, юристы, общественность, неправительственные и международные организации. Верховным Судом проведена колоссальная работа, тщательно проанализированы свыше двух тысяч поступивших предложений, адаптированы к отечественному судопроизводству передовые международные стандарты, положительный опыт и законодательство ведущих стран мира. В настоящее время новый ГПК успешно применяется и обеспечивает доступ населения к правосудию. Рассмотрение судебных дел переориентировано с учетом развития гражданского общества, учитывая альтернативные способы разрешения споров путем примирительных процедур. Впервые в приоритете стали примирительные процедуры с участием медиаторов и судей-примирителей. С использованием процедуры медиации суды приходят к результату рассмотрения судебных споров, который устраивает обе стороны. Это способствует снижению конфликтности, процессуальной экономии, участники процесса не тратят время на обжалование судебных актов и ожидание их рассмотрения в вышестоящих судах. Реформирована система отбора кандидатов на должности судей. Повышены требования к кандидатам в судьи с увеличением возраста, по достижении которого гражданин может стать судьей с 30-ти лет. Приняты на законодательном уровне шаги по обеспечению прозрачности кадрового отбора. Реорганизовано Судебное жюри, которое теперь функционирует не при Верховном Суде, как было раньше, а при Высшем Судебном Совете самостоятельном государственном органе. В состав Судебного жюри, помимо судей, включены представителей общественности, усилив тем самым, гарантии независимости при рассмотрении дисциплинарных дел в отношении судей. Задачи дальнейшего совершенствования судебных процедур в целях эффективной правовой защиты граждан были поставлены на VIII Республиканском Съезде судей, состоявшемся в 2020 году. Как отметил в своем выступлении Глава Государства Касым-Жомарт Токаев, «Граждане, бизнес, инвесторы должны быть уверены, что казахстанские суды выносят беспристрастные и справедливые решения». В целях реализации данного приоритета принят и введен в действие с 1 июля 2021 года Административный процедурно-процессуальный кодекс, регламентирующий порядок рассмотрения дел по спорам, вытекающим из публично-правовых отношений, между негосударственными органами, гражданами и государственными органами. С его принятием в Республике созданы новые административные суды. В Кодексе впервые в процессуальном законодательстве Казахстана введены новые принципы административных процедур и судопроизводства. В их числе принцип презумпции виновности государственного органа, согласно которому в случае предъявления физическим лицом иска к государственному органу на последнего возложена обязанность доказать свою правоту, иначе спор будет проигран. К новым принципам относится также принцип активной роли суда, заключающийся в том, что суд вправе не ограничиваться представленными сторонами доказательствами, в целях установления истины и восстановления социальной справедливости суд может по собственной инициативе исследовать все обстоятельства и собрать доказательства по делу. Ежегодное увеличение поступающих в суды исков в административные суды свидетельствует о доверии населения к ним как эффективному механизму защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов. Судебная реформа практики формирования доказательств и разрешения уголовных дел привела к тому, что за последние три года по республике возросло количество оправдательных приговоров по тяжким преступлениям - в 12 раз, по особо тяжким - в 6 раз. Развитие принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе обусловило расширение полномочий следственного судьи при одновременном повышении роли защитника в уголовном процессе. Это сказалось на количестве санкционированных мер пресечения в виде содержания под стражей в сторону снижения, а также росте альтернативных мер пресечения (домашний арест, залог и другие). Положительная динамика сложилась при рассмотрении жалоб на действия и решения органов следствия и прокуратуры при досудебном расследовании: все больше данные жалобы следственными судьями разрешаются в пользу заявителей. В рамках Плана нации «100 шагов» в 2015 году увеличен перечень дел, подсудных суду присяжных, на 14 составов особо тяжких преступлений, а с 1 января 2023 года подсудность расширена еще на 16 составов. По поручению Главы государства, с 1 января 2024 года увеличится перечень дел, подсудных суду присяжных, еще по 13-ти тяжким преступлениям, к числу которых относятся пытки, рейдерство, незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных и растений, повлекшие тяжкие последствия, незаконная охота, нарушения правил дорожного движения, повлекшее смерть двух и более лиц, и другие. Расширение подсудности дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных, является очередным шагом в развитии гражданского участия в отправлении правосудия, способствует демократизации судебной системы и повышает доверие к ней со стороны общества. Решению этих же задач способствует внедрение экстерриториальной подсудности, предусматривающей право участников гражданского процесса в предусмотренных законом случаях выбрать для рассмотрения своего спора суд другого региона Республики. С 2023 года начал работу Конституционный Суд, обеспечивающий верховенство Конституции на всей территории Республики Казахстан. Это правовое событие является одним из самых значимых этапов совершенствования судебной защиты в последние годы. Прогрессивность сформированной конституционной юстиции заключается в том, что граждане получили возможность обращаться за защитой конституционных прав напрямую в Конституционный Суд по рассмотренным судами делам, а в ряде случаев, до обращения в суды общей юрисдикции. В настоящее время судебная система Республики Казахстан представляет собой развитую модель, способную обеспечить быстрое и качественное отправление правосудия. И большая заслуга в этом судей, работающих в эпоху перемен, когда общество сотрясли социальные переустройства. Несмотря на некоторую растерянность, которая ощущалась во всех сферах, в том числе и в судейском сообществе, в республике за 32 года удалось создать сильную судебную власть и качественное отправление правосудия. Из года в год государством обеспечивается рост всесторонней технической оснащенности судов. Работая в судах в начале обретения независимости нашего государства, мы помним, как тяжелое финансовое положение страны сказывалось и на материально-техническом оснащении судов. Их бюджет был скуден, не хватало средств даже на приобретение необходимых канцелярских товаров. Судебные акты изготавливались рукописным способом, а потом печатались на печатных машинках. Отсутствовали множительные аппараты, электронная почта, статистические отчеты формировались вручную, посредством подсчета карточек и так далее. Стремительное развитие информационных технологий, а также связанный с этим рост запросов общества диктовали необходимость применения в деятельности судебной системы новых подходов. За годы независимости проведена большая работа по внедрению новейших информационных технологий в деятельность судов республики. Особый акцент сделан на информационный сервис «Судебный кабинет», инструменты электронного оповещения участников судебных процессов, аудио-, видеофиксацию, видеоконференцсвязь, «Смарт-сот», а также систему «Е-Өтініш». В настоящее время любой гражданин имеет возможность обратиться в судебный орган, принимать участие в судебном разбирательстве, представлять доказательства и участвовать в их исследовании не выходя из своего дома или офиса. Следует отметить и функционирование официальных веб-сайтов судов, представляющих собой мощный информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети информации о деятельности судебной системы страны. Автоматизированный электронный документооборот, аудио-, видеофиксация всех судебных заседаний, присутствие суда в интернет-пространстве, использование видеоконференцсвязи, обеспечение информационной защиты - все это реалии современной судебной системы. Во время пандемии COVID-19 судами еще раз доказана жизнеспособность проведения судебных заседаний в онлайн-режиме. Благодаря созданным Верховным Судом Ситуационному центру и Центру коммуникаций налажена аналитика и работа с большими данными, оперативная обратная связь с населением. Задачи реального доступа к правосудию граждан, в том числе не владеющих на достаточном уровне навыками работы с интернет-ресурсами, решены путем создания фронт-офисов в судах республики. Очередным закономерным шагом на пути повышения независимости Республики Казахстан стало создание Судебной Администрации, как самостоятельного центрального государственного органа по организационно- -правовому, информационно-аналитическому и материально-техническому обеспечению судов. Внедрены новая модель финансирования судов и принципы судебного администрирования, которые призваны создать условия для отправления правосудия в соответствии с мировыми стандартами. Построены и строятся ряд зданий судов, все они соответствуют международным стандартам отправления правосудия. Опыт реализованных в Казахстане проектов вызвал практический интерес участников конференции в этом году в Буэнос-Айресе Международной ассоциации по судебному администрированию (IACA). Презентация Казахстана по теме «Доступ к правосудию, административная деятельность и инновация в меняющемся мире», результативность и прогрессивность реформ получили высокую оценку: участники IACA избрали Руководителя Судебной администрации РК Н.Ахметзакирова на пост вице-президента ассоциации, курирующего страны Центральной Азии. Результаты реформирования судебной системы и отдельных отраслей права, проблемы законодательства и правоприменительной практики являются предметом обсуждения на ежегодных международных форумах «Диалог ученых судебной системы», который начал проводиться с 2021 года. 28 октября 2022 года состоялся второй международный форум в городе Павлодаре, в котором приняли участие казахстанские судьи-ученые, профессорско-преподавательский состав Академии правосудия при Верховном Суде, зарубежные ученые-правоведы, в том числе стран Европы и СНГ. Вниманию участников форума была представлена выставка книг правовой литературы, авторами которых являются судьи Казахстана. На прошедшей недавно встрече с представителями бизнеса Президент Республики Казахстан отметил, что назрела необходимость проведения консультаций с юридическим и предпринимательским сообществом по вопросу создания самостоятельной кассационной инстанции. В данный момент в рамках исполнения поручения Главы государства Верховный Суд приступил к реализации создания самостоятельной кассационной инстанции. Проведен ряд обсуждений с юридическим научным, бизнес-сообществом и депутатами Парламента. Председатель Верховного Суда Асламбек Мергалиев уделяет особое внимание международному сотрудничеству, являющемуся индикатором развития отечественной судебной системы. В ходе встреч в рамках недавней поездки казахстанской делегации в Германию немецкая сторона была проинформирована о развитии цифровых сервисов в судах Казахстана, внедрении элементов искусственного интеллекта для помощи судьям, а также других инструментах, нацеленных на упрощение доступа к правосудию, повышение его эффективности. Согласно независимым исследованиям, преобразования обусловили достичь уровня доверия населения к суду до 55% и частичного доверия - 20%. Эти показатели, по европейским меркам, ставят Казахстан на уровень между Англией и Бельгией. В своей статье в официальном издании Международной ассоциации судебного администрирования (IACA) профессор Национального университета Буэнос-Айреса, директор международного института передового опыта в области правосудия (IIJE) в Гааге (Нидерланды) д-р Л.Пальма, отметил прогрессивность казахстанских реформ и достижений в сфере судебного администрирования, развитии конституционной юстиции и цифрового правосудия в Казахстане. В настоящее время в Республике созданы все необходимые условия для функционирования судебной системы республики на самом высоком уровне. Значительный вклад в этом принадлежит судам Павлодарского региона, которые на протяжении многих лет демонстрируют стабильные показатели качества отправления правосудия, являются кузницей кадров для национальной судебной системы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |