|
|
|
Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года N Данная редакция действовала до внесения изменений от 19 февраля 2002 г. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "Об актах Верховного Совета Республики Казахстан" от 23 марта 1995 года признан действующим и обладающим юридической силой со дня введения в действие Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан, и закрепляет систему правовых гарантий законности при ее проведении. Раздел I. Общие положения Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, другими законами и нормативными актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами(*) в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан(*), собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. Сноска. Далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Под гражданами в настоящем Законе имеются в виду граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие, либо пребывающие на ее территории. Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: - защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности (независимо от форм) от противоправных посягательств; - содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности; - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом; - выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций; - обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц; - обеспечение охраны государственной границы; - обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны; - поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы; - обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, уважения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики. Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 1. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, а также другие законы и иные нормативные акты Республики Казахстан. 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции на основании настоящего Закона нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 1. Не допускается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом. 2. Действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, либо прокуратуру или суд. 3. Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки и о характере имеющейся в отношении него информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны. В случае признания необоснованным решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья своим мотивированным определением, а прокурор предписанием может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. 4. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения жалобы по требованию прокурора или судьи предоставляются все оперативно-служебные документы, за исключением сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 5. Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются. Раздел II. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права В статью 6 внесены изменения, в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 25.12.1995 г. № 2725; Законом РК от 15.07.1996 г. № 31-1; Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.); Законом РК от 16.07.01 г. № 244-II (см. стар. ред.) Статья 6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют: а) органы внутренних дел; б) органы национальной безопасности; в) органы военной разведки Министерства обороны; г) органы финансовой полиции; д) Служба охраны Президента Республики Казахстан; з) органы Пограничных войск; и) органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом. В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.) Статья 7. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При выполнении определенных настоящим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала; б) обеспечивать выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе, исполнять письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов; в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства; г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации. Подпункт ж) пункта 1 статьи 8 дополнен словами в соответствии с Законом РК от 29.03.2000 г. № 42-II В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.) Статья 8. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 11 настоящего Закона, в пределах своей компетенции; б) устанавливать на безвозмездной либо платной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; в) создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности; г) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по письменному или устному договору служебные помещения, транспортные и иные технические средства, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество граждан с возмещением ущерба владельцам в случае его нанесения, а также расходов - за счет органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; д) создавать конспиративные предприятия и организации, использовать в этих целях документы, зашифровывающие должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе; е) использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями; ж) получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну; з) привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий; и) беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), а на территорию воинских частей и других режимных объектов - по согласованию с их руководителями, только с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона; к) внедрять в преступную группу работника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо сотрудничающего с ним лица с сохранением в тайне достоверных данных, касающихся их личности; л) применять модель поведения, имитирующую преступную деятельность; м) с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также причастных к ним лиц осуществлять оперативный контроль поставок товаров, веществ и иных материальных ценностей, являющихся предметами преступной деятельности и предназначенных к провозу, вывозу или ввозу на территорию Республики Казахстан; н) передавать материалы, отражающие результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе. 2. Должностные лица ведомств, предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) и других хозяйствующих субъектов, войсковых частей и соединений не вправе препятствовать указанным в настоящем Законе органам осуществлять оперативно-розыскную деятельность в пределах их компетенции. Статья 9. Ответственность сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Сотрудники, допустившие противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Ущерб, причиненный действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В статью 10 внесены изменения, в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 25.12.1995 г. № 2725, Законом РК от 15.07.1996 г. № 31-1; Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.); Законом РК от 16.07.01 г. № 244-II (см. стар. ред.) Раздел III. Проведение оперативно-розыскных мероприятий Статья 10. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий 1. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: а) наличие возбужденного уголовного дела; б) поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информация о: - подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении; - лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; - безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов; - разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций; в) письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов; г) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи; д) необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала. 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений: - о приеме на работу и службу в органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки, финансовой полиции, Пограничные войска, Службу охраны Президента Республики Казахстан; - по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан; - о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; - о выдаче разрешений на занятие частной детективной и охранной деятельностью. 3. Указанные основания являются исчерпывающими и могут быть дополнены или изменены только законом. Статья 11. Оперативно-розыскные мероприятия 1. Оперативно-розыскные мероприятия - это действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции, направленные на решение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. 2. Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются: - опрос граждан, должностных лиц, получение от них информации; - установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности; - внедрение сотрудников в преступную среду; - применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность; - создание конспиративных предприятий и организаций; - осуществление оперативного контроля поставок; - применение специальных технических средств; - наведение справок и проверка по учетам учреждений, предприятий и организаций (независимо от подчиненности и форм собственности); - отбор проб и образцов для исследования; - контрольные закупки; - применение служебно-розыскных собак; - поиск и отождествление личности по приметам; - обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование; - преследование лица, совершающего или совершившего преступление, и его задержание; - осуществление личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств; - проведение операций по захвату вооруженных преступников; - проверка по оперативным, криминалистическим учетам и системам уголовной регистрации. 3. Специальными оперативно-розыскными мероприятиями являются: - цензура корреспонденции осужденных; - контроль почтовых отправлений; - оперативный поиск по внешним признакам на почтово-телеграфных каналах связи; - прослушивание телефонных и иных переговоров; - снятие информации с технических каналов связи; - снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств; - наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ, не наносящих вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде; - проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование. В статью 12 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 25.12.1995 г. № 2725, Законом РК от 15.07.1996 г. № 31-1; Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.); Законом РК от 16.07.01 г. № 244-II (см. стар. ред.) Статья 12. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий 1. Гражданство, пол, национальность, место жительства, социальное, должностное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения граждан не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Казахстан, если иное не оговорено законом. 2. Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, проводятся органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с возложенными на них задачами и разграничиваются в пределах их компетенции. Органы внутренних дел вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, а органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции - в следственных изоляторах Министерства внутренних дел. Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона, осуществляются: а) органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции и финансовой полиции - цензура корреспонденции осужденных; контроль почтовых отправлений в виде посылок и бандеролей; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с компьютерных систем и иных технических средств; наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудиовидеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ; проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование; б) органами национальной безопасности - контроль почтовых отправлений; оперативный поиск по внешним признакам на почтово-телеграфных каналах связи; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств; наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ; проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование; в) военной разведкой Министерства обороны, оперативными органами Пограничных войск и Службой охраны Президента Республики Казахстан на объектах оперативного обеспечения - наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ; проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств. Органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки Министерства обороны, финансовой полиции, Пограничных войск и Служба охраны Президента Республики Казахстан в необходимых случаях обязаны оказывать взаимную помощь в организации и проведении специальных мероприятий, перечисленных в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона. Специальные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с использованием сетей телекоммуникаций и почтовых каналов связи в интересах решения задач всеми органами, перечисленными в статье 6, технически осуществляются органами национальной безопасности Республики Казахстан, для чего им выделяются необходимые силы и средства. См.: Постановление Правительства РК от 31 января 2001 года № 164 "Об утверждении Правил подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан". 3. Перечень служб, подразделений и категорий сотрудников, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, определяется руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 4. Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие охраняемые законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры. См.: Указание Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 4 апреля 2001 года № 56/23 О порядке осуществления прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, следствия, дознания и административного производства в органах внутренних дел на транспорте и представлении статистической отчетности об их деятельности. 5. Исключительно для получения разведывательной информации в целях обеспечения безопасности Республики Казахстан, выявления, предупреждения и пресечения разведывательно-подрывных посягательств специальных служб иностранных государств и иностранных организаций оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 4 настоящей статьи, могут осуществляться в порядке, согласованном с Генеральным прокурором Республики Казахстан. 6. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов. 7. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению террористического акта, диверсии и других тяжких преступлений, на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, с уведомлением прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов. 8. При получении санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в п.4 настоящей статьи, прокурору представляются материалы - основания для их проведения, в форме и по содержанию исключающие возможность расшифровки сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 9. Организация и тактика проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий могут составлять служебную, военную или государственную тайну в соответствии с Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемым Правительством Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан "О государственных секретах". Статья 13. Содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность 1. Должностные лица и другие работники государственных органов, ведомств, предприятий, организаций и учреждений (независимо от подчиненности и форм собственности), войсковых частей, соединений и общественных объединений Республики Казахстан обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в решении задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. 2. Отдельные граждане могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и по контракту) с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не представлять заведомо ложной информации указанным органам. За разглашение таких сведений и представление заведомо ложной информации они несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты о сотрудничестве с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Форма контракта, условия и сроки его действия определяются ведомственными нормативными актами. Статья 14. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности 1. Материалы, полученные в процессе оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. 2. Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. 3. Не подлежат разглашению сведения об организации оперативно-розыскной деятельности, конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, источниках и способах получения информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан. 4. За разглашение сведений об оперативно-розыскной деятельности лица, которым они стали известны в результате выполнения профессиональных обязанностей, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан. Статья 15. Ограничения в оперативно-розыскной деятельности При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается: - совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны; - предпринимать действия в интересах какой-либо политической партии, а также общественных и религиозных объединений; - склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений; - использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан и должностных лиц; - фальсифицировать оперативно-розыскные материалы, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения. Статья 16. Основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий Оперативно-розыскные мероприятия прекращаются: - при выполнении задач, для решения которых их проведение было предусмотрено; - в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения поставленных задач; - по выявлении обстоятельств, исключающих привлечение проверяемого лица к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, приостанавливаются и прекращаются в сроки, предусмотренные нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, согласованными с Генеральным прокурором Республики Казахстан. Раздел IV. Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 17. Взаимодействие органов Республики Казахстан, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: - решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии между собой, используя возможности государственных, общественных и иных организаций, а также содействие граждан; - обеспечивают взаимное информирование о ставших известными фактах преступных деяний, относящихся к компетенции этих органов, и оказывают взаимную необходимую помощь. Статья 18. Взаимодействие с органами иных государств 1. Органы иных государств, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных настоящим Законом и соответствующими договорами и соглашениями. 2. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и пределах, устанавливаемых настоящим Законом, а также законодательством этих государств на основе соответствующих договоров и соглашений. Статья 19. Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с международными правоохранительными организациями Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с международными правоохранительными организациями осуществляется в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи и в пределах норм, установленных настоящим Законом. См.: Инструкцию о порядке исполнения и направления правоохранительными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 31-1 В статье исключены слова в соответствии с Законом РК от 22.12.98 г. № 327-1 Раздел V. Финансовое и материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Статья 20. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Финансирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется за счет ассигнований из республиканского и местного бюджетов, направляемых на содержание органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, как в национальной, так и в иностранной валюте, а также отчислений от сумм возмещенного государству ущерба, поступающих от реализации имущества, обращенного в доход государства на основании приговоров суда, в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 31-1 Абзацы третий и четвертый статьи 21 исключены в соответствии с Законом РК от 22.12.98 г. Статья 21. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности осуществляется: - из средств республиканского и местного бюджетов. - в соответствии с Положением о Государственном оборонном заказе, утверждаемом Правительством Республики Казахстан; - за счет изъятых и конфискованных по решению суда автотранспорта, радиоэлектронных средств, аудио- и видеотехники, электронно-вычислительных устройств, оргтехники и другого имущества. Раздел VI. Социальная и правовая защита субъектов оперативно-розыскной деятельности Статья 22. Социальная и правовая защита сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. На них распространяются гарантии правовой и социальной защиты работников министерств и ведомств, в штаты которых они входят. С учетом специфики работы сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут быть наделены дополнительными льготами. 2. В своей служебной деятельности сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, руководствуются требованиями закона и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. 3. Никто, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При получении приказа или указания, противоречащего действующему законодательству, они обязаны руководствоваться законом. 4. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны обеспечивать личную безопасность, сохранность имущества своих сотрудников, членов их семей и близких родственников. 5. В целях надлежащего выполнения служебных обязанностей сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, создаются условия, необходимые для получения специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации и для медицинского обслуживания. Статья 23 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 31-1 Статья 23. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность 1. Граждане, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. 2. Гражданам, изъявившим согласие содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, государство гарантирует обеспечение их прав и выполнение обязательств в соответствии с настоящим Законом, другими законами и нормативными актами Республики Казахстан. 3. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество граждан в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких родственников эти органы обязаны принять все необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, а также по проведению, в случае необходимости, специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |