|
|
|
Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. № 2464 Данная редакция действовала до внесения изменений от 14 апреля 2004 г. I. Общая часть (статьи 1 - 50) Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 9) Глава 2. Избирательные органы (статьи 10 - 20) Глава 3. Избирательные округа и участки (статьи 21 - 23) Глава 4. Списки избирателей (выборщиков) (статьи 24 - 26) Глава 5. Предвыборная агитация (статьи 27 - 32) Глава 6. Финансирование выборов (статьи 33 - 36) Глава 7. Порядок голосования (статьи 37 - 42) Глава 8. Определение итогов голосования (статьи 43 - 46) Глава 9. Гарантии свободы выборов (статьи 47 - 50) II. Особенная часть (статьи 51 - 133) Глава 10. Выборы Президента Республики Казахстан (статьи 51 - 68) Глава 11. Выборы депутатов Сената Парламента (статьи 69 - 84) Республики Глава 12. Выборы депутатов Мажилиса Парламента (статьи 85 - 100) Республики Глава 13. Выборы депутатов маслихатов Республики (статьи 101 - 113) Глава 14. Выборы в органы местного самоуправления (статьи 114 - 127) Республики Казахстан Глава 15. Заключительные и переходные положения (статьи 128 - 133) Заголовок изложен в редакции Конституционного закона от 06.05.99 г. № 375-1; преамбула исключена (см. стар. ред.) Глава 1. Общие положения В статью 1 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 6.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Конституционным законом Настоящий Конституционный закон регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан Республики. Выборы в Республике основываются на свободном осуществлении гражданином Республики своего права избирать и быть избранным. Об ограничении в избирательном праве см. Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г. № 2337 "О правовом положении иностранных граждан в РК". В статью 3 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 6.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 3. Принципы избирательного права 1. Выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. 3. Участие граждан Республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами РК от 08.05.98 г. № 222-1; от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. редакцию) Статья 4. Всеобщее избирательное право 1. Всеобщее активное избирательное право - право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. 2. Пассивное избирательное право - право граждан Республики Казахстан быть избранным Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата или членом органа местного самоуправления. 3. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Не подлежит регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо: 1) привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; 2) на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение; 3) имеющее судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята, в установленном законом порядке. См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 октября 1999 г. № 21/1 . В статью 5 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. редакцию) Статья 5. Равное избирательное право 1. Избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень. 2. Избиратели участвуют в выборах членов органов местного самоуправления Республики на равных основаниях и каждый из них обладает равным числом голосов. 3. Кандидаты в установленных настоящим Конституционным законом пределах имеют равные права на участие в выборах. Статья 6. Прямое избирательное право Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. В статью 7 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 08.05.98 г. № 222-1 Статья 7. Косвенное избирательное право 1. В выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. 2. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената. 3. Пассивное избирательное право при выборах депутатов Сената осуществляется с ограничениями, установленными Конституцией. Голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей. В статью 9 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами РК от 06.11.98 № 285-1; от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 9. Избирательные системы 1. При выборах Президента и депутатов Парламента применяется следующая система подсчета голосов: 1) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей либо выборщиков при избрании депутатов Сената Парламента; 2) избранным считается кандидат: - набравший в первом туре голосования более пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании; - набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании, которое не должно быть ниже пределов, установленных Особенной частью настоящего Указа; - набравший при повторном голосовании при баллотировке единственного кандидата более пятидесяти процентов голосов от числа избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании. 2. При выборах депутатов маслихатов применяется следующая система подсчета голосов: 1) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей; 2) избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а при повторном голосовании - набравший по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, которое не должно быть ниже пределов, установленных Особенной частью настоящего Указа; 3) в случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало не менее пятидесяти процентов избирателей, принявших участие в голосовании. 3. При выборах членов органов местного самоуправления применяется следующая система подсчета голосов: 1) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей; 2) избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании. Статья 10. Избирательные органы, их система и срок полномочий 1. Государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные комиссии. 2. Единую систему избирательных комиссий образуют: 1) Центральная избирательная комиссия Республики; 2) территориальные избирательные комиссии; 3) окружные избирательные комиссии; 4) участковые избирательные комиссии. 3. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет. Органы и должностные лица, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав. 4. Решения об образовании избирательных комиссий, их состав и места нахождения сообщаются в средствах массовой информации. 5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными органами, организациями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории. Статья 11. Центральная избирательная комиссия Республики 1. Центральная избирательная комиссия возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. 2. Центральная избирательная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. 3. Председатель и секретарь Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование. 4. Центральная избирательная комиссия имеет свой аппарат. 5. Расходы на содержание Центральной избирательной комиссии и ее аппарата финансируются из республиканского бюджета. В статью 12 внесены изменения и дополнения в соответствии с Конституционным законом от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 12. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Центральная избирательная комиссия: 1) осуществляет на территории Республики контроль за исполнением законодательства о выборах; обеспечивает его единообразное применение; принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории Республики; 2) организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента; 2-1) рассматривает вопрос о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам; 3) образует и публикует в средствах массовой информации избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента; 3-1) по представлению акимов областей (городов республиканского значения и столицы Республики) образует территориальные, окружные избирательные комиссии; 4) составляет и представляет Правительству Республики примерную смету расходов на проведение избирательной кампании; 5) осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и окружных избирательных комиссий; проводит семинары с представителями политических партий по организации и проведению выборов; 6) устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам Президента, форму бюллетеней для голосования по выборам депутатов Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления, порядок их изготовления, формы списков избирателей (выборщиков), подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты и сбора подписей выборщиков в поддержку кандидатов в депутаты Сената, иных избирательных документов, образцы урн для голосования и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам Президента и депутатов Мажилиса Парламента; 7) вправе заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информацию органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах; 8) регистрирует кандидатов в Президенты Республики, их доверенных лиц и инициативные группы, выдает им соответствующие удостоверения, публикует в средствах массовой информации сообщение о регистрации кандидатов; 9) информирует избирателей о ходе предвыборной кампании по выборам Президента и депутатов Парламента; 10) подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламента в целом по Республике, регистрирует избранных Президента и депутатов Парламента, публикует сообщение об этом в средствах массовой информации; 11) назначает и организует проведение повторного голосования и повторных выборов при выборах Президента; 12) назначает повторные выборы депутатов Парламента; 13) назначает выборы депутатов Парламента вместо выбывших, а также выборы депутатов Сената при их переизбрании в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Конституции; 14) назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов; 15) при организации и проведении выборов маслихатов и органов местного самоуправления осуществляет методическое руководство территориальными избирательными комиссиями и контроль за их деятельностью; 16) в соответствии с численностью населения административно-территориальных единиц определяет количество избираемых от них депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов; 17) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики. Статья 13 изложена в редакции Конституционного закона от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 13. Территориальные избирательные комиссии и порядок их образования 1. Территориальными избирательными комиссиями являются областные (городов республиканского значения и столицы Республики), районные, городские, районные в городе избирательные комиссии. 2. Территориальные избирательные комиссии: 1) обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления; 2) образуются в составе семи членов. 3. Областные избирательные комиссии образуются решением Центральной избирательной комиссии по представлению акимов областей (городов республиканского значения и столицы Республики). Нижестоящие территориальные избирательные комиссии образуются решением вышестоящей территориальной избирательной комиссии по представлению соответствующего акима. 4. Состав территориальных избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через десять дней, а территориальных комиссий по выборам членов органов местного самоуправления - не позднее чем через семь дней после назначения или объявления выборов. В статью 14 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии Соответствующая территориальная избирательная комиссия: 1) осуществляет на территории административно-территориальной единицы контроль за исполнением законодательства о выборах; 2) обеспечивает подготовку и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления; 3) руководит деятельностью нижестоящих территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности окружных и участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий; организует исполнение решений Центральной избирательной комиссии всеми избирательными комиссиями, образованными в пределах соответствующей административно-территориальной единицы; 4) вправе заслушивать отчеты избирательных комиссий, государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информацию органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах; 5) обеспечивает проведение выборов депутатов Сената; регистрирует кандидатов в депутаты Сената, их доверенных лиц и инициативные группы, выдает им соответствующие удостоверения; публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; готовит пункты для голосования, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования; подводит результаты голосования на выборах депутатов Сената и передает протоколы подведения результатов голосования в Центральную избирательную комиссию для регистрации депутатов Сената; 6) образует избирательные округа по выборам депутатов маслихатов и публикует их список, оповещает избирателей о местах нахождения избирательных комиссий; 7) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов Сената Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления; 8) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты соответствующего маслихата и обеспечивает опубликование окружными избирательными комиссиями списков зарегистрированных кандидатов; 9) подводит итоги выборов депутатов маслихатов, регистрирует избранных депутатов и публикует сообщение об этом в средствах массовой информации; 10) организует повторное голосование, повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов Сената и маслихатов; 11) назначает и организует выборы членов органов местного самоуправления, повторные выборы и выборы членов вместо выбывших; выполняет функции окружной избирательной комиссии по выборам членов органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы; регистрирует кандидатов в члены органов местного самоуправления, их доверенных лиц и инициативные группы, выдает им соответствующие удостоверения; публикует в местных средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; подводит итоги выборов членов органов местного самоуправления; публикует в местных средствах массовой информации сообщение об итогах выборов; 12) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики. Статья 15 изложена в редакции Конституционного закона от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 15. Окружные избирательные комиссии и порядок их образования 1. Окружные избирательные комиссии: 1) образуются решением Центральной избирательной комиссии по представлениям акимов областей (городов республиканского значения и столицы Республики); 2) обеспечивают организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах. 2. Окружные избирательные комиссии образуются в составе семи членов. 3. Состав окружных избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через десять дней после назначения или объявления выборов. Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия: 1) осуществляет на территории соответствующего избирательного округа контроль за исполнением законодательства о выборах; 2) организует проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов; 3) организует и координирует деятельность участковых избирательных комиссий; отменяет и приостанавливает их решения; контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий; 4) устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу; 5) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, их доверенных лиц и инициативные группы, выдает им соответствующие удостоверения, публикует в местных средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; 6) контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; 7) обеспечивает снабжение избирательными бюллетенями участковых избирательных комиссий; 8) вправе заслушивать отчеты участковых избирательных комиссий и расположенных на территории округа государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информацию органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах; 9) получает от участковых комиссий протоколы о результатах голосования, устанавливает на их основе результаты выборов по округу, публикует сообщение об этом в средствах массовой информации; 10) проводит повторное голосование, повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов Мажилиса Парламента; 11) проводит повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов маслихатов; 12) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики. Статья 17 изложена в редакции Конституционного закона от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 17. Участковые избирательные комиссии и порядок их образования 1. Участковые избирательные комиссии: 1) образуются решением соответствующей вышестоящей избирательной комиссии по представлениям соответствующих акимов; 2) обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках; 3) образуются в составе семи членов. 2. Состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через семь дней, а территориальных комиссий по выборам членов органов местного самоуправления - не позднее чем через три дня после назначения или объявления выборов. Статья 18. Полномочия участковых избирательных комиссий Участковая избирательная комиссия: 1) проводит на избирательном участке избирательные мероприятия по выборам Президента, депутатов Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления; 2) оповещает избирателей о местонахождении участковой комиссии; 3) составляет список избирателей на соответствующем избирательном участке; 4) знакомит граждан со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 5) оповещает избирателей о дне, времени и месте голосования; 6) готовит помещение, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования; 7) организует на избирательном участке голосование в день выборов; 8) проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке; 9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения; 10) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики. Статья 19. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии: 1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; 2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами в соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов. 2. Член избирательной комиссии может быть освобожден от своих обязанностей по решению назначившего его органа (должностного лица), а также в случаях подачи заявления об отставке; утраты гражданства Республики Казахстан; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; признания его вступившим в законную силу решением суда недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. В статью 20 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 20. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. 1) Центральной избирательной комиссии созываются председателем комиссии в течение четырнадцати дней после избрания комиссии; 2) нижестоящих избирательных комиссий - председателями соответствующих комиссий не позднее чем в семидневный срок после их образования. 3. В период подготовки и проведения избирательной кампании заседания комиссий проводятся не реже одного раза в две недели. В иное время свои заседания комиссии проводят по мере необходимости по инициативе председателя или не менее одной трети членов комиссии. 4. Заседания избирательных комиссий правомочны, если в них принимает участие не менее двух третей от общего числа членов комиссии. 5. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа их членов, кроме иных случаев, установленных настоящим Конституционным законом. При принятии решения избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии. 6. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в судебном порядке. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. 7. Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий, предоставлять им необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, а в день выборов и предшествующий ему день - немедленно. 8. Члены территориальной, окружной, участковой избирательных комиссий могут по их желанию на период подготовки и проведения выборов освобождаться по решению комиссии от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов. 9. Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента, маслихатов и члены органов местного самоуправления, а также супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении, не могут состоять в избирательных комиссиях. Указанные лица считаются освобожденными от обязанностей в избирательной комиссии со дня регистрации соответствующего кандидата. Глава 3. Избирательные округа и участки В статью 21 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 06.05.99 г. № 375-1 (см. стар. ред.) Статья 21. Избирательные округа и их система 1. В Республике Казахстан при выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления создается и используется система территориальных избирательных округов. 2. Избирательные округа образуются с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы Республики, района, города не должна превышать двадцати пяти процентов. 3. При выборах Президента Республики и депутатов Мажилиса, избираемых на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, единым общенациональным избирательным округом является вся территория Республики Казахстан. 4. При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов образуются одномандатные территориальные избирательные округа с соблюдением условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи. 5. При выборах членов органов местного самоуправления образуются многомандатные территориальные избирательные округа, охватывающие территории городских и сельских местных сообществ. Статья 22. Образование и пересмотр границ избирательных округов 1. Избирательные округа образуются соответственно Центральной и территориальными избирательными комиссиями. 2. Список избирательных округов с указанием их границ и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуется в соответствующих средствах массовой информации соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем через десять дней после назначения или объявления выборов. 3. Изменения в списке избирательных округов, определении их границ и места нахождения избирательных комиссий осуществляются соответствующей избирательной комиссией. В статью 23 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 06.05.99 г. № 375-1 Статья 23. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах решениями соответствующих акимов по согласованию с окружными избирательными комиссиями образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются в целях создания максимального удобства для избирателей и с учетом местных и иных условий. 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих условий: 1) не более трех тысяч избирателей на каждом избирательном участке; 2) соблюдения границ административно-территориального устройства в административно-территориальных единицах; 3) недопустимости пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков. 3. В воинских частях, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся в день выборов в плавании, в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания образуются избирательные участки, входящие в избирательные округа соответственно по месту их дислокации, порта приписки судна или расположения. При представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах создаются избирательные участки, относящиеся к столичному избирательному округу, на территории которого находится Министерство иностранных дел Республики. 4. Образование избирательных участков осуществляется соответственно по представлению капитанов судов, командиров частей или войсковых соединений, руководителей названных в пункте 3 настоящей статьи учреждений, соответствующих акимов и Министерства иностранных дел Республики. 5. Соответствующие акимы в семидневный срок, а при проведении выборов членов органов местного самоуправления - в трехдневный срок со дня создания участков, оповещают избирателей через средства массовой информации о границах избирательных участков. Глава 4. Списки избирателей (выборщиков) Статья 24. Списки избирателей (выборщиков) и порядок их составления 1. Списки избирателей составляются при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления. Списки выборщиков составляются при выборах депутатов Сената. 2. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями по каждому избирательному участку и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. 3. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка. 4. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя. Списки выборщиков составляются в алфавитном или ином порядке и включают в себя фамилию, имя, отчество, год рождения, наименование маслихата, депутатом которого является выборщик, и адрес его места жительства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |