|
|
|
Краткий обзор основных аспектов права и деятельности Международного финансового центра «Астана»
Настоящий обзор представляет собой дайджест статей и публикаций по некоторым ключевым аспектам права и деятельности Международного финансового центра «Астана» (далее – «МФЦА»), подготовленных юристами AEQUITAS[1]. Обзор также содержит сравнительный (с общей юрисдикцией Республики Казахстан) анализ по отдельным вопросам, что, как мы надеемся, может помочь в выборе юрисдикции при решении вопроса о месте регистрации соответствующего бизнес-юнита в пределах географической территории Республики Казахстан (далее может быть указана как «РК»). В первом Разделе А приводится обобщенные краткие данные о МФЦА и его ключевых характеристиках; более подробная информация по указанным вопросам приводится в Разделе Б, в котором также можно найти ссылки на исходные статьи и публикации с более подробной детализацией по анализируемым вопросам.
ДАЛЕЕ В ОБЗОРЕ: А...... Введение и общая информация 1....... Основные сведения по МФЦА Б...... Обзор отдельных аспектов права и деятельности МФЦА 1....... Особенности создания и регистрации компаний 2....... Регулирование деятельности в сфере финансовых услуг 3....... Налоговое регулирование 6....... Регулирование трудовых отношений
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
А. Введение и общая информация
Целями и задачами МФЦА являются содействие в привлечении инвестиций в экономику Казахстана, развитие рынка ценных бумаг РК и его интеграции с международными рынками капитала, развитие рынка финансовых услуг и технологий, развитие электронной коммерции и инновационных проектов. Для достижения этих целей МФЦА законодательно снабжен рядом преференциальных правовых режимов и особенностей, в частности: Налоговые льготы: органы и участники МФЦА, а также их работники освобождаются от налоговых выплат сроком до 1 января 2066 года по ряду налогов на доходы и имущество. Налоговые льготы применимы к участникам МФЦА, оказывающим финансовые услуги, а также к участникам, оказывающим вспомогательные услуги, оказываемые органам МФЦА и/или участникам МЦФА, оказывающим финансовые услуги (список финансовых и вспомогательных услуг, подпадающих под льготный налоговый режим, определен Конституционным законом о МФЦА и актами МФЦА). Упрощенный визовый и трудовой режим: помимо общего безвизового въезда сроком до 30 календарных дней, установленных для граждан 45 иностранных государств, прибывающих в Казахстан, для сотрудников органов и участников МФЦА и членов их семей действует специальный визовый режим сроком до 5 лет. Кроме того, такие лица освобождены от требования получать разрешения на работу для иностранных граждан. Упрощенная регистрация иностранных граждан: введение упрощенного режима регистрации по принципу «одного окна» по выпуску виз, разрешений на работу и других процедур на территории МФЦА. Для этих целей создан специальный Expat Centre, который оказывает около 500 услуг для иностранных граждан. Упрощенный валютный режим: на участников МФЦА не распространяются требования валютного законодательства РК по регистрации валютных операций и уведомлению о совершении таких операций, уведомлению об открытии счетов в иностранных банках и т.д.; обязательства участников МФЦА выражаются и исполняются в любой валюте, предусмотренной договором. Принципы права МФЦА: право МФЦА ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, и стандарты ведущих мировых финансовых центров. Все делопроизводство на английском языке: сделки, в которых одной из сторон является участник МФЦА, совершаемые в письменной форме, излагаются на английском языке. Разработка и принятие актов МФЦА, документация и судопроизводство также ведутся на английском языке. Независимые институты для разрешения споров: на территории МФЦА действуют два органа по разрешению споров: Суд МФЦА и Международный арбитражный центр (МАЦ). Решения Суда МФЦА исполняются на территории РК без прохождения процедуры их признания, в том же порядке, как и решения казахстанских судов. Арбитражные решения МАЦ подлежат исполнению в Казахстане в том же порядке, что и казахстанские арбитражные решения. Обеспечительные меры в рамках арбитража в МФЦА могут быть исполнены в Казахстане без необходимости обращения в казахстанские суды (для этого достаточно иметь приказ Суда МФЦА об обеспечении иска).
Действующее право МФЦА основывается на Конституции РК и состоит из (помимо специального Конституционного закона о МФЦА) актов МФЦА, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и/или стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами МФЦА (далее – «Акты МФЦА»). В части, не урегулированной Актами МФЦА, применятся действующее право Республики Казахстан. В общей сложности (по состоянию на 1 июля 2022 года) принято более 70 актов МФЦА. Все Акты МФЦА доступны на сайте, где они поделены на следующие разделы: национальное законодательство РК; акты МФЦА общего применения; акты МФЦА по регулированию финансовых услуг; правила суда МФЦА; правила арбитража и медиации МАЦ; совместные приказы с государственными органами РК; и прочие разделы (стандарты отчетности, формы отчетности).
1.3. Допуск к деятельности. Регистрация, лицензирование и аккредитация Деятельность на территории МФЦА может осуществляться как в статусе участника МФЦА, так и в статусе аккредитованного участника рынка. Статус участника приобретается путем регистрации физического присутствия – путем создания и регистрации новой компании, присвоения статуса recognized company для компаний, зарегистрированных в других юрисдикциях, либо путем редомициляции. Recognized Company. Компания, зарегистрированная в другой юрисдикции (в том числе зарегистрированная по законодательству РК), может иметь присутствие в МФЦА и вести свой бизнес в форме recognized company. Физическое присутствие минимум 1 лица и зарегистрированный юридический адрес на территории МФЦА являются обязательными требованиями для регистрации recognised company. Для существующих компаний из других юрисдикций регистрация в качестве recognized company, по сути, может производиться путем регистрации её филиала или представительства в МФЦА. Для такой recognized company будут разрешены только те регулируемые виды деятельности, на которые имеется лицензия у её головной компании. Редомициляция. В МФЦА возможна редомициляция – перевод регистрации компании в юрисдикцию МФЦА из другой юрисдикции (которая также признает возможность редомициляции), на основании сертификата о продолжении деятельности. При этом редомицилированная компания продолжает вести свой бизнес с сохранением портфолио, кредитных рейтингов, прав и обязанностей по отношению к контрагентам, но уже с учетом правого режима МФЦА и статуса участника МФЦА (налоговый режим, корпоративные правила и т.д.). Лицензирование. По общему правилу, деятельность участников МФЦА осуществляется на основании коммерческой лицензии. Лицензия выдается сроком на 1 год, после чего продлевается на следующий год. Участники МФЦА, осуществляющие деятельность в сфере финансовых услуг, должны получить специальную лицензию МФЦА в зависимости от категории деятельности в этой сфере, регулируемых Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг (Astana financial services authority, AFSA).
Что касается прочих услуг, оказываемых другими участниками МФЦА, то здесь надо исходить из следующего принципа: в части, не урегулированной Актами МФЦА, будет применяться казахстанское законодательство. Например, если по казахстанскому законодательству требуется лицензия на занятие определенными видами деятельности, а Акты МФЦА не содержат каких-либо требований о необходимости получения лицензии на такую деятельность, то необходимо будет получить соответствующую лицензию по казахстанскому законодательству. Аккредитация. Помимо участников МФЦА, лицо, находящееся на территории юрисдикции, отличной от МФЦА (в том числе казахстанское ЮЛ), может обратиться в AFSA с просьбой о предоставлении ему статуса признанного лица, не являющегося участником МФЦА. Аккредитация (признание) предоставляет инфраструктурам финансового рынка (торговым площадкам и расчетно-клиринговым учреждениям) и квалифицированным потенциальным участникам рынка (брокерам) возможность быть официально признанными для осуществления их деятельности в МФЦА без необходимости установления физического присутствия в МФЦА и без необходимости получать соответствующую лицензию МФЦА.
Б. Обзор отдельных аспектов права и деятельности МФЦА
1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КОМПАНИЙ
1.1. Организационно-правовые формы создаваемых юридических лиц
На территории МФЦА новое юридическое лицо может быть создано и зарегистрировано в одной из следующих организационно правовых форм.
Наиболее популярной ОПФ в настоящее время является форма Частной компании (1 197 из 1 476 зарегистрированных организаций), что объясняется относительной простотой учреждения и низкими затратами (возможность регистрации компании с одним акционером, возможность вхождения новых акционеров определяется существующими акционерами, минимальная регуляторная нагрузка, отсутствие требований по минимальному размеру уставного капитала), а также гибкостью и диспозитивностью корпоративных правил (возможность ведения реестра акционеров самостоятельно, возможность выпуска акций разных классов, гибкость подхода к полномочиям органов управления и т.п.). Кроме того, при учреждении Special Purpose Company не требуется наличие офиса в МФЦА, отсутствуют требования по проведению ежегодных собраний акционеров и т.д.
1.2. Процесс регистрации в качестве участника МФЦА Какого-либо стандарта услуг по регистрации компаний на территории МФЦА нет. Основываясь на собственном опыте регистрации частных и признанных компаний ниже нами приводится следующий алгоритм действий. Дополнительную информацию о процедуре регистрации можно найти на сайте МФЦА[2] Компания должна иметь адрес в пределах границ МФЦА. Кроме того, офис поддержки участников МФЦА может предоставить временный юридический адрес. В случае, если иностранный гражданин будет назначен директором компании, то ему необходимо получить индивидуальный идентификационный номер (ИИН), обратившись в специально созданный Экспат центр. Форма заявления на регистрацию компании содержится на Портале самообслуживания МФЦА (e-Residence portal). Помимо заявления необходимо также предоставить ряд других требуемых документов (в зависимости от планируемых видов деятельности). Документы, выданные иностранным государством, не требуют апостиля и перевода на русский/казахский язык и предоставляются в МФЦА на английском языке. После подачи пакета документов необходимо оплатить сбор за инкорпорацию/регистрацию размере 300 долларов США. В настоящее время сроки регистрации не установлены Актами МФЦА, но на практике составляют около двух недель. Регистрация считается завершенной по факту выдачи: Сертификата об инкорпорации (Certificate of incorporation) Private/Public Company или Сертификата о признании (Certificate of recognition) для Recognized Company, содержащей наименование, БИН и дату регистрации, (для редомицилированных компаний – сертификат о продолжении деятельности). Единственным учредительным документом для компаний является устав (Article of Association). Также предлагается возможность использования типового устава, который может быть изменен и дополнен с учетом требований Актов МФЦА. Как было упомянуто выше, для Частных компаний минимальный уставный капитал (Share Capital) не установлен. Для Публичных компаний размер минимального уставного капитала (распределенный акционерный капитал) равен 100 000 долларам США. Каждая акция в компании должна иметь фиксированную номинальную стоимость. При этом для публичных компаний на момент инкорпорации компании регистратор требует подтвердить наличие указанной суммы на личном счету учредителя. При совершении сделок с акциями компания предоставляет в AFSA уведомление о передаче акций, Реестр акционеров, решения о продаже и приобретении акций, документ, подтверждающий передачу акций, а также сведения о бенефициаре, регистратор рассматривает их, осуществляет регистрацию, также уведомляет органы юстиции для актуализации данных в Национальном реестре бизнес идентификационных номеров.
• • •
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Участники МФЦА, оказывающие финансовые услуги, подлежащие лицензированию согласно Актам МФЦА, обязаны подать соответствующее заявление в AFSA. Услуги в финансовой сфере, на осуществление которых AFSA выдает лицензию, делятся на 3 группы:
При этом для каждой вышеназванной группы правилами МФЦА предусмотрены отдельные требования по выдаче лицензии.
В будущем AFSA планирует внедрение так называемых «паспортных» соглашений с другими юрисдикциями в отношении оказания финансовых услуг.
2.1. Регулируемые виды деятельности Участник МФЦА, занимающийся Регулируемым видом деятельности (как определено далее), именуется Authorised Firm (далее – «Авторизованная компания»). К Регулируемым видам деятельности относятся, среди прочих видов деятельности: (1) покупка, продажа, подписка или гарантийное размещение любых инвестиций в качестве Принципала или в качестве Агента; (2) управление инвестициями, принадлежащими другому лицу; (3) предоставление кастодиальных услуг; (4) предоставление трастовых услуг; (4) консультирование по вопросам инвестиций; (5) исламское банковское дело; (6) оказание услуг страхования, управление страхованиям, страховое посредничество; (7) предоставление услуг кредитования, от выдачи кредитов до предоставления консультирования при выборе кредитования; (8) оказание платежных услуг; (9) открытие и ведение банковских счетов и (10) управление платежной системой. Для получения лицензии заявителю – участнику МФЦА необходимо предоставить не только всю необходимую информацию, закрепленную в правилах МФЦА и подтверждающую соответствие его установленным критериям, но также заплатить комиссию в размере 3 000-15 000 долларов США в зависимости от вида Регулируемой деятельности. В случае, если участник МФЦА намеревается получить лицензию на осуществление нескольких Регулируемых видов деятельности, оплачивается комиссия только за один вид деятельности, за который предусмотрена самая высокая цена комиссии. Существует некоторое отличие сфер лицензирования между правилами МФЦА и общим законодательством Казахстана. Например, нетипичной для казахстанского законодательства является лицензируемая МФЦА деятельность представительств лиц, не являющихся участниками МФЦА. Также консультирование по вопросам инвестирования, организация кастодиальных услуг, предоставление услуг при выборе кредитования не подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Казахстана, но подлежат при осуществлении их в рамках МФЦА.
2.2. Деятельность на рынке Участник МФЦА, осуществляющий данные виды деятельности, именуется Authorised market institution (далее – «Авторизованные рыночные институты»). К данной группе услуг в финансовой сфере относятся: (1) деятельность фондовой биржи; (2) деятельность клиринговой палаты; (3) управление платформой по торговле цифровыми активами; (4) управление заемной, инвестиционной краудфандинговой платформой или многосторонней платформой; (5) управление организованной торговой платформой; (6) управление платформой частного финансирования. AFSA устанавливает отдельные правила регулирования деятельности Авторизованных рыночных институтов, путем закрепления специальных требований в части финансов, внутренних документов, конфликта интересов, технических ресурсов и так далее. В целях получения лицензии по осуществлению Деятельности на рынке заявителю необходимо заплатить определенную комиссию. Так, комиссия за осуществление деятельности фондовой биржи или клиринговой палаты составляет 125 000 долларов США, за осуществление деятельности платформы по торговле цифровыми активами – 70 000 долларов США, за остальные виды деятельности – по 5 000 долларов США. При подаче заявления на получения лицензии по нескольким видам Деятельности на рынке, порядок оплаты происходит аналогично порядку, предусмотренному при подаче заявлений на получение лицензии по осуществлению Регулируемых видов деятельности. Авторизованные МФЦА рыночные институты (биржи, клиринговые палаты и т.д.) составляют обязательные к соблюдению правила, регулирующие отношения между ними и их участниками. Принцип действия правил идентичен принципу действия договора между вышеназванными субъектами. Согласно Правилам по регулированию деятельности Авторизованных рыночных институтов, профессиональными членами (брокерами и др.) биржи и иных авторизованных рыночных институтов МФЦА могут быть только Авторизованные компании, обладающие соответствующей лицензией либо Аккредитированные участники рынка (NON-AIFC Members), сущность аккредитации которых будет определена ниже.
2.3. Сопутствующие услуги Участник МФЦА, оказывающий сопутствующие услуги для иных участников МФЦА, занимающихся финансовыми видами услуг, именуется Ancillary Service Provider (далее – «Поставщик сопутствующих услуг»). Общие правила МФЦА закрепляют исчерпывающий перечень Сопутствующих услуг: (1) предоставление юридических услуг; (2) предоставление аудиторских услуг; (3) предоставление услуг по бухгалтерскому учету; (4) предоставление экспертных знаний или консультаций по определенной теме и (5) предоставление услуг по оценке кредитоспособности. AFSA выдает лицензию на осуществление Сопутствующих услуг и закрепляет специальные требования к заявителю. При этом каких-либо требований в части финансовых ресурсов заявителя не предусматривается. Средний размер комиссии на получение данной лицензии составляет 2 000 долларов США. В случае подачи заявления на осуществление нескольких видов Сопутствующих услуг, оплата комиссии производится за каждый вид Сопутствующей услуги.
2.4. Аккредитация В соответствии c Основными положениями МФЦА, субъект рынка, имеющий разрешение или лицензию осуществлять деятельность биржи или предоставлять услуги клиринговой палаты, расположенных за пределами юрисдикции МФЦА, вправе подать заявление для признания себя в качестве Non-AIFC Market Institutions (далее – «Аккредитованный рыночный институт») и осуществлять деятельность на территории МФЦА без необходимости получать соответствующую лицензию МФЦА. Лицо, имеющее разрешение или лицензию за пределами юрисдикции МФЦА осуществлять деятельность как профессиональный участник биржи (брокер, дилер и др.), вправе подать заявление для признания себя в качестве NON-AIFC Member (далее – «Аккредитованный член») и осуществлять деятельность в МФЦА без получения лицензии МФЦА. При этом следует различать авторизованных участников МФЦА и аккредитованных участников рынка (аккредитованные рыночные институты и аккредитованные члены биржи). Аккредитованные участники рынка не являются участниками МФЦА и на них не распространяются налоговые преференции.
2.5. AIX и основные требования для листинга на бирже На базе МФЦА действует Биржа МФЦА. Правилами AIX установлены определенные требования к субъектам рынка, желающим осуществить листинг на бирже. Помимо рыночной капитализации ≥ 1 000 000 долларов США для эмитентов акций и 500 000 долларов США для эмитентов долговых обязательств на момент листинга, минимального допустимого количества акций в свободном обращении и соблюдения установленных требований в отношении проспекта эмиссии, субъекты рынка также должны предоставить аудированную финансовую отчетность за 3 года, подготовленную в соответствии с МСФО и другими стандартами, приемлемыми для AIX. Поскольку МФЦА создан относительно недавно, существуют компании, которые также недавно зарегистрировались в МФЦА. Для такой компании тяжело соблюсти требование по аудированной финансовой отчетности за 3 года. Согласно информации на сайте МФЦА, каждый заявитель на включение ценных бумаг в список ценных бумаг AIX и каждое включение ценных бумаг в список ценных бумаг AIX будут рассматриваться в индивидуальном порядке. В случае вновь созданного юридического лица AIX может учитывать другие существенные факторы (например, историю и эффективность основного бизнеса, характер бизнеса). Таким образом, недавно созданные дочерние компании или недавно созданные холдинговые компании существующего бизнеса (например, недавно созданная компания, созданная в МФЦА в качестве материнской компании группы операционных компаний в РК), могут иметь право на участие во включении ценных бумаг в список ценных бумаг AIX с учетом различных других обстоятельств. Для того, чтобы ценные бумаги можно было включить в официальный список ценных бумаг AIX, эмитенту не обязательно быть участником МФЦА либо аккредитированным участником рынка.
2.6. Сравнение организационных структур и принципов деятельности KASE и AIX В отличие от AIX, структура официального списка Казахстанской фондовой биржи (KASE), в соответствии с законодательством Казахстана, разделена на 3 площадки:
Площадки включают в себя сектора, состоящие из акций, долговых ценных бумаг, банковских депозитных ценных бумаг и др. Секторы дополнительно подразделяются на категории. Так, к примеру, сектор акции разделен на категории премиум и стандарт. Для каждой площадки, сектора и категории KASE устанавливает свои требования по листингу. Соответственно, KASE посредством сегментации предоставляет больше выбора и возможностей для потенциальных эмитентов. Следует отметить, что AIX также развивается в схожем направлении. Так, в AIX относительно недавно был создан Сегмент регионального рынка акций (REMS), направленный на предоставление предприятиям среднего бизнеса Казахстана и Центральной Азии лучшего доступа к акционерному финансированию. AIX и AFSA упростили регулирование для компаний сегмента REMS, рыночная капитализация акций в свободном обращении которых не превышает 200 млн долларов США. Принятые изменения позволяют эмитентам REMS готовить упрощенный проспект, основанный на финансовой отчетности за один год без необходимости демонстрировать историческую чистую прибыль. Публикация первого годового отчета для эмитентов нового Сегмента продлена на дополнительные два месяца. Минимальная доля акций в свободном обращений для компаний REMS снижена до 15%.
• • •
Налоговый режим в целом подчиняется налоговому законодательству РК, за исключением изъятий, предусмотренных в Конституционном законе о МФЦА.
3.1. Освобождение от КПН и НДС
банковские услуги исламского банка; услуги перестрахования и страховые брокерские услуги; услуги по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов; брокерские и/или дилерские, андеррайтинговые услуги; другие финансовые услуги, определяемые совместным актом МФЦА, центрального уполномоченного органа по государственному планированию и государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет (на текущую дату утвержден перечень, состоящий из 33 категорий финансовых услуг, оказываемых участниками МФЦА, доходы от которых освобождены от уплаты КПН). При этом под «территорией МФЦА» понимается территория в пределах города Нур-Султана с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом РК, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере. Вышеназванные услуги, оказываемые участниками МФЦА, также освобождаются от уплаты НДС. Данные налоговые преференции не распространяются на доходы нерезидентов – контрагентов участников МФЦА, которые подлежат обложению у источника выплаты.
3.2. Освобождение от уплаты КПН в связи с оказанием ряда услуг органам МФЦА и/или участникам МФЦА Участники МФЦА до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты КПН по доходам, полученным от юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг, оказываемых органам МФЦА, а также участникам МФЦА, оказывающим финансовые услуги в соответствии с правилами МФЦА, как лицензируемые, так и не лицензируемые. В целях применения вышеназванных преференций участники МФЦА ведут раздельный учет доходов, подлежащих освобождению от КПН (прямые доходы) и подлежащих налогообложению (прочие доходы).
3.3. Освобождение от налога на имущество и земельного налога Участники МФЦА, оказывающие вышеназванные финансовые и Сопутствующие услуги, освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога по объектам, расположенным на территории МФЦА.
3.4. Освобождение от уплаты ИПН и КПН по дивидендам и от прироста стоимости Физические и юридические лица до 1 января 2066 года, как являющиеся участниками МФЦА, так и не являющиеся участниками МФЦА, но являющиеся правообладателями ценных бумаг, долей участия, акций (как указано далее), освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) и КПН по доходам, получаемым: от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках AIX; от прироста стоимости при реализации акций или долей участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА или получивших соответствующую аккредитацию; в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках AIX; в виде дивидендов по акциям или по долям участия в уставных капиталах участников МФЦА. Также предусмотрено освобождение от подоходного налога доходов инвестиционных резидентов МФЦА, полученных из источников за пределами РК.
• • •
Суд МФЦА учрежден в виде юридического лица на территории МФЦА. Суд МФЦА независим в своей деятельности и не входит в судебную систему Республики Казахстан. Деятельность суда регулируется Конституционным законом о МФЦА и Регламентом суда МФЦА[3]. При рассмотрении споров Суд МФЦА руководствуется собственными процессуальными Правилами суда МФЦА[4]. Председатель и судьи Суда МФЦА назначаются и освобождаются Президентом РК по рекомендации Управляющего МФЦА. При этом Председатель и судьи Суда МФЦА не обязаны быть гражданами Казахстана или проживать на его территории и могут осуществлять другую деятельность, в том числе занимать должности в другом суде любого государства или юрисдикции, отличной от МФЦА.
4.1. Юрисдикция Суда и применимое право Суд МФЦА обладает исключительной юрисдикцией в отношении: споров, возникающих между участниками МФЦА, органами МФЦА и/или их иностранными работниками; споров, касающихся любой операции, осуществленной в МФЦА и подчиненной праву МФЦА; споров, переданных Суду МФЦА по соглашению сторон (даже не являющихся участниками МФЦА); толкования норм актов МФЦА. Суд МФЦА не имеет юрисдикции в отношении любых споров, имеющих уголовный или административный характер. При разрешении споров Суд МФЦА руководствуется: правом, согласованным сторонами и не противоречащим публичному порядку Республики Казахстан; правом, которое по мнению Суда МФЦА является наиболее применимым, исходя из фактов и обстоятельств спора; действующим правом МФЦА (Актами МФЦА). Регламент также предусматривает право Суда МФЦА учитывать при разрешении споров прецеденты: вступившие в законную силу решения Суда МФЦА и решения судов, принятые в других юрисдикциях общего права (Великобритании, США и т.д.). Все процессы в Суде МФЦА проводятся на английском языке. Все документы для использования в Суде МФЦА должны быть на английском языке либо переведены на английский язык.
4.2. Структура Суда Суд МФЦА состоит из двух инстанций: суд первой инстанции, включающий в себя специализированное подразделение по рассмотрению мелких исков (далее – Суд мелких тяжб); апелляционный суд. Суд мелких тяжб рассматривает следующие иски, относящиеся к юрисдикции Суда МФЦА: если сумма иска или стоимость предмета иска ≤ 150 000 долларов США; если сумма иска или стоимость предмета иска ≤ 300 000 долларов США при письменном согласии всех сторон на рассмотрение дела Судом мелких тяжб; иски, касающиеся трудоустройства или прежнего трудоустройства стороны при письменном согласии всех сторон на рассмотрение дела Судом мелких тяжб; другие иски, которые могут быть направлены в Суд мелких тяжб Председателем Суда.
4.3. Судебные сборы До 1 сентября 2022 года Суд МФЦА не взимает сборы за подачу исков, администрирование и проведение слушаний. Кроме того, стороны контракта, подписанного до 1 сентября 2022 года, с оговоркой о подсудности споров Суду МФЦА, будут иметь право на бесплатное администрирование разрешения в Суде МФЦА споров, вытекающих из такого контракта, до и после 1 сентября 2022 года.
4.4. Исковая давность Согласно Регламенту Суда МФЦА, судебный спор не может быть рассмотрен более чем через шесть лет после даты событий, которые привели к судебному спору, если иное не предусмотрено другими актами МФЦА. Для сравнения, общий срок исковой давности по казахстанскому праву составляет 3 года. На практике могут возникнуть спорные вопросы относительно срока исковой давности. Так, если контракт регулируется казахстанским или иностранным правом, устанавливающим срок исковой давности < 6 лет, и истец подал иск по истечении такого срока, то ответчик, на наш взгляд, вполне обоснованно может просить Суд МФЦА применить срок исковой давности, установленный применимым к контракту правом, и, соответственно, просить Суд МФЦА отказать в иске.
4.5. Обеспечительные меры Правила суда МФЦА предусматривают применение Судом МФЦА различных мер по обеспечению иска, в том числе, вынесение:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |