|
|
|
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 27 марта 2023 года № 6
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф. с участием субъекта обращения – гражданина Наумцева С.В. и представителей: Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Сената Парламента Толамисова А.Г., Министерства внутренних дел Республики Казахстан – первого заместителя Министра Кожаева М.Ш., Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б. рассмотрел в открытом заседании обращение гражданина Наумцева С.В. о рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан положений частей третьей и пятой, подпунктов 1) и 3) части шестой статьи 141 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года (далее – УИК). Заслушав докладчиков-судей Конституционного Суда Республики Казахстан Жакипбаева К.Т. и Сарсембаева Е.Ж., изучив материалы конституционного производства, проанализировав законодательство Республики Казахстан и международный опыт, Конституционный Суд Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Суд Республики Казахстан поступило обращение гражданина Наумцева С.В. о рассмотрении на соответствие статье 14 Конституции Республики Казахстан положений частей третьей и пятой, подпунктов 1) и 3) части шестой статьи 141 УИК. В соответствии с частями третьей и пятой статьи 141 УИК осужденный, отбывающий пожизненное лишение свободы, по прибытии в учреждение чрезвычайной безопасности помещается в обычные условия отбывания наказания, перевод из которого на облегченные условия отбывания возможен при отсутствии взыскания только через десять лет. Этот же срок установлен и для повторного перевода в обычные либо облегченные условия отбывания наказания. В свою очередь, для осужденного к определенному сроку лишения свободы, отбывающего наказание в этом же учреждении, изменение условий отбывания наказания возможно по истечении одного года (статья 139 УИК). Подпункт 1) части шестой статьи 141 УИК предусматривает право осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы в обычных условиях, ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег, в размере до двух месячных расчетных показателей. При отбывании наказания в строгих условиях он также имеет право расходовать до двух месячных расчетных показателей (подпункт 1) части восьмой статьи 141 УИК). Подпункт 3) части шестой статьи 141 УИК предусматривает право осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы в обычных условиях, иметь четыре краткосрочных свидания в течение года, тогда как осужденный к определенному сроку лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении чрезвычайной безопасности в обычных условиях обладает правом иметь три краткосрочных и одно длительное свидание в течение года (подпункт 3) части второй статьи 140 УИК). По мнению субъекта обращения, указанные положения УИК противоречат конституционным положениям о том, что «все равны перед законом и судом» и что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации… по иным обстоятельствам» (статья 14 Конституции). При рассмотрении конституционности положений частей третьей и пятой, подпунктов 1) и 3) части шестой статьи 141 УИК применительно к предмету обращения Конституционный Суд исходит из следующего. 1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункты 1 и 2 статьи 12 Конституции). Данные конституционные положения следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод (нормативное постановление Конституционного Совета от 28 октября 1996 года № 6/2). Равенство всех перед законом и судом, предписанное статьей 14 Конституции, а также конституционное положение о том, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам означают равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность личности перед законом. Именно в законах определяются конкретные условия и обстоятельства, позволяющие реализовать права и свободы человека и гражданина (нормативные постановления Конституционного Совета от 10 марта 1999 года № 2/2, от 29 марта 1999 года № 7/2 и другие). При этом любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватны законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности (нормативные постановления Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2, от 20 августа 2009 года № 5, от 14 декабря 2016 года № 1). Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 69/172 от 18 декабря 2014 года «Права человека при отправлении правосудия» признает важность принципа, в соответствии с которым лица, лишенные свободы, должны продолжать пользоваться не допускающими отступлений правами человека и всеми другими правами человека и основными свободами, за исключением тех законных ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактом лишения свободы. Социальная реабилитация и реинтеграция лиц, лишенных свободы, как одна из важнейших целей системы уголовного правосудия, должна быть направлена на то, насколько это возможно, чтобы правонарушители были готовы вести законопослушный образ жизни и обеспечивать свое существование по возвращении в общество. 2. Пожизненное лишение свободы может устанавливаться за совершение особо тяжких преступлений (часть четвертая статьи 46 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, далее – УК). Отбывание лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы чрезвычайной безопасности назначается при опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы (часть пятая статьи 46 УК). При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности уголовного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи или лиц, находящихся на его иждивении (часть третья статьи 52 УК). Эти обстоятельства, учитываемые при назначении основного наказания при опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, отражаются в определенных им сроках лишения свободы и виде учреждения. Конкретные условия и особенности отбывания наказания в учреждении чрезвычайной безопасности определены нормами УИК (статьи 139, 140, 141 и другие). Данные положения в совокупности со статьей 5 УИК основаны на принципах: дифференциации условий исполнения наказаний; индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия; рационального применения мер принуждения; сочетания наказания с исправительным воздействием. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства осуществляется через установленные законом основные средства исправления осужденных, которые применяются с учетом вида наказания, характера, степени общественной опасности, формы вины и мотивов совершенного уголовного правонарушения, личности осужденного и его поведения во время отбывания наказания (часть вторая статьи 7 УИК). 3. Порядок исполнения и отбывания наказаний, а также иных мер уголовно-правового воздействия должен учитывать необходимость соблюдения конституционных норм о неприкосновенности достоинства человека, недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, а также положений признанных Республикой международных правовых актов в этом вопросе. Законодатель, регулируя данную сферу общественных отношений, должен основываться на конституционном положении о том, что Республика Казахстан утверждает себя в качестве правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции). Основной Закон признает равенство всех перед законом и судом (статья 14), неприкосновенность достоинства человека (статья 17), а также защиту государством брака и семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27). Осужденные имеют права, свободы и несут обязанности граждан Республики Казахстан с ограничениями, устанавливаемыми Конституцией, УК и иными законами Республики Казахстан (часть вторая статьи 9 УИК). УК, определяя вид учреждения – чрезвычайной безопасности – при назначении соответствующего наказания, не дифференцирует этот вид учреждения в зависимости от лиц, которым назначено отбывание в нем наказания (осужденных к пожизненному лишению свободы либо к лишению свободы на определенный срок). По мнению Конституционного Суда, дифференциация условий отбывания наказания должна быть разумной, не приводить к дискриминации и не распространяться на меры, стимулирующие исправление осужденных и обеспечивающие их ресоциализацию. Порядок исполнения наказания тесно взаимосвязан с целями наказания, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, а также исправлении осужденного и предупреждении совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (часть вторая статьи 39 УК). Обращение с осужденными к лишению свободы, вне зависимости от длительности срока данного наказания, определенного судом, должно способствовать их личному исправлению и социальной реабилитации. Такой подход законодателя к началам назначения наказания корреспондируется в контексте общепризнанных международных обязательств с признанием уголовно-исполнительным законодательством важности воспитательного воздействия (включая меры поощрения и взыскания) и перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие. При законодательном их регулировании необходимо учитывать, что они не только потенциально способствуют исправлению осужденного, но и призваны обеспечивать реализацию прав членов его семьи в сфере семейных отношений. Под исправлением осужденного понимается формирование у него правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и этике поведения в обществе (подпункт 10) статьи 3 УИК). УИК признает принцип гуманизма, который также нацелен на сохранение и развитие социально-полезных связей осужденного с близкими людьми. Коммуникация с внешним миром, общение с семьей и другими близкими лицами во время отбывания наказания способствуют успешной ресоциализации осужденного и позволяют снизить уровень рецидивной преступности. Семья в этом смысле является основным социальным институтом, выполняющим данную функцию по отношению к осужденному, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после его освобождения. Соответственно, взаимодействие осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении, с членами семьи в форме свиданий, звонков, переписки, отправки посылок и передач влияет на его успешную ресоциализацию. Поддержание позитивных социальных связей осужденного является одним из основных средств его исправления (подпункт 3) части первой статьи 7 УИК). Такие связи имеют важное значение и с точки зрения возможности досрочного возвращения в общество лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. 4. Конституционный Суд считает, что любая дифференциация в правах граждан должна отвечать требованиям Конституции, в том числе вытекающим из принципов равенства (статья 14), неприкосновенности достоинства человека (статья 17), нахождения под защитой государства брака и семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые правовые средства соразмерны им. В этом смысле оспариваемые субъектом различия в сроках для изменения условий отбывания наказания для лиц, осужденных к пожизненному или определенному срокам лишения свободы, содержащиеся в частях третьей и пятой статьи 141 УИК, обусловлены необходимостью разграничения условий и индивидуализации исполнения наказания, а также иных мер уголовно-правового воздействия и согласуются с вышеуказанными конституционными нормами. Конституционный Суд также не усматривает нарушения конституционных прав осужденных в подпункте 1) части шестой статьи 141 УИК, предусматривающем размер денежных средств для ежемесячного расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в обычных условиях отбывания наказания, равный размеру при строгих условиях отбывания наказания, поскольку аналогичные размеры денежных средств предусмотрены и для осужденных к определенным срокам лишения свободы, отбывающих наказание в этом же виде учреждения. Подпунктом 3) части второй статьи 140 УИК установлено право лиц, осужденных к определенным срокам лишения свободы, в обычных условиях отбывания наказания иметь не только три краткосрочные, но и одно длительное свидание в течение года. Однако подпункт 3) части шестой статьи 141 УИК в отношении лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы в этом же учреждении чрезвычайной безопасности в обычных условиях, то есть в аналогичной ситуации, право на длительное свидание не содержит. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, отсутствие права на длительное свидание в течение первых десяти лет отбывания пожизненного лишения свободы препятствует получению полной оценки поведения такого осужденного, что не способствует индивидуализации мер воспитательного воздействия на него. В этой связи положения подпункта 3) части шестой статьи 141 УИК ущемляют конституционные права осужденных и не имеют объективного, разумного обоснования с учетом идентичности или схожести ситуации. 5. Конституционный Суд принял во внимание информацию представителя Сената Парламента Республики Казахстан о внесенных поправках в УИК в рамках принятого на заседании Палаты 9 марта 2023 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прав человека в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказания, а также предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения» (далее – Закон). Законом из УИК исключена статья 141, оспариваемая субъектом обращения. Кроме того, изменены порядок и условия содержания осужденных к пожизненному лишению свободы. Снижен срок перевода таких осужденных из одних условий отбывания в другие с десяти до пяти лет; в обычных условиях отбывания наказания размер денежных средств осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости увеличен с двух до пяти месячных расчетных показателей ежемесячно; введено право на одно длительное свидание в течение года (новая редакция статей 139 и 140 УИК). Закон подписан Президентом Республики Казахстан 17 марта 2023 года и вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72, пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62 – 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года «О Конституционном Суде Республики Казахстан», применительно к предмету обращения, Конституционный Суд Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать соответствующими статье 14 Конституции Республики Казахстан части третью, пятую и подпункт 1) части шестой статьи 141 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан. 2. Признать не соответствующим статьям 14, 17 и 27 Конституции Республики Казахстан подпункт 3) части шестой статьи 141 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан. До введения в действие принятых в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан поправок на осужденных к пожизненному лишению свободы, отбывающих наказание в обычных условиях, распространить положения подпункта 3) части второй статьи 140 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в части количества краткосрочных и длительных свиданий, предусмотренных в течение года. 3. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит. 4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда.
Конституционный Суд Республики Казахстан
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |