|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УДК 340.6 (063) ББК 67.5 Ш 97
Редакционная коллегия сборника: Әбдірайым Б.Ж., доктор юридических наук, профессор; Борчашвили И.Ш., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель Республики Казахстан; Смирнова С.А., доктор юридических наук, профессор; Усов А.И., доктор юридических наук, профессор; Швед А.И., кандидат юридических наук, доцент; Рувин А.Г., доктор юридических наук; Джавадов Ф.М. доктор юридических наук, профессор; Гахнапетян А.П. кандидат медицинских наук; Джавадян А.С., кандидат медицинских наук, профессор; Айылчиев А.Ш.; Саидов Б.Ш.; Тусумов О.Т.; Курманбаев Б.М., кандидат юридических наук, доцент; Парамонова Л.Ф., кандидат юридических наук (отв. ред.); Ертаева Г.Ж.
В сборнике публикуются материалы Международной научно-практической конференции «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы», состоявшейся 15 октября 2015 года в г. Алматы. Конференция организована Центром судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Тезисы выступлений и статей печатаются в авторской редакции в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Материалы конференции предназначены для судебных экспертов, судей, прокуроров, следователей и дознавателей, научных работников, практикующих юристов, а также широкого круга читателей, проявляющих интерес к судебной экспертизе.
Содержание
Приветственное слово Министра юстиции Республики Казахстан Имашева Б.М. Борчашвили И.Ш. О повышении качества судебно-экспертных исследований Абдуллаева М.У. Методы анализа курительных смесей-spice, распространяемых на территории Узбекистана Абуов А.Г. Актуальность, задачи и методы судебно-почвоведческой экспертизы Алекешев А.И. Эволюция судебной экспертизы как неотъемлемая часть свершения правосудия Алиев Г.Н. Генетическая экспертиза по определению видовой принадлежности биологических объектов Бекпаганбетов Г.У. Некоторые вопросы научно-методического обеспечения судебной экспертизы Билялова Г.К. Методологические особенности судебно-религиоведческой экспертизы Бурцева B.C. Процессуальные недостатки при назначении и производстве повторных судебных экспертиз Вареникова С.П. Судебная экспертиза в состязательном уголовном процессе Готовко Н.Н. Современные возможности судебной видеофонографической экспертизы Джабир А. Значение оценки результативности (перформанса) в судебно-экспертной деятельности Дьяконова О.Г. Регламентация альтернативной экспертизы в судопроизводстве Ensebayeva A.R. Participation of witness lawyer in criminal legal proceedings Замкова В.В., Нургалиев Ж.А. Исследование синтетических каннабиноидов индолов и индазолов Ильиных А.В. Условия фиксации изображений на цифровых носителях информации Калмакова Р.Б. Определение стоимости кабельной продукции с учетом эксплуатационного износа Кантарбаева З.Е. Дефекты пишущего узла шариковой ручки выявляемые в штрихах рукописных записей Кенжигалиева М.К. Влияние эмоций на письменно-двигательный навык в почерке Комаров И.М. Микробиологический метод судебно-экспертной идентификации человека: постановка проблемы Кусканбаев Б.Ж. Об этике судебного эксперта Куницкий А.Г. Проблемные вопросы баллистического исследования отдельных разновидностей объектов Лузгин И.И. Проблемы системности правовых и организационных аспектов судебно-экспертной деятельности Мекебаев Д.Р. Основные принципы проведения судебной пожарно-технической экспертизы Миллер И.Э., Щербакова Т.Н. Актуальные вопросы судебной строительной экспертизы Момбеков Р.С. Перспективы развития института негосударственных судебных экспертов в Казахстане Муканова Н.А. Исследование материалов касательно противоправной деятельности религиозных объединений Мурзабекова Ф.А. Проблемы при назначении и производстве судебных экспертиз Мусина Д.Р. Современное состояние и перспективы развития судебной религиоведческой экспертизы Несипбаев С.А. Оценка способности выразить в сделке свою волю Нефедов С.Н. Вербальные формулировки количественных выводов эксперта и их стандартизация Никитина Л.Н. Роль экономической экспертизы при расследовании дел в сфере налогообложения Оспанов К.Д., Андрющенко К.В. Гамма-оксимасляная кислота и способы ее определения Саитова Н.С. Дактилоскопия и ДНК-анализ Саутбаев Т.Ш. О некоторых вопросах внедрения методических разработок в экспертную практику Севрук С.Г. Возможности судебно-почвоведческой экспертизы в уголовном судопроизводстве Соколова Т.П. Факторы выделения нейминговой экспертизы в самостоятельный род судебных экспертиз Толстухина Т.В. Актуальные вопросы методологии судебной экспертизы Умирбаева З.А., Акмолдаева С.Б. Судебно-экологическая экспертиза в Республике Казахстан Хачатрян Н.К. Современные генетические технологии в экспертно-криминалистической практике Шагдарова Т.А. Понятие предмета судебной взрывотехнической экспертизы Штеба А.А. Протокол явки с повинной: проблема авторства вторичного текста
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИНИСТРА ЮСТИЦИИ
Уважаемые коллеги, участники конференции!
Позвольте поприветствовать на очередной международной научно-практической конференции: «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы». Нельзя переоценить значимость подобных конференций в деле консолидации усилий международного судебно-экспертного сообщества по дальнейшему развитию экспертной деятельности. Сегодняшний форум имеет особую актуальность в условиях реформирования в рамках воплощения в жизнь «Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», обозначенных Президентом Республики Казахстан. В Программе «100 конкретных шагов» Нурсултан Абишевич Назарбаев подтвердил, что Казахстан выходит на новый виток государственного строительства. Одним из ключевых приоритетов принимаемых реформ является «Обеспечение верховенства закона», которое предусматривает 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Реализация поручений Главы государства, обеспечивающих более высокий уровень правовой и политической культуры, осуществляется различными институтами и правовыми структурами, в том числе и судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Республики Казахстан. Органам судебной экспертизы отведена особая роль в обеспечении принципа всесторонности и полноты исследования доказательств, установлении истины по вопросам, требующим специальных научных знаний. Министерство юстиции, придавая важное значение вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности, закрепили соответствующие востребованные меры по развитию судебной экспертизы в Государственной программе дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы. В рамках реализации данной программы разработан новый законопроект РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан», который сегодня обсуждается в Парламенте страны. Принятие законопроекта будет способствовать повышению правовой защищенности граждан и организаций, участвующих в процессе правосудия; созданию единого органа судебной экспертизы; дальнейшему развитию и стимулированию института частных судебных экспертов; внедрению новых видов экспертиз и методик экспертных исследований, а также повышению профессионального уровня экспертных кадров и укреплению социальной защиты экспертов. В свете повышения эффективности судебно-экспертной системы Казахстана Министерству юстиции предстоит решить ряд серьезных задач, многие из которых, уверен, смогут найти свое отражение в ходе сегодняшней дискуссии. Отрадно, что она пройдет с учетом и выражения мнения такого широкого круга специалистов и профессионалов различных стран, школ и направлений, которые имеют сегодня возможность поделиться богатым опытом и предложить пути к решению поставленных задач, углублению взаимодействия при рассмотрении актуальных проблем и разработке общих подходов к производству экспертиз. По результатам предыдущих конференций нам удалось решить ряд важнейших вопросов. Был разработан и принят ряд основополагающих нормативных документов, в частности, был разработан Модельный закон «О судебно-экспертной деятельности», Кодекс чести государственных экспертов, обсуждены и приняты методические рекомендации по производству сложных экспертных исследований, намечены пути взаимодействия по повышению профессионального уровня экспертных кадров, рассмотрены другие важнейшие вопросы. Вот и сегодня мы делаем последовательный и уверенный шаг вперед в развитии международного диалога. В рамках укрепления отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, которые сложились между странами, участницами проводимой конференции, и другими партнерами нашей республики, планируется заключение Соглашение о сотрудничестве в области судебной экспертизы между Министерством юстиции Республики Казахстан и Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь. Казахстанско-белорусское сотрудничество в сфере судебной экспертизы станет мощным стимулом для еще более прочного стратегического партнерства, которое позволит укрепить правовую основу межгосударственных отношений. Уверен, что итоги настоящего форума станут успешным стимулом для дальнейшего совершенствования судебно-экспертной системы.
О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Борчашвили Исидор Шамилович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель Республики Казахстан, директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан
В работе предложен комплекс необходимых мер, направленных на повышение качества судебно-экспертных исследований. Эти меры связаны, прежде всего, со структурными изменениями, организацией производства повторных экспертиз, повышением образовательного уровня экспертов, совершенствованием научно-методической базы, внедрением международных стандартов аккредитации лабораторий Центра судебной экспертизы, а также расширением сотрудничества с зарубежными судебно-экспертными учреждениями. The work presents a set of necessary measures aimed at improving the quality of forensic investigations. These measures relate primarily with structural changes to the organization of the production of re-examination, raising the educational level of experts, the improvement of the scientific and methodological basis, the introduction of international standards for laboratory accreditation Forensic Center, as well as expansion of cooperation with foreign forensic institution. Ключевые слова: качество судебных экспертиз, повторные экспертизы, образование экспертов, научно-методическая база, международный стандарт ISO/IEC 17025:2005, зарубежное сотрудничество.
Деятельность Центра судебной экспертизы Министерство юстиции Республики Казахстан (далее - Центр) направлена на реализацию задач, вытекающих из Посланий Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г.1, «Нұрлы жол - Путь в будущее» от 11 ноября 2014 г.2, а также «Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» от 6 мая 2015 г3. Создание единой экспертной службы в системе Министерства юстиции Республики Казахстан в 1997 г. показала свою объективную необходимость и эффективность. Вопросы реформирования судебно-экспертной деятельности всегда находятся в поле зрения Главы государства. Идеи Лидера нации по совершенствованию судебно-экспертной системы легли в основу Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года, а также отражены в Плане мероприятий по ее реализации, принятого Постановлением Правительства от 1 апреля 2014 года. _________________________ 1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г. 2 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее» от 11 ноября 2014 г. 3 План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Н.А. Назарбаева от 6 мая 2015 г.
В этих программных документах заложены основы дальнейшего поэтапного объединения всех экспертных функций в одном государственном органе. В этой связи, с 1 января 2015 г. из Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в Министерство юстиции Республики Казахстан переданы функции по проведению судебно-медицинской экспертизы. Центр судебной медицины самостоятельным структурным подразделением перешел в состав Министерства юстиции Республики Казахстан. Кроме этого, с 1 июля 2015 г. из Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в Министерство юстиции Республики Казахстан переданы функции по проведению судебно-наркологической экспертиз, а с 1 июля 2016 г. будут переданы функции по производству судебно-психиатрической экспертиз. Указанные преобразования свидетельствуют о том, что судебно-экспертная система Республики Казахстан развивается по пути наших белорусских коллег, где, как известно, создан Государственный комитет судебных экспертиз, в котором объединены все экспертные учреждения страны. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что объединение экспертных функций в Министерстве юстиции Республики Казахстан, должно вывести на новый уровень качество проводимых судебно-экспертных исследований. В соответствии со Стратегическим планом Министерства юстиции Республики Казахстан на 2014-2018 годы (далее - Стратегический план), утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 декабря 2014 г. № 400, определена «Задача 3.1.1. Обеспечение правоохранительных и судебных органов качественными судебными экспертизами»1. Согласно Стратегическому плану, одним из показателей прямых результатов для выполнения данной задачи определена доля повторных экспертиз с противоположными выводами от общего количества проведенных повторных судебно-экспертных исследований. На 2015 год этот показатель прямых результатов установлен на уровне 5,5%. В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 г., повторная судебная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение судебного эксперта недостаточно обоснованно или его выводы вызывают сомнения либо были существенно нарушены процессуальные нормы о назначении и производстве судебной экспертизы. Статистические данные показывают, что за 9 месяцев 2015 г. общее количество повторных экспертиз составило 130, из которых с противоположными выводами - 6 или 4,6%. Если сравнить данные показатели повторных экспертиз за 9 месяцев 2014 года, (количество повторных экспертиз - 155, из них с противоположными выводами - 13 или 8,3 %), то можно говорить о тенденции снижения, как общего количество повторных экспертиз на 25, так и количества повторных экспертиз с противоположными выводами на 7 или 3,7%. Анализ повторных экспертиз за 9 месяцев 2015 г. показывает, что из 130 повторных экспертиз, назначены по уголовным делам - 114 или 88%, гражданским делам - 16 или 12%. Как видно, большинство повторных экспертиз назначались по уголовным делам. Необходимо отметить, что все 6 повторных экспертиз с противоположными выводами назначены в рамках расследования уголовных дел. При этом, основными мотивами назначения повторных экспертиз с противоположными выводами, явились: - удовлетворение ходатайства одной из сторон - 2; - противоречия между выводами специалиста-криминалиста ОВД и заключением эксперта - 2; - сомнение у органа, назначившего экспертизу, в обоснованности и достоверности выводов первичной экспертизы - 2. Проведенный анализ всех вышеуказанных заключений показал, что основными причинами расхождения выводов повторных экспертиз с выводами предыдущих экспертиз является несоблюдение экспертами в полном объеме требований методик проведения исследований, а также недостаточный контроль со стороны руководителей территориальных подразделений за организацией проведения повторных экспертиз. __________________ 1 Приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении Стратегического плана Министерства юстиции Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы» от 31 декабря 2014 г. № 400.
Анализ 130 повторных экспертиз за 9 месяцев текущего года, в разрезе органов их назначивших свидетельствует о том, что наибольшее их количество назначено органами внутренних дел - 60, Судами - 28; Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции - 27; органами прокуратуры - 8; Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан - 6 (в том числе Департаментом таможенного оформления и таможенного контроля - 2, Департаментом государственных доходов - 4); Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан - 1. За указанный период наибольшее количество повторных экспертиз назначено по следующим видам: 1. Судебная экспертиза документов - 33; 2. Судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств - 29; 3. Судебная строительная экспертиза - 22; 4. Судебная экономическая экспертиза - 16; 5. Судебная товароведческая экспертиза - 6; 6. Судебная молекулярно-генетическая экспертиза - 6. Для достижения вышеуказанного показателя прямых результатов Стратегического плана Центром принимаются комплексные системные меры. Так, состояние с повторными экспертизами рассматривается отдельным вопросом на ежеквартальных заседаниях каждого директората Центра. На основании приказа Министра юстиции Республики Казахстан от 31 декабря 2013 г. № 3801, при вынесении заключения повторной экспертизы с противоположными выводами, Центром организуется рецензирование всех заключений предыдущих и повторной экспертизы. Уведомляются территориальное подразделение Центра, где проводились предыдущие заключения, в которых проводятся производственные совещания по поводу согласия или опровержения выводов повторной экспертизы. В последующем все заключения предыдущих и повторной экспертиз, рецензии на заключения, протокола производственных совещаний с аргументированными пояснениями экспертов и другие необходимые материалы выносятся на заседание Комиссии по рассмотрению повторных экспертиз. На заседаниях данной Комиссии проводится обстоятельный анализ процесса организации и проведения предыдущих и повторной экспертиз на предмет соблюдений требований законодательства, выполнения положений научно-методической базы, а также отсутствия недостатков в организации их проведения. По результатам проведения заседаний указанной Комиссии принимаются меры организационного, методического и дисциплинарного характера. Кроме этого, по итогам проведенного директората Центра за 1-ое полугодие 2015 г. и о приоритетных задачах на 2-ое полугодие 2015 г., принято решение проводить производственные совещания в территориальных подразделениях Центром с обстоятельным анализом соблюдения требований процессуального, методического и организационного характера по повторным экспертизам с противоположными выводами до выдачи заключения органу (должностному лицу), назначившему судебную экспертизу. Наряду с этим, для усиления контроля за производством повторных экспертиз, в соответствии с приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 2542, о каждом факте повторной экспертизы с противоположными выводами незамедлительно уведомляется Министр юстиции Республики Казахстан. На основании изложенного, можно констатировать, что Центром выстроена система, позволяющая осуществлять постоянный мониторинг и принимать необходимые меры для достижения такого показателя прямых результатов Стратегического плана в сфере обеспечения качественными судебными экспертизами, как повторные экспертизы с противоположными выводами. ____________________ 1 Приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении правил организации производства повторных экспертиз и деятельности комиссии по рассмотрению результатов повторных экспертиз в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 31 декабря 2013 г. № 380. 2 Приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об уведомлении по фактам повторных экспертиз, не подтвердивших выводы предыдущих экспертиз, в органах судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 5 мая 2015 года № 254.
Для повышения качества судебных экспертиз Центр уделяет особое внимание повышению профессионального уровня судебных экспертов, изучения и обобщения передового опыта зарубежных стран для его внедрения в практику. Повышение квалификации экспертов проводится высокопрофессиональными казахстанскими и зарубежными специалистами и учеными. Центром на системной основе организовывается обучение экспертов в России, Белоруссии, Индии и других странах. Так, в прошлом году в связи с внедрением новых видов судебных экспертиз - экологической и генно-модифицированных продуктов, 20 экспертов прошли профильное обучение в г.г. Москве и Минске. В 2015 году 21 эксперт прошли повышение квалификации в России по исследованию наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, автотехнической экспертизе, исследованию средств компьютерных технологий. До конца текущего года для участия в образовательных мероприятиях в Российскую Федерацию будут направлены эксперты по судебно-экспертному психолого-филологическому исследованию и судебной религиоведческой экспертизе. Кроме этого, Центр организовывает обучение судебных экспертов в ведущих ВУЗах Казахстана, таких как Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахским гуманитарно-юридическим университетом (далее - КазГЮУ), Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза и ряде других. Для расширения сотрудничества в образовательной сфере Центром заключены Меморандумы о взаимодействии, кроме вышеназванных ВУЗов, с Атырауским государственным университетом им. X. Досмухамедова, Карагандинским государственным техническим университетом, Южно-Казахстанским государственным университетом им. М. Ауэзова, Казахстанским инженерно-педагогическим университетом дружбы народов и другими. Наряду с этим проводятся образовательные курсы на базе территориальных подразделениях Центра с участием опытных экспертов, которые передают своих знания и опыт начинающим сотрудникам. Мы твердо убеждены, что процесс повышения профессионального уровня судебных экспертов должен носить непрерывный характер. На решение вопросов повышения профессионального уровня направлен и указанный выше План мероприятий по реализации Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительных органов года Республики Казахстан на 2014-2020 годы, в котором указано, что в 2020 году удельный вес магистров по специальности «Судебная экспертиза» составит 10%, докторов права (PhD) по специальности «Судебная экспертиза» - 2%. Однако в Классификаторе специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан отсутствовала специальность «Судебная экспертиза». В этих условиях вопрос подготовки необходимого количества магистров и докторов права по судебно-экспертной специальности не представлялся возможным. Для решения данной проблемы в течение 2014 и 2015 г.г. Центром проводилась целенаправленная систематическая работа с Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН РК). Кроме этого, Центр тесно сотрудничал с КазГЮУ, который является базовым ВУЗом по группе специальностей «Право». В апреле 2014 года данный вопрос был вынесен на рассмотрение заседания учебно-методической секции КазГЮУ и по итогам заседания принято решение о вынесении его на заседание Республиканского учебно-методического совета МОН РК. В текущем году на заседании Республиканского учебно-методического совета МОН, куда входят ректора 28 ВУЗов Республики Казахстан, этот вопрос был рассмотрен и нашел свое разрешение. В итоге, впервые за всю историю независимости Казахстана приказом Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 184-од от 18 сентября 2015 г. в «Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан» с 1 января 2016 г. введена специальность «Судебная экспертиза» по уровню магистратуры. Не останавливаясь на достигнутом, в настоящее время Центром прорабатывается вопрос о внесении данной специальности по уровню докторантуры PhD. В этой связи, Центр также рассчитывает на поддержку в решении данного вопроса со стороны Казахского национального университета (далее - КазНУ) им. Аль-Фараби и КазГЮУ. Таким образом, Центром принимаются системные меры по повышению профессиональной компетенции судебных экспертов, что несомненно влияет на качество проводимых ими экспертиз. Следующим направлением деятельности Центра, оказывающим влияние на качество судебно-экспертных исследований является состояние научно-методической базы. Внедрение новых видов экспертных исследований требует разработку новых методик для их проведения, а также по существующим видам экспертиз необходимо обновление методической базы исходя из современных достижений в различных областях науки, техники и технологий. Так, по итогам работы за 2014 г. в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан внесены 26 методик, из них, новые - 23, усовершенствованные - 3. На 2015 год запланирована подготовка 10 методик судебно-экспертных исследований, на разработку которых выделены бюджетные средства. Для этого, Центром проведены процедуры государственных закупок, по итогам которых 7 методик будет разрабатывать КазНУ им. Аль-Фараби и 3 методики - КазГЮУ. Центром совместно с указанными ВУЗами работа по подготовке методик ведется. В тоже время полагаю, что для формирования современной научно-методической базы судебно-экспертных исследований не используется потенциал международного сотрудничества между экспертными учреждениями разных стран. В условиях глобализации современного мира, объединения государств в различные союзы, унификации законодательства разных стран, полагаю возможным проработать вопрос с нашими партнерами о создании единых методик по некоторым видам экспертиз либо разработать Типовые методики по этим видам. Полагаю, такой подход позволит эффективно объединить наши совместные усилия в области создания современной, эффективной и научно-обоснованной методической базы судебно-экспертных исследований. Реализация данного предложения возможна в создании совместных рабочих групп по разработке методик судебно-экспертных исследований. Основой для внедрения этой перспективной меры является тот опыт, который имеется с нашими белорусскими и российскими коллегами по вопросу рецензирования методик судебных экспертиз. Таким образом, для повышения качества судебных экспертиз необходимо использовать не только существующие механизмы формирования научно-обоснованной методической базы судебно-экспертных исследований, но и использовать потенциал в области международного сотрудничества. В условиях динамичного развития современных государств имеется острая потребность в активном внедрении международных требований в различные сферы деятельности. В этом вопросе судебно-экспертная деятельность имеет большие перспективы и востребованность, для выведения заключения экспертов на новый уровень. Для достижения вышеуказанной цели в Плане мероприятий по реализации Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, предусмотрена проработка вопроса по внедрению международных стандартов аккредитации лабораторий Центра по отдельным направлениям. Для этого, в Центральном институте судебной экспертизы (г. Астана) и Институте судебной экспертизы по г. Алматы создана экспертная комиссия по вопросам аккредитации лабораторий, перед комиссией поставлена конкретная задача, связанная с подготовкой к аккредитации по отдельным видам судебной экспертизы. Разработан план-график внедрения требований международного стандарта ISO/IEC 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» на 2015 год.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |