|
|
|
Совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 16 августа 2021 года № 7 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 августа 2021 года № 80 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.06.2023 г.)
Преамбула изложена в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) В соответствии с пунктом 5 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, формой проверочного листа, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить: 1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу; 2) проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении юридических консультантов, независимых специалистов по юридическим вопросам; индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии; индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу; 3) проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении бухгалтерских организаций и профессиональных бухгалтеров, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу. 2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 13 октября 2020 года № 999 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 октября 2020 года № 77 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21422). 3. Департаменту по работе с субъектами финансового мониторинга Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики от 16 августа 2021 года № 80 и Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 16 августа 2021 года № 7
Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Глава 1. Общие положения
Пункт 1 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и предназначены для отбора субъектов контроля с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля. Пункт 2 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.) 2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия: 1) субъекты контроля – юридические консультанты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности: купли-продажи недвижимости, управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг, аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией, создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии; индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них; бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета; 2) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), не создающие предпосылки для возникновения угрозы отмывания доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ОД/ФТ/ФРОМУ), но выполнение, которых является обязательным для субъектов финансового мониторинга при осуществлении своей деятельности; 3) значительные нарушения – нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, создающие предпосылки для возникновения угрозы ОД/ФТ/ФРОМУ; 4) грубые нарушения – нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, представляющие угрозу ОД/ФТ/ФРОМУ; 5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий, а также угроз ОД/ФТ/ФРОМУ; 6) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля от профилактического контроля с посещением субъекта контроля; 7) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля; 8) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля; 9) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу ОД/ФТ/ФРОМУ, законным интересам физических и юридических лиц, государства; 10) балл – количественная мера исчисления риска; 11) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале; 12) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов, относимых к однородной группе субъектов контроля в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. 3. Исключен в соответствии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.)
Глава 2. Объективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Пункт 4 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 4. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска. Пункт 5 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.) 5. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений). На первом этапе по объективным критериям субъекты контроля относятся к одной из следующих степеней риска: 1) высокий риск; 2) средний риск; 3) низкий риск. На втором этапе по субъективным критериям субъекты контроля относятся к одной из следующих степеней риска: 1) высокий риск; 2) средний риск; 3) низкий риск. По показателям степени риска субъект контроля относится: 1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно; 2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно; 3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно. 5-1. Исключен в соответствии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.) Пункт 6 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 6. По объективным критериям к субъектам контроля с высокой степенью риска относятся: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них; бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета. Критерии оцеки дополнены пунктом 6-1 в соответстввии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) 6-1. По объективным критериям к субъектам контроля со средней степенью риска относятся: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии; индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Пункт 7 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 7. По объективным критериям к субъектам контроля с низкой степенью риска относятся юридические консультанты, независимые специалисты по юридическим вопросам. Пункт 8 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 8. Для сфер деятельности субъектов контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта контроля. 9. Списки профилактического контроля с посещением субъекта контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям. Пункт 10 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.) 10. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще 2 (двух) раз в год.
Глава 3. Субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
11. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов: 1) формирование базы данных и сбор информации; 2) анализ информации и оценка рисков. Пункт 12 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 12. Для оценки степени рисков субъективных критериев субъектов контроля используются следующие источники информации: 1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля; 2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля; 3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений. Критерии оцеки дополнены пунктом 12-1 в соответстввии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) 12-1. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля. Критерии оцеки дополнены пунктом 12-2 в соответстввии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) 12-2. Субъекты контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля и надзора в случае: 1) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации. 13. Оценка степени риска субъектов контроля и отнесение их к грубой, значительной и незначительной группе степени риска осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Критериям. Критерии оцеки дополнены пунктом 13-1 в соответстввии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) 13-1. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, установленных в критериях оценки степени риска в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, согласно Перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении юридических консультантов, и других независимых специалистов по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности: купли-продажи недвижимости, управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг, аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией, создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им; индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии; индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них, бухгалтерских организаций и профессиональных бухгалтеров, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, согласно приложению 2 к Критериям, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям, по шкале от 0 до 100 баллов.
Глава 4. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Пункт 14 изложен в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.) 14. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска: 1) расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, SР – показатель степени риска по нарушениям, SC – показатель степени риска по субъективным критериям. Расчет производится по каждому субъекту контроля однородной группы субъектов контроля в сфере ПОД/ФТ. При этом перечень оцениваемых субъектов контроля, относимых к однородной группе субъектов контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных; 2) по данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100. При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, используемых для оценки степени риска, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля. При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SР3 = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SР3 – показатель значительных нарушений; SР1 – требуемое количество значительных нарушений; SР2 – количество выявленных значительных нарушений; При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений; SР1 – требуемое количество незначительных нарушений; SР2 – количество выявленных незначительных нарушений; Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SР3 + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям; SР3 – показатель значительных нарушений; SРн – показатель незначительных нарушений. Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям; 3) расчет показателя степени риска по субъективным критериям, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия, wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi, n – количество показателей. Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям; 4) рассчитанные по субъектам значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта контроля, Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы), Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы), Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.
Приложение к Критериям оценки изложено в редакции совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 09.12.22 г. № 40 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 09.12.22 г. № 121 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) (см. стар. ред.) Приложение 1 степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Степени нарушений
Критерии оцеки дополнены приложением 2 в соответстввии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 25.05.23 г. № 3 и Министра национальной экономики РК от 26.05.23 г. № 84 (введен в действие с 1 июня 2023 г.) Приложение 2 степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Перечень
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |