|
|
|
Краткий анализ на тему:
Жиембаев Евгений Сергеевич, член Палаты юридических консультантов Алматинской области, почетный юрист Казахстана
Перед анализом норм законодательства обратим внимание на нормы материального права, которые в силу своей фундаментальности, применимы к гражданским правоотношениям, в том числе в сфере доверительного управления государственным имуществом. В соответствии с ч.1 ст. 6 Гражданского кодекса Республики Казахстан, нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции Республики Казахстан и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в настоящей главе, прежде всего в ее статье 2 [1, 16 с.]. В силу ч.1 ст. 392 Гражданского кодекса Республики Казахстан, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом [1, 170 с.].
1. Что такое доверительное управление государственным имуществом? Это форма договорных отношений между государством (Учредителем доверительного управления) и субъектом предпринимательства (Доверительным управляющим), при которых доверительный управляющий обязуется осуществлять от своего имени управление переданным в его владение, пользование и распоряжение имуществом, если иное не предусмотрено договором или законодательными актами, в интересах выгодоприобретателя (государства). Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом. Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества [1, 100 с.]. В договоре доверительного управления государственным имуществом устанавливаются ограничения доверительного управляющего по распоряжению государственным имуществом.
2. Объект доверительного управления? По общему правилу, закрепленному в нормах Гражданского кодекса Республики Казахстан, объектом доверительного управления может быть любое имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, если иное не предусмотрено законодательными актами [2, 174 с.]. Вместе с тем, государственным имуществом, передаваемым в доверительное управление, являются: имущественные комплексы государственных предприятий, доли в уставном капитале субъектов государственного предпринимательства, недвижимое имущество (помещения, здания, спортивные объекты и тд.).
3. Порядок передачи государственного имущества в доверительное управление? Порядок передачи государственного имущества в доверительное управление, подробно регламентирован нормами Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом». Передача объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа осуществляется на тендерной основе [3, 8 с.]. В зависимости от вида передаваемого объекта, передача объекта в доверительное управление без права последующего выкупа осуществляется на тендерной основе и без таковой. Решение о передаче объекта в доверительное управление с правом или без права последующего выкупа принимается учредителем, сведения о котором включаются учредителем в электронную базу данных по договорам доверительного управления в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения [3, 5 с.]. В случае принятия решения о передаче объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа, тендерной комиссией устанавливается начальная цена – стоимость объекта, определяемая на основании отчета об оценке оценщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности (в этом случае оплачивается гарантийный взнос, определяемый условиями тендерной документации). При передаче объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа победитель определяется на основе наибольшего предложения цены за объект. При передаче объекта в доверительное управление без права последующего выкупа победитель определяется на основе предложения наименьшего размера вознаграждения.
4. Договор доверительного управления государственным имуществом? По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель доверительного управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах указанного учредителем лица (выгодоприобретателя) [2, 174 с.]. Республиканское имущество в доверительное управление передает уполномоченный орган по управлению государственным имуществом (учредитель доверительного управления республиканским имуществом). Коммунальное имущество в доверительное управление передает учредитель доверительного управления коммунальным имуществом, соответственно местный исполнительный орган или по согласованию с собранием местного сообщества - аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. Условия договора доверительного управления государственным имуществом определяются Законом РК «О государственном имуществе» и иными законами Республики Казахстан. Уполномоченный орган по государственному планированию утверждает типовой договор доверительного управления государственным имуществом.
5. Вознаграждение по договору доверительного управления государственным имуществом? Поскольку данный вид сделки относится к возмездным сделкам, доверительный управляющий имеет право на выплату вознаграждения. Под вознаграждением понимается – выплаты доверительному управляющему при передаче объекта в доверительное управление без права последующего выкупа, осуществляемые за счет чистого дохода от доверительного управления учредителя [3, 4 с.]. Таким образом, при передаче объекта в доверительное управление с последующим выкупом, вознаграждение не выплачивается.
6. Права сторон по договору доверительного управления государственным имуществом? Учредитель доверительного управления имеет право: 1) получать информацию (отчет) о деятельности Доверительного управляющего по управлению Объектом по письменному запросу; 2) не вмешиваясь в деятельность Доверительного управляющего, контролировать выполнение обязательств Доверительного управляющего по настоящему Договору, в том числе путем проведения мониторинга эффективности управления Объектом, заслушивания отчета Доверительного управляющего по выполнению обязательств по Договору; 3) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан [3, 35 с.].
Доверительный управляющий имеет право: 1) совершать в отношении переданного в доверительное управление Объекта юридические и фактические действия в интересах Учредителя; 2) на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении государственным имуществом (применяется при наличии соответствующего решения тендерной комиссии при передаче объекта в доверительное управление на тендерной основе/при наличии предложения органа управления/балансодержателя при передаче объекта в доверительное управление без проведения тендера): по объектам, переданным в доверительное управление без права последующего выкупа, за счет доходов от использования доверенного имущества или за счет средств, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год по текущей бюджетной программе соответствующего администратора бюджетной программы при предоставлении Акта на возмещение расходов по объекту доверительного управления по форме согласно приложению к настоящему Договору; по объектам, переданным в доверительное управление с правом последующего выкупа, за счет доходов от использования доверенного имущества; 3) на вознаграждение при передаче объекта в доверительное управление без права последующего выкупа при наличии и за счет чистого дохода от доверительного управления учредителя в размере определенном в процентном соотношении к чистому доходу от доверительного управления учредителя, но не более предельного размера, указанного в извещении о проведении тендера) (применяется при передаче объекта в доверительное управление без права последующего выкупа при наличии соответствующего решения тендерной комиссии при передаче объекта в доверительное управление на тендерной основе/при наличии предложения органа управления/балансодержателя при передаче объекта в доверительное управление без тендера); 4) на приобретение переданного ему в доверительное управление Объекта в соответствии с законодательством Республики Казахстан (применяется при передаче объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа); 5) на досрочный выкуп переданного ему в доверительное управление Объекта (применяется при передаче объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа); 6) осуществлять иные права, предусмотренные Договором и действующим законодательством Республики Казахстан [3, 35-36 с.].
7. Обязанности сторон по договору доверительного управления государственным имуществом? Учредитель обязан: 1) передать Объект Доверительному управляющему в сроки, установленные настоящим Договором; 2) передать Доверительному управляющему необходимые документы для осуществления его обязанностей по настоящему Договору; 3) в течение срока действия настоящего Договора без уведомления Доверительного управляющего не принимать решений о передаче Объекта в доверительное управление третьим лицам; 4) не передавать Объект в залог, не обременять правами третьих лиц, и не выставлять на продажу третьим лицам в течение срока действия настоящего Договора [3, 37 с.].
Доверительный управляющий обязан: 1) осуществлять эффективное управление Объектом; 2) обеспечить сохранность Объекта; 3) совершать сделки с переданным в доверительное управление Объектом от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве Доверительного управляющего; 4) получить все разрешительные документы от уполномоченных государственных органов, которые являются необходимыми в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) осуществлять права и обязанности Доверительного управляющего в соответствии с настоящим Договором; 6) не совершать любые юридические и фактические действия, влекущие за собой фактическое отчуждение Объекта, за исключением случаев, предусмотренных в Договоре. 7) обособить Объект, полученный им в доверительное управление, от собственного имущества. Объект отражается у Доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет; 8) открыть отдельный банковский счет для проведения расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением Объектом (при передаче в доверительное управление ценных бумаг и долей участия в уставном капитале применяется в случае необходимости проведения таких расчетов); 9) обеспечить перечисление в доход бюджета чистый доход от доверительного управления учредителя (за вычетом вознаграждения, при передаче объекта в доверительное управление без права последующего выкупа) (применяется при передаче объекта в доверительное управление, за исключением ценных бумаг и долей участия в уставном капитале); 9-1) обеспечить направление в доход бюджета части чистого дохода акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) на выплату дивидендов (дохода) в размере, установленном в процентном соотношении Правительством Республики Казахстан (местным исполнительным органом) в соответствии со статьей 186 Закона (применяется при передаче в доверительное управление ценных бумаг и долей участия в уставном капитале); 10) исполнять налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства по Объекту, за исключением передачи в доверительное управление без права последующего выкупа республиканского и коммунального имущества, закрепленного на балансе государственного учреждения; 11) возмещать Учредителю убытки, причиненные вследствие ненадлежащего исполнения им Договора; 12) исполнять обязанности, возникающие в результате действий по доверительному управлению, в целях надлежащего исполнения Договора; 13) представлять Учредителю годовой отчет в письменной форме в установленные сроки. 14) представлять Учредителю отчет за весь период действия договора в письменной форме в установленные сроки; 15) представлять отчет о финансовой деятельности доверительного управляющего, связанного с государственным имуществом, переданным ему в доверительное управление в порядке, определенном постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2016 года № 130 «Об утверждении Правил и сроков представления физическими и юридическими лицами, участвующими в выполнении функций по управлению государственным имуществом, отчетов обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью»; 16) в случае заключения сделки об отчуждении или залоге государственного имущества, предоставлять отчет обо всех сделках имущественного характера, связанных с государственной собственностью в порядке, определенном постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2016 года № 130 «Об утверждении Правил и сроков представления физическими и юридическими лицами, участвующими в выполнении функций по управлению государственным имуществом, отчетов обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью» 17) в течение 15 календарных дней с даты подписания Сторонами Договора принять меры по государственной регистрации Договора (применяется при передаче в доверительное управление недвижимого имущества); 18) передать Объект Учредителю при прекращении настоящего Договора (истечении срока договора, досрочного расторжения) в течение десяти рабочих дней; 19) иные обязанности (в зависимости от Объекта, передаваемого в доверительное управление) [3, 37 -40 с.]. Необходимо обратить внимание, что перечень обязанностей доверительного управляющего государственным имуществом не является исчерпывающим. Использование законодателем в типовой форме договора отсылки на «иные обязанности», позволяет на практике включить в договор обязанности в зависимости от сферы передаваемого объекта (образование, здравоохранения и д.р.). В этой связи, лицу, выступающему в качестве потенциального доверительного управляющего государственным имуществом, следует внимательно изучать требования тендерной документации, в частности, иные обязанности (не включенные в типовую форму), которые в последующем будут включены в договор с Учредителем доверительного управления. Проверка должна касаться буквального толкования той или иной обязанности, возможности ее фактического исполнения и соответствия обязанности требованиям законодательства. К примеру, автору на практике приходилось участвовать в судебном споре, где одним из доводов Учредителя доверительного управления по расторжению договора доверительного управления государственным имуществом, был довод о том, что Доверительный управляющий не выполнил предусмотренную договором обязанность по привлечению квалифицированных специалистов на предприятие, хотя на предприятие были приняты новые сотрудники и в соответствии с трудовым законодательством оформлены приказом директора предприятия, находящегося в доверительном управлении как имущественный комплекс. Каким образом Доверительный управляющий должен был доказать, что это именно он привлек сотрудников, осталось не понятным. То есть изначально эта норма договора не могла быть исполненной. Далее также можно обратить внимание на такую обязанность Доверительного управляющего как эффективное управление объектом. Что подразумевается под этим понятием? Как можно оценить эффективность управления объектом? Эти и другие вопросы не регламентированы договором, в связи с чем, у Учредителя доверительного управления и Доверительного управляющего возникает субъективное мнение относительно эффективности управления объектом, что в итоге порождает судебные споры. Мерами, направленными на уменьшение рисков Доверительного управляющего, по мнению автора являются: 1. Изучение тендерной документации на предмет соответствия включаемых в тендерную документацию/договор «иных обязанностей» доверительного управляющего требованиям законодательства в зависимости от сферы объекта доверительного управления; 2. Использование механизма правового (процессуального) влияния на незаконные действия, бездействия уполномоченного органа на стадии предшествующей заключению договора и после. 3. Осуществление деятельности в строгом соответствии с Бизнес планом и договором; 4. Постоянная письменная связь с Учредителем доверительного управления по вопросам исполнения бизнес - плана и условий договора (корректировка бизнес плана путем составления конкретного плана управления объектам под бизнес-план, заключение дополнительных соглашений, своевременная сдача ответов и тд.). Немаловажным фактором в вопросе жизнеспособности института доверительного управления государственным имуществом в Республике Казахстан, его развития, по мнению автора, является выражение профильными ведомствами и министерствами единой, четкой позиции по вопросам, возникающим при доверительном управлении государственным имуществом (вопросы государственного финансирования при доверительном управлении, получения разрешительных документов, эффективности управления и ряд других вопросов).
8.Расторжение и прекращение договора доверительного управления государственным имуществом? Договор доверительного управления государственным имуществом может быть расторгнут в судебном порядке при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора [2, 172 с.]. В случае инициативы расторжения договора в судебном порядке, Истец должен доказать существенное нарушение условий договора. Договор доверительного управления имуществом, наряду с общими основаниями прекращения обязательств, прекращается: 1) смертью гражданина - доверительного управляющего, объявления его умершим, признанием его недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим; ликвидацией юридического лица - доверительного управляющего; 2) отказом доверительного управляющего или учредителя в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять управление доверенным имуществом; 3) отказом учредителя от исполнения договора, при условии выплаты доверительному управляющему убытков и вознаграждения, если оно предусматривалось договором (в этом случае имеется высокий риск для Доверительного управляющего, в любой момент остаться без объекта доверительного управления, но с выплатой убытков и вознаграждения, если оно было указано в договоре). 4) отказом доверительного управляющего в случае несообщения ему о передаче в управление обремененного залогом имущества с выплатой ему вознаграждения, если оно предусматривалось договором [2, 177 с.].
9. Налог на имущество, землю и транспорт при доверительном управлении государственным имуществом? Налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства подлежат исполнению доверительным управляющим в следующих случаях: 1) при передаче в доверительное управление республиканского и коммунального имущества, закрепленного на балансе государственного предприятия; 2) при передаче в доверительное управление с правом последующего выкупа республиканского и коммунального имущества, закрепленного на балансе государственного учреждения. При передаче в доверительное управления, без права последующего выкупа республиканского и коммунального имущества, закрепленного на балансе государственного учреждения, налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства не подлежат исполнению доверительным управляющим [3, 7 с.].
10. Прямая адресная продажа? Прямой адресной продаже подлежат объекты, переданные в соответствии в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующего выкупа соответственно нанимателю (арендатору) или доверительному управляющему, а также объекты, определенные решением Правительства Республики Казахстан, подлежащие передаче стратегическому инвестору. Продажа объекта приватизации нанимателям (арендаторам) и доверительным управляющим допускается лишь при условии надлежащего исполнения ими соответствующего договора. Условия продажи объекта приватизации определяются соглашением сторон, если они не были предусмотрены договором имущественного найма (аренды) или договором о передаче в доверительное управление [4, 87 с.].
Вывод: доверительное управление государственным имуществом есть наиболее распространенная форма сотрудничества государства с частными субъектами предпринимательства, как вид государственно-частного партнерства, в результате которой между сторонами заключается возмездная сделка. Доверительное управление государственным имуществом может осуществляться как с выкупом объекта доверительного управления, так и без такового, что определяется учредителем доверительного управления. Доверительный управляющий при управлении объектом без права последующего выкупа имеет право на вознаграждение (% от чистого дохода) и возмещение понесенных расходов. При управлении объектом с правом последующего выкупа, доверительный управляющий имеет право на возмещение понесенных расходов, право на выкуп имущества, но не имеет прав на вознаграждение по договору. Права и обязанности сторон по договору доверительного управления государственным имуществом определяются нормами законодательства и закреплены в типовой форме договора доверительного управления государственным имуществом. При этом в зависимости от сферы объекта управления, в договор включаются «иные обязанности», помимо тех, которые указаны в типовой форме. Договор доверительного управления государственным имуществом может быть расторгнут в судебном порядке либо прекратить свое действие в случаях установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан (односторонний отказ учредителя и др.). Список использованных источников:
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 24 декабря 1994 года: https://online.zakon.kz, 2023.174 с. 2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) 1 июля 1999 года № 409-I: https://online.zakon.kz, 2023.254 с. 3. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом» от 16 января 2015 года № 17: https://adilet.zan.kz, 2023.43 с. 4. Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 01 марта 2011 года № 413-IV: https://online.zakon.kz, 2023.166 с.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |