|
|
|
О способах правовой защиты потенциальных поставщиков, уклонившихся от подписания договора о государственных закупках
С 1 января 2022 года введен в действие ряд новелл в законодательство РК о государственных закупках. В настоящей статье мы рассмотрим разработанные механизмы защиты потенциальных поставщиков государственных закупок и способы их применения. Законом РК от 15 ноября 2021 года № 72-VII ЗРК предусмотрены дополнительное уведомление потенциальных поставщиков, определенных победителями государственных закупок, о необходимости подписать договор, а также институт согласительных комиссий, которые по задумке законодателя позволят исключать из Реестра недобросовестных участников государственных закупок (далее – Реестр) потенциальных поставщиков, непреднамеренно уклонившихся от заключения договоров о государственных закупках. Согласно подпункту 2) части первой пункта 4 статьи 12 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), Реестр представляет собой перечень потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках. В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 12 Закона, Реестр (…) формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Согласно пункту 1 статьи 44 Закона, в случае если потенциальный поставщик, признанный победителем, в сроки, установленные данным Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках (…), то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках. Нередки случаи, когда потенциальный поставщик (либо его сотрудник), определенный победителем государственных закупок, непреднамеренно нарушает сроки для подписания договора о государственных закупках на веб-портале государственных закупок (далее – Портал). Это может быть вызвано рядом обстоятельств, например, в связи с болезнью либо смертью лица, ответственного за оформление документов для участия в государственных закупках, по причине сбоев в работе Портала, нестабильном интернет-соединении в месте нахождения потенциального поставщика, отключения электроэнергии и пр. Поставщики, включенные таким образом в Реестр, не допускаются к участию в государственных закупках в течение 24 месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок (пункт 8 статьи 12 Закона). Впоследствии, такие потенциальные поставщики вынуждены в судебных органах обжаловать решения уполномоченного органа о признании их недобросовестными участниками государственных закупок. Суды, удовлетворившие требования потенциальных поставщиков об отмене приказов о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, принимали во внимание факты автоматического формирования приказов уполномоченного органа о включении в Реестр, в результате чего игнорировалась субъективная сторона каждой такой ситуации. Суды также учитывали отсутствие умысла на уклонение от подписания договора о государственных закупках. Многие из потенциальных поставщиков, непреднамеренно уклонившихся от подписания договоров, были в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Многие из них уже являлись поставщиками в рамках других договоров о государственных закупках. Согласно данным Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен»), в 2020 году в Реестр было включено 2223 потенциальных поставщика, уклонившихся от заключения договора. В то же время, решениями судов в 2020 году из Реестра исключено 226 (10%) таких поставщиков. Потенциальные поставщики, определенные победителями государственных закупок и непреднамеренно уклонившиеся от заключения договоров, были впоследствии в судебном порядке исключены из Реестра, поскольку суд посчитал причину уклонения от подписания договора о государственных закупках уважительной. В результате проведенного НПП РК анализа выяснено, что потенциальные поставщики, определенные победителями, но уклонившиеся от заключения договоров о государственных закупках, были исключены из Реестра по решению суда по следующим основаниям: 1) договор не был заключен по вине сотрудника потенциального поставщика – 87 решений или 38% (ошибочный расчет срока подписания договора, отсутствие опыта ответственного за подписание договора лица, большой объем нагрузки на работе. В каждом случае в качестве доказательства прилагается приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности и объяснительная записка работника); 2) договор не был заключен в связи с введением режима чрезвычайного положения и (или) карантина и невозможностью доступа к рабочему месту – 35 решений или 15% (судом приняты во внимание доводы о приостановлении деятельности предприятия, нарушении нормальной производственной деятельности и ограничении передвижения по городу); 3) договор не был заключен в связи с болезнью ответственного лица – 22 решения или 10% (доводы были приняты во внимание в связи с тем, что представлялись доказательства, подтверждающие данный факт: листок временной нетрудоспособности, справка медицинской организации, подтверждение сотрудников скорой помощи); 4) договор не был заключен по причине наличия технических неполадок на стороне потенциального поставщика или неполадок на Портале – 24 решения или 11% (отсутствие электричества, интернет-соединения, поломка компьютера, обращение потенциального поставщика в службу поддержки, наличие на Портале информационного сообщения о проводимых технических работах); 5) договор не был заключен по вине заказчика – 5 решений или 2% (со стороны заказчика имелись нарушения требований законодательства); 6) договор не был заключен в связи с погодными условиями – 3 решения или 1%; 7) договор не был заключен в связи с отсутствием негативных обстоятельств – 3 решения или 1 % (просрочка со стороны исполнителя не повлекла негативных последствий, при фактическом исполнении договора не требуется внесение обеспечения по договору); 8) договор не был заключен по независящим от потенциального поставщика обстоятельствам – 2 решения или 1% (смерть исполнителя); 9) договор не был заключен по причине командировки – 1 решение; 10) договор не был заключен по иным основаниям – 44. Данные основания исключения потенциальных поставщиков из Реестра мы находим справедливыми. С 1 января 2022 года введен уведомительный этап перед признанием потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора, недобросовестными участниками государственных закупок. По новым правилам, согласно части первой пункта 7 статьи 43 Закона, если потенциальный поставщик, определенный победителем, не подписал в установленные пунктом 3 данной статьи сроки проект договора о государственных закупках (…), заказчик направляет уведомление о необходимости подписания проекта договора о государственных закупках в течение трех рабочих дней. По задумке законодателя, это позволит исключить ситуации, когда в Реестр включаются потенциальные поставщики, непреднамеренно уклонившиеся от подписания договора. Дополнительное уведомление вероятно снизит риск случайно пропустить срок, выделенный потенциальному поставщику для заключения договора о государственных закупках. Также с 1 января 2022 года Законом предусматривается создание согласительных комиссий при уполномоченном органе, которые во внесудебном порядке будут рассматривать заявления потенциальных поставщиков, уклонившихся от подписания договора, об исключении их из Реестра. Согласно подпункту 8-1) статьи 2 Закона, согласительная комиссия – постоянно действующий коллегиальный орган, создаваемый заказчиком в порядке, определенном данным Законом, рассматривающий обращения потенциальных поставщиков, включенных в Реестр вследствие уклонения от заключения договора о государственных закупках. Пункт 6 статьи 12 Закона устанавливает основные положения о согласительных комиссиях: В случае если потенциальный поставщик не согласен с решением уполномоченного органа о признании его недобросовестным участником государственных закупок, предусмотренным частью второй пункта 5 данной статьи, то такой потенциальный поставщик не позднее 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о включении в Реестр, вправе обратиться в согласительную комиссию в порядке, определенном уполномоченным органом. Согласительная комиссия рассматривает обращение потенциального поставщика, уклонившегося от заключения договора о государственных закупках, и принимает решение об исключении либо отказе в исключении такого потенциального поставщика из реестра недобросовестных участников государственных закупок. В случае принятия решения об исключении потенциального поставщика из Реестра заказчик обращается в уполномоченный орган. Уполномоченный орган выносит решение об исключении потенциального поставщика из Реестра с учетом решения согласительной комиссии. Только 17 февраля 2022 года приняты Типовое положение согласительной комиссии (далее – Типовое положение) и Правила работы согласительной комиссии (далее – Правила) (утверждены приказом министра финансов РК № 176). Наиболее спорным представляется абзац второй пункта 4 Правил, согласно которому основаниями для исключения из Реестра являются непредвиденные обстоятельства, независящие от потенциального поставщика, повлекшие его уклонение от заключения договора о государственных закупках, которые подтверждаются соответствующими документами. Отсутствие хотя бы неисчерпывающего перечня оснований для исключения потенциальных поставщиков из Реестра может вызвать определенные трудности как для работы согласительной комиссии, так и для потенциальных поставщиков. По этой причине полагаем возможным как членам согласительной комиссии, так и потенциальному поставщику при участии в работе согласительной комиссии (его участие допускается согласно Типовому положению) руководствоваться уже имеющейся правоприменительной практикой исключения потенциальных поставщиков из Реестра. Перечень подобных оснований приведен выше в настоящей статье. Надеемся, что данная статья поможет составить эффективную стратегию правовой защиты потенциального поставщика, признанного недобросовестным участником государственных закупок.
Партнер юридической фирмы ARBIS, магистр юриспруденции, Шынгыс Темир
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |