|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА
Балгуль Раисова, советник Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан
1. Эволюционная трансформация Конституционного Совета в Конституционный Суд 2. Участники конституционного производства 3. Критерии приемлемости конституционной жалобы 4. Критерии и пределы проверки конституционной жалобы человека и гражданина 5. Юридическая сила решения Конституционного Суда 6. Исполнение решений Конституционного Суда
Эволюционная трансформация Конституционного Совета
Конституционное правосудие в мировой системе - сравнительно молодой институт судебной власти в отличие от судов общей юрисдикции. В современной истории развития конституционного правосудия в Казахстане можно обозначить три самостоятельных этапа развития конституционного контроля: функционирование Конституционного Суда в период с 1992 по 1995 годы в период становления государственной независимости, Конституционного Совета в период с 1996 по 2022 в годы построения правового государства и нынешняя трансформация Совета в Конституционный Суд в период развития гражданского общества. Эволюция конституционного контроля свидетельствует о направленности вектора в сторону наивысшей ценности государства – человека и гражданина, защиты его прав. Институт конституционной жалобы является эффективной правозащитной конструкцией, когда любое физическое лицо имеет право оспорить нормативный правовой акт, если посчитает, что закон ущемляет его права, поскольку опосредованное право обращения не всегда достигает реализации. Важными аспектами в данной сфере являются: соотношение правовых позиций с итоговыми решениями органа конституционного контроля, с одной стороны, а с другой - критерии и пределы проверки конституционной жалобы. В настоящий момент в казахстанском обществе сложились серьезные предпосылки для данного средства защиты прав человека. Эффективность судебной защиты прав и законных интересов граждан всегда актуальна. Гражданское общество – это сложная сфера, объединяющая в себе не только институты, но и возможность реального применения права и выражения мнения. Поэтому оценка этой среды должна складываться не только из количественных показателей, а из качественных проявлений возможностей защиты каждого в демократическом государстве. Казахстан, утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, где признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией, когда права и свободы человека, принадлежащие каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяя содержание и применение законов. Каждый не только имеет права, но и несет обязанности, поэтому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность, при этом соблюдать Конституцию и законодательство, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. В соответствии с Конституцией право на признание правосубъектности выражается в возможности защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, в том числе в судебном порядке. На протяжении многих лет наши граждане имели право опосредованного обращения в орган конституционного контроля – Конституционный Совет – через суды. К сожалению, данная мера не была эффективной, а возможность не совпадала с реалиями. Опосредованное право обращения в орган конституционного контроля физическим лицом, не принесло должного результата, поскольку последнее слово оставалось за судами, которые редко принимали решение о направлении обращения. Конституционная реформа, проведенная в текущем году, направлена на изменение политической системы, в результате чего идет расширение прав человека и гражданина, в том числе возможностей их защиты. Конституционный Совет Республики Казахстан будет трансформироваться в Конституционный Суд и с начала 2023 года начнет осуществлять конституционное производство в рамках принятых конституционных новелл. Если ранее в Конституционный Совет могли обращаться только Президент Республики Казахстан, Председатели Сената и Мажилиса, депутаты Парламента и Премьер-Министр, то сейчас значительно расширен круг субъектов, которые могут обратиться за защитой конституционных прав: в первую очередь, это становится правом каждого человека и гражданина. Для всеобъемлющей реализации этого конституционного права субъектами обращения определены также Уполномоченный по правам человека и Генеральный Прокурор Республики Казахстан. Конституционный Суд по обращениям граждан уполномочен рассматривать на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией; по обращениям Уполномоченного по правам человека - на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. В рамках конституционного производства законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным Судом решения или с даты, им установленной. Решения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия и являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат. В настоящий момент в период трансформации Конституционного Совета в Конституционный Суд до формирования его полного состава, председатель и члены Конституционного Совета сохраняют свои полномочия. Нормативные постановления Конституционного Совета будут применяться в части, не противоречащей Конституции, до возможного их пересмотра Конституционным Судом[1]. Главная миссия Конституционного Суда Республики Казахстан заключается в обеспечении верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан. При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд будет самостоятельным и независимым от граждан, организаций, государственных органов, должностных лиц, руководствуясь только Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом, при этом воздерживаясь от установления, исследования и проверки иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов[2]. Компетенция Конституционного Суда в официальном толковании норм Конституции, по рассмотрению на соответствие Конституции нормативных правовых актов, в том числе по обращению граждан, непосредственно затрагивающих их права и свободы, в рамках конституционного производства охватывает исключительно вопросы права и не может касаться оценки фактических обстоятельств, послужившим поводом для обращения.
Участники конституционного производства
Законодатель разграничил правовое положение участников конституционного производства и лиц, привлекаемых при рассмотрении обращения. Участниками конституционного производства признаются только лица и органы, по обращениям которых возбуждено конституционное производство, государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется. Конституционное производство будет осуществляться на принципах верховенства Конституции, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств обращения, коллегиальности, гласности и равноправия участников конституционного производства. С учетом современных реалий предусмотрено участие в заседании Конституционного Суда путем использования технических средств связи и информационных сервисов[3]. Законодательно закрепляется профессиональное представительство адвокатов и юридических консультантов в рамках конституционного производства. Гарантированная Конституцией квалифицированная юридическая помощь в рамках конституционного производства будет оказываться каждому наравне с другими видами судопроизводства в судах общей юрисдикции[4]. По просьбе субъекта обращения, имеющего право на получение гарантированной государством юридической помощи, участие адвоката или юридического консультанта будет обеспечиваться Конституционным Судом путем направления в коллегию адвокатов области, города республиканского значения, столицы или палату юридических консультантов по выбору обратившегося лица соответствующего постановления. Участники конституционного производства и их представители обладают всеми классическими процессуальными правами и обязанностями при рассмотрении обращения на началах равенства каждого: в ознакомлении с материалами конституционного производства, в представлении доказательства, в высказывании Конституционному Суду свои доводов по вопросам, возникающим в ходе конституционного производства. При этом, участники конституционного производства, иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения, их представители обязаны добросовестно пользоваться своими правами: сообщение ими Конституционному Суду заведомо ложных сведений или непредставление затребованных Конституционным Судом документов, материалов и иной информации расценивается как неуважение к Конституционному Суду и влечет ответственность по закону[5].
Критерии приемлемости конституционной жалобы
Конституционная жалоба имеет не индивидуальный, а общий характер, так как распространяется на всех лиц, права которых могут быть затрагиваются и могут быть нарушены действием неконституционного акта. Такое обращение следует рассматривать как процессуальное средство защиты конституционных прав и свобод граждан. В юридической природе конституционной жалобы важно учитывать следующие элементы: когда она подается (то есть в какие сроки), правила её составления (которые могут быть установлены и регламентированы, то есть разработан формуляр), в какой орган конституционного контроля направляется, как рассматривается и что происходит после принятия решения. Критерии приемлемости и пределы проверки определены национальным законодательством в рамках стандартных международных правил, применяемых в области защиты прав человека. Так, например, установленные Европейской конвенцией о защите и правах человека и основных свободах критерии приемлемости, касающиеся исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, отражает норму обычного международного права[6]. Соответственно, аналогичные положения содержатся во всех международных договорах по правам человека, в которых признается право на обращение с индивидуальной жалобой[7]. В конституционном праве выделяют конституционные права граждан, которые являются основными, и производные или отраслевые. Основные права подлежат конституционной защите, а производные могут быть защищены в судах общей юрисдикции. При этом, перечень основных прав открытый, он может дополняться либо изменяться, в том числе и нормами международного права. Модель конституционной жалобы, как правило, включает в себя: предмет жалобы, субъект обращения (установленный Конституцией) и орган конституционного надзора, который компетентен в рассмотрении жалобы. Наиболее распространены две модели конституционной жалобы: частичная и полная, которые применяются в зависимости от национального законодательства той или иной страны. Казахстан остановился на модели частичной конституционной жалобы прямого доступа и конкретного контроля, когда предметом обжалования является только нормативный правовой акт, ущемляющий права человека. Таким образом, индивидуальные акты исполнительных органов власти и решения судов в РК не могут являться предметом конституционной жалобы. Для решения этих вопросов внедрена административная юстиция и трехзвенная модель правосудия. То есть устанавливается конституционный нормоконтроль, но не осуществление функции судебной инстанции по отношению к судам общей юрисдикции. Четко обозначенная правовая регламентация круга субъектов конституционной жалобы исключает проблематику в процессуальном смысле. Таким образом, субъекты обращения в Конституционный Суд Республики Казахстан обладают одинаковой (равной) конституционно-процессуальной правосубъектностью в части подачи жалобы. Лицо, которое подает жалобу должно указать какие именно его права нарушаются, жалоба не может быть подана в отношении права другого физического лица; при этом нарушение должно иметь конституционно-правовой характер, подтверждающий препятствия в реализации основных прав, отраженных в Основном Законе. Критерии допустимости конституционной жалобы устанавливаются ввиду того, что от физических лиц жалобы могут поступать в большом количестве, чем рассмотрены по существу, учитывая юридико-технические и содержательные нюансы составления текстов обращения. Поэтому в Конституционном Законе предусмотрены конкретные основания отказа в принятии обращения к конституционному производству. Функции своеобразного «фильтра» для поступающих жалоб будет выполнять Аппарат Конституционного Суда.
Критерии и пределы проверки конституционной жалобы человека и гражданина
Обращение граждан на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина подается в форме конституционной жалобы, которая является инструментом защиты прав граждан. Важным является то, что обращение гражданина допустимо при условии, если оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием гражданина и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу; и обращение подано в срок не позднее одного года после принятия указанного судебного акта. Конституционный Суд вправе принять обращение гражданина к своему производству без апелляционного обжалования судебного акта, если официальное разъяснение оспариваемого нормативного правового акта, данное в нормативных постановлениях Верховного Суда Республики Казахстан, свидетельствует о том, что иное применение нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав гражданина. Обращение гражданина будет допустимо, если предварительное обращение гражданина в суд не приведет к иному применению закона, непосредственно затрагивающего его права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Казахстан, в конкретной ситуации ввиду императивности соответствующих положений закона. В принятии обращения к конституционному производству может быть отказано в случаях, когда: обращение не соответствует установленным Конституционным законом форме и содержанию обращения, условиям их допустимости или исходит от ненадлежащего субъекта; предмет обращения не входит в компетенцию Конституционного Суда; конституционность указанного в обращении вопроса ранее проверялась Конституционным Судом и имеется сохраняющее юридическую силу решение Конституционного Суда, при условии, что в последующем нормы Конституции Республики Казахстан или иных правовых актов, на основе которых было принято решение, не были изменены; указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции Республики Казахстан; акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к соответствующим правоотношениям. В соответствии с критериями и пределами проверки устанавливается соответствие Конституции Республики Казахстан проверяемых нормативных правовых и иных актов по следующим параметрам: по содержанию норм; по форме правового акта; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; с точки зрения установленного Конституцией Республики Казахстан разграничения компетенции между органами государственной власти; принимая во внимание их официальное разъяснение, данное уполномоченными государственными органами и должностными лицами, а также сложившуюся правоприменительную практику. Конституционность нормативных правовых и иных актов проверяется только в части, указанной в обращении. Результатом рассмотрения конституционной жалобы является решения Конституционного Суда, принимаемые на заседании, которые подразделяются на: итоговые решения для реализации конституционных полномочий Конституционного Суда, и другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Суда. Пересмотр решения Конституционного Суда возможен только по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случаях, когда изменилась норма Конституции Республики Казахстан, на основании которой было принято решение либо открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства. О пересмотре решения Конституционный Суд выносит постановление, которым отменяет это решение.
Юридическая сила решения Конституционного Суда
Нормативные постановления и заключения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики Казахстан, окончательными и не подлежащими обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами и должностными лицами. Юридическая сила решения Конституционного Суда о признании правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Казахстан не может быть преодолена повторным принятием этого акта с таким же содержанием[8]. Законы и иные правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным Судом решения или даты, им установленной. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином правовом акте, исполнению не подлежат и должны быть пересмотрены в установленном порядке, за исключением случаев, когда Конституционный Суд определил иной порядок действия и исполнения принятого им итогового решения.
Исполнение решений Конституционного Суда
Признание не соответствующими Конституции Республики Казахстан закона и иного правового акта или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других законов или иных правовых актов, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными, или основанных на таких положениях либо воспроизводящих эти положения. В случае признания закона или иного правового акта либо отдельных их положений соответствующими Конституции Республики Казахстан в данном Конституционным Судом истолковании при их применении исключается иное их истолкование. Конституционный Суд может определить порядок и сроки введения в действие и исполнения принятых им решений. О мерах, принятых во исполнение решения Конституционного Суда, сообщается ему соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным Судом. Содержащиеся в решениях Конституционного Суда рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами и должностными лицами с обязательным уведомлением Конституционного Суда о принятом решении. В случае принятия Конституционным Судом нормативных постановлений, если из них вытекает необходимость принятия законодательных и иных мер по устранению пробелов и противоречий в правовом регулировании, уполномоченные государственные органы не позднее шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда, если иной срок не установлен Конституционным Судом, обеспечивают внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекта соответствующего закона, принятие иных правовых актов. До принятия нового правового акта непосредственно применяются Конституция Республики Казахстан и решение Конституционного Суда с учетом особенностей правового регулирования затрагиваемых общественных отношений. Итоговые решения Конституционного Суда: направляются в течение пяти рабочих дней после принятия решения субъектам обращения или их представителям, а также во всех случаях Президенту Республики Казахстан, Палатам Парламента Республики Казахстан, Верховному Суду Республики Казахстан, Генеральному Прокурору Республики Казахстан, Министру юстиции Республики Казахстан; подлежат опубликованию на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации, на интернет-ресурсе Конституционного Суда, а также по решению Конституционного Суда - в других источниках. Иные решения при необходимости публикуются и направляются соответствующим заинтересованным лицам. Юридически Конституционный Суд Республики Казахстан является правопреемником Конституционного Совета Республики Казахстан, поэтому обращения, поступившие в Конституционный Совет до 1 января 2023 года, будут рассматриваться Конституционным Судом[9]. Таким образом, развитие конституционного производства как разновидности формы защиты права обусловлено особой значимостью Конституции как Основного Закона государства. Казахстанская модель конституционной жалобы в настоящий момент находится в стадии юридического становления и имеет огромную перспективу в дальнейшем как институт защиты прав человека.
_________________________________________________________________________ [1] Статьи 1, 12, 13,72, 74, 99 Конституции Республики Казахстан, принятой на референдуме 30 августа 1995 года. [2] Статья 1 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года. [3] Конституционный Закон «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года. [4] Статья 13 Конституции Республики Казахстан, принятой на референдуме 30 августа 1995 года. [5] Пункт 5 статьи 42 Конституционного Закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года. [6] Постановление Международного суда ООН по делу «Компания «Интерхандель»» (Interhandel Case) (Швейцария против Соединенных Штатов) (Switzerland v. United States) от 21 марта 1959 г., ICJ Reports, 1959. Р. 27 [7] Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 2 и подпункт «b» пункта 2 статьи 5), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (пункт 3 статьи 11), Американскую конвенцию о правах человека (статья 46) и Африканскую хартию прав человека и народов (статья 50 и пункт 5 статьи 56). Данное условие также применяется к межгосударственным жалобам (см. подпункт «с» пункта 1 статьи 41 Международного пакта о гражданских и политических правах). [8] Статья 62 Конституционного Закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года. [9] Статья 66 Конституционного Закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Эволюционная трансформация Конституционного Совета в Конституционный СудУчастники конституционного производстваКритерии приемлемости конституционной жалобыКритерии и пределы проверки конституционной жалобы человека и гражданинаЮридическая сила решения Конституционного СудаИсполнение решений Конституционного Суда |