|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
УКАЗ (с изменениями от 10.09.2019 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 26 февраля 2021 года
ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года. 2. Правительству Республики Казахстан, центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, руководствоваться в своей деятельности Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года и принять необходимые меры по его реализации. 3. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу. 4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. 5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Астана, Акорда, 15 февраля 2018 года
№ 636
Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года Глава 2. Анализ текущей ситуации и глобальных тенденций 1. Итоги реализации Стратегического плана до 2020 года 2.2. Конкурентные преимущества и области для развития Казахстана 2.3. Возможности и вызовы будущего: мегатренды и сценарии глобального развития Глава 4. Важнейшие прорывные изменения: системные реформы Реформа 2. Технологическое обновление и цифровизация Реформа 3. Конкуренция и конкурентоспособный бизнес Реформа 4. Правовое государство без коррупции Реформа 5. Сильные регионы и урбанизация Реформа 6. Модернизация общественного сознания Реформа 7. Государственный сектор как лидер изменений Глава 5. Эволюционный путь: приоритетные направления реализации Стратегии «Казахстан-2050» Политика 1. Стимулирующая макроэкономическая политика Политика 2. Конкурентоспособность отраслей экономики Политика 3. Развитие финансового рынка Политика 4. Активное привлечение инвестиций Политика 5. Обеспечение высокого качества жизни Политика 6. «Зеленая» экономика и охрана окружающей среды Политика 7. Проактивная внешнеэкономическая политика Глава 6. Подходы к реализации Стратегического плана до 2025 года Глава 7. Ключевые национальные индикаторы
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (далее - Стратегический план до 2025 года) является документом системы государственного планирования на среднесрочный период и разработан в реализацию долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050 года. Стратегический план до 2025 года запускает процессы Третьей модернизации страны, объявленные Главой государства в начале 2017 года, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране. Стратегический план до 2025 года приходит на смену Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года (далее - Стратегический план до 2020 года), который нивелировал последствия глобального финансового кризиса и ускорил переход к диверсифицированному устойчивому росту экономики. Основные задачи и целевые индикаторы Стратегического плана до 2020 года исполнены, оставшиеся реализуются через государственные программы и планы. Новое время бросает нам новые вызовы: снижение преимуществ сырьевой модели экономики, рост протекционизма в глобальной экономике, стремительное развитие цифрового общества, смена технологической парадигмы - все это требует от Казахстана реакции на происходящие в мире кардинальные изменения. В основу Стратегического плана до 2025 года заложена новая модель экономического роста, базирующаяся на стимулировании экспортоориентированного производства за счет повышения производительности и сложности экономики, развития человеческого капитала и привлечения частных средств в условиях роста конкуренции, лидирующей роли частного сектора и реализации потенциала развития регионов страны. Новая модель экономического роста позволит преодолеть «ловушку среднего дохода» на пути к лиге тридцати развитых стран мира. Главная цель до 2025 года - добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Качественный рост экономики должен основываться на повышении конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, технологической модернизации, совершенствовании институциональной среды, а также минимизации негативного влияния человека на природу. При этом важным ориентиром будут являться Цели устойчивого развития ООН. Стратегический план до 2025 года построен вокруг семи важнейших системных реформ и семи приоритетных политик, которые будут осуществляться в экономике и социальной жизни страны в период до 2025 года. Для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы.
Глава 2. Анализ текущей ситуации и глобальных тенденций
Принятый в 2010 году Стратегический план до 2020 года выполнил свою задачу, стабилизировав ситуацию, сложившуюся в экономике страны после мирового финансового кризиса 2007-2009 годов. По итогам 2016 года объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) вырос на 36,5% к 2009 году, что обеспечило досрочное достижение стратегической цели по росту экономики. Сохранена макроэкономическая стабильность. В 2016 году инфляция снизилась до 8,5%. Объем международных резервов страны, включая средства Национального фонда, составил 90,7 млрд долл. США и увеличился до 66,1% от ВВП. В период с 2010 по 2016 годы доля валовой добавленной стоимости (далее - ВДС) субъектов малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) увеличилась с 20,6% до 26,8%. Количество активных субъектов МСБ выросло вдвое, сохранено 256,7 тыс. и создано 81,1 тыс. рабочих мест. Достигнуты значительные улучшения в формировании благоприятной бизнес-среды, что подтверждается ростом Казахстана на 17 позиций в рейтинге Doing Business-2018 до 36-го места за 2014-2017 годы. Отечественные и иностранные инвестиции в несырьевые сектора экономики увеличились до 27,7% от общего объема инвестиций. Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП выросла до 15,3%. В целях формирования надежной правовой среды введены в действие законы, направленные на создание системы предоставления бесплатной юридической помощи, регламентированы вопросы ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора судей, а также утвержден новый Этический кодекс судей, Предпринимательский, новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. За эти годы по показателю «независимости судов» Казахстан поднялся на 30 позиций в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности (далее - ГИК) Всемирного экономического форума, заняв в нем 79-е место. Завершена первая пятилетка программы индустриально-инновационного развития, ускорившая диверсификацию экономики, и продолжается реализация второй пятилетки. Энергоемкость экономики за шесть лет снизилась почти на 13,5%. В агропромышленном комплексе (далее - АПК) в рамках программы «Агробизнес» увеличено субсидирование субъектов АПК в два раза. Принятые меры позволили обеспечить рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 17,6%, в агропромышленном комплексе в два раза. В рамках программы масштабного инфраструктурного развития «Нұрлы жол» построено и реконструировано около 1,6 тыс. км автомобильных дорог, завершено строительство железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу и логистической инфраструктуры. Запущен магистральный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай. Одним из ключевых направлений Стратегического плана до 2020 года стали инвестиции в образование, науку и здравоохранение. Вследствие расширения сетей дошкольных организаций охват детей в возрасте 3-6 лет вырос до 85,8%. В среднем образовании отмечается высокий уровень охвата (98,1%). По качеству образования в начальных школах Казахстан входит в 15 лучших стран в рейтинге TIMSS. В мировых рейтингах QS WUR были отмечены восемь казахстанских вузов, из них два вуза вошли в топ-300 и топ-400. За семь лет ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличилась на три года и составила 72,4 года в 2016 году. Уровень материнской смертности снизился в три раза по сравнению с 2009 годом, младенческой смертности - более чем в два раза. Благодаря комплексным мерам по социальной поддержке граждан в период с 2009 по 2016 годы доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 8,2% до 2,6%. В прошедшие годы уровень безработицы оставался стабильным - около 5%. Особое внимание уделялось обеспечению межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений. Проведена работа по созданию благоприятных условий для дальнейшей реализации права на свободу совести, а также свободного развития культуры и традиций всех этносов, проживающих в Казахстане. Создана эффективная система профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Казахстан является активным субъектом международных отношений и участвует в принятии решений, имеющих важное значение для мировой политики. Страна активно интегрируется в региональные и глобальные экономические системы, такие как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) и Всемирная торговая организация (далее - ВТО). Вместе с тем, с 2014 года начался период, характеризующийся как «новая реальность», с глобальным перепроизводством и, как следствие, существенным падением мировых цен на нефть. Это обусловило новые вызовы и риски для устойчивого развития страны. С начала реализации Стратегического плана до 2020 года Главой государства были инициированы важнейшие политические документы стратегического характера, такие как Стратегия «Казахстан-2050», План нации «100 конкретных шагов по проведению Пяти институциональных реформ», Третья модернизация Казахстана и Модернизация общественного сознания, требующие пересмотра подходов к реализации стратегических задач на среднесрочную перспективу.
В пункт 2.2 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 10.09.19 г. № 151 (см. стар. ред.) 2.2. Конкурентные преимущества и области для развития Казахстана
Сегодня Казахстан - это страна, совершившая рывок в экономическом, социальном и институциональном развитии. Казахстан позиционируется как страна со средним уровнем дохода: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет 25 331 международный доллар.
Экономический рост В период с 2010 по 2014 годы рост ВВП составлял 4,2-7,4% в год. Начиная с 2014 года наблюдалось резкое изменение ситуации в мировой экономике, в результате чего в 2015-2016 годах экономический рост Казахстана замедлился до 1,1-1,2% в год. С начала 2017 года экономика страны вернулась на траекторию высокого роста, порядка 4%, что свидетельствует об адаптации экономики к новым условиям развития. Устойчивость роста обеспечивалась за счет политики контрциклического макроэкономического регулирования с использованием средств Национального фонда для поддержки деловой активности и занятости. Среднегодовые темпы инфляции с 2010 года составили 7,9%. Произошли качественные изменения в структуре экономики по сравнению с 2010 годом. В структуре ВВП доля сферы услуг увеличилась до 57,8% по сравнению с 51,7% в 2010 году, доля обрабатывающей промышленности выросла с 11,3% до 11,8%. При этом благодаря реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития темпы роста обрабатывающего сектора превышали темпы роста горнодобывающей промышленности. Так, за 2010-2016 годы обрабатывающая промышленность росла в среднем на 4,4%, в то время как горнодобывающая промышленность развивалась на уровне 1,1%. Доля обработанных товаров в экспорте увеличилась с 27,9% в 2010 году до 35,1% в 2016 году, доля товарных позиций - с 777 до 877. В рамках программы «Нұрлы жол» сформирована эффективная транспортно-логистическая инфраструктура, направленная на развитие экспортных и транзитных возможностей страны. Реализуется Государственная программа развития АПК на 2017-2021 годы, направленная на повышение конкурентоспособности агропромышленного сектора, широкое вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию, рост экспорта сельскохозяйственной продукции и эффективное использование водных и земельных ресурсов. В то же время, несмотря на принимаемые меры по диверсификации экономики, индекс сложности экономики Казахстана составляет -0,52 (для сравнения, в России - 0,21, Малайзии - 1,08). Наблюдается отставание по уровню производительности труда в отраслях экономики. К примеру, по сравнению с такими странами, как Австралия и Канада в сельском хозяйстве отставание достигает 12-15 раз, в горнодобывающей промышленности - 5-10 раз, в обрабатывающей промышленности - 2-4 раза. Рост производительности сдерживают недостаточное проникновение и развитие современных технологий, высокий уровень износа и невысокий технологический уровень основных средств, что стало следствием снижения объема валового накопления основного капитала с 30% от ВВП в 2007 году до 23,3% в 2016 году. Развитие собственных технологий ограничено низким уровнем развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР). При этом затраты на НИОКР в Казахстане составляют 0,15% от ВВП, в России - 1,2%, Малайзии - 1,3%, Австралии - 2,2%. В финансовой сфере сохраняются актуальные проблемы, сдерживающие финансирование реального сектора экономики. Объемы банковского кредитования ограничиваются ввиду высоких рисков заемщиков и низкого качества активов банков. Сохраняется достаточно высокая доля иностранной валюты в балансе банков, что снижает их возможности для предоставления финансирования в тенге. Недостаточно развиты альтернативные источники финансирования (такие как рынок ценных бумаг, венчурное финансирование, факторинг, лизинг и прочее). В результате мер фискального стимулирования в 2014-2016 годах ненефтяной дефицит увеличился до 9%, государственный долг - до 24,3% ВВП к 2017 году. Вместе с тем, благодаря поддержанию общего дефицита бюджета на уровне не более 3% и активов Национального фонда на уровне свыше 30% ВВП сохраняется устойчивая фискальная позиция страны.
Развитие бизнеса и предпринимательства Для развития предпринимательства приняты кардинальные меры по улучшению бизнес-климата, совершенствованию разрешительной системы, упрощению процедур создания бизнеса и оптимизации государственной контрольно-надзорной деятельности. В рейтинге Doing Business 2017 года Казахстан отмечен как государство, осуществившее наибольшее количество реформ - 48 реформ в семи из десяти возможных направлений по стимулированию предпринимательства и активизации экономической деятельности. В результате Казахстан опередил в рейтинге такие страны ОЭСР, как Бельгия, Италия, Израиль, Греция и Турция. Последние три года Казахстан активно проводит политику сокращения доли участия государства в экономике. В рамках программы приватизации с 2014 по 2017 годы реализовано 433 объекта. Выполнение правил Yellow Pages Rule позволило сократить виды деятельности субъектов с государственным участием с 652 до 346. Начата передача государственных функций в конкурентную среду. Для этого в 2015 году принят Закон «О саморегулировании», введен анализ готовности рынка, созданы институциональные механизмы. Тем не менее, государство по-прежнему играет значительную роль на рынках (доля ВДС в ВВП - 18,3% в 2016 году), оттягивая на себя финансовые средства и квалифицированные кадры. На сравнительно низком уровне в 26,8% остается вклад субъектов МСБ в экономику, сокращается количество средних предприятий. Сдерживающими факторами развития бизнеса остаются ограниченный доступ к финансированию, существенный разрыв между регионами в условиях ведения бизнеса, пробелы в законодательстве, приводящие к дроблению бизнеса вместо его укрупнения. Для развития экспортного потенциала сектора МСБ предоставляется определенный набор мер по продвижению экспорта. Однако удаленность от крупных рынков влечет за собой высокие логистические издержки и снижает конкурентоспособность казахстанских товаров.
Социальная политика В результате достижений в экономике и социальном развитии численность населения за пять лет увеличилась на 1,2 млн человек и составила 18,1 млн человек на ноябрь 2017 года. В стране сформирована единая национальная система здравоохранения. Одной из действенных мер по охране здоровья граждан стал регулярно проводимый скрининг. В результате раннего выявления злокачественных новообразований смертность от онкологических заболеваний снизились на 100 тыс. чел., с 99,49 в 2013 году до 88,79 в 2016 году. Вместе с тем, имеет место недостаточное финансирование здравоохранения и неравномерное распределение финансовых ресурсов по регионам. Наблюдается дефицит медицинского персонала в отдаленных регионах с разницей между кадровой обеспеченностью городов и сел в четыре раза. Это приводит к сравнительно слабой динамике качества медицинских услуг и доступности высококвалифицированной медицинской помощи. Система образования Казахстана направлена на интеграцию в международное образовательное пространство, осуществлен переход высшего образования к Болонской системе, созданы сеть интеллектуальных школ и университет международного уровня «Назарбаев Университет», реализуется международная программа «Болашак». Требуют улучшения показатели качества среднего образования, учитывая, что средний балл Казахстана по рейтингу PISA на 10% ниже аналогичного показателя стран ОЭСР. Сохраняются различия в качестве образования между городом и селом, что отражается примерно в 10-процентном отставании сельских школ по среднему баллу единого национального тестирования. В системе технического и профессионального образования (далее - ТиПО) внедрена система дуального образования и международные стандарты. Вместе с тем, система ТиПО до сих пор не ориентирована на потребности работодателей, материально-техническая база устарела, а большинство образовательных программ не соответствует международным образовательным стандартам. Казахстан занимает 68-е место по качеству среднего образования из 138 стран в ГИК, 63-е место по качеству высшего образования, 100-е место по качеству школ менеджмента и 70-е место по уровню подготовки и развития персонала. Это ставит серьезные задачи перед системой образования, ее связью с потребностями новой экономики, а также социально-трудовой инфраструктурой, регулирующей рынок труда. Среди прочих проблем образования можно выделить непрестижность педагогического статуса и сравнительно невысокую оплату труда в данной сфере, недостаточность финансирования системы образования по сравнению со странами ОЭСР. В социальной сфере озабоченность вызывают высокая доля самозанятых, составляющая 25% от общей численности занятого населения, а также непродуктивная самозанятость в сельских районах. В сфере пенсионного обеспечения для поддержания выплат солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением темпов инфляции. Однако сохраняется проблема неполного охвата накопительной пенсионной системой самозанятых и неформально занятых групп населения. Важным показателем качества жизни является обеспеченность жильем. Благодаря реализации программ жилищного строительства в последние годы ежегодно вводится порядка 10 млн кв. м жилья. Сегодня обеспеченность жильем на душу населения выросла до 21 кв. м, но вместе с тем отстает от уровня стран Восточной Европы (25 кв. м).
Государственное управление и верховенство закона Модернизация системы государственного управления проводится в рамках Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ». В 2017 году осуществлена конституционная реформа, направленная на перераспределение полномочий между ветвями государственной власти. Усилены роль Парламента и его контроль над Правительством. Формируется «компактное Правительство», ответственное перед гражданами. Часть функций и услуг передана на нижестоящие уровни и в конкурентную среду. На государственной службе внедряются принципы меритократии, новая система оценки государственных служащих. За последние пять лет эффективность государственных структур выросла на 25% (по индексу WGI Всемирного Банка, 2015), а удовлетворенность населения качеством государственных услуг - на 20% только за последние два года, по итогам оценки за 2014-2015 годы. Тем не менее, в 2015 году индекс эффективности государственных структур, согласно оценке Всемирного Банка, составил 41 балл из 100, в то время как группа 30 развитых стран имеет показатели от 75 баллов. Текущая система не поощряет инновации, в результате чего успешные изменения работы государственных органов носят точечный характер и не получают широкого распространения. Превалируют контрольные механизмы, которые стимулируют ориентацию на процесс, а не на результат. В целях усиления подотчетности, открытости и прозрачности государственных институтов предусмотрено проведение экспертного обсуждения и широких общественных консультаций. Внедряется новая система аудита и оценки эффективности деятельности, а также институтов вовлечения граждан. Полностью модернизирована система оказания государственных услуг населению c созданием Государственной корпорации «Правительство для граждан». Вместе с тем население и бизнес все еще слабо вовлечены в деятельность государства - индекс гражданской активности составляет 39 баллов из 100 возможных. Для обеспечения верховенства закона и правосудия реформирована судебная система. Сроки рассмотрения дел сократились наполовину, растет количество дел, решенных с использованием упрощенного судопроизводства и альтернативных мер урегулирования. Ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора судей. С начала 2000-х годов поэтапно проводится гуманизация уголовной политики, состоящая в декриминализации целого ряда составов уголовных преступлений, смягчении уголовной ответственности, депенализации, широком применении мер наказания, альтернативных лишению свободы. В июле 2017 года принят закон, в котором предусмотрены дополнительные меры по снижению уголовного-правового давления на бизнес, минимизации вовлечения в орбиту уголовного процесса добросовестных предпринимателей. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы заложила основы новой системы противодействия коррупции, приоритетами которой являются меры по предупреждению коррупционных действий. Принят Закон «О противодействии коррупции», которым введены превентивные инструменты. Ратифицирована Конвенция ООН против коррупции. Казахстан стал участником Стамбульского плана действий ОЭСР по борьбе с коррупцией и продемонстрировал прогресс по 14 рекомендациям из 19. Число казахстанцев, выразивших доверие антикоррупционной политике, выросло с 60% в 2015 году до 73% в 2016 году. Несмотря на положительную динамику, уровень соблюдения законов все еще недостаточен. Например, в 2016 году в индексе верховенства закона Всемирного Банка показатель Казахстана составил 41 балл из 100 возможных при том, что ведущие страны имеют показатели свыше 75 баллов. Уровень восприятия коррупции в индексе Transparency International составляет 29 баллов из 100 по сравнению с 55 баллами у ведущих стран.
Региональная политика Региональная политика направлена на сбалансированное развитие регионов, стимулирование территориальной концентрации трудовых и финансовых ресурсов в центрах экономического роста, повышение занятости и качества жизни населения независимо от места их проживания. На национальном уровне формируются макрорегионы с центрами экономического роста в крупных агломерациях - Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. На региональном уровне точками роста определены областные центры и города Семей и Туркестан, перспективные моно- (27) и малые (41) города, опорные села (314 из 6 660) и приграничные территории. Для проведения управляемой урбанизации особое внимание уделяется развитию агломераций в части привлечения инвестиций, развития инноваций, комфортной городской среды, управления внутренней миграцией. В развитии моно- и малых городов сделан акцент на принятии мер по диверсификации экономики и поддержке субъектов МСБ. Казахстан характеризуется низкой плотностью населения (в среднем - 6,6 человек на кв. км) и средним уровнем урбанизации (55,5% по сравнению с 74% в России, 77% в Малайзии), что увеличивает стоимость предоставления социальных услуг и строительства инфраструктуры. Основной проблемой остается диспропорция в социальном и экономическом развитии регионов. По валовому региональному продукту (далее - ВРП) наибольшую долю занимает город Алматы (более 20%), наименьшую - Северо-Казахстанская область (2%). ВРП на душу населения в регионах с наибольшим (Атырауская область) и наименьшим (Южно-Казахстанская область) значениями различается в семь раз. В результате проведенной децентрализации полномочий между уровнями государственного управления значительное количество функций с соответствующей штатной численностью поэтапно передано на местный уровень, созданы аппараты акимов сельских округов. Развитие местного самоуправления расширило возможности граждан участвовать в процессе принятия решений. Проведены выборы акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах посредством их выборов маслихатами районов (городов). Внедряется 4-й уровень государственного бюджета, расширены доходные источники бюджета местного самоуправления. В связи с передачей большого числа функций на местном уровне требуется укрепление институционального, кадрового и финансового обеспечения регионов. Система межбюджетных отношений, распределения субвенций и изъятий в недостаточной степени стимулирует регионы для самоорганизации и развития внутренних ресурсов, наращивания экспортного потенциала и налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций.
Внешнеэкономическая интеграция Казахстан успешно проводит многовекторную внешнюю политику в целях интеграции в мировую систему торговых отношений. Ключевым достижением торговой открытости стало вступление Казахстана в ВТО, состоявшееся в ноябре 2015 года. Благодаря членству в ВТО страна получила более благоприятные условия на внешнем рынке, а также доступ к инструментарию по урегулированию торговых споров и предупреждению дискриминационных мер. В рамках региональной экономической интеграции Казахстан прошел путь от Таможенного союза до ЕАЭС. Участие в евразийском интеграционном процессе - это один из эффективных инструментов диверсификации экономики, привлечения инвестиций в несырьевые сектора и расширения рынка сбыта.
Национальная идентичность Базовые принципы модернизации общественного сознания изложены в программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру». Среди конкурентных преимуществ Казахстана выделяются единство и культурное многообразие, выраженная национальная идентичность, толерантность и способность приспосабливаться к изменениям, принимая только самое лучшее. Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства признана одной из наиболее успешных в мире. Республика занимает высокие позиции по уровню личной и национальной безопасности граждан. Преимуществами казахстанской этнополитики являются механизмы реализации гражданского равноправия независимо от этнической и религиозной принадлежности, укрепление казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства, создание условий и поддержка для развития языка, традиций и культуры этносов. Государство создает условия для достижения гендерного равенства для преодоления всех форм дискриминации по половому признаку и создания условий для полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни. Казахстан присоединился к основополагающим документам ООН в сфере расширения и защиты прав и возможностей женщин. Созданы правовые и институциональные условия для обеспечения участия граждан в общественно-политической жизни страны, взаимодействия государства и институтов гражданского общества. На всех уровнях государственного управления действуют общественные советы. Совершенствуются механизмы государственного финансирования социальных проектов, проводимых совместно с неправительственными организациями. Развиваются инструменты местного самоуправления. Проблемой является низкий уровень инициативности населения (согласно опросам населения, лишь 10% населения полагается только на себя). По данным социологических опросов, 30% населения готово активно участвовать в развитии страны, при этом среди молодежи данный уровень составляет порядка 60%.
«Зеленая» экономика и окружающая среда Казахстан является страной с энергоемкой экономикой, поэтому на сегодня необходимы шаги по переходу к устойчивому долгосрочному развитию. Реализуется Концепция «зеленой» экономики, комплексно решающая вопросы перехода к возобновляемой энергетике и охране окружающей среды. Задана цель на достижение 50% доли использования альтернативной и возобновляемой энергии к 2050 году. Казахстан присоединился к Парижскому соглашению и обязуется достичь заявленных вкладов по сокращению выбросов парниковых газов на 15% до 2030 года. Созданы законодательные и экономические механизмы для развития возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), энергосбережения и энергоэффективности. На 1 января 2017 года в стране действуют около 50 предприятий, использующих ВИЭ суммарной мощностью порядка 300 МВт, доля вырабатываемой электроэнергии которых за 2016 год составила 1%. Повышен доступ населения к централизованному водоснабжению с 82% до 88% в городах и с 42,5% до 52,3% в сельских населенных пунктах. Остаются нерешенными проблемы, связанные с состоянием окружающей среды: деградацией земель, дефицитом водных ресурсов, высоким уровнем загрязненности воздуха в городах, утилизацией бытовых отходов.
2.3. Возможности и вызовы будущего:
При разработке Стратегического плана до 2025 года изучены более 100 глобальных мегатрендов и выработаны сценарии глобального развития. Глобальные мегатренды включают уже существующие на глобальном уровне тенденции, которые в среднесрочной перспективе будут оказывать непосредственное влияние на Казахстан. Сценарии глобального развития, в свою очередь, учитывают неопределенность будущего и включают наиболее вероятные, но в то же время разнополярные варианты мировых изменений до 2025 года, имеющие значение для нашей страны. Глобальные мегатренды, актуальные для Казахстана Из всего многообразия мегатрендов выбраны пять ключевых групп: социальные, технологические, экономические, экологические и политические. Социальные мегатренды Большинство развитых и развивающихся стран, а также крупных компаний сделало ставку на развитие человеческого капитала. Объем инвестиций в образование по всему миру растет. Государственные инвестиции в этой сфере возросли на 34% - с 4,4 трлн долл. США в 2012 году до 5,9 трлн долл. США в 2016 году. Доля образованного населения к 2050 году должна вырасти с текущих 66% до 77%, при этом число людей с высшим образованием вырастет практически вдвое. Идет формирование нового экономического уклада - «экономики знаний». Все больше профессиональных преимуществ получают люди, способные работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие творческого подхода. В структуре занятости передовых стран люди такой формации уже сейчас составляют не менее 25%, при этом для развивающихся стран - 8-17%. Впервые за свою историю мир вынужден готовить специалистов к профессиям, которых еще нет на рынке. Соответственно, встает вопрос о новой составляющей образования со смещением акцента в сторону развития универсальных «навыков XXI века»: умения критически мыслить, обращаться с крупными массивами данных, эффективно работать в команде, быстро адаптироваться к изменениям. Меняется и сама образовательная модель. У традиционной системы образования больше нет монополии на знания, благодаря цифровым технологиям возрастает роль самообучения. В 2015 году в США на долю онлайн-обучения пришлось 22% от общего количества академических часов, в 2005 году эта цифра составляла всего 7%. В связи с этим в течение последних 20 лет объем частных инвестиций в образовательные технологии рос колоссальными темпами и в период с 2010 по 2015 годы достиг беспрецедентных 32%. Урбанизация и миграция усиливаются в глобальном масштабе. Внедрение новых технологий и так называемый эффект масштаба приводят к росту объемов внутристрановой и трансграничной миграции. В частности, на сегодня численность трансграничных мигрантов во всем мире выросла более чем втрое: если в 1960 году их было менее 80 млн, то в 2016 году уже примерно четверть миллиарда. В пределах стран население перемещается в города. Так, в 1960 году доля городского населения составляла лишь 34%, в 2015 году выросла уже до 54%, а к 2050 году, предположительно, увеличится до 70%. При этом наибольший рост населения до 2030 года ожидается в мегаполисах и их агломерациях. Предполагается, что количество мегаполисов вырастет с 20 в 2012 году до 37 в 2025 году. Города обеспечивают более 70% мирового ВВП и аналогичную долю в создании новых рабочих мест. Все это означает существенный рост значимости предоставления возможностей при поиске места жительства, обучения, работы. Уровень конкуренции за право получения наиболее востребованной профессии переходит от регионального на глобальный. Особую роль приобретает этническая толерантность: в 2015 году число международных мигрантов достигло 244 млн человек, что на 41% больше показателей 2000 года. Технологические мегатренды Новые технологии меняют мировые экономики, а следовательно, и рынки труда. Активно внедряются такие технологии, как интернет вещей, робототехника, нанотехнологии, автономные транспортные средства, 3D-печать и другие. Общее число эксплуатируемых роботов в мире в 2017 году превысило 1,6 млн, и, как предполагается, через два года их количество вырастет на 56% - до 2,5 млн. Снижается стоимость роботизированных решений: затраты на робота-сварщика в 2005 году составляли 182 тыс. долл. США, в 2014 году - 133 тыс. долл. США, к 2025 году, по предварительным оценкам, они снизятся еще на 23% - до 103 тыс. долл. США. Вслед за технологическим бумом на мировом рынке труда уже наблюдается глобальный «разрыв в навыках». Автоматизация и цифровизация рабочих процессов устраняют потребность предприятий в среднеквалифицированных и низкоквалифицированных кадрах, в то время как спрос на высококвалифицированных сотрудников резко идет вверх. В результате в среднем 35% мировых работодателей сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированного персонала. По разным оценкам, начавшиеся автоматизация и цифровизация бизнес-процессов в ближайшее время поставят под риск исчезновения от 9% до 50% всех ныне существующих профессий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ВведениеГлава 2. Анализ текущей ситуации и глобальных тенденций1. Итоги реализации Стратегического плана до 2020 года2.2. Конкурентные преимущества и области для развития Казахстана2.3. Возможности и вызовы будущего: мегатренды и сценарии глобального развитияГлава 3. Видение, модель роста и цели развития Казахстана до 2025 года, ключевые национальные индикаторыГлава 4. Важнейшие прорывные изменения: системные реформы1. Новый человеческий капиталРеформа 2. Технологическое обновление и цифровизацияРеформа 3. Конкуренция и конкурентоспособный бизнесРеформа 4. Правовое государство без коррупцииРеформа 5. Сильные регионы и урбанизацияРеформа 6. Модернизация общественного сознанияРеформа 7. Государственный сектор как лидер измененийГлава 5. Эволюционный путь: приоритетные направления реализации Стратегии «Казахстан-2050»Политика 1. Стимулирующая макроэкономическая политикаПолитика 2. Конкурентоспособность отраслей экономикиПолитика 3. Развитие финансового рынкаПолитика 4. Активное привлечение инвестицийПолитика 5. Обеспечение высокого качества жизниПолитика 6. «Зеленая» экономика и охрана окружающей средыПолитика 7. Проактивная внешнеэкономическая политикаГлава 6. Подходы к реализации Стратегического плана до 2025 годаГлава 7. Ключевые национальные индикаторы |