|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Анализ
1. Международные стандарты эффективного расследования пыток 2. Национальное законодательство
I. Международные стандарты эффективного расследования пыток
Одним из основополагающих прав человека является право не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Так, статья 5 Всеобщей декларации прав человека гласит: Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию[1]. Аналогичные нормы, устанавливающие запрет пыток содержатся в статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в различных региональных договорах по правам человека. Среди них Европейская конвенция прав человека и основных свобод, Американская конвенция о правах человека и Африканская хартия прав человека и народов. Разработан целый ряд международных договоров, которые регламентируют вопросы противодействия пыткам, в том числе расследование заявлений и сообщений о данных фактах. Среди них: - Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; - Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; - Межамериканская конвенция по предотвращению пыток и наказанию за их применение. Так, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ратифицирована Республикой Казахстан 29 июня 1998 года) устанавливает, что каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы его компетентные органы проводили быстрое и беспристрастное расследование, когда имеются достаточные основания полагать, что пытка была применена на любой территории, находящейся под его юрисдикцией.Каждое Государство-участник обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам на любой территории, находящейся под юрисдикцией этого Государства, право на предъявление жалобы компетентным властям этого Государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы. Предпринимаются меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями[2]. К Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания был принят Факультативный протокол (2007 г.)[3] Согласно статье 17 Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, не позднее чем через один год после вступления в силу Протокола государство-участник назначает или создает один или несколько независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток на национальном уровне[4]. В целях противодействия пыткам разработаны различные международные правила и стандарты. Данные документы не являются юридически обязательными, однако представляют собой согласованные принципы, которым должны следовать все государства и которые могут оказать существенную помощь судьям и прокурорам в их работе: · Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1957 г., в редакции 1977 г.); § Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, (1975 г.); § Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); § Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.); § Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985 г.); § Основные принципы независимости судебных органов (1985 г.); § Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1987 г.); § Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или тюремному заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); § Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.); § Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.); § Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (Основные принципы роли прокурорских работников)(1990 г.); § Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); § Принципы эффективного предупреждения и расследования незаконного, произвольного и ускоренного приведения в исполнение приговоров (1990 г.); § Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.); § Принципы защиты лиц, страдающих психическими заболеваниями, и улучшения качества медицинской психиатрической помощи (1991 г.); § Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения (1992 г.); § Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (Стамбульский протокол) (1999 г.)[5] Среди данных документов необходимо особо выделить Стамбульский протокол, в котором сформулированы основные принципы эффективного расследования и документирования пыток. Основополагающими принципами любого реального расследования случаев пыток является его компетентность, беспристрастность, независимость, быстрота и тщательность. Компетентность расследования подразумевает, что сотрудники органа уголовного преследования должны обладать навыками расследования дел данной категории, знать порядок закрепления доказательств, последовательность проведения следственных действий. Беспристрастность расследования означает, что лицо проводящее расследование должно его производить, невзирая на должностное положение лиц причастных к пыткам. На результаты расследования не должны влиять личность лица подвергшегося пыткам, а также тяжесть и вид преступления, в котором он подозревается. Независимость расследования предполагает, что орган расследования или лицо расследующее дело о пытках, не должен находиться в подчинении, либо на него не должны распространяться надзорные или контрольные полномочия ведомства, в котором работают предполагаемые виновники пыток. Быстрота расследования является одним из качеств, от которого зависит успех документирования факта пыток. При поступлении жалобы о пытках расследование должно производиться незамедлительно. В максимально короткий срок по делу должны быть проведения все первоначальные следственные действия. Любая задержка с их производством влечет их утрату, в результате умышленных действий заинтересованных лиц, либо по другим причинам. Тщательность расследования подразумевает, что орган расследования должен предпринять все предусмотренные законодательством меры для сбора доказательств, свидетельствующих о виновности, так и невиновности. Лицо, расследующее дело обязано обеспечить полноту, всесторонность и объективность исследования всех обстоятельств дела. Результаты расследования не должны оставлять неустранимых сомнений в наличии или отсутствии события преступления и причастности к нему конкретного лица. Вышеуказанные международные стандарты эффективного расследования подлежат имплементации в национальное законодательство стран, которые ратифицировали вышеуказанные международные договора.
II. Национальное законодательство
Республика Казахстан, являясь участником Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания несет обязательства по предотвращению пыток и жестокого и унижающего обращения на своей территории, осуществлению эффективного расследования по жалобам о пытках. Запрет на применение пыток содержится в статье 17 Конституции Республики Казахстан, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В 2002 году в Уголовный кодекс РК введена статья 347-1, которая устанавливала уголовную ответственность за пытки. Согласно ч. 4-1 ст. 192 Уголовного кодекса 1997 года по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 347-1 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится органом внутренних дел или национальной безопасности, возбудившим уголовное дело. Фактически подавляющая часть заявлений о пытках расследовалась сотрудниками внутренней безопасности органов внутренних дел, что не соответствовало принципам независимости и беспристрастности. В 2010 году Министерствами юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратурой, Комитетом национальной безопасности и Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью утвержден Совместный приказ «О взаимодействии правоохранительных органов и субъектов гражданского общества при осуществлении проверок жалоб о пытках и иных недозволенных методах ведения следствия и дознания, а также уголовного преследования по данным фактам»[6]. Положения данного приказа были направлены на обеспечение быстроты и тщательности проведения расследования по делам о пытках. В целях обеспечения объективности расследования дел о пытках Законом Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» ч.4 ст.187 УПК была дополнена требованием о том, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 146, 363-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится органами внутренних дел или финансовой полиции, возбудившими уголовное дело в отношении лица, не являющегося сотрудником этого органа[7]. В этом же году статья предусматривающая ответственность за пытки перенесена в Главу, определяющей совокупность преступлений против конституционных прав и свобод граждан. Вышеуказанные изменения позволили исключить осуществления расследования по заявлениям о пытках сотрудниками, находящимся в штате того же ведомства, где были применены пытки. Однако принятые законодательные меры оказались недостаточными для организации эффективного расследования заявлений о пытках, о чем было отмечено в Ежегодном докладе о ситуации с правами человека в Республике Казахстан за 2012 год[8]. В связи с этим, Генеральным Прокурором направлено указание №1\15 от 8 февраля 2013 года, согласно которого рассмотрение всех заявлений и сообщений о пытках в областных центрах необходимо поручать специальным прокурорам, в районах и городах – прокурорам. Таким образом, расследование дел о пытках осуществляли как специальные прокуроры, так и прокуроры других подразделений органов прокуратуры. Специальные прокуроры в борьбе с пытками добились значительных результатов, которые были положительно оценены, в том числе международными экспертами Комитета ООН против пыток, отметившими в своих докладах о том, что только специальные прокуроры могут объективно расследовать пытки. В Уголовном кодексе, введенном в действие с 1 января 2015 года, уголовная ответственность за пытки установлена статьей 146. Письмом Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 4 ноября 2016 года №2-010400-16-77322 прекращена практика рассмотрения всех заявлений и сообщений о пытках прокурорами, также поручено производство расследования надзирающими прокурорами осуществлять только по поручению Генерального прокурора либо его курирующего заместителя[9]. В Заключительных замечаниях от 12 декабря 2014 года по третьему периодическому докладу Казахстана Комитет ООН против пыток (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) рекомендовал Государству-участнику: а) создать эффективный, обладающий необходимыми ресурсами, независимый и подотчетный орган, способный проводить своевременные, беспристрастные, тщательные и эффективные расследования, в том числе предварительные расследования, в связи со всеми утверждениями о пытках и жестоком обращении, обеспечив, чтобы такие расследования никогда не проводились сотрудниками, работающими в том же ведомстве, что и обвиняемые лица; b) обеспечить, чтобы такой независимый орган также был уполномочен получать жалобы на пытки и жестокое обращение со стороны сотрудников правоохранительных органов, в том числе жалобы на сексуальное насилие, и принимать по ним меры; обеспечить, чтобы лишенные свободы лица могли передавать конфиденциальные жалобы такому органу, и обеспечить, чтобы этот орган мог эффективно защищать подающих жалобы лиц от репрессивных мер[10]. В Заключительных замечаниях от 11 июля 2016 года № CCPR/C/KAZ/CO/2 по второму периодическому докладу Казахстана Комитет по правам человека ООН (Международный пакт о гражданских и политических правах) рекомендовал обеспечить, чтобы: расследование заявлений о применении пыток и других видов жестокого обращения осуществлялись независимым органом и не задерживались, чтобы «Специальные прокуроры» были ответственны за проведение всех расследований против пыток и жестокого обращения и не делегировали такие расследования в правоохранительные органы, действующих под их контролем[11]. Для рассмотрения вопроса о возможности исполнения данной рекомендации Комитетов ООН в части отнесения пыток к исключительной подследственности прокуратуры во втором полугодии 2017 года реализован пилотный проект в г.Алматы, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. В рамках этого проекта досудебное расследование по пыткам и ином насилии и жестоком обращении (ст. 146, 362 ч.4 п.1,2 УК) поручалось спецпрокурорам[12]. С 2015 года по 1 октября 2017 года спецпрокурорами расследовалось 629 дел (2015 г.-255, 2016 г. - 223, 9м. 2017 г. - 151) о пытках. Из них прекращено по реабилитирующим основаниям 413 дел (2015 г. - 181, 2016 г. - 150, 9 м. 2017 г. - 82). В суд направлено – 34 дела (2015 г. - 11, 2016 г. - 10 дел, 9 м. 2017 г. - 13 дел), что составляет 89% от общего количества дело оконченных с обвинительным актом всеми правоохранительными органами. За аналогичный период надзирающим прокурором направлено в суд 1 дело, антикоррупционной службой 3 дела.[13] Так как, 7 ноября 2017 года инструкцией об организации досудебного расследования в органах прокуратуры, дела о пытках отнесены к приоритетной категории для расследования спецпрокуроров, изменения в УПК, касающихся определения пыток в исключительную подследственность прокуратуры, не вносились. Предпринятые меры законодательного и организационного характера не позволили в полном объеме выполнить рекомендации Комитетов ООН в части расследования пыток независимым органом. Так, малочисленный штат спецпрокуроров (от 2 до 6 человек в областях) не позволял им обеспечить быстрое и полное расследование по всем поступившим заявлениям и сообщениям о пытках. По этой причине заявления и сообщения о пытках передавалась в Антикоррупционную службу и органы внутренних дел. Это приводило к межведомственному противостоянию. Кроме того, имелся ряд проблем организационного характера. В связи с тем, что среди правоохранительных органов наибольшим штатом располагают органы внутренних дел, соответственно большая часть заявлений о пытках расследовалась Антикоррупционной службой. Специфика документирования пыток схожа со спецификой расследования преступлений против личности (убийство, причинение тяжких телесных повреждений и т.д.). Из-за того, что не все следователи Антикоррупционной службы, специализирующие на коррупционных делах, имели опыт расследования общеуголовных преступлений, в связи с чем по делам о пытках не всегда обеспечивалось надлежащее качество следствия. Кроме того, для качественного документирование пыток, необходимо участие в следственных действиях криминалистов соответствующей квалификации. Однако в штате Антикоррупционной службы указанные специалисты отсутствуют. В результате по вынесенным Комитетами ООН решениям по индивидуальным жалобам Жаслана Сулейменова и Дмитрия Тян Национальное бюро по противодействию коррупции вообще не предприняты необходимые процессуальные действия и производства прекращены[14]. Несмотря на альтернативную подследственность прокуратура является основным органом расследования заявлений о пытках. С 2015 по 2017 год 89 % от всех дел направленных в суд по пыткам в Республике Казахстан окончены прокурорами[15]. Из направленных в суд в 2018 году 11 уголовных дел: 10 направлено прокуратурой, 1 -Антикоррупционной службой. В 2019 году направлено 15 уголовных дел: из которых 11 - направлено прокуратурой, 3 - Антикоррупционной службой, 1 - органами внутренних дел[16]. В этой связи Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «НОВЫЙ КАЗАХСТАН: ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ» отметил: Важно внедрить системный подход в расследовании преступлений, связанных с пытками. На сегодняшний день конкретный орган, ответственный за это направление, отсутствует. Подобная практика чревата определенными рисками. Поэтому предлагаю закрепить эти функции за Генеральной прокуратурой. Такой подход позволит обеспечить объективность и беспристрастность следствия, утвердит неотвратимость наказания за произвол в правоохранительной сфере[17]. С учетом послания Президента РК, рекомендаций Комитетов ООН возникла необходимость внесения изменений в законодательство Республики Казахстан в части передачи исключительных полномочий по расследованию пыток прокуратуре. На данный момент органы прокуратуры обладают достаточным потенциалом для проведения эффективного и быстрого расследования пыток. Проведение последовательных реформ позволило в органах прокуратуры сформировать профессиональный состав, которыми наработана большая практика расследования сложных и актуальных уголовных дел. Так, в период с 1996 по 2001 г.г. в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством у органов прокуратуры Республики Казахстан отсутствовали полномочия на осуществление досудебного расследования. В это время прокурор осуществлял только надзорные функции, в том числе имел право возбудить уголовное дело, дать указания о проведении необходимых следственных действий и отменить незаконные процессуальные решения следственного органа. Это ограничивало его возможности эффективно управлять уголовным процессом. При наличии необъективности в расследовании или конфликта интересов между правоохранительными органами надзорные функции не позволяли прокурору в должной мере обеспечить защиту прав граждан и интересов государства. По этой причине в 2001 году Генеральный Прокурор был наделен правом в исключительных случаях, образовывать межведомственные следственные группы под руководством прокурора. С целью дальнейшего совершенствования функции расследования в 2009 году в УПК внесены изменения, наделяющие прокурора принимать дело в непосредственное производство и расследовать независимо от установленной подследственности. Уголовно-процессуальный кодекс, введенный в действие с 1 января 2015 года помимо Генерального Прокурора, правом образования следственных групп наделил также заместителей Генерального Прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним. Для осуществления вышеуказанных функций в структуре Генеральной прокуратуры образовано управление специальных прокуроров, а в 2008 году Департамент специальных прокуроров. С 2010 года созданы структурные подразделения специальных прокуроров в прокуратурах областей и приравненных к ним (штатной численностью от 2 до 6 человек). Проведена работа по повышению квалификации специальных прокуроров, созданию специализированных кабинетов для проведения следственных действий, оснащению криминалистической техникой. В целях исключения дублирования функций других следственных органов и принятия в производство специальных прокуроров только сложных и актуальных дел приказом Генерального Прокурора определяется приоритетная категория уголовных правонарушений, которая корректируется в зависимости от состояния преступности на определенный период. К примеру, в 2011 году к приоритетной категории дел были отнесены: -связанные с организованными формами преступности, существенными нарушениями конституционных прав граждан, коррупционными и экономическими преступлениями, затрагивающими интересы государства; -в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, сотрудников правоохранительных органов; -резонансные уголовные дела, а также дела, по которым установлены факты неполноты, необъективности и волокиты расследования; -укрытые тяжкие и особо тяжкие преступления. В 2012 году это: -существенные нарушения конституционных прав граждан, в том числе пытки; -резонансные должностные, в том числе коррупционные, а также экономические преступления, затрагивающие интересы государства. В 2015 году в качестве единственного приоритета определены уголовные правонарушения, совершенные сотрудниками правоохранительных органов по службе, в т.ч. пытки. В 2018 году в качестве приоритетных дел определены: -затрагивающих интересы неограниченного круга лиц, повлекших большой общественный резонанс либо тяжкие последствия; -связанных, с причинением существенного вреда интересам государства; -по пыткам, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью или по неосторожности смерть потерпевшего; -предусмотренных Главой 17 Уголовного кодекса (далее – УК), представляющих сложность и повлекших существенное нарушение конституционных прав граждан в уголовном процессе. В соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 28 января 2020 года № 20 перечень дополнен делами, выявленными органами прокуратуры в ходе проверок при освоении средств из бюджета и Национального фонда, выделенных на реализацию государственных программ, а также в сфере противодействия коррупции, теневой экономике. Таким образом, полагаем установление исключительной подследственности дел о пытках прокурорам, будет способствовать выполнению обязательств Республики Казахстана по обеспечению международных стандартов эффективного расследования пыток.
Анализ международного опыта показал, что законодательство зарубежных стран непрерывно совершенствуется в целях создания оптимальной модели правоохранительной и судебной системы позволяющей быстро и эффективно осуществлять раскрытие и расследование преступлений, в том числе и пыток. Возложение на прокурора функции уголовного преследования от имени государства распространено во всем мире. При этом различается форма реализации данной функции. Самой распространенной формой является процессуальное руководство досудебным расследованием (31 из 33 стран ОЭСР). В отдельных странах прокурор непосредственно расследует уголовные дела. (Венгрия, Польша Португалия, Турция). Наименее распространенной формой является осуществление прокурором надзора за досудебным расследованием. В отдельных странах (Дания, Израиль, Финляндия) прокуроры уполномочены расследовать преступления в отношении сотрудников правоохранительных органов. В Германии должностные преступления и ряд других тяжких преступлений прокуроры расследуют самостоятельно. Этим занимаются специальные подразделения в органах прокуратуры Германии. Имеется опыт создания в структуре органов прокуратуры специальных отделов для расследования пыток. Так, в Молдавии имеется отдел по борьбе с пытками, который самостоятельно расследуют заявления и сообщения по указанным фактам. В Армении имеется отдельный независимый орган, которому подследственны дела о пытках. Так в рамках Специальной следственной службы создан отдел по расследованию пыток в составе восьми следователей, которым поручено расследование сообщений о пытках и жестоком обращении. Находится в подчинении Премьер-министра.[18] В Беларуси отдельный орган уполномоченный расследовать дела о пытках отсутствует. Дела данной категории может расследовать любой прокурор или следователь Следственного комитета.[19] На Украине имеется отдельный независимый орган. В офисе Генерального прокурора создан Департамент по борьбе с пытками. В Грузии единственным органом, который может возбудить уголовное дело и провести расследование применения пыток со стороны государственных должностных лиц, является прокуратура. Однако для того, чтобы деятельность этого органа могла считаться эффективной, необходимо осуществить реформу в самой прокуратуре, чтобы ликвидировать очевидный конфликт интересов, когда конкретная структура в одних случаях осуществляет расследование по заявлениям о пытках, а в других поддерживает обвинение, которое опирается на доказательства, полученные благодаря пыткам и насилию. Данный конфликт интересов, связанный с функциями прокуратуры отмечается и международными организациями[20]. Следственный отдел в Министерстве внутренних дел с прямым подчинением Министру занимается расследованием пыток в Узбекистане.[21] В Латвии в 2015 году создано Бюро внутренней безопасности для расследования уголовных преступлений, совершенных должностными лицами, подчиненными Министерству внутренних дел, Управлению пенитенциарных учреждений, муниципальной полиции и портовой полиции, за исключением полиции безопасности, а также Бюро внутреннего контроля государственной полиции, которые находятся под надзором Министерства внутренних дел[22]. В Швеции в 2015 году был создан специальный следственный отдел в составе Полицейского управления с полномочиями на независимое проведение следственной работы и сбор информации в случаях утверждений о жестоком обращении и чрезмерном применении силы со стороны сотрудников полиции. При этом Комитетом против пыток указывается об отсутствии его независимости от полицейского управления.[23] В Польше отдельный орган по расследованию пыток отсутствует. В Норвегии с 2005 года создано Бюро по расследованию полицейских дел, которое находится как вне систем полиции, так и прокуратуры. Административно это бюро хотя и подотчетно Министерству юстиции, но имеет значительную степень автономии. Следует отметить, что оно не только расследует, но и осуществляет прокурорские функции по уголовным делам в отношении сотрудников полиции и государственной прокуратуры, а также по фактам смерти, вызванной их деятельностью, или причинения телесных повреждений. Бюро имеет два региональных подразделения. В нем работают 26 человек. Управлению директора по независимой инспекции полиции в Канаде поручено расследовать жалобы в отношении сотрудников полиции. Также имеется Специальная группа по расследованиям Канады (независимый от полиции гражданский правоохранительный орган и самостоятельное учреждение в системе Министерства юстиции). Группа провела независимые расследования для определения того, имелся ли состав уголовного преступления в тех инцидентах, в которых участвовали сотрудники полиции, и кто-либо был тяжело ранен или погиб, или поступила жалоба на сексуальное насилие. Она имеет обвинительные полномочия и состояла из гражданских лиц и бывших сотрудников полиции. Во избежание конфликта интересов руководитель этой группы не может быть бывшим сотрудником полиции. Группа поддерживает регулярные контакты со средствами массовой информации[24].
Республика Казахстан являясь полноправным членом ООН присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В рамках взятых на себя обязательств, по вышеуказанным договорам принимаются меры по имплементации их норм в национальное законодательство. Однако регламентированный действующим законодательством механизм не обеспечивает эффективное расследование пыток. Исключение корпоративности при расследовании пыток, путем поручение расследования заявлений о пытках органам внутренних дел и антикоррупционной службы в отношении сотрудников других правоохранительных органов не позволило обеспечить надлежащее качество расследования пыток. В связи с этим, предлагается передать органам прокуратуры исключительные полномочия по расследованию дел о пытках. Прокуратура, осуществляющая от имени государства, высший надзор за соблюдением законности и уголовное преследование наиболее отвечает требованиям, предъявляемым к независимому органу, ответственному за расследование пыток.
[1] https://adilet.zan.kz/rus/docs/O4800000001 (дата обращения 30.04.2022 г.) [2] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z980000247_#z22 (дата обращения 29.04.22 г.) [3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000048_ (дата обращения 01.05.2022 г.) [4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000048_ (дата обращения 29.04.2022 г.) [5] МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКСПЕРТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА РАССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОВ ПЫТОК В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ - АЛМАТЫ, 2013 - 95 С. [6] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30581042 (дата обращения 01.05.2022 г.) [7] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000393 (дата обращения 01.05.2022 г.) [8] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31460860 (дата обращения 01.05.2022 г.) [9] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36843871 (дата обращения 01.05.2022 г.) [10] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34320492 (дата обращения 01.05.2022 г.) [11] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38293330= (дата обращения 01.05.2022 г.) [12] СБОРНИК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)»,21 ноября 2017 г., г. Астана [13] СБОРНИК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)»,21 ноября 2017 г., г. Астана [14] СБОРНИК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)»,21 ноября 2017 г., г. Астана. [15] Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2018 года № 789 «Об утверждении четвертого периодического доклада о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», доступ https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000789 (дата обращения 06.05.2022 г.) [16] Особенности расследования пыток в пенитенциарной системе. Научно-практический комплекс; Коллектив авторов, Под общей редакцией Г.К. Шушиковой;- Нур-Султан: Академия правоохранительных органов, 2021.-196 с. [17] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36550997&pos=5; (дата обращения 01.05.2022 г.) [18] Заключительные замечания по четвертому периодическому докладу Армении. Комитет против пыток ООН. 26 января 2017 года. [19] https://kkassiyet.wordpress.com/2021/07/02/index_prohibition_tortures2021/ дата доступа (06.05.2022 г.) [20] Концептуальные подходы по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в Грузии,Вестник института законодательства Республики Казахстан №1-2(29-30) 2013 г., Эка Беселия.стр.239 [21] Заключительные замечания по пятому периодическому докладу Узбекистана. Комитет против пыток. 14 января 2020 г. Узhttps://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G20/008/04/PDF/G2000804.pdf?OpenElement (дата доступа 06.05.2020 г.) [22] Заключительные замечания по шестому периодическому докладу Латвии*. Комитет против пыток ООН.24 декабря 2019 г. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/352/87/PDF/G1935287.pdf?OpenElement (дата обращения 04.05.2022 г.) [23] Заключительные замечания по восьмому периодическому докладу Швеция. Комитет против пыток ООН.20 декабря 2021 г. [24] Резюме обсуждений, состоявшихся в ходе семинара по теме» Обмен национальным опытом и практикой в области реализации эффективных гарантий, направленных на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в период содержания в полиции и содержания под стражей до суда. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G17/367/70/PDF/G1736770.pdf?OpenElement (дата обращения 06.05.2022 г.)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|